Сообщение на тему Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Ещё великий Генрих Гейне сказал: «Я не знаю большей красоты, чем здоровье» .Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической пр...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"


Федчун Людмила Витальевна

Белякова Лариса Стефановна

учителя английского языка МБОУ СОШ № 51 г. Краснодара


Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех

времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Ещё великий Генрих Гейне сказал: «Я не знаю большей красоты, чем здоровье» .Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой и вызывает тревогу специалистов.

Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Основная цель образования - развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности . Но как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения.

Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие технологии.

При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.

Работая в разных классах и учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, в течение нескольких лет мы используем элементы здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

Слайд 2 ФАКТОРЫ , НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ:

- неподвижная поза на уроке;

- отсутствие живых чувственных ощущений;

- преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса;

- отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке.

Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

На своих уроках мы стараемся учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Мы стремимся к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Итак, здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранении духовного и физического благополучия школьников.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки .Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.
Слайд 3 На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.

Слайд 4 На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику , дыхательные упражнения , упражнения для коррекции осанки и, конечно, эмоциональную разгрузку.

А теперь предлагаем рассмотреть подробнее некоторые элементы здоровьесберегающих технологий , применяемых непосредственно на наших уроках.

Слайд 5 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке

-имитативные(учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения)

-ритмические (короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями)

-танцевальные (проводятся под музыку).

Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная музыка способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений.

Слайд 6 ИГРА

Слайд 7 ПЕСНЯ

Слайд 8 МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

Слайд 9 Необходимо соблюдать также и гигиенические критерии рациональной организации урока. (см.слайд)

Слайд 10 ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую ноздрю зажмите пальцем;

- Задержите дыхание до 3;

- Закройте левую ноздрю и выдохните через правую ноздрю на счет 6;

- Вдохните правой ноздрей и т.д. Повторять 5-6 раз.

Слайд 11 УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ

1.Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2.горизонтальные - вправо-влево;

3.вращение глазами по часовой стрелке и против неё;

4.закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;

5.на доске начертить какую-либо кривую ; предлагается глазами нарисовать эту

фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.

Слайд 12 Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза.

Во время медленного вдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу

и от носа.

На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, нос и рот так, чтобы к глазам не проникал свет.

Задержаться в таком положении, сколько возможно, не вдыхая воздух.

Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос.

На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.

Слайд 13 ПАМЯТКА ДЛЯ ЗРЕНИЯ

полезно

1.Смотреть вдаль: на зелень, поля, цветы, небо, облака, воду.

2.Рассматривать цветные картины, репродукции, пейзажи.

вредно

1.Читать, писать лёжа или, близко наклонившись к тексту.

2.Пользоваться некачественными солнцезащитными очками.

3.Употреблять алкоголь.

4. Курить.

необходимо

1.Яркое освещение (60 Вт) без попадания прямого света в глаза.

2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера - на расстоянии 60см.

3.Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4м).

4.При напряжённой работе через каждые 40 минут делать перерывы на 3-4 минуты, при плохом зрении - через каждые 20 минут.

Слайд 14 ХРОМОТЕРАПИЯ

На уроке можно использовать хромотерапию - лечение цветом.

Одна группа работает на жёлтых листах. На столе табличка с надписью: «Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит».

Слайд 15 Другая группа работает на синих листах:

синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом. Создаёт атмосферу

умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни.

Слайд 16 Третья группа работает на красных листах: красный- цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу.

Слайд 17 Четвёртая группа работает на зелёных листах: зелёный цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.

Слайд 18 ФИТОТЕРАПИЯ

Слайд 19 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ

1. Исходное положение - стоя.

2. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину.

3. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину.

4. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки

5. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед.

6. Повторить упражнение начиная с левой руки.

7. Приседание с разными исходными положениями рук (вперед, вверх, согнутые в локтях за головой).

Слайд 20 Среди учащихся 5 - 9 классов было проведено анкетирование на тему «Самочувствие школьника и физкультурные паузы».(см.слайд)

Слайд 21 РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

«Самочувствие школьника и физкультурные паузы» (см.слайд)

Слайд 22 И в заключение - небольшая памятка , надеюсь,будет очень полезна всем.КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ ПРИ СТРЕССЕ?

(Кандидат медицинских наук В.И. Дедловская , г. Жуковск ,Московская область)

-не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие, вновь и вновь

мысленно «прокручивать» стрессовую ситуацию. Не «грызть своё

сердце», как говорили древние;

-проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла бы

быть и хуже. Постарайтесь извлечь даже пользу из данной

ситуации;

-постараться улыбаться в трудную минуту;

-следить за голосом, стараться говорить спокойно. Дыхание также

нужно успокоить;

-приказывать себе: «Не думай об этом, это нужно забыть!»;

-переключить своё внимание на какое - нибудь любимое занятие;

-не бездействовать, заняться физическим трудом или

упражнениями.

Слайд 23 ЛИТЕРАТУРА

  • Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004

  • Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004

  • Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.

  • Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004

  • Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003

Слайд 24 УДАЧИ ВАМ И ЗДОРОВЬЯ



© 2010-2022