Современные образовательные технологии

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Современное общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. И как следствие, одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение современных  технологий, соответствующих требованиям времени. В этой связи, использование на уроках иностранного языка приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) и РКМ (технологии развития критического мышления) приобретает особую актуальность.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ТРИЗ и РКМ технологии как средство развития критического и творческого мышления учащихся на уроках английского языка»

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Современное общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.

И как следствие, одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение современных технологий, соответствующих требованиям времени.

В этой связи, использование на уроках иностранного языка приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) и РКМ (технологии развития критического мышления) приобретает особую актуальность.

ТРИЗ - теория решения исследовательских задач, разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Но со временем, развиваясь, ТРИЗ успешно «перекочевала» в другие сферы жизни, в том числе и в педагогику. Сущность ТРИЗ - решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.

Что это значит «открытые задачи»? Существуют «закрытые и открытые задачи».

Формула закрытой задачи: чёткое условие + утверждённый способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утверждённого способа решения (а значит, и мышления!) - снижение оценки. А жизнь требует умения решать задачи другого типа. Это задачи, в которых не всегда понятно условие, нет чёткого стандартного пути решения, зато возможны разные варианты ответа. Такие задачи называются - открытыми.

РКМ - (технология развития критического мышления) - это педагогическая технология (авторы: Ч.Темпл, К.Меридит, Дж.Стил, С.Уолтер), направленная на развитие критического мышления обучающихся.

Эти две технологии удачно дополняют друг друга и не вызывают противоречий в учебно-воспитательном процессе, поскольку творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование старого решения той или иной задачи.

Однако использование этих приемов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык - это и предмет изучения, и орудие труда. Таким образом, необходимо не только научиться решать поставленные вопросы творчески, но и овладевать исходной языковой базой (обучать лексико-грамматической и фонетической стороне речи, формировать навыки чтения и письма). Это означает, что необходимо адаптировать приемы ТРИЗ и РКМ технологий к предмету иностранный язык.

Рассмотрим применение приемов в рамках обучения иноязычной речевой деятельности.

Основными приемами формирования произносительных и интонационных навыков являются фонетические разминки, звукоподражательные и интонационные игры, ролевые игры, речевые проблемные ситуации, однако все они подаются в контексте приемов ТРИЗ - технологии: 1. «Сочиняем сказки», РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), «Театрализация», «Оживи картину», «Круги по воде», «Прослушивание с остановками», которые придают процессу формирования произносительных навыков яркую творческую и коммуникативную окраску.

1. «Сочиняем сказки»

В самом начале процесса постановки иноязычного произношения необходимо познакомить учащихся со строением речевой полости и, следовательно, раскрыть имеющиеся у них резервы. Как это сделать? Для этого случая существует замечательная игра-сказка "Mr. Tongue" - «Господин язычок», где учащиеся персонифицируют речевой орган язык и изучают различные позиции постановки языка при иноязычном произношении.

Главное действующее лицо - персонифицированный орган - язык.

Место действия - речевая полость.

Время действия - утро.

Сценарий сказки зависит от тех звуков, которые необходимо отработать на данном уроке. Ученики выполняют нужные действия, наблюдая процесс в зеркало.

Эту игру можно бесконечно усовершенствовать и дополнять, в зависимости от поставленных задач.

2. «Оживи картинку»

Для презентации и отработки звуков можно с успехом использовать звукоподражательные игры. Игра «Старый дом» позволяет тренировать любые необходимые звуки. Учитель погружает с помощью установки детей в атмосферу старого дома, где каждая вещь говорит на своем языке, но чтобы услышать эти звуки, нужно прислушаться. Ученики имитируют звуки дома, попутно тренируя фонетические явления.

Эту игру можно усложнить на последующих этапах обучения и предложить поговорить от имени какой-либо вещи, соблюдая фонетические нормы изучаемого языка.

3. «Театрализация»

Для формирования интонационных навыков можно с успехом использовать игру «Оркестр». Учитель пишет на доске предложения и интонирует их, показывая движение тона голоса стрелками. Далее учитель дает образец интонационной структуры в связном предложении, ребята смотрят на доску, следят за движение палочки, которая показывает движение тона голоса, и повторяют за учителем.

