• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Доклад на методическом объединенииучителей иностранного языка гор. Твери по теме: Системный подход к изучению грамматики английского языка

Доклад на методическом объединенииучителей иностранного языка гор. Твери по теме: Системный подход к изучению грамматики английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ МИхайловской ВСОШ

Доклад на методическом объединенииучителей иностранного языка гор. Твери по теме:

Системный подход к изучению грамматики английского языка


Выполнила: преподаватель английского языка Назарова Елена Викторовна

31.10.2015





Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….3

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………18

Список использованной литературы ………………………………………………………………………………………………20



































Введение.

В настоящее время существует множество методик преподавания английского языка. Однако по-прежнему учителя пытаются найти такой подход к обучению, который сделал бы процесс овладение языком качественным и экономичным по времени. По сей день у изучающих иностранный язык существует разрыв между теорией и практикой, отсутствует определенная система полученных знаний. Многие, кто изучал язык в школе, жалуются, что ничего не помнят из школьной программы и не могут говорить на иностранном языке.

Возникшая в 80-е года ХХ века коммуникативная методика обучения запутала и без того нуждающиеся в упорядочении методы. Как утверждают специалисты из многих стран, сегодня систему коммуникации нельзя назвать целостной методикой, скорее это комбинация нескольких методов неудовлетворяющих обучающих и обучающихся своими результатами. Поэтому коммуникативная методика, направленная на приобретения коммуникативной компетенции, к таковой не приводит.

Принимая во внимание все вышеизложенное, мы понимаем, что на смену современным методам, должен прийти другой, научно-обоснованный, который бы давал качественные результаты, необходимые для полноценного использования иностранного языка. Все вышеупомянутые проблемы объясняют актуальность данной исследовательской работы, темой которой является: «Системный подход к обучению английского языка».





































Основная часть

1. Формирование грамматических навыков на основе системного подхода.

Основной целью обучения грамматике является формирование у учащихся грамматических навыков, как одного из важнейших компонентов речевых умений. В связи с этим необходимым условием является выявление лингвистической прогрессии, которая обеспечивала бы системную и последовательную презентацию грамматического материала. Необходимо также создать все возможные условия для осмысленного восприятия внутриязыковых отношений и связей на каждом этапе предъявления материла.

Для решения этих задач следует учитывать 3 обстоятельства:

- обеспечение доступности восприятия языкового материала;

- предоставления достаточного количества разнообразных упражнений для выработки навыков оперирования этим материалом;

- моделирование ситуаций использования этого материала в речевой практике.

При системном подходе представление теоретического материала занимает 5-7 минут аудиторного времени, что позволяет оставлять большую часть занятий для выполнения языковых упражнений. Экономичность времени при объяснении грамматических структур достигается использованием ряда приемов: сначала учитель указывает функцию грамматической структуры, затем он дает ориентировочные параметры, объясняя, посредством каких языков средств образуется данная грамматическая структура, и в заключении дает примеры употребления соответствующей структуры в предложении (как правило, в двух предложениях с субъектом в единственном и множественном числе) с постановкой общих и специальных вопросов и краткими и полными ответами на общие вопросы.

Презентация грамматического материала при системном подходе разделена на 3 уровня:

- На базисном уровне девять видовременных структур, входящих в группы Simple, Continuous и Perfect представлены не последовательно (не по видовому принципу), а с учетом создания наилучших условий из осознания, выявления системных взаимосвязей и применения на практике.

В то же время при таком порядке учитывается факт восприятия англоязычных грамматических структур носителем русского языка, для которого ряд образований является сложным для восприятия и употребления, т.к. значительно отличается от привычных форм выражения мысли на родном языке.

Принимая во внимание выше сказанное, на начальном этапе, в след за рассмотрением вопроса о смысловых категориях рода имен существительных, объектом изучения становится спряжение глагола-связки to be, которые предполагается не учить наизусть, а запоминать при помощи выполнения тренировочных упражнений.

  1. Поначалу, это могут быть упражнения на подстановку в простых повествовательных предложениях соответствующих форм данного глагола и, наоборот, на подстановку к ним личных местоимений, например: you … nice; … is interesting.

