- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа внеурочной деятельности по немецкому языку для 7-8 классов
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку для 7-8 классов
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зинина Е.А. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА АБАКАН «ГИМНАЗИЯ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании КНМЦ приказом директора
Протокол №____от____ МБОУ «Гимназия»
№____от____
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Чтение с увлечением»
(для учащихся 7-8 классов, 34 часа)
Составитель: Зинина Е.А.
Учитель немецкого языка
Абакан, 2015
Ум, как ручей, высыхает и старится,
если ты выпускаешь книгу из рук.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Особенностью современной системы образования является его гуманитаризация. При этом возрастает роль целевых, профильно-ориентированных курсов, внеурочных мероприятий. Формируемые на уроке умения и навыки развиваются во внеурочном пространстве, происходит естественный выход на результат через различные формы интеграции. В последнее время наблюдается спад интереса к чтению. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе осмысление ее может не произойти. Всем известно: «Ум, как ручей, высыхает и старится, если ты выпускаешь книгу из рук». Чтение как один из видов речевой деятельности является источником информации. Литература в целом - это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Следует отметить, что литературный компонент в преподавании иностранного языка крайне ограничен. Восполнить этот пробел помогают внеурочные занятия.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности немецкого языка «Чтение с увлечением» разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия». Назначение курса внеурочной деятельности заключается в интеграции основного общего и дополнительного образования; в формировании у обучающихся мотивации к творческой инициативе (зарождение идеи, воплощение идеи, рефлексии).
Цели курса
Образовательная цель: расширение кругозора учащихся, введение в мир литературно-художественной культуры Германии.
Практическая цель: приобщение к чтению немецкой литературы, как на русском языке, так и в оригинале.
Задачи:
-
Повышение мотивации к изучению немецкого языка через чтение немецкой литературы;
-
Приобретение навыков самостоятельного извлечения новых знаний по поставленной проблеме;
-
Создание благоприятной среды для проявления и оформления детских инициатив;
-
Становление учащихся как творческой личности (развитие креативности);
-
Формирование таких видов компетенций как: коммуникативная, проектная, лингвострановедческая, социокультурная;
-
Включение учащихся в проектную, исследовательскую, поисковую деятельность.
Общая характеристика курса
При изучении данного курса учащиеся готовят и представляют проекты, которые должны создать условия для реального общения учащихся на немецком языке или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации этих проектов предполагается участие всех учащихся, но степень и характер участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя, члена жюри, репортера и др. Выполнение проектных заданий позволит учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего приобретаются навыки самоорганизации, развивается коммуникабельность, повышается мотивация к изучению иностранного языка.
Главной особенностью данной программы является направленность на формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности учащихся. Это достигается за счет использования большого объема информации различных литературных жанров: шванков, немецких стихов, сказок, легенд, рассказов, текстов по страноведению.
Принципы обучения:
-
Принцип коммуникативной направленности (основная функция - создание условий коммуникации);
-
Принцип коллективно - индивидуализированного взаимодействия (основная функция - максимальная реализация индивидуальных способностей ребёнка через коллективные формы обучения);
-
Принцип добровольности, предполагающий выбор проекта, задания и т.п. по интересам.
Некоторые формы работы на занятиях по внеурочной деятельности:
-
Групповая, индивидуальная, коллективная;
-
«Защита в микрогруппах»;
-
Презентация творческих работ (авторских рассказов, стихов, диалогов, игр и т.д. по заданной тематике);
-
Интеллектуальные марафоны;
-
Викторины, кроссворды;
-
Конкурсы знатоков немецкой литературы;
-
Ролевые образные игры типа «Я - поэт/ писатель»,
-
Мини-проекты, рекламные ролики и итоговые проекты.
За счет создания атмосферы творчества и сотрудничества на занятиях акцент делается на парную и групповую формы организации деятельности. Предполагается выполнение проектных заданий в конце работы над темой, а также выполнение мини-проектов в течение одного урока.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка через внеклассную работу (7-8 классов): 34 часа - 1 час в неделю. Основу занятий составляет базовый языковой материал.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Программа внеурочной деятельности обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, традициям, языку, ценностям немецкого народа;
-
приобретение навыков самоорганизации;
-
умение презентовать работы креативного характера.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно ставить цели и определять задачи в познавательной деятельности;
-
умение планировать пути достижения целей и осуществлять контроль своей деятельности;
-
умение устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы;
-
умение применять полученные знания в предметных областях.
Предметные результаты:
-
формирование дружелюбного отношения к ценностям другой культуры на основе знакомства с образцами немецкой литературы разных жанров, с учетом иноязычной компетентности учащихся;
-
расширение лингвистического кругозора и лексического запаса;
-
формирование коммуникативных умений;
-
повышение мотивации к изучению немецкого языка.
В результате изучения курса «Чтение с увлечением» учащиеся должны научатся:
- читать художественные тексты различных жанров, применяя разные виды чтения в зависимости от цели;
- письменно и устно переводить с немецкого языка на русский язык;
- проводить анализ произведений;
- участвовать в литературных конференциях, дискуссиях;
- доказывать и отстаивать свою точку зрения, давать оценку;
- понимать на слух короткие лекции, доклады или сообщения об авторах, произведениях;
- создавать и представлять групповые и индивидуальные проекты.
