Статья по теме Формирование самообразования самоконтроля и самооценки учащихся на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование самообразования самоконтроля и самооценки учащихся на уроках английского языка

Введение

Cовременная система образования предполагает активные поиски путей повышения результативности учебного процесса, при этом особый акцент делается на индивидуализацию обучения, развитие творческих способностей учащихся, организацию активных форм самостоятельной работы, направленных на развитие навыков самостоятельного мышления, поисковых форм деятельности, равитие навыков самообразования.

Изменения в общественных отношениях современного мира, использование новых информационных технологий требуют ориентации образования на развитие личности, владеющего набором теоретических знаний и умеющего использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Ребенок станет полноценным субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он сам будет управлять ею, способствуя развитию своих способностей. Для этого необходимо сделать его «хозяином» своей деятельности - помочь ему осознать её мотивы и цели, обучить способам её осуществления, регулирования и контроля, активизировать его познавательную деятельность.

Через деятельность (учебную, игровую, трудовую) формируется отношение к действительности, к самому себе. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной и трудовой деятельности. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста - типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешно занимающихся школьников.

Учитель встает на новую для себя профессиональную позицию - быть одновременно и предметником и психологом.

Глава I. Коммуникативныe универсальныe учебныe действия и их роль.

Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьников может быть оценена такими критериями: 10% - читает глазами; 26% - слышит; 30% - видит; 50% - видит и слышит; 70% - обсуждает; 80% - опирается на опыт; 90% - говорит и делает совместно; 95% - обучает других. Но образование призвано не только давать ученику знания, но и развивать его личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учебных действий учащихся.

УУД - это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

К функциям универсальных учебных действий относятся
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области.

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать иностранный язык, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов).

Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательных мотивов, низкую любознательность и активность учащихся, трудности произвольной регуляции учебной деятельности и школьной адаптации, рост девиантного поведения.

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

  • личностный;

  • pегулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  • познавательный;

  • коммуникативный.

Подробнее рассмотрим коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета.

Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речью сводятся к следующим действиям:

-действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане (немцы, французы и др.), чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в английском языке (французском, немецком и др.)»

-действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера;

-действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на ИЯ;

-действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;

-действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;

-действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста. Работа с аутентичным устным и письменным текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Здесь важно создавать условия, когда дети поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения; учитель демонстрирует детям образец не авторитарного стиля общения, предлагает необходимые языковые и речевые средства, оказывает любую необходимую помощь маленькому ученику, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения.

В рамках изучения иностранного языка мы трактуем коммуникативные учебные действия как:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Глава II. Самообразование, eго структура и значение в обучении английскому языку.

Чтобы учащиеся умели работать самостоятельно, их нужно этому научить.

Зарубежные исследователи выделяют следующие умения, необходимые как для самообразования, так и для трудовой деятельности:

-умение критически оценивать полученную информацию;

-умение решать проблемы различного характера;

-умение аргументированно спорить и выдвигать предположения;

-умение использовать современные информационные технологии;

-умение совершенствовать свою деятельность, быть готовым делиться своими знаниями и опытом с другими;

-умение общаться на уровне устной и письменной речи;

-умение работать в команде, быть достаточно коммуникативным;

-умение адаптироваться к различным ситуациям общения.

Формировать эти умения необходимо постепенно - в школе, используя возможности изучаемых предметов и проводимых занятий. Уроки английского языка являются наиболее подходящими для этой цели.

Существуют современные педагогические технологии, которые способны формировать навыки самостоятельной работы. Это индивидуальная работа учащихся (модульное обучение) и парная или групповая работа (обучение в сотрудничестве).

2.1 Индивидуальная работа (модульное обучение)

Модульное обучение - это одна из современных технологий самообразования, которую я использую в своей работе.

Модуль - это законченный блок информации, разработанная учителем программа действий и советов. Уроки типа "модуль" учат школьников самостоятельному изучению материала, умению контролировать время, умению ставить цель и анализировать результат. Выгода для учителя: это

хороший способ обобщения материала; учитель выстраивает материал в модуле используя упражнения (учебные элементы), которые дают больший эффект в поиске знаний.

Модульный урок предполагает работу индивидуальную, парную и в группах. Это снимает неуверенность детей в себе, страх ошибиться; на таких уроках можно воспользоваться подсказкой товарища по парте, либо обратиться за помощью к учителю, так как учитель является консультантом, он сотрудничает с детьми.