  2. Затем можно рассмотреть несколько названий профессий, выраженных в русском языку заимствованными из английского словами (a programmer, a doctor, a manager) и сделать объектом тренировки употребление данных слов с глаголом to be.

  3. После этого можно перейти к образованию общих вопросов, при этом давая утвердительные и отрицательные ответы на задаваемые вопросы. Например, - Are you are doctor? - Yes, I am/ No, I am not.

  4. Завершающим на данном этапе становятся переводные упражнения и упражнения на использование глагола-связки в диалоговой речи.

  5. На следующем этапе можно продолжить формирование навыка употребления глагола связки to be при рассмотрении предлогов места в предложениях типа: the book is on the table.

На данном этапе ученики выполняют подстановочные упражнения, задают общие и специальные вопросы к предложениям устно или письменно, делают переводные упражнения.

Но, несмотря на многочисленные упражнения, навык спряжения и употребления глагола to be требует дальнейшего формирование.

Этой причиной вызван переход к рассмотрению времени Present Continuous, в котором глагол to be употребляется в качестве вспомогательного. Учитель вводит теоретический материал по данной теме, а глагол to be тренируется в упражнения, как неотъемлемая часть изучаемой структуры.

Формирование навыка употребления Present Continuous происходит в следующей последовательности:

- образование и спряжение форм данной временной структуры;

- выполнение трансформационных, подстановочных и переводных упражнений. На последнем этапе большое внимание уделяется упражнениям на генерирование речи и диалогической работе в парах.

Следует упомянуть, что в рамках темы Present Continuous рассматривается выражение to be going to. К концу освоения данной темы у учащихся завершается освоения навыка оперированием глагола to be, и поэтому мы можем вернуться к рассмотрению настоящего простого времени.

При изучении данной темы учитель использует двухэтапную презентацию и тренировку лексики: сначала в первых двух лицах и в 3-ем лице множественном числе, затем в 3-ем лице единственном числе.

Особое внимание уделяется тренировке вопросов к подлежащему и выполнению упражнений на употребления наречий, которые используются как ориентиры данной временной структуры. Например: My friend works at this office. -Who … at this office? ; Tom goes to school … . На данном этапе выполняются упражнения на выбор одной из двух временных структур (Present Simple или Present Continuous), а также составляются рассказы с их использованием.

Следующей презентуемой видовременной формой является Past Simple. Первым пунктом рассмотрения, в соответствии с принятой последовательностью, становится форма прошедшего времени глагола to be. На данном этапе выполняются упражнения на спряжения глагола to be, трансформационные упражнения, упражнения на употребление обстоятельства времени.

Дальнейшее освоения данной видовременной структуры базируется на двухэтапной презентации материала: сначала формируются навыки употребления правильных глаголов, а затем тренируется употребление неправильных глаголов в Past Simple. Изучив данную тему, ученики переходят к рассмотрению структуры Past Continuous.

Формирование навыков употребление этой видовременной формы происходит в той же последовательности, которая наблюдалась при работе с видовременной формой Present Continuous. Следует заметить, что на данном этапе очевидным показателем результата является появление языковой интуиции (первого порядка), дающей возможность дифференцировать в речи выражение двух пар оппозиционных представлений, заложенных в четырех изученных к этому этапу видовременных структур (Present Simple, Past Simple, Present Continuous, Past Continuous): длительность - недлительность, настоящее - прошедшее. Именно в плане разграничения употребления соответствующий структур, следует строить дальнейшие упражнения. Для этого могут быть использованы подстановочные упражнения, упражнения на продуцирование ответов на общие вопросы, упражнения на генерирование речи с заданными временными параметрами.

Полученные знания позволяют перейти к овладению простым будущем временем. Трудность изучения данного времени вызвана наличием отрицательной формы won't и неупотреблением данной временной структуры в придаточных предложениях времени и причины, поэтому для формирования прочных навыков употребления данной временной структуры я предлагаю выполнять упражнения, в которых ученики будут давать отрицательные ответы на вопросы, буду трансформировать утвердительное предложение в отрицательное, будут заполнять пропуски в придаточных предложения времени и причины. Большое внимания при изучении данной видовременной структуры уделяется переводным упражнениям.

