Программа внеурочной деятельности по немецкому языку для 7-8 классов

Раздел Иностранные языки
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА АБАКАН «ГИМНАЗИЯ»


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

На заседании КНМЦ приказом директора

Протокол №____от____ МБОУ «Гимназия»

№____от____









НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

«Чтение с увлечением»

(для учащихся 7-8 классов, 34 часа)







Составитель: Зинина Е.А.

Учитель немецкого языка






Абакан, 2015

Ум, как ручей, высыхает и старится,

если ты выпускаешь книгу из рук.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенностью современной системы образования является его гуманитаризация. При этом возрастает роль целевых, профильно-ориентированных курсов, внеурочных мероприятий. Формируемые на уроке умения и навыки развиваются во внеурочном пространстве, происходит естественный выход на результат через различные формы интеграции. В последнее время наблюдается спад интереса к чтению. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе осмысление ее может не произойти. Всем известно: «Ум, как ручей, высыхает и старится, если ты выпускаешь книгу из рук». Чтение как один из видов речевой деятельности является источником информации. Литература в целом - это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Следует отметить, что литературный компонент в преподавании иностранного языка крайне ограничен. Восполнить этот пробел помогают внеурочные занятия.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности немецкого языка «Чтение с увлечением» разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия». Назначение курса внеурочной деятельности заключается в интеграции основного общего и дополнительного образования; в формировании у обучающихся мотивации к творческой инициативе (зарождение идеи, воплощение идеи, рефлексии).

Цели курса

Образовательная цель: расширение кругозора учащихся, введение в мир литературно-художественной культуры Германии.

Практическая цель: приобщение к чтению немецкой литературы, как на русском языке, так и в оригинале.

Задачи:

  1. Повышение мотивации к изучению немецкого языка через чтение немецкой литературы;

  2. Приобретение навыков самостоятельного извлечения новых знаний по поставленной проблеме;

  3. Создание благоприятной среды для проявления и оформления детских инициатив;

  4. Становление учащихся как творческой личности (развитие креативности);

  5. Формирование таких видов компетенций как: коммуникативная, проектная, лингвострановедческая, социокультурная;

  6. Включение учащихся в проектную, исследовательскую, поисковую деятельность.

Общая характеристика курса

При изучении данного курса учащиеся готовят и представляют проекты, которые должны создать условия для реального общения учащихся на немецком языке или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации этих проектов предполагается участие всех учащихся, но степень и характер участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя, члена жюри, репортера и др. Выполнение проектных заданий позволит учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего приобретаются навыки самоорганизации, развивается коммуникабельность, повышается мотивация к изучению иностранного языка.

Главной особенностью данной программы является направленность на формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности учащихся. Это достигается за счет использования большого объема информации различных литературных жанров: шванков, немецких стихов, сказок, легенд, рассказов, текстов по страноведению.

Принципы обучения:

  • Принцип коммуникативной направленности (основная функция - создание условий коммуникации);

  • Принцип коллективно - индивидуализированного взаимодействия (основная функция - максимальная реализация индивидуальных способностей ребёнка через коллективные формы обучения);

  • Принцип добровольности, предполагающий выбор проекта, задания и т.п. по интересам.

Некоторые формы работы на занятиях по внеурочной деятельности:

  • Групповая, индивидуальная, коллективная;

  • «Защита в микрогруппах»;

  • Презентация творческих работ (авторских рассказов, стихов, диалогов, игр и т.д. по заданной тематике);

  • Интеллектуальные марафоны;

  • Викторины, кроссворды;

  • Конкурсы знатоков немецкой литературы;

  • Ролевые образные игры типа «Я - поэт/ писатель»,

  • Мини-проекты, рекламные ролики и итоговые проекты.

За счет создания атмосферы творчества и сотрудничества на занятиях акцент делается на парную и групповую формы организации деятельности. Предполагается выполнение проектных заданий в конце работы над темой, а также выполнение мини-проектов в течение одного урока.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка через внеклассную работу (7-8 классов): 34 часа - 1 час в неделю. Основу занятий составляет базовый языковой материал.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Программа внеурочной деятельности обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, традициям, языку, ценностям немецкого народа;

  2. приобретение навыков самоорганизации;

  3. умение презентовать работы креативного характера.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно ставить цели и определять задачи в познавательной деятельности;

  2. умение планировать пути достижения целей и осуществлять контроль своей деятельности;

  3. умение устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы;

  4. умение применять полученные знания в предметных областях.

Предметные результаты:

  1. формирование дружелюбного отношения к ценностям другой культуры на основе знакомства с образцами немецкой литературы разных жанров, с учетом иноязычной компетентности учащихся;

  2. расширение лингвистического кругозора и лексического запаса;

  3. формирование коммуникативных умений;

  4. повышение мотивации к изучению немецкого языка.

В результате изучения курса «Чтение с увлечением» учащиеся должны научатся:

- читать художественные тексты различных жанров, применяя разные виды чтения в зависимости от цели;

- письменно и устно переводить с немецкого языка на русский язык;

- проводить анализ произведений;

- участвовать в литературных конференциях, дискуссиях;

- доказывать и отстаивать свою точку зрения, давать оценку;

- понимать на слух короткие лекции, доклады или сообще­ния об авторах, произведениях;

- создавать и представлять групповые и индивидуальные проекты.