Например, для повторения и систематизации грамматического материала перед контрольной работой отводится один урок - выполнение одного модуля по теме. Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляя себе баллы. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с

учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы видят свой результат и понимают, что конкретно ему нужно повторить.

Таким образом, увеличивается мыслительная и познавательная активность, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы. Я могу больше внимания уделять слабым учащимся, объясняя им еще раз пройденный материал.

Используя в своей работе технологию модульного обучения я пришла к следующим выводам:

-Это хороший способ обобщения материала или введения нового.

-Уроки типа "Модуль" поддерживают интерес в изучении предмета.

-Уроки учат работать в парах и группах, а это оказывает положительное влияние на школьника в психологическом плане (на английском языке начинают говорить даже самые слабые ученики).

-Такие уроки учат формировать навыки самообразования; учитель становится консультантом.

-Уроки учат организованности в учебной работе.

-Модуль позволяет внедрять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения.

-Возрастает творческая самостоятельность школьников.

-Возрастает объем усваиваемого материала.

-Не остается учеников, не работающих на уроке.

2.2 Парная и групповая работа (обучение в сотрудничестве).

Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

Большим потенциалом обладает парная и групповая формы самостоятельной работы. Для этого я использую метод обучения в сотрудничестве. Главная его идея - работать вместе. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы, увеличивается «плотность» общения. так как в процессе обучения они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга.

В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общения. Поэтому я отвожу значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы мои ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом.

Замечу, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.

Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств:

-она способствует повышению мотивации к учению;

-учит объективно оценивать себя и других;

-повышает деловой статус ученика в коллективе;

- разнообразит урок.

Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания.

Организацию группового общения я начинаю с формирования гетерогенных групп с учётом психологической совместимости детей и разного уровня обученности. Оптимальный состав группы - четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.

Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

На уроках использую прием «Синтез идей» - выполнение группами поэтапно всех видов заданий: 1 группа выполняет первое задание, 2 - второе и т.д. Каждая группа передает выполненное задание для доработки и дополнения. Лист возвращается «хозяевам» , которые представляют презентацию с учетом дополнений.

Создав соответствующие условия, я могу отслеживать степень продвижения каждого ученика. Обычно оценивается работа всей группы и не столько знания, сколько старания и усилия учеников.

Парная и групповая формы работы позволяют рещать следующие задачи:

-активизировать работу каждого ученика, включив его в процесс усвоения учебного материала;

-повысить познавательную мотивацию;

-обучить навыкам успешного общения, умения слушать и слышать друг друга;

выстраивать диалог, задавать вопросы;

-научить работать с командой и в команде:

-принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

2.3 Стратегия Пенни Ура «Обязательное плюс факультативное»

Строго говоря, любой школьный класс является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем отличаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальная способность к обучению, способность к овладению языками, способность к общению на иностранном языке в группе, интеллектуальные способности, мотивация к изучению иностранного языка.

Учащиеся также могут различаться особенностями характера, интересами, степенью уверенности в своих возможностях, а также культурными особенностями и особенностями родного языка.

Поэтому справедливо утверждение британского исследователя Пенни Ура, что любой школьный кдасс состоит из личностей, значительно более различающихся, чем похожих друг на друга.

П. Ур разработал стратегию «Обязательное плюс факультативное», которая широко используется в последних поколениях учебников и также открывает большие возможности для самообразования учащихся.

Класс получает некоторое количество учебных материалов и/или заданий, часть из которых является обязательной и должна быть выполнена всеми учащимися. Другая часть является факультативной и выполняется учащимися в том объеме и на том уровне трудности, которые они сами для себя определят.

Основная часть заданий должна быть доступна всем школьникам, включая самых слабоподготовленных. Выполняются все обязательные и некоторое количество факультативных заданий по выбору. Таким образом, каждый выполнит свою работу успешно при разном объеме работы и уровне сложности.

Например, прочитать текст и записать то, что запомнили. Затем сравнить свои записи с записями соседа. Высказывания школьников будут существенно различаться объемом и качеством.

2.4 Метод проверки письменных заданий.

Для подготовки к письменным работам используется метод проверки заданий, широко распространенный зарубежом. Основная его цель - это дать возможность самим учащимся исправить ошибки, выделенные учителем. Ошибки выделяются, зеленой, синей или черной пастой, но не красной, и не исправляются.

Выделяют следующие виды ошибок:

  • T Tense

  • P Punctuation

  • WO Word Order

  • Prep Preposition

  • WW Wrong Word

  • Gr Grammar

  • Y Word Missing

  • Sp Spelling

Например,

Dear Kate,

Prep S Gr

How are you? I'm well. I came in London two weaks ago for to study at a language school.

