Исследовательская работа на тему «Исследование мотивации учащихся к изучению английского языка, поиск приёмов её повышения»

""Описание материала: "Данный материал является результатом исследовательской деятельности и направлен на выявление причин снижения интереса учащихся к изучению английского языка, угасания желания заниматься языком и предложены формы повышения мотивации к изучению предмета: формы, методы, средства. "Объектом исследования являются учащиеся разных возрастных категорий: 2-11 класс. "Результаты исследования дают возможность выбирать и использовать те методы и приёмы, которые соответствуют определённ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

37

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Серафимовский







Исследование мотивации учащихся к изучению английского языка, поиск приёмов её повышения







Выполнила:

учитель английского языка

первой квалификационной категории

Мусина И.П.





с. Серафимовский, 2013 г.


Содержание



  1. Введение_______________________________________________ 3



  1. Понятие мотивации. Познавательные мотивации_______________ 5



  1. Роль мотивации в изучении английского языка________________ 9



  1. Специфика урока иностранного языка_______________________ 12



  1. Исследование уровня развития мотивации учащихся к изучению английского языка________________________________________ 13



  1. Способы и приёмы повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка_________________________________________20



  1. Заключение_______________________________________________31



  1. Приложения______________________________________________32



  1. Список литературы________________________________________36





Введение

Актуальность темы исследования. Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Часто учителя иностранных языков сетуют на то, что к концу уже первого года обучения желание изучать язык постепенно уменьшается, поэтому возникла необходимость изучить причины спада интереса, уровень развития мотивации к изучению английского языка разных возрастных групп учащихся и найти те методы и приёмы, которые бы способствовали повышению интереса детей к изучению английского языка, что будет положительно сказываться на качество обучения.

Как же сделать так, чтобы при первой же встрече с трудностями желание заниматься языком не угасало, а, наоборот, росло? Все ответы, как утверждают психологи, нужно искать в самом ученике, а именно - в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив - это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. От умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех обучения. Задача учителя заключается в том, чтобы, изучив механизмы управления мотивами, стимулами ученика, грамотно использовать их для достижения высокой успешности по своему предмету.

Цель исследования: выяснить причины спада интереса обучающихся к изучению английского языка и найти наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации.

Задачи исследования:

1. Изучить проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.

2. Изучить отношение учащихся к изучению английского языка, выявить трудности и проблемы в процессе обучения.

3. Провести анализ исследований по проблемам мотивации при изучении английского языка в школе.

4. Проанализировать и предложить наиболее эффективные способы повышения познавательной мотивации к изучению английского языка.

Объектом исследования: учащихся 2,3,4,6-8,11 классов

Предметом исследования: отношение учащихся к предмету английский язык, уровень развития их мотивации.

Практическая значимость: если учитель постоянно будет изучать, анализировать, создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более качественных результатов обучения; результаты исследования дают возможность выбирать и использовать те методы и приёмы, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся и их интересам.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2. Беседа с учащимися.

3. Наблюдения за деятельностью учащихся в процессе обучения ИЯ

4. Анкетирование среди учащихся и учителей.







2 Понятие мотивации. Познавательная мотивация

В современных условиях постоянно возрастает роль знания иностранного языка. Овладение любым иностранным языком требует напряженного и кропотливого труда. Ясно, что такая интеллектуальная деятельность должна быть высоко мотивирована. В связи с этим, вопросы мотивации становятся все более актуальными, их изучают педагоги, психологи, методисты.

Многолетняя практика преподавания иностранных языков показывает, что значительная часть учеников слабо мотивирована к изучению иностранного языка. Причины очевидны: языковой среды нет, трудно вызвать иноязычную мотивацию говорения .

Для устранения данных причин требуются новые формы и методы обучения. Традиционный подход не может быть единственной формой удовлетворения потребностей в общении на иностранном языке.

Современные психологи и педагоги едины во мнении, что качество выполнения какой-либо деятельности на иностранном языке зависит прежде всего от побуждений и потребностей ученика, его мотивации.

Именно мотивация является средством, вызывающим целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов на уроке иностранного языка, их упорядочение. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознание учениками их дальнейшего саморазвития .

Мотивация лежит в основе любой человеческой деятельности. В школьном возрасте основным компонентом учебного процесса является учебная мотивация, которая имеет свои особенности на разных возрастных этапах. Проблема мотивации учебной деятельности является одной из центральных, так как именно от наличия интереса к изучению иностранного языка у школьника зависит результат обучения.

Мотивационная сфера личности - это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми перечисленными причинами все равно стоят разнообразные потребности личности (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).

