Традиционное и развивающее обучение в школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Традиционное и развивающее обучение в школеТрадиционное и развивающее обучение в школеТрадиционное и развивающее обучение в школе

Традиционное и развивающее обучение в школеТрадиционное и развивающее обучение в школеТрадиционное и развивающее обучение в школеТрадиционное и развивающее обучение в школеТрадиционное и развивающее обучение в школеТрадиционное и развивающее обучение в школеТрадиционное и развивающее обучение в школеТрадиционное и развивающее обучение в школеМуниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №8»

Тема: «Традиционное и развивающее обучение в школе»



Выполнила: учитель иностранного языка

Ащеулова Ю.Н.





  1. Теоретическая часть

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы, направленность на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, т.е. потребностей его бытия, личного выбора себя, своего мировоззрения, действий, поступков, позиции, самостоятельности и личной ответственности, саморазвитие и самореализация, самоопределения и творчества и др. Вместе с тем никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни лучше, чем он сам.

В традиционной школе проходит авторитарное, несвободное обучение (когнитивный тип обучения), в котором процесс учения сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных педагогом. Следует ввести другой тип обучения - "опытное учение". Это такая организация обучения, при которой обучаемые учатся в процессе свободной самостоятельной деятельности, на собственном опыте, в ходе дискуссий, принимая собственные решения. Целью такого обучения является развитие личности, формирование ее самосознания, ее самореализация. Образовать человека, по мнению Е.В. Бондаревской, значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Чтобы создать такое обучение, необходимо сменить позицию учителя; создать атмосферу "свободы учения", использовать методы, стимулирующие активность обучаемого и его развитие. Позиция преподавателя - это позиция консультанта и во многом психотерапевта, осуществляющего "развивающую помощь". И правы те педагоги, которые придают решающее значение в обучении собственной активности учащегося, считая, что воспитание и обучение достигает своей цели - развитие обучаемого - при умелом направлении его собственной деятельности. Учебная деятельность - это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе выполнения в самом субъекте (Д.Б.Эльконин).

Сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь обучающемуся при решении сложных задач, не только объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд учащихся, выполнение заданий, требующих постоянных или временных контактов с внеучебной средой.

Недостатки личностно - ориентированного обучения вытекают из его достоинств: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах учащихся - это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения, что отмечают сами сторонники этого обучения. Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй план. На практике решение этой проблемы воплощается в совмещении традиционного и личностно - ориентированного типа обучения.

Рассмотрим элементы традиционного и современного урока:

элементы

Традиционный урок

Современный урок

Концептуальная основа

Прямая трансляция знаний с опорой на полное подчинение ученика инициативе учителя. Взаимодействие на уровне однозначной реакции учеников на обучающие действия учителя. Ориентация на низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие условий для развития творческого мышления.

Трансляция знаний с опорой на развитие познавательного интереса. Ведущая инициатива учителя организует учебную активность учеников. Взаимодействие на уровне различных реакций учеников в рамках заданных требований. Введение новых форм деятельности, ориентация на самостоятельность, закладка оснований для формирования творческого мышления.

Опосредованная трансляция знаний с опорой на развитие познавательной активности. Взаимодействие на уровне неоднозначных реакций учеников на исследовательскую и творческую деятельность, организованную учителем. Разнообразие форм деятельности, начальный уровень самостоятельности, развитие оснований творческого мышления.

Цели

Формирований знаний, умений и навыков, жестко алгоритмизированное (заданное) мышление.

Формирование познавательного интереса на основе изменения способов организации изучаемых знаний, гибко алгоритмизированное мышление.

Развитие познавательной активности на основе поисковой деятельности, частично алгоритмизированное (условно творческое) мышление

Содержание учебного материала

Максимальный объем систематизированных и доступных знаний строго соответствует содержанию учебного предмета. Фактологический характер информации. Усвоение знаний сосредоточено на одном предмете, они точные и полные, но однозначны, закрыты, линейны, полностью не зависят от ученика, в основном требуют работы памяти.

