- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья «Успешная социализация учащихся школы как важнейший результат обучения английскому языку»
Статья «Успешная социализация учащихся школы как важнейший результат обучения английскому языку»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова Н.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Успешная социализация учащихся школы
как важнейший результат обучения английскому языку»
Главным социальным заказом в современном обществе является не только воспитание, развитие и образование личности, но и качественная подготовка её к взрослой жизни в обществе, с его законами, обязанностями, правами. И именно школа является сегодня образовательно-развивающим социокультурным центром, где ставится важнейшая задача создать условия для такой системы личных способностей, знаний и умений, которая позволила бы ребёнку в дальнейшем полноценно включиться в мир, меняющийся на глазах.
Чтобы реализовать эту задачу, необходимо знать сущность, особенности, формы процесса социализации и возможность влияния на него, определить приоритетные качества личности, способствующие самореализации и самоактуализации в современных социально-экономических условиях; выработать пути формирования личности и новые подходы в учебно-воспитательном процессе.
Развитие личности как социального существа особенно активно осуществляется в среднем и старшем подростковом возрасте. И этот период является особенно важным в процессе социализации подростка. А его успешность зависит от профессионализма учителя, его умения построить уроки и внеклассную деятельность таким образом, чтобы подростки стремились пополнить свои знания и умения, стать компетентными в социальной сфере.
Современный выпускник средней школы - это человек, самостоятельно добывающий знания, готовый к принятию нравственных решений. Это человек осознающий разнообразие жизненных ценностей и собственную самоценность; умеющий осуществлять выбор, жить и работать в разновозрастном коллективе; способный планировать свою жизнь в соответствии с целями и принимать ответственные решения; имеющий определённый опыт деятельности - в группе, в паре и самостоятельно, с различными источниками информации.
Что же способствует тому, чтобы юноша или девушка, окончив школу, соответствовали требуемой модели?
Прежде всего, следует рассмотреть понятие самого термина. По мнению американского социолога Ф.Г. Гиддингса «социализация - это развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». Другое определение гласит: «Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте».
Сущность социализации состоит в сочетаемости приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. В процессе усвоения и дальнейшего развития у школьников социально-культурного опыта трудовых навыков, знаний, норм, ценностей и традиций происходит включение его в систему общественных отношений и формирование у него социальных навыков.
Процесс практической социализации осуществляется при обучении школьников, в процессе их воспитания, во внеклассной деятельности.
Уроки английского языка, внеклассная деятельность по предмету, участие подростков в проектной и исследовательской деятельности - всё это даёт большие возможности для учителя по решению задач успешной деятельности обучающихся.
На уроках учащиеся постигают средством английского языка окружающую действительность и самих себя. В значительной степени этому способствует применение игровой технологии. В ходе игр учащиеся выступают в конкретных социальных ролях, вырабатывают цепочку решений, подходят к результату, целью которого является нахождение правильного решения на определённый социальный вопрос в ситуации наиболее распространённой в реальной жизни.
Всё это помогает обучающимся адаптироваться в окружающем их социуме. Таким образом, через деловые социальные игры стимулируется приобретение опыта общения в роли семьянина, домохозяйки, делового партнёра, корреспондента, гида, турагента и т.д. Социальная роль важна тем, что включает в себя множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Основой взаимодействия личности с социальной средой является участие в деятельности. Эта деятельность позволяет моделировать ситуацию, используя нормы, правила, знакомя учащихся с поведенческими штампами, приучают их к выполнению личностно-социальной роли.
Проектная технология широко применяемая к английскому языку, открывает большие возможности для социализации личности обучающихся, потому что основа проектирования - это развитие интеллектуальных умений и навыков, реализующих учебную и познавательную деятельность учащихся при условии обеспечения познавательной и социальной мотивации. Она во многом пересекается с дифференцированном, развивающим подходами к обучению и несёт в себе большой воспитательный потенциал: развиваются самостоятельность, независимость мышления, ответственность, уважение к партнёрам, потребность сотрудничества, - что способствует успешной социализации школьников.
Надо отдать должное текстам и учебным материалам учебников. Они, по большей части, сегодня ориентированы на то, чтобы учащиеся узнавали, не оторванные от жизни и практики факты и информацию, а достоверные данные.
Учащиеся старших классов «проходят» процесс социализации через знакомство с такой темой, как «Социальное обеспечение». Они узнают о различных выплатах, пособиях, пенсиях, которые полагаются им и их родственникам.
Значительную роль в социализации личности обучающихся также играет исследовательская деятельность. Начав ещё в школе проводить исследования в различных научных областях, почувствовав интерес к творчеству и открытию, ученик в дальнейшем, наверняка, продолжит эту деятельность и в университете. Это - ступенька к серьёзной научной работе в будущем.
Исследовательская деятельность учит подростка быть ответственным, дисциплинированным, любознательным, трудолюбивым и смелым. А всё это - основные составляющие личности успешного человека. В воспитательной работе социализация школьников может осуществляться на основе двух компетентностных форм работы:
- социальные проекты, нацеленные на решение той или иной социальной проблемы, выходящей за рамки непосредственной повседневной жизни классного коллектива и имеющей практическую значимость для конкретных людей и групп (дети из Детского дома, инвалиды, ветераны);
- социальные акции, нацеленные на привлечение внимания широкой общественности или отдельных целевых групп, например, представителей местной власти к значимым социальным проблемам (экологическим).
Реализация социальных проектов и акций формирует умение прийти к решению той или иной проблемы таким образом, чтобы получить отклик внешней среды (социальной или природной) на это решение.
Большое значение в последнее время приобретает внутришкольная профилизация на основе индивидуальных учебных планов учащихся, что также благотворно воздействует на процесс социализации школьников. Начиная с 9 класса, ученики нашей школы проходят предпрофильную подготовку, занимаются на элективных курсах, выбранных по собственному желанию и интересам. С ними проводится информационно-профориетационная работа. В дальнейшем, при поступлении в 10-й класс они отдают предпочтение определённому профилю. Осознанный выбор предметов на профильном уровне говорит о том, что у учащегося сформирована мотивация к изучению необходимых ему дисциплин. Обучаясь в профильных классах, подростки, естественно, в большей степени готовятся к вступлению в то общество, где они будут специалистами, коллегами по работе, учатся работать в команде, сотрудничать, быть толерантными и целеустремлёнными.
Выпускники школы хотят быть успешными, а задача педагогов - помочь им уже сейчас, умело проводя социализацию личности обучающихся в школе.
Литература
1.Белицкая Г.Е. Социальная компетенция личности/ Сознание личности в кризисном обществе.- М., 1995 - 197с.
2.Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. - М. ООО «ТНД «Русское слово - РС», 2008. - 208с.
3.Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. Заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. - 240с.
4.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007. - 132с. (школьное образование).