Следующим грамматическим материалом для изучения являются модальные глаголы. Выражая обязательное, необходимое, возможное, рекомендуемое и желаемое по отношению к настоящему, прошедшему и будущему, эти глаголы рассматриваются вслед за овладением навыками употребления группы времен Simple.

Такой порядок презентации грамматического материала представляется единственно логичным, т.к. помимо темпоральной ориентировки при употреблении модальных глаголов в контексте, освоению подлежат компенсаторные конструкции, замещающие недостающие формы некоторых модальных глаголов. На данном этапе употребление модальных глаголов рассматривается только с инфинитивом группы Simple.

Для формирования навыков употребления модальных глаголов нужно придерживаться следующей последовательности:

- сначала ученики выполняют трансформационные упражнения, в которых встречается только 1 модальный глагол,

- затем они выполняют подстановочные предложения с этим же глаголом, объясняя его значение, в завершении этого этапа они делают переводные упражнения.

Когда пара глаголов будет отработана таким способом, ученики приступают к выполнению подстановочных и переводных упражнений, в которых им нужно выбрать по смыслу один из этих глаголов. По мере изучения глаголов число оппозиций, используемых для упражнений, увеличивается.

Изучив модальные глаголы, ученики приступают к освоению видовременных структур Present Perfect и Past Perfect.

Порядок тренировки этих структур идентичен:

- сначала тренируется спряжение правильных глаголов;

- затем выполняются трансформационные упражнение и упражнения на использование ориентиров данных времен;

- после этого тренируется спряжение и употребление неправильных глаголов;

- выполняются упражнение на разграничение 2 времен (Present perfect и Past Simple, Past Perfect и Past Simple).

На конечном этапе происходит сравнение употребления этих времен с другими видовременными формами и употребление этих времен в свободной диалоговой речи.

При системном подходе рассмотрение структур Future Continuous и Future Perfect происходит на более позднем этапе изучения языка, поэтому после видовременной структуры Past Perfect ученики начинают изучать согласование времен.

Такой переход объясняется рядом причин:

  • во-первых, принцип согласования времен может быть полностью воспринят и осознан без включения в рассмотрения двух вышеуказанных структур;

  • во-вторых, с точки зрения приоритетности рассмотрения материала более эффективный результат развития речи будет достигнут при скорейшем рассмотрении правил согласования времен;

  • в-третьих, последующее изучение этих структур занимает гораздо меньше времени, не вызывает трудностей и с легкостью трансформируется согласно освоенным уже правилам согласования.

При введении данного грамматического материала заостряется внимание на изменение вспомогательных глаголов при согласовании времен. Рассмотрение правил согласования времен и формирование навыков их употребления в речи начинается на примере повествовательных предложений. Тренируемый перевод высказываний из прямой речи в косвенную является не единственным случаем употребления согласования времен. Эти правила распространяются на любое придаточное предложение в составе сложноподчиненного.

Формирование навыков употребления согласования времен в повествовательном предложении происходит в следующей последовательности:

- сначала ученики передают высказывания в косвенной речи по образцу и переводят их;

- затем они переводят предложения в косвенный речь без образца;

- после этого выполняют переводные упражнения с учетом согласования времен.

Следующим этапом овладения навыком оперирования правилами согласования времен в речи являются вопросительные предложения. Сначала ученики работают со специальными вопросами, а затем переходят к освоению общих. На начальном этапе формировании навыков употребления согласования времен в вопросительных предложениях от учеников требуют образовать из вопросов придаточные предложения, учитывая то, что глагол в главном предложении стоит в настоящем времени. Затем ученикам предстоит та же процедура, только теперь глагол главного предложения будет использован в форме прошедшего времени. Вместе с темой согласования времен рассматривается передача в косвенной речи просьб и приказаний.

Последней темой, входящий в первый уровень является страдательный залог.

