Сообщение Проблемное обучение на уроках английского

   Целью моей педагогической деятельности является формирование  у школьников умения гибко  ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие  знания для самореализации. Для реализациии основной цели обучения и вытекающих из нее задач мною используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения, которые направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления. Проблемное обучение на урока...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное обучение на уроках английского языка - способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности

Вараксина Н.А.

МКОУ «Шатровская СОШ»

учитель английского языка

высшей категории

«Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт). Этот мудрый афоризм очень точно выражает сущность проблемного обучения. Другими словами, основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

Я - сторонник проблемного обучения.

Однажды пассажир, путешествующий на корабле, заметил бесчисленное множество больших и небольших подводных скал, которыми было усеяно море. Обратившись к рулевому, он спросил: - Господин рулевой, как вам удаётся пройти среди множества скал? Вы, наверное, знаете здесь каждый камешек, чтобы миновать его. - Нет - ответил рулевой - камней-то я не знаю, но я знаю самые глубокие места, где можно безопасно провести корабль. Так получается, что часто в жизни мы почему-то видим камни, но не видим пути, по которым можно обойти эти камни. Ищите пути решения проблемы, а не заостряйте внимание на самой проблеме.

Целью моей педагогической деятельности является формирование у школьников умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.

Для достижения желаемого результата из поставленной цели вытекают следующие задачи:

Обучающие:

  • формирование учебных навыков работы

  • формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах

  • познание достижений национальных и общечеловеческих ценностей Развивающие:

  • развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию

  • развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля

  • развитие этикетных норм (речевой такт и поведение)

Воспитательные:

  • совершенствование нравственных качеств личности (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество)

  • выработка языковой, этнической и расовой терпимости, уважения к другим культурам

  • ознакомление с культурой стан изучаемого языка и их связями с мировой культурой

Новизна данной концепции состоит в использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических технологий: проектной методики и информационных технологий, в создании доброжелательной атмосферы на уроке.

Для реализации основной цели обучения и вытекающих из нее задач мною используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения, которые направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления.

Виды активных методов обучения: учебно-тематическая дискуссия, метод «круглого стола», деловая игра, «интеллектуальный штурм», которые я

постоянно использую в своей работе.

Важным в проблемном методе обучения является тот факт, что при проблемно-поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке.

Например, при изучении темы: « Западные демократии. Они демократичны?» в 10 классе на предтекстовом этапе предлагается следующая проблемная ситуация:

Что такое демократия? Учащиеся могут выбрать ответ из предложенных вариантов. Только один из них People do what they want является нежелательным, так как именно он подводит к мысли о подмене понятия демократии вседозволенностью.

Таким образом, учащиеся должны решить данную проблему, не читая и не слушая аудиотекст. Затем с помощью аудирования или чтения ученики проверяют правильность своих предположений. Т.е. за основу для высказывания учащимся дается не готовый текст, а слово.

Используя технологию проблемного обучения говорению, следует заранее предложить учащимся подготовить вопросы друг другу по теме, определить правила ведения обсуждения: организационный момент, этические нормы, обязанность всех использовать речевые клише в речи, определить средний объем высказываний (количество предложений), аргументированность высказываний. А также стимулы и опоры. Например, текст (общий или индивидуальный). Он может даваться одному ученику заранее для изучения и изложения в своей группе. Тексты должны включать знакомый лексико-грамматический материал, не должны быть большими по объему. Возможно использование текста на русском языке. Опора может быть в виде тезиса, краткой формулировки точки зрения по проблеме (чье-то высказывание).

Например, при изучении темы: «Театр» (УМК Кузовлева В.П.) ученики изучают предложенные высказывания подростков о театре, любимых театральных жанрах. Затем выбирают тот, который в большей мере соответствует их мнениям. И, опираясь на данное высказывание, рассказывают о своем отношении к театру. Можно построить свое высказывание на том, с чем они не согласны и почему, рассказать о своих предпочтениях. В данном случае учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает самим найти способ его разрешения; побуждает делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять различные мнения.

Я также предлагаю классу рассмотреть проблему с различных позиций, например, с точки зрения артиста, зрителя, режиссера, человека, который предпочитает театру кино и др.

Важным моментом является подведение итогов обсуждения проблемы. Для того, чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль, как учителя.

Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией.

Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал - умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики.

В заключение следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.

Среди моих учеников нет неуспевающих, качество знаний по всем видам речевой деятельности составляет 60%, ежегодно мои ученики являются участниками и призерами районных Олимпиад по английскому языку. Две ученицы успешно сдали ЕГЭ по английскому языку в 2012 году, несколько учеников решили посвятить свою будущую профессию английскому языку и сейчас один юноша успешно учится на факультете иностранных языков гуманитарного ВУЗа.

4


© 2010-2022