- Преподавателю
- Иностранные языки
- Методическая разработка по теме «Технология подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку»
Методическая разработка по теме «Технология подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Типко В.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
по теме «Технология подготовки учащихся
к сдаче ЕГЭ по английскому языку»
Цель данной методической разработки - представить систему упражнений, способствующую эффективной подготовке учащихся к успешному выполнению заданий ЕГЭ по разделу «Письмо» и разработка методических рекомендаций для учителей английского языка по работе над формированием соответствующих навыков и умений.
Раздел "Письмо" включает в себя два задания:
-
С1: написание личного письма (базовый уровень сложности - А2+);
-
С2: письменное высказывание с элементами рассуждения (повышенный уровень сложности - В2).
Задания раздела «С» - это задания со свободно конструируемым ответом или с развернутым ответом и позволяют прямо или опосредованно проверить эффективность владения всеми компонентами коммуникативной компетенции, а именно:
-
речевой (владение умениями письменной речи);
-
языковой (владение лексическими, грамматическими и орфографическими навыками);
-
социокультурной (владение знаниями о стране изучаемого языка и своей стране и навыками культуры поведения);
-
учебно-познавательной (владение стратегиями работы с иноязычным текстом, а также метапредметными умениями: сообщение и запрос информации, высказывание своей точки зрения и ее аргументация, формулирование проблемы, умение делать обобщения и выводы);
-
компенсаторной (умение решать проблему при дефиците языковых средств).
I Алгоритм работы над творческим заданием
1) знакомство обучающихся с требованиями к выполнению, а также с критериями оценивания заданий раздела «Письмо»;
2) разбор заданий, сточки зрения решаемой коммуникативной задачи;
3) разбор стратегий выполнения заданий;
4) выполнение тренировочных заданий пошагово;
5) разбор типичных ошибок;
6) выполнение коммуникативного задания полностью;
7) самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания.
1.1. Первый этап предполагает знакомство учащихся с требованиями к выполнению заданий. Он включает:
1) разбор умений и навыков, которые проверяются в заданиях;
2) изучение критериев и дополнительных схем оценивания данных заданий.
Умения, проверяемые в личном письме:
-
отвечая на вопросы, дать развернутое сообщение;
-
запросить информацию;
-
использовать неофициальный стиль;
-
соблюдать формат неофициального письма (правильная организация текста: деление на абзацы, логика, связующие слова, наличие адреса, даты, обращения, подписи и соблюдение норм вежливости: благодарность, ссылки на предыдущие и последующие контакты);
-
правильно использовать языковые средства: соответствующую фразеологию, стилистические фигуры речи, восклицания, переходные ссылки, не забывая о том, что дружеское общение, даже вербальное, должно быть достаточно выразительным и эмоциональным;
-
соблюдать объем письма (использовать 100-140 слов, что является частью коммуникативной задачи).
Изучение критериев и дополнительной схемы оценивания позволят учащемуся соотнести требования к выполнению задания с требованиями оценивания. Необходимо обсудить особенности каждого критерия оценивания и проверить, как учащиеся понимают их.
1.2. После знакомства учащихся с требованиями к выполнению заданий целесообразно сразу же перейти ко второму этапу - разбору задания. При разборе заданий следует обратить внимание учащихся на то, что каждое задание имеет свою цель и задачи и проверяет определенные умения и навыки учащихся владения уровнем коммуникативной компетенцией и требует особых стратегий выполнения.
1.3. Третий этап включает знакомство учащихся со стратегиями выполнения заданий. Знакомство может произойти в письменной форме (памятка) либо устного разбора стратегий. Стратегии понимаются как "комбинации интеллектуальных приемов и усилий, которые применяются учащимися для понимания, запоминания и использования знаний о системе языка и речевых навыков и умений; когнитивные операции, которые выбираются учащимися из числа возможных для решения коммуникативной задачи".
Стратегия выполнения здания С1"личное письмо":
-
внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке);
-
при ознакомлении с текстом-стимулом выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме;
-
составить разные типы вопросов для запроса информации -не менее трех ;
-
наметить план своего ответного письма;
-
не забыть написать адрес и дату в правом верхнем углу письма;
-
во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ (ссылка на предыдущие контакты);
-
в основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке;
-
в заключительной части письма выразить надежду на будущие контакты, написать завершающую фразу, подписать письмо;
-
проверить:
-
соответствие содержания своего ответного письма письму-стимулу (поставленным коммуникативным задачам);
-
правильность организации и логичность текста, обратив особое внимание на так называемые средства логической связи;
-
правильность языкового оформления текста.