Содержание курса
-
Немецкая литература для детей и юношества:
-
шванки;
-
сказки;
-
лирические и лиро-эпические произведения (басня, поэма, баллада);
-
экранизированные произведения.
-
-
Немецкая классическая литература:
-
творчество писателей классиков;
-
творчество классиков немецкой поэзии.
Лингвострановедческие знания:
-
фоновая лексика (имена собственные, афоризмы, историзмы и т.д.);
-
реалии (предметы национальной культуры, географические названия, имена персонажей и т. д.);
-
безэквивалентная лексика (слова, не имеющие аналогов в родном языке).
Тематическое планирование учебного материала курса
«Чтение с увлечением»
№
Тема
Вид занятий
Кол-во часов
Дата
1.
Блиц-опрос «Ассоциации с понятием детская книга».
Вступительная лекция.
Тестирование.
1
2.
Издательства и сайты для детей и юношества.
Мультимедийная презентация. Знакомство с источниками информации.
1
3-4.
Экранизированные детские книги.
Просмотр фильма по книге Mirjam Pressler "Bitterschokolade".
2
5.
Обмен мнениями по фильму.
Составление диалогов с помощью клише для говорения. Инсценирование.
1
6.
Немецкие писатели:
C.Nöstlinger, E.Kästner, J. Krüss.
Лекция. Авторы немецких детских книг.
1
7-8.
Отрывки из произведений немецких писателей.
Чтение отрывков из произведений детской литературы. (адаптированных и в оригинале).
2
9-10.
Немецкие шванки. Особенности жанра.
Обзор.
Чтение шванков: «Затонувший колокол»,«Тиль Уленшпигель».
2
11-12
Шванк «Тиль Уленшпигель». Драматизация.
Инсценирование.
Работа с текстом.
2
13-14
Немецкие писатели-сказочники.
Обзорная лекция. Чтение сказок братьев Гримм, В. Гауфа
2
15.
Герои детских книг.
Мультимедийные презентации. Защита мини-проектов.
1
16.
Каких героев детских книг я знаю.
Урок-практикум. Заполнение таблиц по теме.
1
17-18.
В мире образов немецких детских текстов.
Заочное путешествие.
Конкурсная ролевая презентация «Как я познакомился с …»
1
19.
Карнавал литературных героев.
Ролевая игра. Презентация.
1
20-21.
Уроки творчества.
Написание авторских рассказов, стихов, диалогов, и их презентация.
2
22.
3 кита немецкой литературы.
Обзорная лекция с последующей викториной.
1
23.
J.W. Goethe - великий немецкий писатель.
Презентация творчества.
1
24.
F. Schiller - великий немецкий писатель.
Презентация творчества.
1
25.
H. Heine - великий немецкий поэт.
Написание рассказа по стихам Г. Гейне
1
26-27.
Уроки поэзии «В мире немецкой лирики».
Аудирование. Конкурс чтецов и переводчиков.
2
28.
Урок письма.
Написание отзывов о творчестве И.Гете, Ф.Шиллера, Г.Гейне.
1
29.
Знатоки немецкой литературы.
Интеллектуальный марафон (викторины, кроссворды).
1
30.
Актуальны ли произведения немецких классиков сегодня?
Дискуссия.
Защита проекта.
1
31.
Герои произведений И.Гете, Ф.Шиллера, Г.Гейне.
Подготовка альманаха.
1
32.
С немецким вокруг света.
Презентация плаката «Я - поэт/писатель»
1
33.
Мир образов немецкой литературы.
Брейн-ринг
1
34.
Ярмарка проектов.
Презентация долгосрочных проектов
1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Компьютер.
-
МФУ.
-
Интернет.
-
Доступ к электронному журналу, электронной учительской, системе ИнфоШкола.
Список литературы
-
Амзаракова И.П. Путеводитель по миру образов немецких детских текстов: культуроведческий справочник / И.П. Амзаракова, И.С. Майнагашева. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 72с.
-
Власова З.А. Элективный курс «Немецкая литература». 9-11 классы./ З.А. Власова. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. - 136с.
-
Гутрова Е.Н. Книга для чтения к учебнику немецкого языка «Немецкий сегодня и завтра» (9-10 кл.) - М.: Просвещение, 1998.
-
Мазохина Е.А. Как рождается проект. / Е.А. Мазохина. - М.: Московский комитет образования, 2001. - 152с.
-
Пассов Е.И, Царькова В.Б. - В мире немецкого языка. - М.: Просвещение, 1998.
-
Полат Е.С. Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в образовании. / Е.С. Полат. - М.: Наука, 2003. - 198с.
-
Ушаков Н.Н. Кружковая работа по изучению иностранного языка. - М.: Просвещение, 1998. - 371с.
-
Яковлева Л.Н. Немецкая литература. Читаем вместе. 9 кл. - М.: Просвещение, 1996.
-
Яковлева Л.Н. Немецкая литература. Читаем, обсуждаем. 10 кл. - М.: Просвещение, 1996.
-
Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. - М.: Высшая школа, 2004 - 132с.