Данный прием эффективен на любом этапе освоения фонетики. Его можно использовать как фонетическую зарядку при повторении интонационных структур и в старших классах.

Другим вариантом при работе над произношением на начальном этапе, а особенно для развития умения слышать разницу между иноязычными русским вариантом произношения одних и тех же звуков, является игра «Иностранцы в России». Эта игра стоится на проговаривании русских пословиц с английским акцентом.

4. прослушивание (чтение, просмотр) с остановками

Этот прием эффективен при работе над текстом проблемного содержания, а так же при работе с визуальными пособиями. Прием «Прослушивание с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Это прием актуален и для формирования лексико - грамматических навыков, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание. Если таковая цель имеется, то можно направить речевую деятельность учащихся в конкретном грамматическом русле, например, на стадии прогнозирования, активизировать структуры будущего времени и сослагательного наклонения.

Пример английского языка в 7 классе

Тема: «Do you have any problems with your friends?»

Цель: формировать навыки говорения по теме, тренировать структуру to be going to

Задачи:

(пред прослушиванием текста учащимся предъявляется картинка к тексту)

Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на вопросы:

  1. Where is the story set?

  2. Who are the main persons?

(учащимся предъявляется фрагмент 2 текста в записи на аудиокассете)

Вопрос:

  • What are Jackie and Terry are going to do?

(предъявляется в записи фрагмент 3)

Вопрос:

  • What is the girl going to do?

(предъявляется фрагмент 4)

Вопрос:

  • Will Terry put the cigarettes back ? Why?

(предъявляется фрагмент 5)

Вопросы:

  • What does the girl think about Terry?

  • Is Terry a true friend? Why?

Необходимо отметить, что невозможно отдельно обучать только лексике или грамматике иностранного языка, поскольку все лексические единицы связаны между собой по законам грамматики. Поэтому речь идет именно об обучении лексико - грамматической стороне речи. Здесь используется весь арсенал приемов ТРИЗ и РКМ технологий: «Мозговой штурм», «Метод контрольных вопросов», «Бином фантазии», «Метод ассоциаций», «Синквейн», «Экспертиза», «Лови ошибку» «Метод фокальных объектов», «Загадка», «Круги Эйлера», «НИЛ», приемы РКМ технологии: игра «Как выдумаете», «Инсерт», «Кластер», «Дерево предсказаний», «Оживи картину», «Зигзаг», «Бортовой журнал», «Двухчастный дневник», «Чтение с остановками», Игра «Да - нет», «Круги по воде», «Верно - не верно», РАФТ (роль аудитория, форма, тема).

Предлагаю ближе познакомиться с данными приемами.


1. Кластеры

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого - либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Пример урока в 8 классе

Тема: «Travelling».

Цель: Ответить на вопрос «Почему люди путешествуют?». Ввести новые лексические единицы, тренировать учащихся в употреблении порядка слов в предложении.

Задача: Составить кластеры к ответу на вопрос.

Why do people travel? Give your reasons…

Примечание: на последующих этапах изучения темы можно возвращаться к созданным кластерам и дополнять их информацией.

2. Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой - либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

Пример урока в 7 классе.

Тема: "Environment"

Цель: Обобщить полученные знания по теме, закрепить употребление конструкции Simple Future и Subjunctive mood.

Задача: В качестве эксперта экологической организации, изучить информацию и спрогнозировать возможные изменения окружающей среды на ближайшие 100 лет.

Dear friends, people! You live on the one of the most beautiful planet - Earth. It is surrounded by water and shines blue in the space. Your planet servers as a home for different animals and plants and for you too, people. So many wonderful oceans and sees, wild woods and deserts, mountains and rivers can we see in the dark. A lot of peoples have a great dream to be Eathers and to breath the clean air. Stop the destroying of the wildlife and the spoiling of the environment in other way you will damage your planet. Many hundred years ago our planet was like your. But now…. Oh, now we haven't chances for live!

3. Загадка

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.

