Тезисное выступление на тему «Реализация модульно-компетентностного подхода в процессе преподавания иностранных языков»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Реализация модульно-компетентностного подхода

в процессе преподавания иностранных языков»


ГАУ СПО РТ«Тетюшский с/х техникум»

преподаватель иностранного языка - Хамидуллина Р.Б.

Когда людей станут учить не тому,

Что они должны думать,

А тому, как они должны думать,

То тогда исчезнут всякие недоразумения

Г. Лихтенберг

Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение - есть труд, полный активности и мысли. Исторически сложилось мнение, что образовательное учреждение обязано «давать » знания, а учащиеся должны их «получать», но результат такой системы отрицательный, то есть воспитывали ученика-потребителя, который считал, что ему всё должны «дать» в готовом виде.

Сегодня одна из важнейших задач образования состоит уже не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения деятельностных технологий, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умений учиться, учиться творчески и самостоятельно. В процессе обновления содержания среднего профессионального образования одна из основных целей - формирование у студентов ключевых компетенций. Большим потенциалом для формирования ключевых компетенций обладает иностранный язык.

Говоря о компетенциях, необходимо уточнить понятия компетенции и компетентности.

Компетенция - это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределенности.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В связи с этим сегодня модульно-компетентностный подход в обучении ин.языку выдвигается мною на первый план. Данная технология помогает раскрепостить мышление обучающихся, развивают способность мыслить творчески. Я думаю, что это важные аспекты процесса познания. Большинство обучающихся отдает предпочтение урокам, на которых преподаватель и студент вместе ищут верный путь решения проблемы. Этот процесс становится эффективным, когда он двусторонний. Даже если студент сегодня не блещет результатами, но он заинтересован в работе, приходит на мои уроки с радостью и надеждой, я уверена, что он сможет добиться цели. И моя задача-помочь ему. Основу концепции деятельностного модульно-компетентностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Таким образом, знания обучающихся будут результатом их собственного поиска, и задача преподавателя - методически грамотно организовать этот поиск.

Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения.

Здесь уместно заметить, что абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует, однако некоторые формы и методы, не будучи снабженные такими специальными акцентами и дополнениями, как групповое целеполагание, самооценка и так далее - сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование. Перечень компетентности средств зависит, прежде всего, от позиции студента. Формирование компетенций студентов зависит от их активности, когда «активность» педагога меняется на активность студентов.

В процессе обучения студентов я активно использую следующие технологии модульно-компетентностного обучения:

  • Метод проектов.

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо.

  • Метод дебатов.

  • Игровая технология (языковые игры, ролевые игры, драматизация).

  • Проблемные дискуссии.

  • Технология интерактивного обучения (в парах, малых группах).

  • Технология модульного обучения.

При обучении студентов иностранному языку по курсам распределяется доля использования той или иной технологии, и в то же время практически все технологии используются на каждом курсе.

Так, метод проектов, например, начинает применяться для формирования таких компетенций, как информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования и т.д.

В начале обучения студенты готовят индивидуальные мини-проекты, выходя в дальнейшем на парные и групповые. В дальнейшем эта работа продолжается: меняются темы проектов, расширяются их горизонты. На 2 курсе добавляется персонифицирующая составляющая: на основе найденных и изученных материалов составляются творческие проекты, концепции и т.д.

Формирование учебно-познавательной компетенции в системе модульного обучения - это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Навыки систематизации, например, формируются путем составления опорных схем, алгоритмов деятельности (алгоритм перевода прямой речи в косвенную). Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль на занятиях.

Формирование коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий, дискуссий. Учебно-методические комплексы и пособия играют важную роль в формировании ключевых компетенций. При проведении занятий использую несколько видов учебников и учебных пособий, аудио-визуальные средства обучения, мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая студентам возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения.

Студенты определяют социальные роли, ведут диалоги по различным темам, практикуют устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции.

Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ для этого - ролевая игра. В процессе разыгрывания различных жизненных ситуаций, студенты готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами, таким образом, формируя социально-трудовую компетенцию. В процессе обучения иностранному языку меняется личность учащегося, так как изучение таких тем, как «Воспитание детей в семье», «Трудные дети», «Семья - ячейка общества», «Мой друг» способствует формированию нравственных качеств личности, умения общаться, умения видеть проблемы других и помогать в их решении. Развивается внутренняя культура и правильное мировоззрение обучаемых.

Преподавателей, осуществляющих модульно-компетентностное обучение, несомненно, волнуют вопросы оценки сформированности той или иной компетенции. На зачете или экзамене студентам предлагаются испытания, включающие задания для проверки сформированности коммуникативной, общепрофессиональной, информационной, общекультурной компетенций и компетенции личностного самосовершенствования. Я считаю, что начало внедрения модульно-компетентностного подхода в преподавание ин.языка в ТСХТ положено. Работа в этом направлении будет мною продолжаться. Необходимость использования данного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто «знающим», а «умеющим», что и призван обеспечить модульно - компетентностный подход.

© 2010-2022