Начало перехода к уменьшению объема знаний, обращение к их основам. Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний). Привнесение в содержание элементов проблемности, альтернативности, парадоксальности. Усвоение зависит не только от памяти, но и от воображения, умственных действий учащихся, развиваемых в процессе частичного дополнения учителем содержания

Сокращение объема знаний, обращение к частично преобразованному содержанию изучаемого материала с ориентацией на открытие, размышление, осмысление, самореализацию личности. Усвоение в большей степени зависит от включения учеников в коллективную игровую мыследеятельность с содержанием знаний, чем от запоминания необходимых знаний

Характер и методы учебной деятельности

Информационно-репродуктивный: изучение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуктивное воспроизведение; монологи учителя и учеников, катехизисный (с заданными «правильными» ответами) диалог. Опора на внешние стимулы мотивации познавательной деятельности

Информационно-развивающий: изучение знаний, требующих изобретательности, размышления, актуализирующей деятельности в процессе организации учителем игры, сознания. Методы: «прямого доступа», дедуктивной (от общего к частному) логики, вербализации (словесного оформления) устанавливаемых учениками взаимосвязей, закономерностей; воспроизведение по аналогии, стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащихся. Интерактивный диалог «ученик- учитель»

Проблемно - поисковый: изучение знаний, требующих исследования, «открытия заново», проектировочных умений, навыков взаимообучения - не только учителя, но и учеников Методы: совместного проектирования, коллективного взаимодействия, оценочно-дискуссионной, рефлексивной деятельности. Опора наиболее осмысливаемые учениками содержательные «точки опоры» в содержании изучаемого материала, приближение к стимулированию мотивации личностного саморазвития. Интерактивный диалог «ученика - ученик».

Деятельность учителя по управлению усвоения материала

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников. Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках.

Переход к совместной работе учителя и учащегося в областях целеполагания, планирования, анализа и оценивания результатов при ведущей деятельности учителя. Переход учителя к функции координатора, приоритет стимулирующей деятельности учителя.

Переход к совместной работе учителя и учащегося в областях целеполагания, планирования, анализа и оценивания результатов при ведущей деятельности учителя. Переход учителя к функции координатора, приоритет стимулирующей деятельности учителя.

Форма учебного процесса

Урок сообщения новых знаний, закрепления, проверки; лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование.

Уроки с измененными способами организации, опирающиеся на фантазию, имитирующие занятия, с игровой состязательной основой, уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации.

Уроки с измененными способами организации, опирающиеся на фантазию, имитирующие занятия, с игровой состязательной основой, уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации.

Диагностика учебного процесса

Уроки с измененными способами организации, опирающиеся на фантазию, имитирующие занятия, с игровой состязательной основой, уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации.

Переход учителя к совместной оценочной деятельности. Ослабевание предсказуемости результатов обучения. Усиление обратной связи.

Совместная оценочная деятельность. Ослабление жестокого контроля учителя. Сильная обратная связь. Рефлексивная деятельность учителя и учащихся.

Сравнительная таблица деятельности учителя и учащихся

в рамках традиционной и личностно ориентированной педагогической практики.

Компоненты учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

традиционная педагогическая практика

личностно ориентирован педагогическая практика

ТПП

ЛОПП

Мотивационно-целевой

«Транслятор» предметных знаний, который должен «внедрить» в сознание учеников, добиться усвоения ЗУНов



  • Сообщает тему, цели и задачи урока.

  • стиль общения чаще сего авторитарный;

  • формулировки декларативные;

  • позиция «над» учеником и его деятельностью;

  • приоритет собственному планированию УВП на учебном занятии

Координатор, организатор самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающий условия для активной учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческих способностей



  • Создает условия для мотивации учения, целеобразования

  • стиль общения демократический;

  • открыт для обсуждения, согласования, корректив;

  • исходит из потребностей учащихся

«Объект» для педагогических воздействий.





  • Вынужден принимать условия организации УВП, предлагаемые учителем

  • включен в принцип «делай как я»;

  • мотивация учения формальная;

  • ограничен в выборе

«Субъект» коммуникативного взаимодействия

(учитель ученик, ученик ученик)



  • имеет возможность самостоятельно определять приоритеты УПД (учебно-познавательной деятельности), формулировать цели

  • наличие мотивации учения;

  • свобода выбора;

  • психологическая комфортность

Процессуально-содержательный

  • Добивается внимания, полной активности и максимальной работоспособности учащихся, руководствуясь планом этапов учебного занятия:

  • уровень требований един для всех учащихся;

  • форма работы - коллективная, фронтальная;

  • репродуктивный тип обучения;

  • форма общения -безличная к или моно-

логическая коммуникация

  • Создает условия для планирования учащимися активной учебно-познавательной деятельности, обеспечивающей результативность учения, а также активизации субъективного опыта учащихся и его использования в процессе урока

  • разнообразие форм, методов организации самостоятельной работы учащихся;

  • стимулирование, поощрение нестандартности мышления, высказываний и отстаивания собственного мнения;

  • приоритет педагогическим ситуациям общения;

  • Вынужден включаться в организуемую учителем учебную деятельность, соответствовать определенным требованиям:

  • Приоритет исполнительности, аккуратности, послушности;

  • «следование» за учителем, подражание учителю;

  • соответствие требованиям учителя;

  • инициатива не обязательна

  • Свободен в выборе форм, методов, средств по достижению намеченных целей и задач:

  • приоритет инициативности;

  • самостоятелен, избирателен к способам работы;

  • индивидуален вы выборе уровня образования;

  • заинтересован в результатах своего труда;

Контрольно-оценочный

  • Осуществляет контроль усвоения ЗУНов по заданным критериям одинаковым для всех учащихся

  • контроль и оценка результатов обучения;

  • важна накопляемость оценок;



  • анализ отметки не актуален;

  • психологическая комфортность не важна

  • Создает условия для рефлексивной самооценки результатов учения, процесса их достижения

  • анализ рассуждений, ответов;

  • приоритет самостоятельности, оригинальности, нестандартности;



  • рефлексивной учебно-познавательной деятельности, комфортности учебного занятия

  • Подвержен всеобщему контролю

  • состояние тревожности перед полученной оценкой;

  • учебная работа и способ достижения результатов не анализируется;



  • психологическое состояние в процессе урока не анализируется;

  • принимается та оценка, которую выставляет учитель

  • Включен в анализ и рефлексивную результативности и оценки УПД, открыт для обсуждения вышеназванного

  • состояние комфортности обеспечивает открытость и активность;

  • активен в процессе анализа результатов и процесса учения, а также психологического состояния;

  • охотно и открыто демонстрирует свои «плюсы и минусы»;

  • вовлечен в анализ собственной оценки и оценки своих товарищей.

Современный урок - это личностно-ориентированный урок.

Цель - развитие личности.

Результат - вариативный (в зависимости от личностных особенностей обучаемого)

Принципы- деятельностный, развивающий.

Способ получения знаний - проблемный.

Характер взаимодействия - демократический стиль общения. Содеятельность. Сотворчество.

Формы учебных взаимодействий и отношений - совместная деятельность. Групповая работа, работа в парах. Сотрудничество вытесняет соперничество.

Совместная деятельность - учебная проблема деятельность рефлексия.

Ведущие технологии и методы - проблемно-поисковая (эксперимент, исследование…)

коммуникативная (беседа, диалог, дискуссия…)

имитационно-ролевая (игры, моделирование…)

Характер учебных заданий - проблемный, поисковый, творческий.

Контроль и оценка - взаимо и самоконтроль.

Основные компоненты современного урока

  1. Организационный (готовность учащихся к уроку, порядок, дисциплина…)

  2. Целевой (совместное целеполагание)

  3. Мотивационный (определение значимости изучаемого материала)

  4. Коммуникативный (уровень общения)

  5. Содержательный (подбор материала)

  6. Технологический (выбор форм, методов и приёмов обучения)

  7. Контрольно-оценочный (оценка как стимул активности учащихся)

  8. Аналитический (итоги урока, рефлексия)

Методические требования к современному уроку

  1. Урок нацелен на конкретные результаты, на определённый вклад в развитие личности школьника, на повышение уровня учебной мотивации, школьного самочувствия учащихся.

  2. Урок строится как система, в центре которой взаимодействие учителя и ученика.

  3. Урок строится на основе:

  • Учёта требований учебных стандартов;

  • Диагностики потребностей и возможностей учащихся;

  • Самооценки возможностей учителя.

  1. Урок имеет точное дидактическое назначение (тип):

    • Урок новых знаний;

    • Урок повторения;

    • Урок обобщения;

    • Урок коррекции;

    • Урок тренировочный.

  2. На уроке комплексно решаются следующие задачи:

    • Когнитивные;

    • Ценностныё;

    • Психологического развития;

    • Оздоровления…

  3. Урок должен иметь рациональную структуру и темп.

  4. На уроке применяются разнообразные формы, методы и средства, но особое внимание уделяются тем из них, которые способны обеспечить максимальную эффективность данного урока.

  5. Дифференцированный подход к учащимся.

  6. АУД (активная учебная деятельность).

  7. Учитель на уроке не «солист», а «дирижер».

  8. Благоприятная психологическая обстановка.

  9. Проводя занятие, учитель может отойти от плана, т. е. перестроить ход занятия в зависимости от ситуации (к этому учитель должен быть готов).

  10. Рефлексия урока.



Достоинства

Недостатки

Стремление учителя самостоятельно разрабатывать планы (проекты) своих уроков.

Привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок уроков.

Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п.

Незнание или недооценка принципов дидактики (воспитывающего и развивающего обучения, научности, доступности, наглядности и абстрактности, систематичности, системности и др.)

Обоснованный выбор типа урока, соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.

Шаблонная структура урока (чаще всего - комбинированный)

Специально спланированная деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока (вне зависимости от предмета).

Неоправданное, нарочитое стремление к игровым формам урока (когда форма превалирует над сущностью учебного материала).