Y Y

I want learn English because is a very important language. I'm

Gr Gr Gr

stay with a English family called Bannett. They have two son and a daughter.

Этот метод можно использовать не только для создания условий и возможности самообразования, но и для самоконтроля учащихся.

Глава III. Сущность самоконтроля, его структурa и значения в

изучении английского языка.

Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий.

Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить.

Самоконтроль - неотъемлемая часть развития ученика, заставляющая ребенка думать о своих успехах и проблемах и не зависеть только от оценки учителя. Такое умение ученика помогает сделать процесс обучения более сознательным и развивает мотивацию к учению. Если учащиеся понимают стоящие перед ним задачи, то включается не только самоконтроль но и самокоррекция, что является важнейшим завершающим контролем, умением ученика исправить совершенную и осознанную ошибку.

Ошибка не должна считаться чрезвычайным происшествием в учебном процессе. В ней есть не только отрицательный момент, но и положительный опыт, т.к. исправляя ошибку, учащиеся корректируют собственную учебную деятельность. Наступает такой период в обучении, когда учителю нет необходимости каждый раз восстанавливать внешний образец - учащиеся сами могут его воспроизвести. В качестве такого образца могут выступать и ключи.

У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить.

Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.

Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.

Главным в учебной деятельности ребёнка считаю понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. При этом добиваюсь, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения моего предмета, ощущал своё развитие. Стараюсь пробудить в детях желание подняться духовно и интеллектуально на ступеньку выше при изучении английского языка.

Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и учащихся.

При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы, слова поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себя, своих способностях. Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности на уроке, стимулированием, созданием ситуаций успеха, предоставлением каждому ученику возможности для самовыражения, повышения самооценки.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап

Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

-показать учащимся, что любое обучение - это единство двух процессов: передача ученику в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;

-ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

-сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки.

2-й этап

Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Это - взаимопроверка. Обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной. Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап

Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

В результате этой работы:

-во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её;

-во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.

Стандарт среднего общего образования по иностранному языку определяет требования к метапредметным результатам обучения. Согласно этому документу «ученики должны осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке».

Взаимоконтроль широко применяю в процессе текущего контроля. Это парная работа учащихся, которые одновременно тренируют и контролируют друг друга. При таком опросе один ученик задает вопросы другому, затем они меняются ролями. Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая его функция, повышается интерес к овладению языка.

Есть много практических приемов самоконтроля и взаимоконтроля:

Which adjectives in the box go with nationalities?

AmericanJapaneseGermanBritishFrenchsophisticated well-dressed fun-loving respectful humorous

hard-working easy-going punctual friendly lazy quiet

reserved emotional outgoing hospitable sociable formal

Выбор всех возможных сочетаний с заданным словом

Match a verb in A with its opposite in B

A B

love close

start sell

come finish

remember hate

open go

buy forget

leave arrive

_______________________________________________________

Подбор синонимов и антонимов

16

Which of the surrounding words cannot go with the noun?

TALL RUDE EXPENSIVE

BORING SOCIABLE

POLLUTED PEOPLE YOUNG

CROWDED HIGH

ANTIQUE BORED

_________________________________________________

Исключение из списка слов не соответствующих теме

Кроме того для снятия утомления и скуки можно использовать такие психологические приемы как намеренная ошибка учителя (оговорился, перепутал буквы, слова, повесил плакат вверх ногами).

При ответе одних учеников остальным давать задание на запись ошибок или подсчет слов, употребляемых по теме.

Для развития самоконтроля учащиеся могут проверять свою работу, сверяя с образцом. Нужно давать возможность учащимся самостоятельно исправить свою ошибку. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речь и деятельность.

Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют учащегося задуматься, искать причину своих ошибок и изменять методы своей работы, вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже выполнили.

Таким образом, я предполагаю, что такая работа должна привести:

  • во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия;



  • во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции;

  • в-третьих, к пробуждению инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.

Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения.

При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: «Как выполнить?», «Каким приёмом воспользоваться?», «Какой теоретический материал надо знать?», «Что знаю?», «Что не знаю?», «Где возьму?».

Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

Глава IV. Самооценка, рефлексия и их значение.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Младший школьный возраст - это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной.

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.

Навыки адекватного самооценивания приобретают особое значение в условиях безотметочного обучения младших школьников. На начальном этапе изучения английского языка очень важно, сохраняя интерес к предмету, научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.

