- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа работы с семьёй
Программа работы с семьёй
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубинина Н.М. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР"
(МБОУ ДОД ДЮЦ)
ОКПО 45795422, ИНН 8613005242, КПП 861301001
ул. Строителей, 1, п. Игрим,
Березовский р-н,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская обл., 628146
Тел./факс (34674) 3-10-35, тел./факс 3-29-64
E-mail: [email protected]
ПРОГРАММА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Разработала:
Дубинина Н.М.
Педагог ДО
гп.Игрим
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Активное вовлечение семей в школьную жизнь их детей является одной из важнейших задач педагога. Почему же так важно наладить позитивный контакт с семьей каждого ребенка, учитывать индивидуальные интересы, возможности и опыт его родителей, всесторонне вовлекать их в процесс принятия важных для класса решений? Это объясняется целым рядом причин.
Дети и родители - это части одной системы. Само существование ребенка невозможно без существования его родителей, и наоборот, взрослые люди становятся родителями только с момента появления ребенка на свет. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает их физическое благополучие (предоставляет еду, одежду, жилье, заботу о здоровье) и эмоциональный комфорт (выражает любовь и поддержку), а также создает необходимые условия для роста и развития.
Родители - это первые воспитатели ребенка. Именно в семье в первые годы жизни, видя улыбку матери, слыша голос отца, ощущая тепло их прикосновений, ребенок делает для себя важные открытия: «мир добрый», «я чувствую себя в нем в безопасности», «я нужен в этом мире, меня здесь любят, обо мне заботятся». Эти открытия способны повлиять на всю его последующую жизнь. В семье у ребенка формируются базовые ценности - «это хорошо, а это плохо», «так можно поступать, а так - нельзя» и т.п. Ко времени, когда ребенок начинает посещать школу (или даже детский сад), семья уже успевает научить его множеству полезных вещей, начиная с навыков самообслуживания и заканчивая первыми представлениями об окружающем мире и отношениях между людьми. Очень важно, чтобы учителя признавали главенствующую роль семьи как первого воспитателя ребенка.
Родители лучше других знают своего ребенка. Значительную часть своей жизни ребенок проводит в семье. Большинство самых важных событий в его жизни связанно именно с семьей. Эти события неизбежно влияют на формирование и проявление индивидуальных особенностей ребенка, составляют значительную часть его субъектного опыта. Родители владеют обширной информацией о своем ребенке, которая неизвестна педагогу, но чрезвычайно важна для успешной работы в классе.
Работа педагога по-настоящему эффективна только тогда, когда имеет поддержку в семье. Образовательная среда, влияющая на развитие ребенка, не ограничивается рамками школы. Важная часть этой среды находится дома. Усилия педагога падают на благодатную почву, если школьная и домашняя образовательные среды однородны - строятся на общих принципах и ценностях в подходах к ребенку. Поэтому учителю необходимо добиваться взаимопонимания и сотрудничества с каждой семьей. Ведь если требования к ребенку в школе и дома существенно разнятся между собой, он либо вообще перестает воспринимать их всерьез, либо вынужден выбирать «свою» среду. И нет никаких гарантий, что выбор ребенка падет именно на школу.
Семьи бывают разными - в них может быть несколько детей, а может быть только один ребенок. В семье вместе с ребенком и его родителями могут проживать и другие родственники, поэтому он может общаться помимо родителей и с другими значимыми для него людьми (бабушками, дедушками, братьями, сестрами, близкими друзьями семьи). Учителю не следует ограничиваться контактами только с родителями, важно привлекать и сотрудничать со всеми, кто оказывает реальное влияние на жизнь ребенка.
Принципы и методы работы с семьей.
Учитель подготовительного класса руководствуются в своей работе с семьями следующими важнейшими принципами:
-
Быть открытым для родителей.