Считается, что уверенное владение навыками употребления в речи структур групп Simple, Continuous и Perfect в действительном залоге является определяющим фактором успешного усвоения форм страдательного залога. Формирование навыков употребления страдательного залога осуществляется посредством трехшаговой системы упражнений, при которой в первую очередь тренируются 3 формы страдательного залога группы Simple, затем 2 группы Continuous, и, наконец, 3 формы группы Perfect. На тренировку употребления страдательного залога отводится по одному аудиторному занятию, затем даются сводные упражнения для тренировки и закрепления употребления всех форм страдательного залога одновременно.

На базовом (первом) уровне параллельно с видовременными формами активного и страдательного залога, модальными глаголами и согласованием времен рассматриваются и другие языковые средства. Глагол-связка to be изучается вместе с множественным числом существительных, употреблением артиклей, указательных и личных местоимений. Параллельно с Present Simple рассматриваются предлоги места и направления, притяжательные местоимения, общие и специальные вопросы, неопределенные местоимения, порядковые числительные в функции обстоятельства времени, безличные предложения.

Для Present Continuous характерно изучение притяжательного падежа существительных и объектного падежа личных местоимений. Вместе с Past Simple изучаются временные интервалы. Past Simple осваивается параллельно с неопределенными местоимениями some и any и употреблением предлога of. Ученики проходят тему Future Simple и изучают оборот there is, there are. Параллельно с Present Perfect изучаются сложные неопределенные и отрицательные местоимения somebody, anybody, nobody и т.д. Past Perfect, степени сравнения прилагательных и наречий, разделительные вопросы изучаются в одном уроке. Вместе с Future Continuous и Future Perfect проходят возвратные и притяжательные местоимения в абсолютной форме.

Совершенствование грамматических навыков сформированных на первом уровне достигается употреблением данных грамматических средств и структур в текстах и лексических упражнениях.

На втором уровне презентации грамматического материала изучаются инфинитив, конструкции Complex Object и Complex Subject, причастие, герундий и личные формы глагола Perfect Continuous. Третий же уровень отведен для освоения Subjunctive Mood и модальных глаголов с инфинитивом Indefinite, Continuous, Perfect и Perfect Continuous.

2. Урок по обучению грамматике на основе системного подхода.

Рассматривая возможность применения системного подхода к обучению английского языка, следует заметить, что в рамках школьного обучения возможна реализация только некоторых элементов системного подхода.

  • Во-первых, курс обучения английскому языку на основе системного подхода рассчитан на 9 - 12 месяцев.

  • Во-вторых, для успешной реализации данного подхода на практике УМК должны быть построены в соответствии с ним, то же самое касается учебной программы и тематических планов.

  • В-третьих, у учеников еще только формируется отвлеченное мышление, не каждый ученик способен к синтезу, обобщению и анализу.

Однако, отдельные приемы системного подхода могут быть использованы в обучению английскому языку.

Учитывая вышеизложенное, мною был разработан урок, входе которого я использовала элементы системного подхода.

3. План-конспект урока по английскому языку.

Тема: The Past Perfect Tense

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: введение нового материала

Задачи:



  1. Обучающая: объяснение грамматической структуры Past Perfect, формирование грамматических навыков;

  2. Воспитательная: формирование у учащихся уважительного отношения друг к другу;

  3. Развивающая: развитие мышления, памяти и внимания.

Оснащенность урока:

• Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. Учебник для VI класса школ с углубленным изучением английского языка. - М.;

• Камянова Т.Г. Практический курс английского языка. - 3-е изд., - М.: Издательство «Дом Славянской Книги», 2005.

• Раздаточный дидактический материал

• Грамматические схемы

Оборудование урока: магнитная доска

Этапы урока: речь учителя, речь учащихся

1. Вступление (1 мин.)

-Good morning, boys and girls! Stand up, please. I'm glad to see you.

- Take your seats. What date is it today?

- That's right. Who is absent today?

- Very nice! Today we are going to take up a new grammar tense. I will explain this new grammar material to you. We will certainly write down some information in your reference books. Then we will do several grammar exercises to practise the usage of this tense.

- We are glad to see you too.

- Today is the 31st of October.

- All are present.

2. Введение грамматического материла (15 мин.)

-Ребята, какие времена в английском языке вы уже изучили?

- Молодцы! Вы уже многое успели изучить. Скажите, какое действие выражает время Present Perfect?