Ребенок учится адекватно оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Одним из способов формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности.

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Цветик-семицветик», «Корзинка», «Дерево чувств», «Музыкальный фрагмент», «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др. Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения как в начале, так и в конце урока.

Рефлексия содержания учебного материала на уроках английского языка требует учета специфики изучения предмета в начальной школе, поэтому наряду с традиционными приемами («Лист обратной связи», «Плюс - минус - интересно», «Незаконченное предложение», «Я не знал - теперь я знаю», и др.) можно применять приемы «Книжка-раскраска», «Строим дом», «Кирпичики», «Лесенка затруднений».

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ребенку гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. Это особенно важно на начальном этапе изучения английского языка, так как в условиях отсутствия языковой среды ребенку приходится осваивать лексические и грамматические основы иноязычной речи, непривычного фонетического и интонационного строя.

При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать.

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха изучения английского языка на последующих ступенях обучения.

В своей работе я начинаю приучать детей к самооценки, учету своих знаний еще с начальной школы. В этом эффективную помощь оказывает использование карт самоконтроля, которые дети создают сами. Например, Rainbow flower (Цветик-семицветик). Он состоит из 7 разноцветных лепестков, соответствующих разным аспектам речевой деятельности: знанию лексики, грамматики и прилежанию(attitude).

Статья по теме Формирование самообразования самоконтроля и самооценки учащихся на уроках английского языка

Оценка за прилежание выставляется за оформление проекта, сотрудничество в классе и т.д. Ученик заносит полученные оценки в нужный лепесток. В конце четверти он сам выставляет себе общую оценку в середине цветка. Такая карта самоконтроля заставляет ученика думать о своих успехах и проблемах.

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Поэтому в школе учителю надо уделять большое внимание вопросам формирования самооценки.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми.

Именно поэтому на учебных занятиях большое внимание необходимо уделять организации рефлексивной деятельности, пользуясь методикой самоопределения учащихся. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

«Что я сделал?» «С какой целью?» «Почему я это делаю так?» «Какой результат я получил?» Какой вариант лучше?» - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, на начальном этапе обучения иностранному языку используем самый простой вариант- учащиеся получают карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению:

Статья по теме Формирование самообразования самоконтроля и самооценки учащихся на уроках английского языка

Данный вид рефлексии использую в начале и в конце урока одновременно, чтобы можно было судить, как меняется настроение учащихся.

Эффективен приём "Букет настроения". В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: "Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился - голубой".

Важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока перед всей группой (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик) .

Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения. Учащимся предлагаю следующие опоры, которые постоянно находятся на партах.

Say what you have just done and how you have done it

I have just.....

  • read the extract from the fairy-tale....

  • acted out the dialogue

  • practised grammar

  • played the games

  • written the test

  • retold the story

  • reviewed the words

Finish the sentences

We have reached the aim of the lesson

give arguments...

know how explain the problems...

Now I speak about ...

can explain my attitude to...

say my own opinion on...

find information

I feel ….

Positive Emotions Negative Emotions

satisfaction unsatisfaction

happiness irritation

joy boredom

success sadness

admiration anxiety

proud fear

WHY?

Because I.....

Заключение

Основная цель учебного процесса на современном этапе - формирование способности к самореализации, к формированию адекватной самооценки своей собственной деятельности, к формированию навыка самоконтроля и активизации познавательной деятельности.

Учебный процесс должен быть ориентирован на личность учащегося, учитывая его индивидуальные особенности и способности.

Без самоконтроля и самооценки невозможно оптимальное, поступательное развитие самостоятельной познавательной деятельности. Формирование навыка самоконтроля имеет большое значение, особенно в изучении иностранных языков. Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений. Следовательно, надо учить студентов самоконтролю и самообразованию.

Целью моей педагогической деятельности является воспитание ученика рассуждающего, сомневающегося, радующегося, способного добыть знания самостоятельно и легко адаптироваться в любых меняющихся социально-экономических условиях. Именно учителю на уроке нужно создать эти внешние условия для того, чтобы они «разбудили» внутренние обстоятельства, способные к самопознанию, самореализации, самоанализу.

В ходе каждого урока я стараюсь стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями. Учебный материал организую таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться.

Таким образом, учитывая возможности и интересы каждого ученика, стимулируя его познавательные способности, учитель поможет не только усвоить ребенком те или иные знания, но и познать самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, т.е. не только проявлять, но строить себя как личность.



© 2010-2022