• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Научная разработка по английскому языку на тему Применение здоровьесберегающих методов, таких как игровой метод и метод Total Physical Response на уроках английского языка

Научная разработка по английскому языку на тему Применение здоровьесберегающих методов, таких как игровой метод и метод Total Physical Response на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание педагогического эксперимента по внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения английскому языку младших школьников.

Для подтверждения гипотезы исследования о том, что внедрение элементов здоровьесберегающих технологий, таких как игровые технологии и метода Total Physical Response, в обучение английскому языку младших школьников, поможет учащимся освоить объем знаний, умений и навыков, необходимый для младших школьников, и при этом максимально сохранит физическое и психическое здоровье младших школьников, мы провели опытно - экспериментальную работу на учащихся 3 класса МКОУ Чистоозерной СОШ №3. Всего в классе 16 человек.

1.Брюханов Владимир

2.Геращенко Максим

3.Зейдер Максим

4.Ишков Илья

5.Калачева Анастасия

6.Коваленко Сергей

7.Короед Семен

8.Лукина Арина

9.Павленко Тимур

10.Пфейфер Диана

11.Реков Павел

12.Сесова Виолетта

13.Смирнов Евгений

14.Таскаев Павел

15.Царев Даниил

16.Цыба Анна

Средний возраст детей в группе составляет 9-10 лет, дети из семей разного статуса, но в основном из среднего. Отношение к учебной деятельности оценивается педагогом как среднее, но не ровное. Общеучебные навыки сформированы. На уроке, как правило, активны, и неспокойны, не всегда готовы приготовить дополнительный материал, провести самостоятельную работу, что говорит о среднем уровне развития познавательной деятельности. Внутри коллективная атмосфера дружная. Общая сформированность ЗУН у детей соответствует требованиям программы.

Обучение детей в группе 3 класса ведётся по УМК «Enjoy English» 3 авторов Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. В УМК "Enjoy English". Ознакомившись с характеристикой каждого обучащегося, узнали их увлечения, склонности, особенности их развития, что помогло создать благоприятный психологический микроклимат для личного участия на уроке.

При посещении уроков в данном классе мы сделали вывод, что предмет английский язык вызывает высокий интерес у детей 3 класса, что у детей есть желание научиться говорить на английском языке и интерес к изучению нового языкового материала во время урока.

Анализ УМК . «Enjoy English» («Английский с удовольствием») -- это завершенный курс английского языка для общеобразовательных учреждений (2-11 класс), обеспечивающий преемственность между начальной (2-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) ступенями обучения.«Английский с удовольствием» написан в русле одного из ведущих современных методических подходов - коммуникативно-когнитивного - и ориентирован на формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников, на их развитие и воспитание средствами английского языка. УМК Enjoy English выпускает издательство «Титул».

УМК «Enjoy English» для 2, 3 и 4 классов (вторая редакция) обучения включает в себя:
- учебники;
- рабочие тетради;
- аудиоприложения к учебникам на CD MP3;
- обучающую компьютерную программу «Enjoy the ABC» (2 класс);
- обучающие компьютерные программы «Enjoy English» (2, 3 и 4 классы);
- обучающую компьютерную программу «Интерактивные плакаты» (2-4 классы);
- книги для учителя с поурочным планированием;
- рабочую программу курса английского языка (2-4 классы).

Особенности второй редакции УМК по английскому языку Биболетовой М.З. и др. для начальной школы:
- сохранены все методические принципы, на которых строится курс для начальных классов, поэтому возможен переход с одной версии учебников на другую без трудностей для учащихся и без потерь в качестве обучения;
- в содержание учебников внесены изменения и дополнения с учетом пожеланий учителей по итогам всероссийского эксперимента по совершенствованию содержания образования.