- Правильно. Мы с вами знаем, что все времена можно разделить на 3 группы: Indefinite, Continuous, Perfect. Какое действие выражают времена группы Indefinite?

- Верно. Какое действие выражают времена группы Continuous?

- Правильно. А какое действие выражают времена группы Perfect?

- Вы абсолютно правы! Сегодня мы познакомимся с вами с еще одним временем из группы Perfect. Оно называется The Past Perfect Tense. Настоящее совершенное время.

Open you reference books, we are going to write down some grammar material. Учитель записывает название времени на доске.

- Как вы думаете какое действие обозначает данное время?

- Правильно, но это не полный ответ. Когда оно завершилось? Обратите внимание на слово Past.

- Абсолютно верно. Давайте сравним 2 времени: Present Perfect и Past Perfect.

Учитель рисует на доске 2 прямые.

Past -> Present -> Future

Past -> Present -> Future

- Ребята, посмотрите на доску. На первой прямой я изобразила действие в Present Perfect. Мы видим, что оно началось в прошлом, а завершилось к моменту в настоящем, и мы видим результат этого действия. На второй прямой я изобразила действие в Past Perfect. Мы видим, что оно началось и закончилось в прошлом. Начертите эти 2 прямые в своих грамматических справочниках.

- А теперь давайте запишем, какое действие выражает Past Perfect. И так, Past Perfect употребляется для выражения совершенного действие в прошлом, предшествующего другому действию в прошлом (выраженному в Past Indefinite). Сигналом данного времени является предлог by.

Учитель вешает на доску таблицу с обстоятельствами времени и примером.

I had translated the article by 5 o'clock/ by Monday/ by the 5th of December/ by the end of the year/ by that time.

- Present Perfect образуется при помощи вспомогательного глагола to have в Past Simple и глагола с окончанием -ed, если это правильный глагол, или глаголом в третьей форме, если глагол неправильный.

Учитель крепит на доску спряжение глагола в Past Perfect.

- Кроме того, Past Perfect употребляется в придаточных предложениях времени с союзом after. After I had finished my work, I phoned my friend. В главном предложении Past Perfect употребляется в тех случаях, когда придаточные времени вводятся союзами when и before.

When I came home, my brother had already left.

Before we came to Moscow, we had lived in a small town in the east.

Учитель крепит на доску таблицу с сложноподчиненными предложениями времени.

- Нам нужно запомнить, что при последовательности действий в прошлом мы используем все глаголы в Past Simple. He got up, went to the bathroom, had breakfast and left for work. Также мы не употребляем Past Perfect, если у нас вопрос начинается с when, вместо этого мы используем Past Simple. Is everything clear to you?

- Then open your text books at p.240. Lets read and translate the examples.

- Present Simple

- Past Simple

- Future Simple и Present Continuous.

- Past Continuous.

- Present Perfect.

- Present Perfect выражает действие, которое к данному моменту в настоящем уже совершено, и мы видим результат этого действия.

- Регулярное, постоянное действие.

- Действие, происходящее в данный конкретный момент.

- Совершенное действие.

Ученики записывают название времени в грамматические справочники.

- Совершенное.

- Оно завершилось в прошлом.

Дети чертят прямые у себя в тетради.

Дети записывают теорию в справочники.

- Yes.

- Ученики читают и переводят примеры.

3. Выполнение тренировочных упражнений (20 мин.)

- Well done! Now we are going further. We will do several grammar exercises to practice the usage of Past Perfect. Wait a moment, I will hand out sheets of paper with the exercises.

Учитель раздает карточки с упражнениями.

Дети выполняют упражнения.

4. Рефлексия учебной деятельности (1 мин.)

-Good work, children! I'm proud of you today. Everyone gets an excellent mark. You can give me your record books after the bell.

5. Объяснение домашнего задания. (3 мин.)

- Open your record books and write down your hometask. At home you are to learn the grammar material and …

- Here is the bell. Thank you for the lesson Good bye!

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Good bye!

Упражнения к уроку.

Ex .1. Проспрягайте данные глаголы в Past Perfect

to go, to write, to meet, to come, to leave, to live, to buy, to begin, to cook,

Ex .2. Задайте общие вопросы к предложениям и ответьте на них отрицательно

Example: Bob had cleaned the flat by 3 o'clock.

