Информационные технологии в проектной деятельности на уроках английского языка

Данная статья посвящена использованию метода проектов при изучении английского языка.  В статье представлены преимущества пректной деятельности при изучении страноведческого материала, а также раскрываются возможности данного метода для формирования учебных компетенций. В статье описаны этапы работы над проетами начиная от формирования микрогруппы, возможные источники информации, подготовки тематического блога, а также финальной конференции с представлением своих работ. В статье подчеркивается, ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ягодник Л.Н

Школа № 213

Санкт-Петербург


Информационные технологии в проектной деятельности на уроках английского языка

В последние несколько лет существенно измелись роль и место иностранного языка в системе школьного образования. Целью изучения иностранных языков в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Учебная программа определяет основную цель обучения английскому языку как развитие способностей школьников использовать иностранный язык в виде инструмента общения в диалоге культур современного мира. Проектная деятельность, в ее активном сочетании с информационными технологиями, способствует реализации перечисленных задач и широко используется в образовательной практике (Будко В.Н., 2006; Алексеева М.П., 2009; Серых Л.А., 2006).

Поставленные цели обучения английскому языку нашли широкое отражение в учебно-методическом комплексе для 6 класса под редакцией О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. В процессе работы с данным учебно-методическим комплексом, помимо учебных компетенций, у учащихся должно сложиться целостное представление о мире, людях, населяющих нашу планету, общечеловеческих ценностях, об истории мировых цивилизаций, о мировой культуре. Для повышения мотивации учащихся к вышеперечисленным аспектам, в практике работы над темами «Великобритания», «США» и «Австралия» из данного учебно-методического комплекса в школе № 213 Санкт Петербурга широко применяется проектная деятельность учащихся.

Работа над проектами по каждой страноведческой темой проводится по определенному плану. К обобщающему уроку учащимся предлагается подготовить сообщения, сопровождаемые мультимедийными презентациями, о географическом положении изучаемой страны, ее системе государственного управления, об уникальных природных заповедниках или редких животных. На начальных этапах работы над проектами деление на группы можно осуществлять путем жеребьевки. Таким образом, все учащиеся задействованы в проекте. При работе над последующими проектами учащиеся самостоятельно могут разделиться на группы, имея представление о том, что является для них более интересным. В процессе реализации проектов учащиеся осуществляют поиск информации не только в печатных источниках, но и в Интернет. Взаимодействие проектной группы реализовывается как в процессе уроков, так и с помощью специально подготовленного коммуникационного ресурса - тематического блога - на котором каждая группа характеризует выполненные этапы проекта, делится впечатлениями, наиболее интересной найденной информацией (ссылками, видео роликами, изображениями).

Урок, защиты проектов, проводится в качестве обобщающего в конце изучения темы. Таким образом, происходит обмен знаниями, дополнение, расширение кругозора. Необходимо отметить, что учащиеся увлеченно относятся к работе над страноведческими проектами, несмотря на временные затраты, которых требует совместная работа.

Каковы преимущества проектной деятельности? Прежде всего, проектная деятельность позволяет реализовать учебную работу в микро группах, в которых учащиеся обсуждают возможные методы исследования проблемы, поиска информации, творческих решений. Все обсуждения происходят на английском языке, что позволяет формировать у учащихся навык спонтанной речи. Также работа в мини группах позволяет налаживать межличностные отношения в классе, что очень важно особенно для подростков. Также данный вид работы позволяет реализовывать межпредметные связи, поскольку для реализации проекта учащимся необходимо привлекать знания из разных областей, в частичности, истории, географии, политологии, информатики.

В качестве результатов своей деятельности учащиеся защищают проекты, сопровождая их мультимедийными презентациям на школьной конференции в формате недели английского языка. Необходимо обратить внимание учащихся на базовые требования к подготовке презентаций (размещение текста и изображений, анимации), а также осуществлять индивидуальную помощь в создании этих мультимедийных продуктов. После выступления группы в ходе коллективного обсуждения формируется общая оценка деятельности группы, а также выводы по ее работе. Учащиеся приобретают опыт отстаивания и аргументирования своей точки зрения, что является необходимым умением в случае публичных выступлений в дальнейшем. Также они приобретают опыт восприятия критических комментариев в адрес своей работы, учатся с достоинством переживать неудачи и критически оценивать свои работы, что также очень важно не только для процесса обучения, но и воспитания. Необходимо отметить, что такая работа изменяет и психологический климат в группе и классе, учащиеся приобретают опыт исследовательской и творческой деятельности. Безусловно, организация и поддержка проектной деятельности требует от преподавателя большой подготовки и промежуточной коррекции деятельности учащихся с целью получения лучших результатов и возможностью использования полученных работ для организации школьных конференций.

В заключении хочется отметить, что проектная деятельность не только осуществляет тесную межпредметную связь, позволяет учащимся практиковаться в диалогической и монологической речи на иностранном языке, но и способствует формированию творческой, личности, готовой к исследовательской деятельности, к самостоятельному поиску и дифференциации информации, а также к публичным выступлениям со своими работами. Использование мультимедийный презентаций, коммуникации в Интернет позволяют реализовать современный информационный и коммуникационных запрос учащихся.

Литература

Будко В.Н Телекоммуникационные проекты в развитии коммуникативной компетенции // Инфокоммуникационные технологии. 2006. Т. 4. № 4. С. 82-86.

Алексеева М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 3. С. 50-52.

Серых Л.А. Особенности организации телекоммуникационных проектов для школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2006. № 6. С. 173-178.

© 2010-2022