Внесенные во вторую редакцию изменения сводятся к следующему:
- учебники «Английский с удовольствием» разделены по трем классам (2,3 и 4 классы) для удобства ученика и учителя. Каждый учебник имеет свой сказочный сюжет и оригинальных героев;
- курс переработан и облегчен с учетом доступности и посильности учебного материала для младших школьников: сокращен объем активной лексики, ее дозировка, увеличена ее повторяемость;
- разделы (Units) соответствуют учебным четвертям. Разделы учебника заканчиваются рубрикой Test Yourself, блоком проверочных заданий Progress Check и мини-проектом Project;
- в учебниках и рабочих тетрадях для первых двух лет обучения предусмотрена поурочная подача материала;
- в рабочие тетради по английскому языку Биболетовой входят все проверочные задания, выполняемые письменно;
- книги для учителя содержат: общее тематическое планирование, примерные конспекты уроков, ключи к заданиям «Progress Check», тексты для аудирования, сценарии спектаклей;
- аудиоприложения включают задания по аудированию к каждому уроку. Тексты начитаны носителями языка и сопровождаются звуковыми иллюстрациями, облегчающими восприятие детьми содержания тестов;
- обучающие компьютерные программы «Enjoy the ABC», «Enjoy English» для 2-4 классов рассчитаны на работу с интерактивной доской, персональным компьютером или мультимедиа проектором. В помощь учителю на досках содержатся поурочные рекомендации, а в помощь ученику описание последовательности выполнения упражнений. Программы могут использоваться как в классе, так и для самостоятельной работы в качестве прекрасного домашнего репетитора.

Особенностями УМК по английскому языку Биболетовой М.З. являются современное содержание и оригинальные приемы обучения:
- увлекательные сюжеты учебников;
- вхождение в культуру англоязычных стран, начиная с детского фольклора и традиций;
- встречи с героями английских народных и авторских сказок;
- цветовая сигнализация для обучения чтению;
- занимательные формы обучения написанию букв;
- сознательное обучение грамматике через приемы моделирования;
- достоверный аутентичный учебный материал, создающий естественные условия для обучения младших школьников и подростков;
- ролевые игры, познавательные лингвистические упражнения, доступные проектные задания, помогающие учащимся решать разнообразные коммуникативные задачи.

В нашей опытно - экспериментальной работе ставится цель: определение эффективности использования на уроках здоровьесберегающих технологий (игровая технология и метод Total Physical Response) при обучении английскому языку учащихся 3 класса.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

- распределить учащихся 3 класса на 2 группы по 8 человек по одинаковому уровню знаний, умений и навыков по английскому языку

-применить здоровьесберегающие технологии, такие как игровая технология и метод Total Physical Response в обучении на уроках английского языка

-проанализировать уровень знаний умений и навыков детей и их психофизическое состояние после использования вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в 3 классе

Для реализации данных задач была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из следующих этапов: 1.Констатирующий эксперимент. 2.Формирующий эксперимент. 3.Контрольный эксперимент


  1. На констатирующем этапе опытно - экспериментальной работы учащиеся 3 класса (16 человек) были распределены на 2 подгруппы по 8 человек.

Так как данная работа проводилась во 2 четверти, то за основу для распределения детей на подгруппы мы взяли итоговые оценки за 1 четверть. Результаты для удобства занесли в таблицу:

№п/п

Фамилия

Оценка за 1 четверть

1

Брюханов

3

2

Геращенко

3

3

Зейдер

4

4

Ишков

2

5

Калачева

4

6

Коваленко

3

7

Короед

5

8

Лукина

4

9

Павленко

4

10

Пфейфер

2

11

Реков

5

12

Сесова

4

13

Смирнов

3

14

Таскаев

3

15

Царев

4

16

Цыба

3

Отрицательная оценка - 2 - отмечается у двух учащихся -Пфейфер Дианы и Ишкова Ильи. Это вполне обусловлено, поскольку данные дети воспитываются в неполных неблагополучных семьях, имеет отставание от стандартного уровня по всем предметам; предметы, имеющие языковую специфику - русский и английский языки - даются особенно тяжело, так как у детей наблюдается дисграфия и речь сформирована несколько ниже уровня, соответствующего возрасту.

Остальные дети показали положительные и удовлетворительные результаты. Для отражения общей картины по классу в целом, мы представили результаты в виде диаграммы:

Данная диаграмма отражает процентное соотношение успевающих на отлично, на хорошо, удовлетворительно, и неуспевающих детей в классе по результатам 1 четверти.