Если отсутствует мотивация, все кажется тягостным: урок английского языка становится утомительным и нескончаемым, ежедневные домашние задания превращаются в пытку. Потому что без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя».

Преимущества, которые несет в себе мотивированное обучение, огромны: внутренний стимул повышает интерес и выносливость, усиливает концентрацию. Ученик, обладающий внутренним стимулом к обучению, как показывают исследования, получает более высокие оценки, чем дети, которые учатся без желания. К тому же заинтересованный ребенок получает от своей работы удовольствие. Ученики, внутренне мотивированные, используют более разумные учебные стратегии, они сопоставляют новую информацию с тем, что уже знают, и сами проверяют, как они усвоили новый материал. Изученное остается у них в памяти надолго.

Что же является мотивом к изучению иностранного языка у учащихся?

В мотив обучения могут входить следующие причины: интерес к учению вообще (основанный на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний), желание получить образование в связи с пониманием его необходимости для жизни и профессиональной деятельности, желание получить похвалу, удовлетворить своё тщеславие (быть отличником), желание доставить радость родителям и учителю.

Мотивация - не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, возраста, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы заинтересовать изучением иностранного языка. У каждого ребенка есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на обучение. Но все можно изменить.

Стимулировать развитие мотивации возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к иностранному языку к зрелым формам положительного отношения к учению- действенному, осознанному, ответственному.

В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности . В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению. Познавательные мотивы в овладении иностранным языком дифференцируются следующим образом: интерес к иностранному языку как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям с иностранным языком, к развитию лингвистического мышления; возможность использования иностранного языка как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к иностранному языку как необходимому средству познавательной деятельности.

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала . Поскольку обучение иноязычному общению происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость». Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учащихся отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность. Именно «учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие обучающегося в учебном или реальном общении». Из всего многообразия свойств личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотивации, традиционно предлагает учет шести методически наиболее значимых свойств обучаемого как личности: контекста деятельности; личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной сферы; мировоззрения; статус в группе. Всё это побуждает учащихся к обучению. «Успешность овладения иностранным языком в его когнитивной функции способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним; использование иностранного языка для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам ИЯ усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, следовательно, повышается и мотивация изучения языка» .

Типы мотивации учебной деятельности

Существует следующая классификация мотивов по П.Б. Гурвичу .

1. Целевая мотивация. Данная мотивация основана на ясном осознании как конечной цели изучения иностранного языка, так и цели выполнения каждого задания.

2. Мотивация успеха. Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к цели, получают что-то такое, что могут использовать немедленно. (использование знаний языка во внеклассной работе, участие в олимпиаде).

3. Страноведческая мотивация. Факт перемещения обыденных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся. Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран позволяет лучше понять чисто языковые явления. Моделировать на уроках ситуации Диалога культур. Последние годы это стало особенно актуально. В Примерных программах по иностранным языкам говорится об усилении культуроведческого аспекта в содержании обучения .

4. Эстетическая мотивация. Изучение ИЯ для учащихся должно превратиться в удовольствие. Ничто в кабинете и на уроке не должно раздражать ученика.

5. Инструментальная мотивация. Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, каждый ученик имеет свои любимые формы и виды работы. Каждому ученику дать возможность выразить себя в любимом и наиболее удающемся виде работ.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так же проблема как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. В настоящее время эта проблема весьма актуальна и для нашей школы.

Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой - с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.

Формирование мотивации - это не "перекладывание" учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Существенным для исследования структуры мотивации является выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, "мотивирующей" силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван "гедонической" составляющей мотивации, остальные три ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых,- организацией образовательного процесса; в-третьих,- субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,- субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.

3. Роль мотивации в изучении иностранного языка

Сознаём мы это или нет, но каждый момент своей жизни мы мотивированы что-то делать: удовлетворять ли физиологические потребности (кушать, спать)

или потребности духовные (писать стихи, ходить в театр, рисовать пейзажи). Если же мотивация отсутствует вообще, то это значит, что человек мёртв. Если человек знает, что ему нужно чего-то достичь, то есть, он мотивирован удовлетворить свою потребность - он может свернуть горы. В драке победит не тот, кто сильнее по физическим параметрам, а тот, кто больше хочет победить. В спортивной команде могут быть талантливые игроки, но играть серо и блекло. Чтобы выиграть, нужна воля к победе, то есть, мотивация. История войн может дать много примеров, когда превосходящая по численности и лучше вооружённая армия проигрывала сражение, так как была менее мотивирована на победу.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то "приключенческое", проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: "Я - говорящий на родном языке", "Я - говорящий на иностранном языке". Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через книгу и переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления "строительного материала", стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.

Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших учителей, учащиеся которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых пределах. Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. о. создать стойкую сопутствующую мотивацию, формирующую прогресс в овладении иностранным языком.

Цели, поставленные перед предметом "иностранный язык", должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.

Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра.

В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого можно достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через сквозные программы и использование пособий, которые последовательно ведут ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к средней.

4. Специфика урока иностранного языка

Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок - дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка

5. Исследование уровня развития мотивации учащихся к изучению английского языка

Приступая к изучению иностранного языка, нельзя пожаловаться на отсутствие интереса учащихся к предмету. Но со временем интерес значительно ослабевает. Возникает вопрос: почему? Одна из причин - это ложное представление о мнимой обязанности ученика учиться. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познавать что-либо. Пока обязанность не будет осознана и принята учеником как МОЯ обязанность, он будет «подвергаться обучению», а не учиться. Поэтому проблема мотивации учения представляет собой проблему превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. Деятельности без мотивации не бывает.

Какие же мотивы и антимотивы движут учеником, который овладевает иностранным языком? Каково его отношение к изучению английского языка?

Мною было проведено исследование на выявление учебной мотивации к изучению английского языка в школе на разных возрастных этапах. В исследовании приняли участие ученики 2-4-х, 5- 8-х и 11-х классов МБОУ СОШ №1 с.Серафимовский. Было опрошено 205 учащихся-2-4 (103),6,7,8 и 11 (102) В результате проведенного анкетирования учащихся был выявлен уровень учебной мотивации к изучению английского языка , отношение к изучению английского языка а также выявлены основные мотивы изучения английского языка на разных возрастных этапах.


Исследование уровня мотивации: рис.1

Рис.1 Развитие уровня мотивации

Исследовательская работа на тему «Исследование мотивации учащихся к изучению английского языка, поиск приёмов её повышения»

Из диаграммы видно, что у учащихся 6 классов преобладает высокий уровень учебной мотивации к изучению английского языка. Им уступают учащиеся 7-8 классов. Учащиеся 11-х классов на третьей позиции, а у учащихся начального звена меньший процент учащихся с высоким уровнем мотивации, хотя обычно на начальном этапе преобладает высокий уровень мотивации. У учащихся 6-х классов наблюдается высокая активность в учебной деятельности, их отличают широкие познавательные интересы. У большинства учащихся данной возрастной группы ведущей является познавательная мотивация, детям интересно узнавать что-то новое.

Исследование отношения учащихся к изучению английского языка (рис.2)

Рис.2

Исследовательская работа на тему «Исследование мотивации учащихся к изучению английского языка, поиск приёмов её повышения»

Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся 162 (79%) с интересом приступили к изучению английского языка, 43 учащимся (21%) было неинтересно. (см. рис.2)

Этому способствует интерес к новому предмету, отсутствие «языкового барьера» у детей, отсутствие стеснительности и нерешительности на уроках, новые технологии, умение заинтересовать со стороны учителя.

Исследование того, как же обстоят дела сейчас ( рис.3)

Рис.3

Исследовательская работа на тему «Исследование мотивации учащихся к изучению английского языка, поиск приёмов её повышения»

Мы наблюдаем, что 24 % учащихся 6-х классов, хотят учить с прежним интересом , 53% учиться стало ещё интереснее , 44% уч-ся 7-8 классов так же учат с прежним интересом, 14% стало ещё интереснее, а вот 47 % учащихся 11-х классов учить хотят, но стало неинтересно, хотя 38% английский язык с прежним интересом. Отрадно отметить, что лишь 5 учащихся из 102 опрошенных учиться не хотят, им неинтересно, это 5 %. Проведённое анкетирование позволило мне сделать вывод, что интерес этих 5% учащихся снижается за счет общего снижения мотивации учения, ученики начинают нарушать дисциплину, не выполняют домашнее задание, у этих учащихся меняются мотивы изучения английского языка, т.е учатся не потому что хочется, а потому что надо. Но 33 учащихся (32%) стало учиться неинтересно, хотя учить английский язык они хотят. Я полагаю, что основная причина кроется в том, что изучение иностранного языка предполагает ежедневную и систематическую работу, заучивание всё большего количества трудных для произношения и запоминания слов, фраз, грамматических правил. Это требует от детей определенной умственной нагрузки. И эти 32% учащихся - это те, которые хотят изучать английский язык, но не прилагая к этому особых усилий, они не приучены выполнять то, что им сложно и, естественно, становится неинтересным. И эти выводы подталкивают к поиску таких приёмов, которые бы способствовали сохранению и развитию интереса, помогли преодолеть трудности.