Содержание курса

  1. Немецкая литература для детей и юношества:

    • шванки;

    • сказки;

    • лирические и лиро-эпические произведения (басня, поэма, баллада);

    • экранизированные произведения.

  1. Немецкая классическая литература:

  • творчество писателей классиков;

  • творчество классиков немецкой поэзии.

Лингвострановедческие знания:

  • фоновая лексика (имена собственные, афоризмы, историзмы и т.д.);

  • реалии (предметы национальной культуры, географические названия, имена персонажей и т. д.);

  • безэквивалентная лексика (слова, не имеющие аналогов в родном языке).

Тематическое планирование учебного материала курса

«Чтение с увлечением»

Тема

Вид занятий

Кол-во часов

Дата

1.

Блиц-опрос «Ассоциации с понятием детская книга».

Вступительная лекция.

Тестирование.

1

2.

Издательства и сайты для детей и юношества.

Мультимедийная презентация. Знакомство с источниками информации.

1

3-4.

Экранизированные детские книги.

Просмотр фильма по книге Mirjam Pressler "Bitterschokolade".

2

5.

Обмен мнениями по фильму.

Составление диалогов с помощью клише для говорения. Инсценирование.

1

6.

Немецкие писатели:

C.Nöstlinger, E.Kästner, J. Krüss.

Лекция. Авторы немецких детских книг.

1

7-8.

Отрывки из произведений немецких писателей.

Чтение отрывков из произведений детской литературы. (адаптированных и в оригинале).

2

9-10.

Немецкие шванки. Особенности жанра.

Обзор.

Чтение шванков: «Затонувший колокол»,«Тиль Уленшпигель».

2

11-12

Шванк «Тиль Уленшпигель». Драматизация.

Инсценирование.

Работа с текстом.

2

13-14

Немецкие писатели-сказочники.

Обзорная лекция. Чтение сказок братьев Гримм, В. Гауфа

2

15.

Герои детских книг.

Мультимедийные презентации. Защита мини-проектов.

1

16.

Каких героев детских книг я знаю.

Урок-практикум. Заполнение таблиц по теме.

1

17-18.

В мире образов немецких детских текстов.

Заочное путешествие.

Конкурсная ролевая презентация «Как я познакомился с …»

1

19.

Карнавал литературных героев.

Ролевая игра. Презентация.

1

20-21.

Уроки творчества.

Написание авторских рассказов, стихов, диалогов, и их презентация.

2

22.

3 кита немецкой литературы.

Обзорная лекция с последующей викториной.

1

23.

J.W. Goethe - великий немецкий писатель.

Презентация творчества.

1

24.

F. Schiller - великий немецкий писатель.

Презентация творчества.

1

25.

H. Heine - великий немецкий поэт.

Написание рассказа по стихам Г. Гейне

1

26-27.

Уроки поэзии «В мире немецкой лирики».

Аудирование. Конкурс чтецов и переводчиков.

2

28.

Урок письма.

Написание отзывов о творчестве И.Гете, Ф.Шиллера, Г.Гейне.

1

29.

Знатоки немецкой литературы.

Интеллектуальный марафон (викторины, кроссворды).

1

30.

Актуальны ли произведения немецких классиков сегодня?

Дискуссия.

Защита проекта.

1

31.

Герои произведений И.Гете, Ф.Шиллера, Г.Гейне.

Подготовка альманаха.

1

32.

С немецким вокруг света.

Презентация плаката «Я - поэт/писатель»

1

33.

Мир образов немецкой литературы.

Брейн-ринг

1

34.

Ярмарка проектов.

Презентация долгосрочных проектов

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Компьютер.

  2. МФУ.

  3. Интернет.

  4. Доступ к электронному журналу, электронной учительской, системе ИнфоШкола.


Список литературы

  1. Амзаракова И.П. Путеводитель по миру образов немецких детских текстов: культуроведческий справочник / И.П. Амзаракова, И.С. Майнагашева. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 72с.

  2. Власова З.А. Элективный курс «Немецкая литература». 9-11 классы./ З.А. Власова. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. - 136с.

  3. Гутрова Е.Н. Книга для чтения к учебнику немецкого языка «Немецкий сегодня и завтра» (9-10 кл.) - М.: Просвещение, 1998.

  4. Мазохина Е.А. Как рождается проект. / Е.А. Мазохина. - М.: Московский комитет образования, 2001. - 152с.

  5. Пассов Е.И, Царькова В.Б. - В мире немецкого языка. - М.: Просвещение, 1998.

  6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в образовании. / Е.С. Полат. - М.: Наука, 2003. - 198с.

  7. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по изучению иностранного языка. - М.: Просвещение, 1998. - 371с.

  8. Яковлева Л.Н. Немецкая литература. Читаем вместе. 9 кл. - М.: Просвещение, 1996.

  9. Яковлева Л.Н. Немецкая литература. Читаем, обсуждаем. 10 кл. - М.: Просвещение, 1996.

  10. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. - М.: Высшая школа, 2004 - 132с.


© 2010-2022