Приемы РКМ на уроках английского языка с использованием песни как учебного материала

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.П.Крикова, преподаватель английского языка

Чебоксарский механико-технологический техникум Минобразования Чувашии,

г. Чебоксары, Чувашская Республика

Приемы РКМ на уроках английского языка с использованием песни как учебного материала


Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) - это одна из современных инновационных технологий, позволяющая реализовывать компетентностный подход в обучении, характерный для концепции Федеральных государственных образовательных стандартов III поколения.

В данной статье хотелось бы поделиться опытом использования приемов РКМЧП на примере комплекса уроков, проводимых при изучении темы Past Indefinite с использованием текста песни «Hotel California» в качестве учебного материала. При планировании технологически важным является использование базовой модели трех стадий "вызов - осмысление - рефлексия " [2, с.8], это задает не только определенную логику построения уроков, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.

В приводимом в качестве примера комплексе занятий используются такие приемы РКМЧП как: «ключевые слова», «рассказ-предположение по ключевым словам», «толстый и тонкий вопрос», «возврат к ключевым словам, верным/неверным утверждениям», «синквейн, «эссе»[2, с.52]. В начале первого урока группа делится на микрогруппы.

На стадии вызова сочетаю приемы «ключевые слова, рассказ-предположение по ним» и «толстый и тонкий вопрос». Выбираю из текста песни наиболее важные с точки зрения смысла текста или наиболее интригующие слова или словосочетания: desert highway, stop for the night, lit up a candle,voices,plenty of room, Mercedes, alibies, steel, feast. Студенты переводят их с английского на русский. Затем в микрогруппах составляются 5 «тонких» (требующих однозначный ответ) и 5 «толстых» (допускающих развернутый неоднозначный ответ) вопросов с ключевыми словами. Например: «Что произошло на пустынном шоссе?», «Что было стальное?», «Кто ехал на Мерседесе?», «Что говорили голоса?». Следующее задание - составление своей версии того, что произошло. В каждой микрогруппе студенты пишут краткий рассказ с обязательным употреблением всех ключевых слов, переводят его на английский, затем каждая команда представляет свой рассказ на английском, мною проверяется и оценивается грамматика и структура, а оценку за содержание выставляет команде вся группа. Получаются довольно интересные рассказы - от романтических происшествий на пустынном шоссе до загадочных кровавых убийств в замках и отелях, встреч с привидениями и даже свидетельств в зале суда. Студенты практикуются в употреблении прошедшего времени, новой лексики, в структурном и логическом оформлении краткого рассказа. На данной стадии сочетается индивидуальная и групповая формы работы, участие студентов в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес.

Стадия вторая - стадия осмысления: студенты вступают в непосредственный контакт с новой информацией. В данном случае - урок аудирования англоязычной песни Hotel California. На данном этапе студенты знакомятся с текстом, содержащим ключевые слова предыдущего урока. При аудировании песни студенты индивидуально выполняют задание «Восстановите текст с пропусками», уточняют их в своей микрогруппе, а представители команд записывают услышанные слова на доске. Это обеспечивает наглядность при сравнении результатов аудирования в каждой микрогруппе, причем студенты очень эмоционально следят за оценкой их работы. В качестве домашнего задания предлагаю выполнить полный перевод песни.

На следующей стадии - стадии рефлексии учащиеся закрепляют новые знания. Задание состоит в том, чтобы в микрогруппах выделить ключевые идеи каждого куплета и всей песни, затем эти идеи расписываются в сводной таблице на доске. Далее следует прием «возврат к «толстым» и «тонким» вопросам»: студенты находят на них ответы в тексте песни, сверяют с собственными первоначальными ответами и обсуждают их. Завершает работу создание «синквейна» на русском и английском языках. Прием «синквейн» - это краткое поэтическое резюме со своими правилами написания строк по содержанию текста либо по всем урокам темы. В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй строке дается описание темы (два прилагательных или причастия); третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы; четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме; пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. Примеры синквейнов студентов приводятся в конце статьи.

Таким образом, в рамках базовой модели технологии критического мышления студенты развивают умения осмысленной работы с информацией. Они выделяют основные идеи, отбирают информацию, анализируют и оценивают ее, вырабатывают собственное мнение.

Несмотря на то, что опыт проведенных занятий показывает сложность разработки и организации подобных уроков и трудоемкость подготовительного этапа, очевидны особые преимущества технологии как способа организации активного обучения. Студенты совершенствуют как языковые умения, так и обобщенные навыки работы с информацией, учатся работать самостоятельно и в команде, развивают коммуникативные и творческие способности, что позволяет эффективно формировать общие и ключевые компетенции будущего специалиста.

Синквейны студентов группы 2р2

Дробанов Илья

Hallowen

Carnival, darkness

To scare, to extort, to run

Trick or treat?

Wow!

Иовлева Екатерина

Поездка

Интересная, странная

Ехал, вошел. Не смог выйти

Это начало той жизни или этой?

Странная ночь

Иванов Геннадий

Darkness

Cold and fearful

Speed, fight, devastation

If you wanna be brave you must block the fear's way

Way

Тьма

Холодно и страшно

Скорость, битва, разрушение

Смелость - это не отсутствие страха, а умение его преодолеть.

Дорога

Быкова Александра

Жизнь после смерти

Интересная, загадочная

Пришел, увидел, бежал

Может быть здесь Рай, а может Ад

Человек из темноты

Life after death

Interesting, enigmatic

Came, tried, ran

This could be heaven or this could be hell

Nightman

Список литературы:

  1. Кобзева Н.А. Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе / Кобзева Н.А. // Молодой ученый. -2011. - №2. Т.2. - С. 89-92.

  2. Мастерская активного обучения: Методическое пособие. Часть 1./ Авторы-составители Е.Ю.Грудзинская и В.В. Марико. - Н.Новгород, 2006. - 79 с.

© 2010-2022