Исследование основных мотивов изучения английского языка

Начальные классы (рис.4)

Рис.4

Исследовательская работа на тему «Исследование мотивации учащихся к изучению английского языка, поиск приёмов её повышения»


Учащиеся 6,7,8 классов (рис.5)

Рис.5

Исследовательская работа на тему «Исследование мотивации учащихся к изучению английского языка, поиск приёмов её повышения»

Учащиеся 11-х классов (рис.6)

Рис.6

Исследовательская работа на тему «Исследование мотивации учащихся к изучению английского языка, поиск приёмов её повышения»

Выводы: Мотивы изучения английского языка с возрастом меняются. Если для большинства учащихся начальных классов кажется, что английский им нужен, в основном, чтобы поехать заграницу, общаться с иностранцами, то в среднем звене ребята начинают задумываться в своём большинстве о будущей профессии, начинают осознавать, что язык им нужен для дальнейшей учёбы и работы, что для образованного человека необходимо знание английского языка. Диаграмма по итогам исследования мотивов в 11 классах позволяет сделать вывод о том, что большинство старшеклассников определились с выбором интересов. Лишь 18% считают, что язык им пригодится для будущей учёбы и карьеры, 20% для общего кругозора, 21% хотят посредством англ. языка получать дополнительную информацию, 12% - для путешествия, а 12% - это те, которым язык в дальнейшем не нужен, учат ради хорошей отметки или их заставляют родители.

Исследование того, что учащимся нравится делать на уроках английского, а что нет.

Начальные классы:

Нравится: учить слова (27%), читать и переводить тексты (17%), составлять диалоги(10%).

Не нравится: выполнять домашние задания( 18%), как ругает учитель (14%)

Учащиеся 6-8 классов:

Нравится: смотреть видеофильмы (97%), учить слова (94%), составлять презентации (80%), читать и переводить тексты (79%).

Не нравится: выполнять контрольные и самостоятельные работы (47%), составлять рассказы (45%), отвечать у доски (32%)

Учащиеся 11-х классов:

Нравится: смотреть видеофильмы и обсуждать их (86%), читать и обсуждать тексты (96%), учить слова (86%).

Не нравится: писать контрольные работы(91%), отвечать у доски(72%), составлять рассказы, писать эссе (58%).

Отсюда вывод: детям не нравится делать то, что им трудно, не справляются самостоятельно, отсюда - необходимо стремиться эти виды деятельности, сделать более занимательными, использовать дифференцированный подход, разноуровневые задания.

Объектом проводимого исследования были учителя английского языка СОШ №1.

60% учителей считают, что в обучении английскому языку, скорее заинтересованы родители, а не дети.

40% учителей считают, что детям интересно изучать его независимо от позиции родителей.

60% учителей полагают, что дети понимают важность его изучения для своего будущего.

80% учителей не согласны с тем, что ученики могут постепенно терять интерес к изучению английского языка, и лишь 20% учителей отмечают снижения интереса детей.

Учителя признают следующие условия поддержания учебной мотивации :

1. эмоциональность, увлеченность учителя ;

2. использование наглядных пособий ;

3. использования технического оборудования ,ИКТ;

4.индивидуально-дифференцированный подход за счет использования дидактического материала ;

5. строгий контроль, оценочное подкрепление со стороны учителя ;

6. объяснение важности и необходимости знания английского языка ;

7. творческие задания;

8. приобщение детей к английской культуре ;

9. игровые технологии.

Анализ результатов исследования

По результатам исследования мною сделан ряд выводов и наблюдений. Изучение иностранного языка предполагает ежедневную и систематическую работу. Это требует от детей определенной умственной нагрузки. Кроме того, отсутствие языковой среды создает дополнительные сложности в его изучении. Это, как правило, ведет в дальнейшем к серьезным проблемам в обучении. Вот почему для учителя важно способствовать сохранению и развитию интереса к иностранному языку. Возникает необходимость создавать условия для того, чтобы у учащихся познавательный интерес стал осознанным, определялся самим содержанием знаний. В сознании учащихся должна отпечататься сама динамика познавательного интереса: они должны не только знакомиться с предметом, а видеть его практическую целесообразность. Активизация познавательного интереса способствует совершенствованию всего учебного процесса. Под его влиянием учитель постоянно ищет новые резервы эффективности своей деятельности, проверяет надежность своего сложившегося опыта. В то же время в процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности ученика, его активная позиция и его творческое устремление. Высокий уровень познавательного интереса также способствует сложению сил учителя и учащихся, взаимному обогащению их интенсивной деятельности, удовлетворяющей обе стороны. По моему мнению, приемов, при которых происходит развитие познавательного интереса, повышение мотивации к обучению множество. Надо лишь научиться из умело применять .

6. Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка

Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся, их общения на уроке в условиях полной социально - психологической совместимости. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность.

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал?

1.Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока:

Видеоурок

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видеоуроки являются эффективной формой обучения

Урок - экскурсия

В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока

Урок - спектакль

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы

Урок-праздник

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок - интервью

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Cвободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т.д.

Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как «Моя школа» или «Мой город», равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.

В такой ситуации логично прибегнуть к элементами ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Урок-эссе

Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «я».

Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

На уроках английского языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение.

Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.

Интегрированный урок

В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.

Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.

Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.

Богатый материал для организации заинтересованного иноязычного общения дает МХК. Наиболее необходима связь «МХК и иностранный язык» при изучении основных достижений мировой и отечественной культуры. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями в различных видах искусства. Знания о выдающихся представителях культуры страны изучаемого языка, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения. То же самое можно сказать и об уроках ИКБ, материалы по истории и культуре Башкортостана на уроках английского языка способствуют духовному обогащению учащихся, их патриотическому воспитанию.

Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.

Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Опираясь на свой многолетний опыт работы можно утверждать, что нетрадиционные формы уроков обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая положительный психологический климат в классе, способствуют лучшему запоминанию тематического материала, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся, и, что очень важно, позволяют реализовать воспитательные цели обучения, повышают мотивацию учащихся к учению, активизируют память и развивают личность ребенка.

2.Современные информационно-коммуникативные технологии

Современные информационно-коммуникативные технологии предоставляют учителю большие возможности для эффективной организации обучения, повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Современные информационные средства играют роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей и служат обучаемым каналами презентаций собственных суждений, реализации продуктов своей созидательной деятельности. Работая в дидактической информационной среде, ученик заинтересован не только в конечных результатах деятельности, но и в самой деятельности. Высшая форма развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных средств обучения - это интерес к продуктивной деятельности, самостоятельному творчеству.

В практике при обучении иностранному языку в настоящее время чаще всего используются мультимедийные презентации для наглядного представления учебного материала, интерактивные учебные программы для тренировки различных аспектов речевой деятельности, ресурсы Интернет для поиска и обработки информации.

Специфика предмета иностранный язык требует от учащихся напряжённой умственной деятельности, внимания, способности рассматривать абстрактные понятия, умения делать обобщения, что является для многих из них трудной задачей.

Главными критериями эффективности использования современных информационных технологий является:


  • возможность существенно облегчить усвоение учащимися учебного материала;


  • соответствие логике урока, его теме, поставленной цели;


  • используемые материалы должны содержать материал, адаптированный к уровню подготовленности учащихся;


  • материал урока должен быть проблемным, побуждать к активной познавательной деятельности;


  • соответствие используемых ресурсов возрастным особенностям учащихся, их интересам, потенциальная личностная значимость материала;


  • объективность и надёжность предоставляемой информации;


  • оптимизация работы на уроке;


  • возможность осуществления контроля и корректировки усвоения учащимися программного материала;


  • эстетичность;


  • сохранение психического и физического здоровья учащихся.

Применение различных видов современных информационных технологий на уроке иностранного языка для активизации познавательного интереса учащихся при обучении различным аспектам речевой деятельности:

1) Мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций давно и прочно вошло в практику обучения иностранному языку. Их можно использовать для актуализации знаний, сопровождения объяснения нового материала, первичного закрепления знаний, обобщения и систематизации изученного. Важнейшее преимущество презентаций вижу в том, что учитель создаёт учебные ресурсы, ориентированные на конкретных учащихся, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для интерактивного взаимодействия участников урока.

2) Представление логического ряда картинок, за которым следует проблемный вопрос. Данный приём помогает детям при введении материала урока самим сформулировать проблему и стимулирует желание у них находить её решение. Например, при изучении темы «Страдательный залог» ряд картинок с изображением изменений в городе, произошедших за время отсутствия героя, позволяет совершенствовать грамматические навыки по данной теме.

3) Приём «оживи картинку». Учитель побуждает учащихся поразмышлять, о чём могут разговаривать, думать люди, изображённые на слайде. Интересно и оживлённо проходит выполнение этого задания, если «оживить» необходимо разговор животных или неодушевлённых предметов.