Учёт обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.

Комплексное планирование задач по трём группам:

  1. Педагогические цели: обучения, воспитания, развития.

  2. Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские.

  3. Цели саморазвития учителя:

    • Профессионального;

    • Личностного.

Слабое знание личности школьника и классных коллективов и, как следствие этого - уроки-близнецы в разных классах.

Практическая направленность учебного процесса.

Перегруженность содержания учебного материала.

Присутствие на уроке упражнений творческого характера.

Игнорирование межпредметных связей.

Знание разных технологий и их дифференцированное применение к разным классам.

Увлечение фронтальными формами работы.

Осуществление дифференцированного подхода.

Пассивность учащихся на уроке

Целесообразное включение компьютеров в учебный процесс

Домашнее задание без дифференциации.

Обеспечение на уроке гигиенических и эстетических условий.

Отсутствие сколько-нибудь выраженных элементов артистизма учителя в проведении урока.

Регулярный анализ полученных на уроке результатов обучения.

Оценивание успеваемости ребёнка без учётов его возможностей.

(М.М.Поташник,

член Российской академии образования,

доктор педагогических наук, профессор.

Методическое пособие

«Требования к современному уроку»,

Центр педагогического образования,

Москва, 2007год)



  1. Практическая часть

Разработка урока

на основе сочетания традиционного и современного урока

(урок проводится в компьютерном классе)

11 класс

Цель урока: Развивать коммуникативную компетенцию учащихся

Познавательный аспект: знакомство с историей возникновения кинематографа в России и за рубежом;

знакомство с историей Голливуда, известными актерами, продюсерами, режиссерами и жанрами

фильмов;

Развивающий аспект: развитие способности к анализу, синтезу, систематизации и классификации, догадки, речевого

действия, развитие воображения;

Воспитательный аспект: воспитание чувства сопричастности к мировой истории кинематографа;

Учебный аспект: формирование лексических навыков чтения и говорения.

Техническое оборудование: картинки с фотографиями знаменитых актеров, жанрами фильмов, CD проигрыватель,

компьютеры с выходом в интернет.

Этапы урока

деятельность

режимы

Примечания

Организационный момент

  • Приветствие



  • Постановка задач урока

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Думаю, что у всех сегодня хорошее настроение, а, если нет, то уверена, что к концу урока оно обязательно улучшится.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения чего-то очень интересного, увлекательного, многогранного, с необыкновенно разносторонней средой. А также вы примете участие в создании своего проекта, тему которого вы сами мне сейчас скажите.

Учитель

Основная часть урока



1. Ваши идеи? Вы правы «Кинематограф»



«КИНЕМАТОГРАФ»

Какими словами вы можете охарактеризовать это слово, используя при этом каждую букву.



  1. На какие категории или жанры мы можем разделить фильмы?

Жанры



  1. Охарактеризуйте жанры фильмов, используя не только ЛЕ предыдущего урока, но и наречия меры и степени прилагательного





  1. А сейчас давайте познакомимся с историей образования Голливуда . Откройте ваши учебники на стр. 182 упр2 (УМК Кузовлев А.П.)

При чтении текста вам нужно выяснить, что необходимо для создания фильма, и какие люди участвуют при этом.



  1. После прочтения текста учащимся предлагается зайти на сайт web- quest. ru

И рассмотреть процесс создания фильма. Затем они работают в группах, по окончании работы должен быть следующий результат:

1.сценарий

2.кастинг актеров

3.съемки

6. показ фильма

5. музыкальное сопровождение

4.озвучивание



  1. Каждой группе раздается пакет, в котором есть билеты с ролью каждого участника: сценарист, актеры, звукооператор, костюмер -визажист)

Задание создать свой краткометражный фильм на любой жанр. При этом можно пользоваться ресурсами интернета, плеерами или звуковой базой мобильного телефона и другими техническими приборами.



Учитель - учащиеся…(предлагают свои варианты)



Учащиеся дают свои варианты (н-р: классный, интересный и т д.)

Учащиеся заполняют словарный бокс.



Учащиеся…



Учащиеся читают текст вслух поочередно.

(звучит музыка из кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов» «Синема, синема, синема от тебя мы без ума»)



На доске написано слово «Кинематограф»



(учащиеся используют ЛЕ из предыдущих уроков)

На доске предложено речевое клише: «Комедия - очень интересная и чрезвычайно смешная»

При чтении трудные предложения переводятся на русский язык.

(чтение текста с пониманием детальной информации)

Рефлексия

Учащиеся презентуют свои работы

Если остаются группы, которые не успевают продемонстрировать свои работы, то они обязательно будут оценены на следующий урок.

Заключительный этап

Выставление оценок. Подведение урока





© 2010-2022