Учитель стремится к тому, чтобы семьи детей регулярно получали необходимую и достоверную информацию о жизни класса и учебных достижениях их детей. Для этого он предоставляет семьям основные сведения о Программе, успехах детей, важных событиях в классе, а также создает условия для посещения родителями учебных занятий.
-
Уважать интересы и возможности каждой семьи.
Учитель изучает и обсуждает с родителями интересы и потребности каждой семьи, строит свою работу на основе учета ее индивидуальных интересов и возможностей.
-
Обретать в родителях своих союзников.
Учитель обсуждает с родителями самые разнообразные вопросы жизни класса и поощряет их к принятию совместных решений, выработке программ двустороннего сотрудничества, распределению ответственности за развитие ребенка и т.п.
-
Поощрять семьи к более тесным контактам между собой.
Учитель помогает семьям обнаружить и удовлетворить общие для них интересы, поощряет семьи к совместным формам участия в Программе.
Ниже приводятся некоторые из наиболее распространенных и эффективных форм и методов работы с семьей.
Время прихода и ухода.
Многие родители испытывают устойчивое желание лично пообщаться с учителем, узнать об успехах своего ребенка, обсудить волнующие их вопросы. Зачастую родителям, занятым на работе, трудно выделить для этого специальное время, поэтому учителю для общения с ними полезно отвести полчаса - час до или после занятий. За это время учитель может сообщить родителям или другим родственникам, приводящим ребенка на занятия, о его успехах, событиях дня, напомнить о предстоящем собрании или других мероприятиях в классе, попросить о помощи в обеспечении необходимыми для занятий материалами. (Однако не следует при этом затевать разговор о каких-либо проблемах ребенка. Для этого лучше пригласить родителей на индивидуальную консультацию.) Кроме того, родители, ожидающие окончания занятий, могут по просьбе учителя обсудить текущие и общие для всех вопросы, принять по ним согласованные решения.
Записки.
Зачастую детей на занятия приводят бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, близкие знакомые семьи и значительно реже сами родители. Кроме того, учителю не всегда удается до или после занятий лично пообщаться с каждым из них. В то же время, подавляющее большинство родителей хотели бы знать об успехах своего ребенка, быть в курсе текущих событий в классе. В этом случае учителю помогут краткие записки, в которых он сообщает о новых достижениях ребенка или благодарит родителей за оказанную помощь. Такие записки содействуют сближению между семьями и педагогом. Они особенно важны, если учитель ведет на занятиях какую-то специальную работу с данным ребенком и эта работа является частью совместной программы действий учителя и семьи. Обычно родители с удовольствием читают подобные послания и даже присылают учителю ответные.
Информационный бюллетень.
Информационный бюллетень - это еще один эффективный способ сделать работу учителя открытой для семей, вовлечь их в школьную жизнь своего ребенка. Информационный бюллетень представляет собой листок, содержащий в себе несколько небольших рубрик. Он распространяется среди родителей ежемесячно. Помимо этого бюллетень может содержать в себе и другую полезную информацию:
* объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях;
* просьбы принести необходимые для занятий материалы или оказать иную помощь;
* сообщения о текущих событиях в классе;
* благодарности за помощь и поддержку семей.
Информационный бюллетень должен быть постоянного формата, выходить регулярно, быть коротким и легкочитаемым. Значительно полезнее посылать частые и короткие сообщения, чем редко длинные. Хорошо, если текст бюллетеня содержит конкретные имена детей и членов их семей (особенно, когда речь идет о благодарности).
Визиты в класс.
Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в классе, как общаются со сверстниками и с учителем, отвечают на вопросы, выполняют задания. Посещение родителями учебных занятий чрезвычайно полезно как для них самих, так и для педагога. Присутствуя в классе, родители больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе учителя. Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Учитель при поддержке родителей в классе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или полугруппами, может лучше узнать, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело могут помочь ему в обучении.
Родительские собрания предоставляют учителю хорошую возможность для общения со всей группой родителей в целом, сообщения важной для всех информации, совместного обсуждения и решения актуальных вопросов. Поскольку многие родители могут быть заняты на работе, целесообразно проводить собрания не слишком часто в удобное время и заранее оповещать их о сроках и повестке каждого собрания.