- Had Bob cleaned the flat by 3 o'clock? - No, Bob had not cleaned the flat by 3 o'clock.

1) He had translated the article by five o'clock.

2) She had cooked dinner by 7 o'clock.

3) You had written a book by the end of March.

4) Jane had left the town by the 4th of May.

5) Tom had finished his homework by the evening.

6) He had phoned me by the afternoon.

7) Mary had bought a new house by the end of the year.

8) She had visited her granny by the end of the month.

9) John had had breakfast by 10 o'clock.

Ex. 3. Заполните пропуски глаголами в Past Perfect и переведите предложения

1. By the end of the year our neighbors … a new car (to buy). 2. I … dinner by 6 o'clock (to cook). 3. My colleagues … me by the afternoon (to phone). 4. We … a big project by the end of the month (finish). 5. I … an article by the evening (to translate). 6. My cousin Kate and her friend … by the end of the June (to marry). 7. After our friends … a new house, the invited us to the party (to buy). 8. After I … me dinner, I went for a walk (to eat). 9. I … all the necessary information before my colleagues phoned me (to get). 10. We … a lot of work before we finished our project (to have). 11. When my brother came home in the evening, I … the article already (translate). 12. After Jane … Tom they left for Italy (marry). 12. My brother … my favorite cup before I came home (to break).

Выводы.

Анализируя урок английского языка на основе системного подхода, мы можем сказать, что цель и задачи урока были полностью достигнуты. Прежде всего, этому способствовал способ введения грамматического материла. Сначала была объяснена функция времени, затем были представлены сигналы, после показано спряжение глагола в Past Perfect, учитель также указал исключения и привел примеры утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений. Такая презентация грамматического материала помогла ученикам достаточно легко усвоить его. Введение грамматического материала заняло всего 15 мин, что позволило отвести большую часть урока на выполнение тренировочных упражнений. Такое распределение времени для тренировки нового материала дало возможность учителю уделить время каждому ученику и поработать с ним отдельно, если у него возникали трудность при выполнении задания. Последовательность выполнения упражнений соответствовала стадиям формирования грамматических навыков. Тренировка видовременной конструкции началась со спряжения глаголов, затем дети выполнили трансформационные упражнения, и только после этого перешли к подстановочным. Следует отметить, что тренировка Past Perfect проходила в грамматических и лексических упражнениях, что обеспечило связь грамматики с лексикой и прочное формирование грамматических навыков. Как видно из плана урока, упражнения были выстроены в порядке от простого к сложному, что обеспечило динамичность урока. Данный урок был связанным и логичным: каждый последующий вид деятельности учеников плавно вытекал из предыдущего. Содержательность урока создавалась соответствием выбранной темы и упражнений знаниям и уровню развития детей.

Как показало опытное обучение, использование системного подхода повышает эффективность учебного процесса: дети с легкостью запоминают материал, они без труда вспоминают правила и функции изученных грамматических структур и умело применяют их на практике.



4. Формирование грамматических навыков на основе системного подхода по теме Past Simple Tense.

Формирование речевых грамматических навыков по теме Past Simple проводится при условии, что, к этому времени, учащиеся уже обладают необходимыми грамматическими навыками по теме Present Simple Tense и минимальным лексическим запасом, позволяющими им адекватно воспринимать новые грамматические и лексические единицы и эффективно работать в процессе формирования навыков по этапам. Также дети уже обладают достаточными навыками анализа и проведения аналогий между грамматическими структурами в изучаемом иностранном и родном языках, что позволяет проводить обучение согласно общей методике преподавания грамматики.

Формирование навыков происходит поэтапно, производится в учебно-речевой ситуации, на данном этапе изучения - под руководством преподавателя, в следующей последовательности:

1. Учащимся дается общая установка на функциональную направленность

новой грамматической структуры.

Преподаватель объясняет ученикам, что сегодня они ознакомятся со способом

выражения в английском языке действия, происшедшего в прошлом. Просит

их привести примеры прошедшего действия в родном языке. Учащиеся выполняют

задание. Если преподаватель видит правильное понимание учащимися функциональной

направленности новой структуры, он осуществляет переход к следующему этапу.