4) Приём «медиаазбука», когда на каждую букву алфавита придумывается слово, ассоциирующееся с данной темой. Объясняя выбор того или иного слова, учащиеся учатся мыслить логически, расширяется их активный словарь, задействуется личный опыт.

5) Восстановление логической последовательности картинок, по которым совместно составляется рассказ.

6) Создание моделей явлений, которые невозможно представить зрительно: природные явления, схема политического устройства государства и т.д. Особенно эффективен данный приём для моделирования сложных грамматических явлений, при котором слова передвигаются, иногда со

звуковыми эффектами, давая наглядное представление, например, о порядке слов в косвенном вопросе, использовании артиклей, образовании сложного дополнения.

7) Анимация картинок позволяет представить различные явления в движении, изучать такую тему, как «Временные формы глагола». Учитель представляет изображение дома, в котором в каждом окне жители совершают какие-либо действия. С помощью данного слайда можно тренировать на уроке практически все временные формы глагола.

8) Программа Power Point позволяет эффективно работать над лексикой и может использоваться как для введения новых слов, их наглядной иллюстрации, визуального представления сочетаемости новых лексических единиц с уже изученными, построения синонимичных рядов, так и для объяснения лингвострановедческих понятий, отражающих реалии страны изучаемого языка. Головоломки, ребусы, кроссворды и другие лексические упражнения можно также создавать с помощью программы Hot Potatoes, опираясь на активную лексику урока.

9) Приём коллажирования. Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический приём, предполагающий последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого слова, понятия, создаёт зрительно-смысловой схематический образ рассматриваемого понятия.

Однако надо помнить, что компьютер не заменяет учителя на уроке, а лишь помогает учиться, делая процесс обучения для учащихся увлекательным, ярким, своеобразным и неповторимым.

3. Технологии личностно- ориентированного обучения уроках английского языка

Обучение в сотрудничестве

Для развития коммуникативных навыков и умений на уроках иностранного языка можно отнести технологию сотрудничества, разработанную в 1978 году профессором Элиотом Аронсоном. Автор выделил основные принципы обучения в сотрудничестве:

группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся). Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы). Если работа по каким-то причинам не ладится, то состав группы можно менять от урока к уроку;

группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);

оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся возможность самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;

учитель сам выбирает ученика, который должен отчитаться за задания. В ряде случаев это бывает слабый ученик (это касается, главным образом, лингвистических, грамматических и лексических знаний);

если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное / неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

Применение этой технологии позволяет наиболее эффективно развивать коммуникативные навыки в области аудирования, чтения и говорения. Обучение в сотрудничестве я использую как на этапе работы с новым материалом, так и на этапе закрепления. Например, на ознакомление ребят с новым грамматическим материалом времени отводится не так уж много. При этом очень важно, чтобы данное грамматическое явление было осмыслено, ибо от этого во многом зависит дальнейшее овладение этим материалом. Значит необходимо организовать практику по формированию ориентировочной основы действий. Такая практика, устная или письменная, требуется каждому ученику группы. В малых группах, организуемых так, чтобы в каждой группе, состоящей из 3-4 человек, обязательно был и ученики с разным уровнем подготовки, при выполнении одного задания на группу, учащиеся ставятся заведомо в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результатах всей группы.

Использование метода проектов

Этот метод я использую для формирования коммуникативных навыков в письме и говорении . Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможностями решения этих проблем, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности необходима активная устная практика для каждого ученика и чтобы учащиеся могли на практике применить полученные знания, умения и навыки. Коммуникативные задачи решаются как при разработке коллективного проекта для общения между участниками, так и в процессе защиты готового материала. В основу любого проекта я ставлю проблему, требующую определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющую определенную практическую и теоретическую познавательную значимость. Например:

1. Система школьного образования в России и странах изучаемых языков. (Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США? Какой вы ее (школу) представляете?).

2. Культура России и стран изучаемых языков (Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше понять национальный характер?)

3. Средства массовой информации. (Проблема: влияют ли средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения?)

4. Охрана окружающей среды. (Проблема: как демократическое общество решает проблемы окружающей среды?)

5. Научно-технический прогресс: нужны ли школьникам его достижения?

Необходимо отметить, что успешное решение личностно-значимой проблемы предполагает интеграцию знаний из других областей. Так, после изучения темы "Образование" ("Education") учащимся я предлагаю составить проект "The schools of tomorrow" "Школы будущего", взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США, Канады, Австралии Новой Зеландии. При этом учащиеся, работая над проектом, воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации пройденного материала. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания

новых знаний, познавательную деятельность учащихся.

