Статья Использование проектных технологий на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование проектных технологий на уроках английского языка.

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития.

Одним из требований общества к образовательной системе является формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к результатам: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты освоения основных образовательных программ НОО и ООО должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Готовность к поиску знаний, новой информации, новых способов мышления поможет детям реализовать себя, свой творческий потенциал во взрослой жизни. Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания - исследовательские умения.

Проектные технологии рассматриваются в современной методике как один из действенных способов организации личностного и речевого взаимодействия учащихся, эффективный способ составить представление об уровне сформированности метапредметных умений обучающихся, которые в ФГОС определяются как важнейшие результаты обучения наряду с личностными и предметными результатами. Метод проектов позволяет по-новому взглянуть на проблемы, обсудить их с партнерами по общению, высказать свою точку зрения. Использование школьниками английского языка в процессе работы над проектом существенно расширяет возможности практического применения языка как средства получения новой информации, помогает критически ее оценить. При этом формируются умения определять объем необходимой и достаточной информации, устанавливать последовательность работы с ней, обобщать результаты совместной работы и делать выводы.

Участие в проектной работе обогащает обучающихся информационно, способствует выработке умений совместной деятельности, формированию познавательной активности. Проект представляет собой интерактивную, самостоятельную работу учащихся над темой под руководством учителя, имеющую конечный продукт, который нужно определенным образом представить партнерам по общению.

Проектные задачи, выполняемые на уроках английского языка, носят как предметный, так и метапредметный характер, например, с использованием данных из географии, истории, литературы.

При использовании проектной деятельности на уроках английского языка учащимся предлагаются знакомые и значимые для них темы, например, разработка программы приема зарубежных гостей в родном городе/селе в 5 классе (учебник «Enjoy English» Биболетовой М.З.). Для этого необходимо использовать уже имеющиеся опыт и знания, сформированные иноязычные умения, а также овладеть новыми умениями (метапредметными), важными для познавательной деятельности в целом.

При обучении детей английскому языку используются как краткосрочные, так и долгосрочные проекты. Как учитель, я помогаю планировать этапы выполнения проекта, направляю работу обучающихся, помогаю при организации отдельных этапов проекта всем или отдельным его участникам.

На уроках английского языка и во внеурочное время обучающиеся выполняют информационные проекты (собирают информацию о каком-либо объекте время или по определенной проблеме, анализируют, обобщают полученные данные, а затем информируют других участников о полученных результатах. Например, при подготовке к проекту «New Year celebration» в 5 классе, дети, опираясь на изученный материал по теме, находят информацию о том, как празднуют новый год в других странах, перерабатывают информацию, полученную из различных источников, оформляют и представляют в виде творческого продукта. Не менее интересным получается творческий проект «Welcome to our town». Школьники готовят программу для туристов, прибывших в родной город (село) и создают постеры, рекламирующие местные достопримечательности. Также на уроках английского языка можно создавать ролевые (игровые) проекты, которые предполагают принятие обучающимися на себя какой-либо роли, определенной содержанием проекта. Например, результатом проекта «Let's act out the story» является сценарий на основе придуманной истории об известном событии или знаменитом человеке, драматизация созданного сценария. Еще одним видом проектов, используемых на уроках английского языка, является практико-ориентированные или прикладные проекты. Их результаты ориентированы на социальные интересы участников. Примером может служить проект «Welcome to our school website». Обучающиеся готовят материалы для реального обновления школьного сайта. Интегрируя уроки английского языка и информатики, дети имеют возможность практически воплотить в жизнь свои проекты.

В качестве продуктов проектов могут служить постеры, сценарии, презентации, страницы вебсайтов, рассказы, спектакли и т.д.

Проектная деятельность на уроках английского языка позволяет оценить активность каждого обучающегося, культуру презентации, англоязычную речь, правильность использования фраз, грамматики, произношения, устную и письменную речь обучающихся. Результаты выполнения проектной деятельности значительно пополняют портфолио обучающихся.

В целом, применение проблемно-исследовательского метода при обучении английскому языку позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности в процессе обучения, предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного.

Индивидуальное творчество ребенка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя.

Проектная деятельность позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь - умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результат деятельности.

Работа над учебным проектом помогает превратить образовательный процесс в результативную, созидательную, творческую работу. Для формирования проектных умений обучающимся необходимо предоставить свободу действий, создать условия для проявления себя, самостоятельности.

Умения, которые формируются у детей в результате проектной деятельности: определять и формулировать проблему, ставить цель, слушать других; высказывать свою мысль, точку зрения, формулировать идею; вести диалог в конструктивной, уважительной манере; идти на компромисс, выполнять общие решения; умение работать в группе, участвовать в распределении ролей, ответственно выполнять отведенную группой роль; умение согласовывать действия, работать на общий результат, работать в кооперации; готовность к взаимопомощи и поддержке; выполнение работы в соответствии с планом. Проектная деятельность позволяет осуществить самооценку своей деятельности и ее результатов: определить то, что умел и чему научился; что узнал нового, научился делать; какой личный опыт приобрел; какие приобрел и проявил новые качества личности; определить степени своей активности, продуктивности в общей работе; определить, что не удалось, каких качеств не хватило, чтобы добиться успеха.

Без сомнения, подход к методу проектов, зародившемуся в XIX веке, обновляется по мере обновления содержания образования, но по-прежнему остается одним из ведущих методов обучения детей, дающих возможность раскрыться способностям обучающихся, позволяющих развивать умения и навыки самостоятельности и саморазвития.


© 2010-2022