2. Создается и предъявляется учебно-речевая ситуация, типичная для

функционирования Past Simple Tense, которая противопоставляется сходной

ситуации в Present Simple Tense.

Преподаватель произносит одно или несколько предложений в Present Simple

затем ставит те же предложения в Past Simple. Записывает обе конструкции на

доске.

Например:

  • I watch television every evening.

  • I watched television yesterday evening.

После чего просит учащихся проанализировать обе структуры, выявить смысловые

различия и сделать выводы о способе образования формы прошедшего времени в

английском языке. При успешном выполнении поставленной задачи переходит к

следующему этапу.

3. Учащимся дается правило образования формы Past Simple правильных

глаголов.

Преподаватель диктует правило образования формы с учетом изменения внутренней

флексии некоторых глаголов. Записывает примеры на доске. После чего просит учащихся образовать формы прошедшего времени самостоятельно. При этом один учащийся пишет на доске, остальные записывают в тетрадях. После чего выполняется ряд языковых и условно-речевых упражнений. (Рекомендуется вводить отрицательную и вопросительную формы Past Simple Tense только после тщательной отработки утвердительной формы прошедшего времени.)

4. Учащимся дается таблица образования формы прошедшего времени

неправильных глаголов.

Преподаватель объясняет, что помимо правильных глаголов в английском языке существует ряд неправильных глаголов, образующих форму прошедшего времени по особым правилам. Разбирает вместе с учениками и комментирует таблицу форм неправильных глаголов, данную в учебнике. Следит за правильным произнесением учащимися форм прошедшего времени. Выполняется ряд языковых и условно-речевых упражнений. Учащимся на дом дается задание выучить формы прошедшего времени 40 наиболее употребляемых неправильных глаголов.

5. Закрепление и подведение итогов по теме образование утвердительной формы Past Simple Tense.

Преподаватель проводит речевую зарядку, одновременно проверяя знание учениками форм прошедшего времени правильных и неправильных глаголов.

Выполняются условно-речевые и речевые упражнения.

6. Учащимся дается правило образования отрицательной формы Past Simple Tense.

Преподаватель произносит одно или несколько утвердительных предложений в Past

Simple затем ставит их в отрицание. Записывает предложения на доске.

Например:

  • I played tennis yesterday.

  • I did not play tennis yesterday.

Затем просит учащихся проанализировать оба предложения и вывести правило образования формы прошедшего времени. Диктует правило учащимся. Просит их провести аналогии с образованием отрицательной формы Present Simple Tense.

Записывает приведенные примеры на доске.

Например:

  • I don't watch television very often.

  • I didn't watch television yesterday.

Просит учащихся привести свои примеры. Выполняются языковые и условно-речевые

упражнения.

7. Учащимся дается правило образования вопросительной формы Past Simple Tense.

Преподаватель произносит одно или несколько утвердительных предложений в Past Simple затем задает вопросы к этим предложениям. Записывает предложения на доске.

  • Например:

  • You worked yesterday.

  • Did you work yesterday?

Затем просит учащихся проанализировать оба предложения и вывести правило

образования вопросительной формы прошедшего времени. Диктует правило учащимся.

Просит их провести аналогии с образованием вопросительной формы Present Simple Tense. Записывает приведенные примеры на доске.

Например: Does she often go away?

Did she go away last week?

Просит учащихся привести свои примеры. Выполняются языковые и условно-речевые

упражнения.

8. Закрепление и подведение итогов по теме Past Simple Tense.

Преподаватель проводит речевую зарядку, одновременно проверяя знание

учениками образование утвердительной, вопросительной и отрицательной форм

прошедшего времени. Выполняются условно-речевые и речевые упражнения Предполагается, что после выполнения вышеуказанных упражнений учащиеся могут оперировать грамматическими навыками по теме Past Simple Tense. Для полного закрепления материала и дальнейшего развития рецептивных навыков также рекомендуется составление сводной таблицы образования форм Past Simple.

Закрепление навыков и выработка языковой компетенции предполагается в ходе дальнейшей работы на почве различного лексического материала.