На собрании учитель может обсудить с родителями итоги обучения детей за определенный период, поделиться с ними результатами своих наблюдений, сообщить о своих дальнейших планах и стратегиях в работе с детьми. Кроме того, родительское собрание - это хорошая форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между учителем и семьей, но и между самими родителями. Для повышения заинтересованности семей учителю при планировании собрания полезно предусмотреть специальное время для обсуждения волнующих родителей вопросов.
Известно, что в силу ряда причин не все родители и не всегда стремятся присутствовать на родительских собраниях, поэтому педагогу важно создать все необходимые условия, чтобы привлечь на собрание как можно больше число семей. Теплая, доброжелательная обстановка, характерная для встречи друзей, - вот неотъемлемый элемент проведения любого собрания. Составьте столы вместе, положите для родителей ручки и листы бумаги, чтобы они всегда могли записать интересующую их информацию. Заблаговременно извещайте родителей о времени и повестке собрания. Можно вывесить объявление, передать с ребенком письменное приглашение и напомнить о предстоящем собрании по телефону.
Некоторые родители чувствуют себя на собрании скованно, поэтому используйте различные методы и приемы для создания комфортных условий и активного участия всех присутствующих в проведении собрания: обеспечьте присмотр за детьми на время собрания, задавайте родителям открытые вопросы, демонстрируйте свое уважение к любой точке зрения, разделите собравшихся на пары или малые группы для совместной работы, всегда оставляйте на собрании время для общения родителей между собой. Все это позволит включиться в обсуждение тем, кто робеет перед большой аудиторией. Если какая-либо семья не смогла посетить собрание, пошлите домой записку с сообщением об основном содержании прошедшего собрания и выражением надежды на ее участие в будущем.
Индивидуальные консультации как одна из форм индивидуальной работы с семьей позволяет родителю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с родителями все аспекты обучения и воспитания их ребенка, а с другой - получить от родителей важную для себя информацию.
Домашние проекты.
В течение месяца учитель может предложить родителям на быбор различные проекты для совместной работы дома вместе со своими детьми. Виды проектов соответствуют целям и содержанию той учебной темы, которую учитель прорабатывает в данный момент на занятиях в классе. Например, можно предложить семьям создать вместе с детьми серию рисунков по теме; разучить соответствующие стихи, песни, загадки. Выполнение домашних проектов позволит детям лучше усвоить учебный материал, а также активнее вовлечь родителей в Программу и сформировать у них первичные навыки помощи и поддержки детей в выполнении домашних заданий.
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Родительские собрания
Сроки
1. Организационное
Сентябрь
2. Психофизиологические особенности детей 5 - 6 лет.
Октябрь
3. Роль игры и общения в жизни ребенка
Январь
4. Здоровый образ жизни
Март
5. Наши успехи
Май
Сентябрь
- Знакомство родителей с учителем и друг с другом.
- Сообщение учителя о принципах, целях и методах работы подготовительного класса.
- Анализ интересов и возможностей участия семей в Программе.
Октябрь
- Общение с семьями до и после занятий.
- Организация визитов родителей в класс.
Ноябрь
- Организация и проведение индивидуальных консультаций.
- Общение с семьями до и после занятий.
Декабрь
- Организация визитов родителей в класс.
- Подготовка и проведение Новогоднего утренника.
Январь
- Сообщения о текущих событиях в классе.
- Предоставление списка домашних проектов по теме «Наш дом».
Февраль
- Подготовка и проведение 23 февраля.
- Подготовка 8 марта.
Март
- Урок - проект «Наш дом».
- Проведение 8 марта.
Апрель
- Общение с семьями до и после занятий.
- Организация и проведение индивидуальных консультаций.
Май
- Проведение итогового родительского собрания.
- Организация визитов родителей в класс.
7