Экологическое воспитание учащихся на уроке иностранного языка

 Экологическое воспитание подрастающего поколения приобретает все большую значимость в современном мире. Основы экологического воспитания заложены в образовательных программах целого ряда предметов. Большие возможности для формирования элогогической культуры имеется у такого предмета как иностранный язык. На уроках иностранного языка можно и должно формировать основы экологической культуры учащихся, давая им понять, что может сделать каждый из нас, в том числе и ребенок, для улучшения окружающе...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Груздева Н.В., учитель английского языка высшей категории

МБОУ СОШ №143 г. Екатеринбург.

Экологическое воспитание учащихся на уроке иностранного языка.

Современное экологическое состояние нашей планеты внушает серьезное опасение. На уровне правительств развитых стран проблемы экологии давно признаны и постепенно решаются и в данное время существует множество официальных организаций, занимающихся проблемами экологии. Но если к решению этих проблем не подключить каждого человека лично, работа таких программ и организаций может быть сведена на нет. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения введено в образовательные программы всех учебных заведений. Экологическое воспитание относится к воспитанию нравственных качеств человека. А проблема нравственного воспитания в том, что его результаты сложно измерить. В данном контексте становится актуальным термин «экологическое поведение человека», которое и является результатом экологического воспитания. Экологическое поведение - это совокупность поступков людей, направленных на защиту окружающей среды. Экологическое поведение является следствием экологической культуры общества. А так как общество состоит все-таки из отдельных личностей, то экологической культурой должен обладать каждый человек.

Как же привить экологическую культуру каждому отдельному человеку? Формирование личности происходит в основном в детском возрасте. Школа дает определенные знания учащимся, прививает необходимые навыки и умения. Следовательно, именно школа является одним из главных инструментов формирования у учащихся правильных представлений об экологии своего города, страны и всего мира в целом. Именно школа дает возможность воспитать у ребенка экологическое сознание, привить экологическую культуру. А экологическая культура включает в себя, помимо знаний, правильное поведение в условиях экологической реальности.

Иностранный язык как учебный предмет в плане приобретения экологической культуры имеет больше возможностей, чем какой-либо другой школьный предмет, исключая, может быть, только предметы биологического цикла.

Это возможно вследствие специфики иностранного языка, когда знание лексических единиц языка являются не целью обучения, а главным образом средством общения. Проблемы экологии как раз и являются одной из таких актуальных и понятных всем тем, которые можно обсудить для эффективного закрепления изучаемых лексических единиц и грамматических структур иностранного языка.

Современные школьные программы по иностранному языку включают в себя основы экологического воспитания в виде тем, связанных с природой. Такие темы как «Природа и проблемы экологии», «Глобальные проблемы современности» и «Здоровый образ жизни» входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ по иностранному языку. И для учителя уже главное - объединить все эти темы в определенную систему для развития у учащихся экологического сознания.

Таким образом, на уроках иностранного языка экологическое воспитание ведется уже с самого начала обучения. Уже на первой ступени обучения школьники изучают темы, связанные с дикими и домашними животными, средой их обитания, привычками в их питании, что, несомненно, учит любить животных, относится к ним бережно.

В более старших классах рассматривается общее состояние планеты Земля, ее природа, погода, ландшафт, жители. Дети на этой ступени обучения уже обладают достаточно большим словарным запасом, чтобы описывать на английском языке различные природные явления и обсуждать экологические проблемы, приобретая при этом не только знания новых лексических единиц и грамматических структур языка, но и приобретая основы экологической культуры.

Темы на уроках иностранного языка практически всегда связаны с живой природой. На первой ступени обучения это такие темы как «Домашние животные», «Дикие животные», «Мое любимое животное», «Мой домашний питомец». На второй ступени обучения - «Природа нашей страны», «Климат и погода», «Климат нашей страны», в более старших классах - «Наш хрупкий мир», «Космический мусор», «Подростки и окружающая среда», «Загрязнение окружающей среды» и другие.

Изучаемые темы настраивают учащихся и на практическое применение полученных знаний о природе. Для поставленной цели лучше использовать такую форму работы, как проект. Например, в 9б классе нашей школы мы проводим проект на тему «Проблемы экологии и пути их решения». При выполнении данного проекта ставиться задача не только отразить экологические проблемы планеты, но и, что особенно важно, обсудить и предоставить возможные пути их решения. Ребята, работая в мини-группах, должны разработать стратегию поведения отдельного человека, которая приведет к улучшению экологической обстановки в целом. Такого рода проекты настраивают учащихся на поиск выхода из сложившейся экологической ситуации силами отдельной личности. В ходе выполнения проекта мы вводим понятие экологической дисциплины. Этот термин обсуждается на уроке и выводится определение. Экологическая дисциплина - это сознательная обязанность соблюдения норм и правил по охране окружающей природной среды и ответственность за их нарушение или невыполнение. Чем экологическая дисциплина отличается от экологического поведения? Экологическое поведение всегда индивидуально и чаще всего не имеет системного характера. Экологическая же дисциплина подразумевает большую ответственность за свои поступки в отношении окружающей среды, основанную на полной сформированности экологического сознания, как глубокого понимания неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от изменения среды на Земле. По представлениям учащихся, человек, экологически дисциплинированный, всегда закрывает кран после того как помыл руки, всегда выключает свет, когда уходит из комнаты, всегда выбрасывает мусор в урны, а на природе убирает за собой, никогда не ломает деревья, не рвет растения без необходимости, бережно относится к животным и птицам. Эти действия, имеющие отношение к экологической дисциплине, также отражаются в проекте.

Таким образом, на уроках иностранного языка можно и должно формировать основы экологической культуры учащихся, давая им понять, что может сделать каждый из нас, в том числе и ребенок, для улучшения окружающей среды. И дети должны понимать свою личную ответственность за тот мир, в котором мы живем, с самого раннего детства. Именно из этих детей вырастет экологически грамотное взрослое поколение, которое сможет жить в гармонии с собой и с природой.



Литература.

1. Федеральный документ государственного стандарта общего образования, 2004г.

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. 2004г.

3. Биболетова М З. Рабочая программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием / Enjoy English» для 2--4 классов общеобразоват. учреждений / М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. - Обнинск: Титул, 2013.

4. Гроза О.Л., Мичурина М.Л., Рыжкова Т.Н., Шалимова Т.Ю. Программа курса английского языка к УМК английский язык нового тысячелетия/New Millenium English для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск:Титул, 2011.

5. Биболетова М З. Английский язык: «Английский с удовольствием / Enjoy English»: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева. - Обнинск: Титул, 2011.


© 2010-2022