Пример урока во 2 классе.

Тема: "Animals"

Цель: активизировать лексические единицы по теме, тренировать учащихся в употреблении структуры вопросительного предложения Is it…..?

Задача: угадайте, что это за животное.

It can jump, but it is not a kangaroo,

It can run, but it is not a dog,

It can swim, but it is not a fish,

It is strong, but it is not an elephant.

(a tiger)

Примечание: учащиеся могут составлять загадки самостоятельно после того, как освоят этот прием.

4. Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Пример из урока в 8 классе по теме «Getting to know each other»

Цель: расширить словарный запас по теме «Характер человека».

Задача: подберите как можно больше слов по теме «Характер человека» к имени на соответствующую букву.

Результат работы учащихся:


a

d

m

i

r

a

b

l

e


s

m

a

r

t







f

r

a

n

k




r

e

l

i

a

b

l

e




s

e

n

s

i

b

l

e




f

a

i

r





Приемы технологии ТРИЗ

5. Синквейн

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

  1. В первой строчке называется тема (обычно это существительное).

  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (прилагательные).

  3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

  4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Данный прием ТРИЗ можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова. Прием Сиквейн позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.

Пример урока в 9 классе.

Тема «Famous people».

Цель: Активизировать в речи учащихся Л.Е. по теме, обучать связному высказыванию по теме.

Задание: Составьте синквейн к тексту

Результат работы учащихся:

1.

Имя (название, личность, предмет, звание…)

Peter the Great

2.

Два прилагательных, описываю-
щих эту личность

powerful, strong

3.

Описание действий (3 глагола)

made, built, improved

4.

Фраза из 4 слов, которые выра-жают сущность

"a window into Europe"

5.

Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия

emperor (tsar, ruler)

6. Метод ассоциаций

Этот метод так же можно назвать как метод гирлянд случайностей. Его задачей является создание новой, оригинальной, полезной модификации чего - либо.

Пример урока английского языка в 6 классе.

Тема: "Home sweet home"

Цель: активизировать употребление Л.Е. по теме.

Методика работы: работа идет в группах по 4 человека. Необходимо создать мебель будущего.

Даны слова:

  • a chair, a lamp, a hat, wind.

  • a fridge, a loud speaker, a tape, a TV set.

.

Результат работы 1 группы: a chair in a form of a hat with a ventilator on the right and a lamp under the chair.

Результат работы второй группы: a fridge with a loud speaker which informs about condition of the food with an installed tape and a TV set.

Обучая чтению, решая практические задачи (обучение чтению с общим охватом содержания прочитанного и выделением значимых фактов (просмотровое чтение), с полным пониманием и извлечением конкретной информации (изучающее чтение), умению ответить на поставленные вопросы или сформулировать их, составить план к тексту и так далее (список традиционных задач урока можно продолжить), достигается главное - развитие умения критически осмысливать предложенную информацию, размышлять, проводить рефлексию приобретенных знаний с опорой наличный опыт обучающегося. В этом помогают приемы РКМ технологии :«Мозговой штурм», «Метод контрольных вопросов», «Экспертиза», «Лови ошибку» «Метод фокальных объектов», «Загадка», «Круги Эйлера», «НИЛ», приемы РКМ технологии: игра «Как вы думаете», «Инсерт», «Кластер», «Дерево предсказаний», «Оживи картину», «Зигзаг», «Бортовой журнал», «Двухчастный дневник», «Чтение с остановками», Игра «Да - нет», «Круги по воде», «Верно - не верно», которые позволяют и усваивать, и графически закреплять полученную информацию, а значит развивают и навыки письма.

  1. Инсерт

Инсерт, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико - грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

I - interactive
N - noting
S - system
E - effective
R - reading

and

T - thinking

Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления

" V " - уже знал
" + " - новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы



Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Пример урока в 9 классе.

Тема: Нealthy living guide.

Задачи: Расширить познавательную сферу учащихся. Обучать изучающему чтению. Обучать оценочному высказыванию с использованием структур: \I think that\ I didn't know that\, I am of opinion that\, it is new for me that\, I don't understand why…..