В организации работы по проекту я выделяю следующие этапы:

Подготовительный

1)представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике; 2) выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы ("мозговой штурм"), обсуждение и обоснование каждой из гипотез; 3) обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

Основной:

1) работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу; 2) текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

Заключительный:

1) защита проектов (презентация результатов);

2) оценка результатов, выявление новых проблем.



Заключение

В ходе исследования были выявлены сущность и особенности мотивации учебной деятельности школьников на уроках английского языка, Итак, мотивация учебной деятельности учащегося - это совокупность мотивов, которые в процессе своего взаимодействия детерминируют активность субъекта в образовательном процессе и обеспечивают профессиональную направленность саморазвития. Критериями сформированности мотивации учебной деятельности школьника являются высокая успеваемость, творческий подход к выполнению учебных заданий, готовность к самообразованию и саморазвитию, получению дополнительных знаний, устойчивое стремление к овладению новыми знаниями.

Особенностями мотивации учебной деятельности учащихся являются: тенденция к доминированию мотивов овладения новыми знаниями; наличие устойчивых убеждений, собственного мнения относительно того или иного явления, не зависящего от окружающих условий; тесное переплетение познавательных мотивов с мотивами профессионального самоопределения.

По результатам исследования мною сделан ряд выводов и наблюдений. Изучение иностранного языка предполагает ежедневную и систематическую работу. Это требует от детей определенной умственной нагрузки. Кроме того, отсутствие языковой среды создает дополнительные сложности в его изучении. Это, как правило, ведет в дальнейшем к серьезным проблемам в обучении. Вот почему для учителя важно способствовать сохранению и развитию интереса к иностранному языку. Возникает необходимость создавать условия для того, чтобы у учащихся познавательный интерес стал осознанным, определялся самим содержанием знаний. В сознании учащихся должна отпечататься сама динамика познавательного интереса: они должны не только знакомиться с предметом, а видеть его практическую целесообразность. Учитель постоянно должен искать новые резервы эффективности своей деятельности, проверять надежность своего сложившегося опыта.

Таким образом, в целом можно заключить, что учитель в своей работе может и должен использовать все положительное, что есть в практике учителей, работающих с целью формирования мотивации учащихся. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.

Приложение 1

Анкета для учащихся начальной школы


  1. Какой год изучаешь английский язык?

  2. Нравится изучать английский язык? (да-нет)

  3. Что нравится ?

  4. Что не нравится?

  5. Как ты думаешь, для чего нужно изучать английский язык?

Приложение 2

Анкета для учащихся 6-11 классов (указать класс)

«Отношение учащегося к изучению иностранного языка»


  1. С какого класса изучаешь английский язык,


  1. С желанием ли и интересом ты приступил к изучению английского языка?

(да, нет)

  1. Как обстоят дела теперь?

Выбери вариант, который тебе подходит:

А) учить не хочу, неинтересно;

Б) учить хочу, но стало неинтересно;

В) учить хочу и учу с прежним интересом;

Г) учить хочу, стало ещё интереснее.


  1. Что побуждает тебя изучать иностранный язык?

Если ты согласен поставь знак «+» , не согласен - «- «

А) Родители хотят, чтобы я знал(а) хотя бы один иностранный язык.

Б) Считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык.

В) Привлекает возможность обсуждать события, общаться с одноклассниками на иностранном языке.

Г) Иностранный язык необходим для дальнейшей учёбы, будущей профессии.

Д) Изучаю иностранный язык , потому что люблю и уважаю своего учителя.

Е) На уроке мне всегда интересно и я работаю с увлечением.

Ё) Изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе

Ж) Мне нравится узнавать, как устроен язык.

З) Иностранный язык служит средством получения знаний о том, что мне интересно.

И)Я хочу, чтобы отметка по английскому языку была хорошей.

К) Хочу знать язык не хуже моих товарищей

Л) Чтобы путешествовать, общаться с иностранцами


  1. Прочитайте суждения и оцените степень своего согласия с их суждением по следующей шкале:

4 - всегда 3 - почти всегда 2 - иногда 1 - очень редко 0 - никогда


  1. Делать домашнее задание

  2. Отвечать у доски.

  3. Успевать работать вместе со всем классом..

  4. Не волноваться, когда меня спрашивают.

  5. Писать контрольные и проверочные работы.

  6. Когда учитель плохо относится ко мне.

  7. Когда я не понимаю требования учителя.

  8. Когда родители ругают меня за неудачи в школе, на уроке.

  9. Хорошо себя вести на уроке.

  10. Ладить с одноклассниками.

