- Преподавателю
- Иностранные языки
- Лекция по русскому языку и культуре речи
Лекция по русскому языку и культуре речи
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Супрунова Е.В. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Синтаксис изучает строй связной речи. Единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. Синтаксические нормы регулируют употребление слов в словосочетании, предложении, тексте.
I Нарушение синтаксических норм на уровне словосочетания
-
Нарушение норм согласования
-
Если определение стоит после числительных два, три, четыре и относится к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа множественного числа.
Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.
-
Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа.
Три углубленные в земле и мхом поросшие ступени.
-
Определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа.
На них он выменял борзые три собаки.
Исключение: целый, добрый, полный
Целых два дня, полных три месяца,..
-
Нарушение норм управления
Самые большие трудности связаны с выбором прямого дополнения при переходных глаголах с отрицанием.
Дополнение ставится в форме родительного падежа, если непосредственно относится к глаголу.
Не забуду твоей доброты.
Но может дополнение ставится и в форме винительного падежа:
- при постановке дополнения перед глаголом:
Весну Пушкин не любил;
- при двойном отрицании:
Не могу не похвалить картину;
- при повелительной форме глагола:
Не рви книгу!
- при наличии наречий со значение ограничения:
Я еще не прочел книгу.
Дополнение при некоторых глаголах, поставленное в винительный падеж, приобретает добавочное значение конкретности, определенности. Сравните:
Ждать трамвая (любого) - ждать трамвай (определенный)
Употребление предлогов
Предлог в показывает, что движение направлено внутрь чего-либо (в сад, в дом, в город) или обозначает пребывание внутри (в саду, в доме, в городе). Предлог на указывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на дерево, на крышу), или означает пребывание на какой-либо поверхности (на крыше, на палубе). Часто выбор предлога определяется традицией. Однако существует несколько правил.
-
С названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень, станиц употребляется предлог в: в России, в Челябинской области, в Украине
-
С названиями островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Капри.
-
Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц: на площади Победы, на улице Лермонтова; предлог в - с названиями переулков, проездов: в Банном переулке, в проезде Серова.
-
Если название горных областей имеют форму единственного числа, то используется предлог на, если форму множественного числа - предлог в: на Эльбрусе, в Альпах.
-
Предлог в соотносится с предлогом из, предлог на - с предлогом с:
Иду в школу - возвращаюсь из школы
-
Предлоги благодаря, вопреки, согласно управляют дательным падежом:
Благодаря врачам, вопреки мнениям, согласно приказу
Нарушение форм управления происходит в следующих ситуациях:
- смешение предложного и беспредложного управления: оплатите (что?) проезд - заплатите (за что?) за молоко; рецензия (на что?) на работу - отзыв (о чем?) о книге.
- неверное употребление падежного варианта слова: заведующий (чем?) библиотекой, кафедрой, отделением.
Сочетания типа по возвращении из отпуска имеют значение «после чего-либо»: по возвращении из отпуска = после возвращения из отпуска. Таких сочетаний немного: по возвращении, по выяснении, по достижении, по истечении, по окончании, по предъявлении, по прибытии, по приезде, по прошествии, по размышлении и др.
II Нарушение синтаксических норм на уровне предложения
-
Нарушение координации между подлежащим и сказуемым
-
Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее.
-
При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.
Единственное число употребляется в том случае, если:
- существительное обозначает неодушевленный предмет (ряд столов стоял);
- не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).
Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (часть студентов сдали экзамен).
-
При подлежащем, выраженным количественно-именным сочетанием (пять часов, несколько человек), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц. Форма единственного числа сказуемого употребляется:
- при подчеркивании пассивности действующих лиц;
- если существительное обозначает неодушевленный предмет или животное;
- при составном числительном, оканчивающемся на один.
-
Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.
Уже много учеников посетило эту выставку.
-
Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственном и во множественном числе. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц. Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное.
-
При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом.
На соревнованиях автомобиль «Жигули» пришел первым. («Жигули» - приложение) НО «Жигули» пришли первыми.
III Нарушение синтаксических норм на уровне текста
К числу нарушений синтаксических норм на уровне текста следует отнести:
- ошибочное использование средств связи (союзов, местоимений, наречий, частиц), не соответствующих отношениям между предложениями или частями высказывания, которое может привести к нарушению его логики, например: Зима вызывает у человека усталость, раздражение. И (?) весной эти чувства притупляются.
- неумение пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, что ведет к появлению короткой, рубленой, однообразно повторяющейся фразы: Пришла весна. Пригрело солнышко. Появилась зеленая травка. Прилетели птицы. и т.д.
- немотивированное присоединение предложений: Онегин, чтобы позлить Ленского, стал ухаживать за Ольгой. Ленский вызвал его на дуэль. Так друзья поссорились. (Последнее предложение лишнее, или поменять местами последнее и предпоследнее предложение).
Как мы видим, нарушение синтаксических норм портит речь. Более того, оно затрудняет выражение и восприятие мыслей, то есть общение.