Выводы

1. При формировании грамматических навыков по теме Past Simple Tense

учитывается способность детей к анализу и проведению аналогий между грамматическими структурами в изучаемом иностранном и родном языках. Что, соответственно, делает возможным использование дедуктивных и индуктивных методов при ознакомлении с данным грамматическим материалом.

2. На данном этапе изучения иностранного языка учащиеся обладают

грамматическими навыками по теме Present Simple Tense и необходимым лексическим минимумом, позволяющими им эффективно работать в процессе формирования грамматических навыков по данной теме.

3. Формирование навыков производится в учебно-речевой ситуации под руководством преподавателя.

4. Формирование навыков происходит в строгой последовательности по следующим этапам:

1) ознакомление - раскрытие значение, формообразования и

употребления изучаемой грамматической структуры, при этом происходит

выполнение ряда языковых и условно-речевых упражнений;

2) тренировка

грамматического материала методом выполнения ряда условно-речевых упражнений;

3) применение нового материала в речи при выполнении речевых упражнений.

5. Формирование грамматических навыков по данной теме происходит в

сочетании с формированием лексических навыков по теме "How I spent my

summer", что способствует более ясному осознанию учащимися коммуникативной

направленности данной структуры.

6. Для полного закрепления материала и дальнейшего развития

рецептивных навыков составляется сводная таблица образования форм Past

Simple.

7. Закрепление сформированных навыков и выработка языковой

компетенции по данной грамматической теме предполагается в ходе дальнейшей

работы на почве различного лексического материала.















Заключение.

Системный подход к обучению английского языка заключается в рассмотрении последнего как совокупность взаимосвязанных структур и элементов, которые должны изучаться с учетом их системных связей.

Принципы системного подхода к обучению английского языка делятся на 2 группы: общие и частые. К первым относятся принцип цели, целостности, иерархичности строения, двойственности и структуризации. В состав частных принципов входят следующие: частеречный принцип, принцип отталкивания от родного языка, принцип одной трудности, принцип сочетаемости и принцип первоочередного овладения доминантными единицами.

К основным приемам, применяемым при системном подходе к обучению английского языка, относятся: использование ориентиров при презентации материала, введение словарей по частям речи, параллельное освоение лексического и грамматического материала, кольцеобразная группировка материала, первоначальное освоение глаголов и использование большого количества тренировочных упражнений.

Формирование грамматических навыков происходит в упражнениях на осознание особенностей изучаемых видовременных и других грамматических структур, в трансформационных и подстановочных упражнениях, в упражнениях на добавление недостающий грамматических компонентов и на дифференцированное использование оппозиционных структур, в упражнениях на дополнение предложений текстом, содержащим соответствующие грамматические структуры. К упражнениям, формирующим лексические навыки, относят следующие: упражнения на подбор словосочетаний по смыслу, упражнения на дифференциацию значений лексических единиц, упражнения на подстановку лексических единиц по смыслу, упражнения на выбор слов по ассоциациям, упражнения на подбор дефиниций, упражнения на дополнение высказываний данными лексическими единицами и словосочетаниями, упражнения на составление предложений из отдельных элементов.

Основными плюсами системного подхода являются системная подача материала, взаимосвязанное овладение лексикой и грамматикой и экономичность времени.

Реализация системного подхода на практике без соответствующего УМК и учебной программы в полной мере не возможна, однако, отдельные приемы системного подхода, используемые при обучении английского языка, повышают эффективность обучения.



Список литературы



  1. Азаров В.Н. Качество. Инновации. Образование. - М.: Издательство: Фонд «Европейский центр по качеству», 2009.

  2. Арнольд И.В. "Основы научных исследований в лингвистике"- С-Петербург, Издательство «Дрофа», 2009.

  3. Камянова Т.Г. Практический курс английского языка. - 3-е изд., - М.: Издательство «Дом Славянской Книги», 2007.

  4. Камянова Т.Г. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка. - М.: Издательство «Дом Славянской Книги», 2008.

  5. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

  6. Ривлина А.А. Теоретическая грамматика английского языка- М.: Издательство «Просвещение», 2007

  7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Издательство «Просвещение», 2002.



© 2010-2022