Статья Личностно-ориентированный подход на уроках иностранного языка обмен опытом

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный подход на уроках иностранного языка.

Учитель иностранного языка

МАОУ «СОШ №111»

Мусолямова Т.Ф.

В основу современного подхода положен коммуникативный метод к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательными, учебными, развивающими, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности.

Сущность коммуникативного обучения заключается в том, что процесс обучения иноязычному общению строится в соответствии с законами реального общения и является его моделью.

Коммуникативный метод обучения предполагает систему, где усвоение знаний специально направлено на развитие. А для этого важно, чтобы ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя комфортно и свободно. При гуманном, уважительном отношении

к ученику, который находится в центре обучения, приоритеты построения педагогической стратегии сдвигаются не только на решение собственно учебных задач, как самоцель, но и воспитательные задачи.

При коммуникативном методе, ведущим в деятельности учителя является личностно-ориентированный подход, где становится возможным активизация познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.

Ученик перестает рассматриваться как объект воздействия учителя, а обретает статус субъекта учебно-воспитательного процесса наряду с учителем.

Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству.

Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе. Когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности.

Содержание обучения при личностно-ориентированном подходе проявляется в следующих компонентах:

  1. Деятельностная составляющая содержания, что предполагает практическую направленность, активное применение знаний.

  2. Обзор иноязычного содержания, где учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы. Это проявляется прежде всего при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального материала.

  3. Уровень предъявления и уровень спроса. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуации выбора, побуждает к большей самостоятельности активности.

  4. Проблемная подача материала /с помощь учебников - основных «носителей» содержания обучения/, которые побуждают учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям.

  5. Обращение к личному опыту учащихся, к их чувствам, эмоциям, побуждение к выражению собственного мнения, оценка, что сти- мулирует формирование ценностных ориентаций.

Личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения, к его методической организации. Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдать предпочтение технологиям обучения, таким как «обучение в сотрудничестве», «разноуровневое обучение», «метод проектов», который может включать «обучение в сотрудничестве», «портфолио учащегося». Без этих технологий реализация личностно-ориентированного подхода не возможна.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. Ученики - разные: одни быстро «схватывают» объяснения учителя, другим требуется больше времени на осмысление материала и дополнительного объяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать одно общее задание, оговорив роль каждого ученика, то каждый будет отвечать не только за собственный результат, но и за результат группы. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель может разнообразить эти варианты творческим подходом, но соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве:

- Группы учащихся формируются учителем до урока, с учетом психологической совместимости детей.

- Группе дается одно задание, но при его выполнении распределяются роли.

- Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Иногда не только знания, но и усилия.

- Учитель сам выбирает ученика в группе, который должен отчитаться за задание. Это может быть ученик с любой подготовкой, если он в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других, значит, группа справилась с заданием, цель достигнута. Учитель должен дифференцировать сложность и объем задания в зависимости от уровня обученности учащегося.

Если одним ученикам, чтобы получить пятерку нужно выполнить 10 заданий, то другим 8 или 6. Все баллы суммируются, и группе выставляется средний балл. Каждый отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по команде.

Совместная работа дает хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникации. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам. Обучение в сотрудничестве дает возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это обучение в процессе общения - общения учащихся друг с другом, учеников с учителем.

Учитель приобретает новую роль - организатора самостоятельной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Появляется возможность дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.

В современном образовании большой акцент делается на работу с информацией. Ученик должен самостоятельно добывать дополнительный материал, практически осмысливать информацию, делать выводы, решать возникающие проблемы.

Личностно-ориентированный подход предполагает систему обратной связи, которая осуществляется с помощью рефлексивной карты. Она включает несколько параметров оценки деятельности учащегося на уроке:

1.Психологическое состояние ребенка /комфортно - дискомфортно/.

2. Уровень учебной тревожности /спокойно - тревожно/.

3. Интерес и активность учащихся на уроке /интересно - неинтересно, мало работал - много работал/.

Анализ данной карты, оценка, учет результатов деятельности учащихся на уроке позволяет сделать вывод: справились или нет учащиеся с поставленными задачами, что позволяет говорить о правильности выбора стратегии урока. При личностно-ориентированном подходе урок - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются, но раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

В отличие от традиционного урока, данный подход требует от учителя постоянной опоры на субъективный опыт собственной жизнедеятельности. Обучение строится таким образом, что деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при организации общения на уроке.

С этой целью считаю обязательным углубленную диагностику развития ребенка, включая различные методы исследования, такие как: наблюдение, тестирование, собеседование, анализ результатов деятельности.

Учитель совместно с психологом осуществляет исследование интеллектуальной сферы, эмоционально - волевого, речевого и речедвигательного развития, особенности ребенка в деятельности и общении,

сформированность коммуникативных и учебных навыков и умений. Важное место в изучении личности ребенка играет изучение его семейной микросреды. Для эффективного использования психологической инфор- мации на уроке заполняется «Карта углубленной диагностики индивидуально-типологических особенностей личности учащихся» и «Карта индивидуальной коррекции в учебно-воспитательном процессе», которые безусловно определяют зону развития каждого ученика и необходимую коррекцию. Для этого выделяются некоторые значимые показатели:

БЛОК 1. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.Самооценка.

2. Общее умственное развитие /мышление/.

3. Дифференциация и обобщение.

4. Мелкая моторика /общая сформированность речедвигательного аппарата/.

5. Мотивация к обучению иностранным языкам.

6. Эмоциональная выразительность.

7. Волевая сфера /произвольность/.

БЛОК 2. ЛИЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИИ.

1.Сформированность учебных умений и навыков.

2. Активность-пассивность.

3. Деловой статус в группе.

4. Речевой статус.

5. Желаемые речевые партнеры.

БЛОК 3. СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

1.Успеваемость по предмету.

2. Учет несформированных учебных навыков.

3. Пропущенные уроки.

БЛОК 4. СЕМЕЙНАЯ МИКРОСРЕДА.

Общий психологический климат:

а) благоприятный;

б) в целом благоприятный, но есть проблемные зоны /неумение наладить эффективное взаимодействие в межперсональных отношениях/;

в) наличие барьеров в общении, зон конфликта, психотравмы.

С учетом данных развития личности каждого ученика, учитель моделирует коммуникативно-развивающую среду на уроке и на высоком профессиональном уровне обеспечивает взаимодействие «Учитель - Ученик», что способствует реализации ведущих принципов обучения: индивидуализации и гуманизации.

Все это требует от учителя большого мастерства, высокого профессионализма.





© 2010-2022