На основании этого мы распределили учащихся на 2 подгруппы по 8 человек с помощью жеребьевки. В итоге получилось:

1 группа:

1.Брюханов Владимир

2.Геращенко Максим

3.Ишков Илья

4.Калачева Анастасия

5.Лукина Арина

6.Реков Павел

7.Царев Даниил

8.Цыба Анна

2 группа:

1.Зейдер Максим

2.Коваленко Сергей

3.Короед Семен

4.Павленко Тимур

5.Пфейфер Диана

6.Сесова Виолетта

7.Смирнов Евгений

8.Таскаев Павел

Снова, с помощью жеребьевки мы определили группу №1 (где, для лучшего усвоения языкового материала и повышения качества обучения и мотивации учащихся, будут применяться здоровьесберегающие образовательные технологии, такие как игровая технология и метод TPR)

Составляя теоретическую часть работы, изучив литературу по проблеме, мы сделали вывод о зависимости усвоения материала от мотивации на уроке, на констатирующем этапе было также проведено анкетирование, направленное на определение уровня мотивации. Анкетирование проводилось анонимно, учащимся предлагалось ответить на пять вопросов, в каждом из которых было дано три варианта ответа, подразумевающие соответственно высокий, средний и низкий уровни мотивации. Для подсчёта результатов, ответы переводились в баллы по трёхбалльной системе: 1, 3, 5 баллов. Баллы в 2 и 4 единицы не были использованы для более чёткого разграничения показаний. В результате этого, уровни мотивации в баллах, возможно, условно разграничить на следующие уровни:

17-25 баллов - высокий уровень учебной мотивации, интерес к процессу обучения как источнику получения знаний;

12-17 баллов - средний уровень учебной мотивации, дети которые достаточно успешно справляются с учебной деятельностью, но достаточно легко отступают перед трудностями вследствие невысокого интереса;

5 - 12 баллов: низкий уровень школьной мотивации, частые проблемы, нежелание их решать, дети предпочитают пропускать занятия, нежели хорошо подготовиться к ним.

Результаты анкетирования по итогам констатирующего эксперимента показали невысокий уровень мотивации на уроке:

Уровень мотивации

1 группа

2 группа

Высокий уровень

0 чел, или 0%

1 чел, или 12,5%

Средний уровень

7 чел, или 87,5 %

6 чел, или 75%

Низкий уровень

1 чел, или 12,5%

1 чел, или 12,5%

Общая ведомость:

Высокий уровень -1 человек, или 6,25% детей;

Средний уровень - 13 человек, или 81,25% детей;

Низкий уровень - 2 человека, или 12,5% всей группы.

Опираясь на данные результаты, мы заключили, что на момент констатирующего эксперимента в группах преобладали дети со средним уровнем мотивации, хотя есть и дети с явными проблемами мотивационной сферы. Можно сделать вывод, что дети перед уроками и во время них находятся в состоянии напряженности, что сказывается на качестве полученных знаний по предмету и здоровье ребят. Возможно, это обусловлено боязнью чего-то нового и неизвестного на уроке. Полученные результаты помогли нам выстроить дальнейшую работу и перейти к следующей, формирующей стадии эксперимента.

  1. Проанализировав полученные данные, были разработаны и проведены экспериментальные занятия, которые составили формирующий эксперимент, преследовавший следующие цели: 1. экспериментально проверить эффективность использования здоровьесберегающих технологий, таких как игровая технология и метод Total Physical Response, на уроках английского языка в начальной школе через проведение уроков с учётом методики применения данных здоровьесберегающих образовательных технологий; 2. повысить познавательный интерес детей к предмету; 3. обеспечение комфортного эмоционально - психологического состояния учащихся для лучшего усвоения знаний на уроке

Формирующий эксперимент включал в себя 10 занятий, в течение которых проходило изучение и закрепление языкового материала по темам: 1.Множественное число существительных. 2.Части тела. 3.Числительные от 1до 100.

При изучении и закреплении языкового материала по темам была использована игровая технология и метод Total Physical Response. (Приложение 1)

Изучение первой темы «Plurals of nouns» (3 урока) составило первую часть формирующего эксперимента.

Для введения языкового материала и повышения мотивации обучения был использован метод TPR при рассказе сказки «3 brothers». Для отработки языкового материала использованы различные игровые технологии, такие как «Снежный ком», «Корреспондент», «Назови пару», «Have you…?» , «Волшебное зеркало».

Изучение второй темы «Parts of body» (3 урока) составило вторую часть формирующего эксперимента.