Умения, проверяемые в письменном высказывании с элементами рассуждения С2 "Ваше мнение":
-
сформулировать проблему, выявляя ее проблемный характер;
-
высказать свое мнение, привести аргументы, доказательства и примеры;
-
высказать противоположную точку зрения, пытаясь привести соответствующие доводы;
-
объяснить, почему не согласен с точкой зрения своих оппонентов;
-
сделать вывод;
-
последовательно и логически правильно строить высказывание;
-
использовать соответствующие средства логической связи;
-
стилистически правильно оформить сочинение в соответствии с поставленной задачей;
-
точно и правильно использовать языковые средства оформления письменного высказывания.
Типичные ошибки при написании задания С2
Типичные ошибки с точки зрения критерия "решение коммуникативной задачи":
-
неумение выделить проблему и перефразировать ее;
-
незнание алгоритма составления абзаца: тезис-доказательство-вывод;
-
неумение высказать свою или иную точку зрения;
-
неумение дать развернутые и весомые аргументы и контраргументы в защиту своей точки зрения, в том числе в нужном количестве;
-
неумение делать выводы в заключении;
-
смешение видов сочинений;
-
"топиковость";
-
нарушения в объеме.
Типичные ошибки с точки зрения критерия "организация текста":
-
нарушение логичности и связности текста;
-
неправильное деление на абзацы;
-
отсутствие или неправильное использование средств логической связи.
Типичные ошибки с точки зрения языковых средств (лексики, грамматики, орфографии и пунктуации):
-
несоответствие высокому уровню;
-
однообразность лексики и грамматических структур;
-
неправильное употребление лексики и грамматических структур в речи;
-
орфографические ошибки;
-
неправильное употребление или отсутствие пунктуационных знаков.
Стратегия выполнения здания С2 "письменное высказывание с элементами рассуждения":
-
внимательно прочитать задание и строить высказывание в соответствии с предложенным планом;
-
начинать введение следует с общего представления темы \ проблемы, сформулировав две противоположных точки зрения на нее;
перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя ее дословно;
-
в основной части (второй - четвертый абзацы):
-
высказать свое мнение, раскрывая свою точку зрения и привести аргументы, доказательства, примеры (2- 3);
-
высказать чужую (противоположную) точку зрения, пытаясь привести соответствующие доводы (2-1);
-
объяснить, почему не согласен с точкой зрения своих оппонентов, аргументируя свое несогласие;
приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно выражать свое мнение не теми же словами, что раньше, а использовать перифраз, синонимию;
-
в заключительном абзаце прийти к выводу, повторно сформулировав проблему; показать, что хотя у вас есть свое мнение, вы способны видеть и другие точки зрения; тем не менее, своя кажется вам более убедительной.
-
при планировании письменного высказывания сначала продумать ключевые идеи и фразы каждого абзаца;
-
делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста;
каждый абзац должен быть написан соответствующим образом (рекомендуется в первом предложении абзаца выразить его основную мысль и далее ее развивать, подкреплять примерами и аргументами и т. д.);
-
введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объему;
-
в основной части должно быть три абзаца, приблизительно одинаковых по размеру;
-
общий объем основной части не должен быть меньше общего объема введения и заключения;
-
особое внимание уделять средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями;
-
проверить:
-
соответствие содержания своего письменного высказывания поставленным коммуникативным задачам;
-
правильность организации и логичность текста;
правильность языкового оформления текста (лексика, грамматика, орфография и пунктуация). -
посчитать количество слов (объем, превышающий 250 слов, не полежит проверке, а значит сочинение потеряет целостность и будет оценено ниже
Тренировочные задания
РМ№1
1. Какую функцию в письме выполняют следующие фразы?
-
Lots of love,
-
That's all for now. My mum is calling me.
-
Hope to hear from you soon.
-
I was very glad to get your letter
-
Keep in touch
-
I must apologize for not writing earlier
-
Dear Uncle Jerry,
-
Thank you very much.
-
Take care
-
Kate
-
Will you go there alone or with your parents?
-
Moscow, Russia
-
2. Найдите и отметьте галочкой правильно написанные даты.
-
2014, June 3
-
3 June, 2014
-
7th march, 2014
-
March 7, 2014
-
07/03/2014
6