Задание учащимся: прочтите статью из британского журнала «Healthy» и скажите, какие, по вашему мнению, симптомы сопутствуют хронической усталости?


  1. Depression


  1. Irritation


  1. Headaches


  1. Insomnia


  1. Teeth aches


  1. Backaches


  1. Sleepiness


  1. Temperature


  1. A sore throat

Any appetite


Such a strange illness!

When most of us hear the "word" tiredness, we immediately think about trying to have a rest. You have attempted to sleep on Sunday and on Saturday, but without any effort. It is insomnia! You don't feel well. You don't have any energy, any appetite and your body isn't fit. Besides headaches and irritation make you worry. May be it is an influence? It seems you have a temperature! What is the matter? To have a diet? To visit a doctor? To take vitamins? To stay in bed? You are not ill and don't feel well! You don't want to visit your friends, to go for a walk. You are not interested in sport, music and other things. Oh, you are visited by depression! Such a strange illness! You think, that a rest should be about more than just to sleep. But what should you do……?

Symptoms of chronic tiredness

Примечание: После работы над текстом и заполнением таблицы организуется обсуждение проблемы, где учащиеся используют предложенные им речевые образцы, соответствующие значкам. Например «V» - I think, that……. « - » - I didn't know that….

2. Бортовой журнал

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Цитата

Комментарии

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

Цитата

Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

Вопросы к учителю


Пример урока в 9 классе.

Тема: «Healthy living guide»

Цель: активизировать лексический материал по теме. Обучать изучающему чтению и монологическому высказыванию на основе прочитанного.

Задача: прочитать предложенный текст. Заполнить таблицу.

Seven deadly health sins

When the Bible set down the Seven Deadly Sins they were not meant to be taken literally. Few of us will die of pride envy or anger. There are, however, modern health sins which are in fact far more deadly.

Two of them - obesity and physical inactivity are known from ancient times. They are joined by the modern bad habits: smoking, drinking too much alcohol, and the surprising "danger" of sleeping too much or too little, eating between meals and skipping breakfast. In combination, these poor health habits could double the chance of dying or lead to different diseases for those who survive.

Of course sleeping too much or too little, snacking and skipping breakfast are not quite as deadly as smoking, obesity or drinking. But they are indicative of dangerously chaotic lifestyles.

Regularity in life promotes your health. Sleeping seven or eight hours, getting up early, eating breakfast, a healthy diet and regular meals is really a good way to live.

Результат работы учащихся:

Information of good and bad habits

Commentary

1. People can die of pride, envy or anger.

I don't agree. There are many people which are very angry, but they live happy, have got money and a good job.

2. Obesity and physical inactivity are known form the ancient times

I agree. I think people like eating tasty food from the ancient times. That is why they have led to obesity.

3. Too much or too little sleeping is dangerous.

I am of opinion that only too little sleeping is dangerous for health.

4. Drinking alcohol and smoking are bad habits.

Quite agree.

5. Eating between meals and skipping breakfast is unhealthy.

Of course, but all the people are very busy today. They haven't got an opportunity to have regularly meals.

6. Poor health habits double the chance of dying or lead to diseases.

I agree. Many people for example die of cancer, because of smoking and drinking.

7. Sleeping so much as your want is good for health.

That true. Sleeping is useful.

8. Eating regularly is a good way to live.

Quite true. I'd like to have a diet too.

Подводя итог сказанного, хотелось бы подчеркнуть, что использование ТРИЗ и РКМ технологий в современном образовательном процессе позволяет решать весь спектр практических, развивающих и образовательных задач учителя иностранного языка, позволяет выстроить урок методически грамотно и добиться, при этом, высоких результатов обучения, а главное, сохранить контингент обучающихся, что в условиях современных преобразований является весьма значимым.

Отрадно и то, что применение приемов данных технологий не требуют специальных затрат на приобретение материально - технического оборудования. Творческие чудеса могут рождаться на обычной школьной доске и в ученической тетради, хотя бесспорно, применение современных информационно - коммуникационных технологий сделает процесс обучения более привлекательным и продуктивным.





© 2010-2022