Метод TPR использовался при введении языкового материала через сказку «Волшебник из страны Оз». Для отработки и закрепления были использованы игры(«Что я делаю?», «Who knows the parts of the body best?», «Модальный глагол», «Договорки», «Слушай команду») и метод TPR (песни - видеоролики «I can», «My body», «Head and shoulders», «The Finger Family», сказка о пряничном человечке «Gingerbread man»).

Изучение третьей темы «Numerals 1 - 20», «Numerals 1 - 100» (4урока) составило третью часть формирующего эксперимента.

При введении языкового материала использован метод TPR «Повторяй». Для отработки и закрепления языкового материала по теме были использованы игры («Цифры», «Запретное числительное», «Цифровое лото», «Договорки», «Вызов соседа», «Решаем примеры с Машей», видео «Сосчитай числительные»).

При проведении формирующего эксперимента игровая технология и метод TPR способствовали здоровьесберегающему обучению, при котором дети не уставали, а продуктивность их работы возрастала. Это способствовало обеспечению комфортного эмоционально - психологического состояния учащихся для лучшего усвоения знаний на уроках.

  1. После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности использования на уроках здоровьесберегающих технологий (игровая технология и метод Total Physical Response) при обучении языковому материалу по изученным темам по английскому языку учащихся 3 класса.

Для получения результатов по уровню мотивации, была использована анкета, аналогичная той, что была на констатирующем этапе эксперимента; для получения результатов по уровню усвоения языкового материала, была проведена контрольная работа (Приложение 2), завершившая контрольный эксперимент.

В диагностировании принимали участие все дети наблюдаемого класса (2 группы), это количество - 16 человек. Анализ результатов показал следующее:

Уровень мотивации

1 группа

2 группа

Высокий уровень

3 чел, или 37,6%

1 чел, или 12,5%

Средний уровень

5 чел, или 62,5%

6 чел, или 75%

Низкий уровень

0 чел, или 0%

1 чел, или 12,5%

Как показывают приведённые цифры, уровень мотивации в 1 группе повысился, в отличие от 2 группы; кроме того, результатов низкой мотивации в группе 1 не показал ни один ребёнок.

После анализа уровня мотивации, мы проанализировали результаты контрольной работы, чтобы убедиться, что повысившийся уровень мотивации в результате применения игровых технологий и метода TPR действительно положительно повлиял на уровень усвоения языкового материала по пройденным темам. Выявление уровня усвоения проводилось, согласно методике проведения эксперимента, при помощи контрольной работы. Результаты данной контрольной работы оказались следующими:

Ф. И. уч-ся 1 группы

Оценка

Ф.И. уч-ся 2 группы

Оценка

1.Ишков Илья

3

1.Пфейфер Диана

2

2. Реков Павел

5

2.Короед Семен

5

3.Калачева Настя

4

3.Зейдер Максим

4

4.Лукина Арина

4

4.Павленко Тимур

3

5.Царев Даниил

4

5.Сесова Виолетта

4

6.Брюханов Вова

4

6.Коваленко Сережа

3

7.Геращенко Максим

4

7.Таскаев Паша

3

8.Цыба Анна

3

8.Смирнов Женя

4

Ниже мы представим результаты по группам в целом, выразив эти результаты в процентном соотношении на диаграммах:

Получив результаты контрольного эксперимента, мы смогли сравнить результаты уровеня усвоения языкового материала по изученным темам двух групп детей (без применения здоровьесберегающих технологий, таких как игровая технология и метод TPR и с их применением).

На диаграммах видно, что во второй группе неудовлетворительный процент усвоения ЗУН все еще остался. В то время как в 1 группе этого нет. Качество проведенной контрольной работы у первой группы составляет 75%, а у второй группы 50%.

По эмоциональному состоянию групп можно сказать следующее: 1 группа имеет комфортное эмоционально - психологическое состояние, нежели 2 группа.

Таким образом, по итогам проведённого эксперимента мы смогли подтвердить нашу гипотезу о том, что внедрение элементов здоровьесберегающих технологий, такие как игровой метод и метод Total Physical Response, в обучение английскому языку младших школьников, поможет учащимся освоить объем знаний, умений и навыков, необходимый для младших школьников, и при этом максимально сохранит физическое и психическое здоровье младших школьников.



© 2010-2022