  11. Читать тексты .

  12. Переводить тексты на русский язык.

  13. Понимать иноязычную речь на слух.

  14. Отвечать на вопросы учителя.

  15. Задавать вопросы друг другу по теме, тексту.

  16. Составлять рассказ и пересказывать его.

  17. Правильно применять знания грамматического материала.

  18. Инсценировать диалоги.

  19. Учить и запоминать слова.

Приложение №3

Анкета (указать класс)

Насколько хорошо усвоен вами следующий грамматический материал

( «+» или «-«)

8,11 классы

  1. Употребление артиклей с именами существительными.

  2. Временные формы глагола

  3. Страдательный залог

  4. Сослагательное наклонение

  5. Сложное дополнение.

  6. Употребление степеней сравнения прилагательных

  7. Числительные

  8. Страноведение.

6-7 классы

  1. Употребление артиклей с именами существительными.

  2. Временные формы глагола

  3. Числительные

  4. Употребление степеней сравнения прилагательных

  5. Неопределённо-личные местоимения

  6. Образование множественного числа существительных.

  7. Страноведение.

Приложение №4

Анкета для учителей

Согласны ли Вы с мнениями ( отметьте знаками «+» или «- «)

1) в обучении английскому языку, скорее заинтересованы родители, а не дети.

2) детям интересно изучать его независимо от позиции родителей.

3) дети понимают важность его изучения для своего будущего.

4) у учеников снижается интерес к изучению английского языка

Условия поддержания учебной мотивации - это:

- индивидуально-дифференцированный подход за счет использования дидактического материала

- строгий контроль, оценочное подкрепление со стороны учителя

- использование наглядных пособий

- эмоциональность, увлеченность учителя

- игровые технологии

- соревновательные техники

- работа в группах

- творческие задания

- объяснение важности и необходимости знания английского языка

- использования технического оборудования , ИКТ

- приобщение детей к английской культуре

Приложение №5

«Исследование мотивации к изучению предмета»

Анкета для учащихся

Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».

  • с высказыванием полностью согласен (5 баллов)

  • с высказыванием больше согласен, чем не согласен (4 балла)

  • ни «да», ни «нет» - нечто среднее (3 балла)

  • с высказыванием больше не согласен, чем согласен (2 балла)

  • с высказыванием полностью не согласен (1 балл)

Данный предмет мне интересен

Мне нравится как преподает учитель

Предмет заставляет меня думать

Я могу применять в жизни знания по этому предмету.

Я получаю удовольствие при изучении предмета

Знания по предмету позволяют мне больше узнать об окружающем мире

Я принимаю участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях по этому предмету.

Знания по этому предмету понадобятся мне в моей будущей профессии.

На уроках по этому предмету я часто отвечаю, выступаю с докладами, работаю в группе

Для меня на уроках по этому предмету важнее узнавать, понимать, разбираться в материале, чем получать отметки.

Обработка результатов:

Все баллы суммируются. Общее количество баллов позволяет сделать вывод об уровне развития мотивации к изучению предмета.

Интерпретация результатов:

41 - 50 баллов - очень высокая мотивация к изучению предмета

31 - 40 - баллов - высокая мотивация к изучению предмета

21 - 30 баллов - средняя мотивация к изучению предмета

11 - 20 баллов - низкая мотивация к изучению предмета

0 - 10 баллов - очень низкая мотивация к изучению предмета

Список литературы

1. Азарова С.Н. и др. Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач. шк. "Enjoy English-1". - Обнинск, Титул, 2005. - с.80

2. Азарова С.Н. Примерная программа по иностранным языкам.// ИЯШ. - 2005. - №6. - с.18

3. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. // ИЯШ - 1993 - №3. с. 20-25

4. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. - 1989. - №1 - с. 21

6. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика 1988. - с.131

7. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ -2003 - №5 - с.31-34

8. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ - 2002 - №3. с. 39-41

11. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004. - с. 55

13. Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД "Первое сентября", 2003. - с. 23

15. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб: Изд-во "Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ"", "Cambridge University Press", 2001 г. - с. 150-151, 161, 90-91.

18. Леднева В. С. и др. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Общественно- гуманитарные дисциплины. - Москва, ТЦ Сфера, Прометей,1998 - с.226

20. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. -с.192

21. Полат Е.С.//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.,1998.

22.knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a2bd78a5c53b88421216d37_0.html

23. petropavl.kz/skoipkppk/page6/english/10.shtml

24. bestreferat.ru/referat-217808.html

25. festival.1september.ru/articles/576883/

26.pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4595/Itemid,88/





© 2010-2022