Педагогический опыт

Тема педагогического опыта: «Применение методов группового обучения на уроках английского языка». Данный педагогический опыт мною был представлен на конкурсе «Учитель года-2014» Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Одним из способов достижения этой цели является групповая форма работы.  Групповая работа – организационная форма коллективной работы, при которой три или более учащихся одновременно осуществляют совместную деятельность, направленную на решение поставленной задачи. Важно обратить внимание всех участников группы на то, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. Учитель должен четко ставить задачу, ограничить временные рамки на выполнение этого задания.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 26

ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА г. Волгограда



ОПЫТ РАБОТЫ


участника районного конкурса

профессионального мастерства «Учитель года - 2014»,

учителя английского языка

муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 26

Тракторозаводского района г. Волгограда



Тема опыта:

«ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Автор:

Цой

Александра Франкельевна,

учитель английского языка

МОУ СОШ № 26


Место функционирования:

400046, город Волгоград,

ул. им.Дзержинского, 68а,

74 03 31, [email protected]


Волгоград, 2014

Научишься сам, когда поучишь другого.

Л.С. Выготский

Стремительное вхождение Российской Федерации в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Отсюда следует возрастающая значимость обучения иностранным языкам с целью формирования коммуникативной компетентности, что является одним из требований ФГОС нового поколения. Таким образом, особую актуальность в современной методике приобретает проблема обучения английскому языку как средству общения.

Считаю, что наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия учащихся в группах. Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству. Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе.

Следовательно, цель моей работы: выявить зависимость результатов познавательной деятельности школьников от выбора формы работы на уроке; выявить положительные и отрицательные стороны групповой формы организации обучения (обеспечение активности учебного процесса; достижение высокого уровня усвоения материала; общее развитие учащихся, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии).

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

  • изучить и описать методику групповой работы на уроках английского языка;

  • показать, что применение групповых технологий в развивающем образовании нацелено на нахождение способа решения поставленных перед группой задач;

  • развивать иноязычную коммуникативную компетенцию в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;

  • повышать мотивацию в изучении английского языка;

  • повышать свой уровень профессионального мастерства.

Проблемой применения методов группового обучения на своих уроках занимаюсь на протяжении трех лет. Данный опыт представлен настоящим описанием и представленными в работе приложениями.

Актуальность проблемы применения групповых форм работы на уроке иностранного языка связана со стремлением к повышению эффективности овладения английским языком. Совершенствование урока как основной формы процесса обучения призвано обеспечить органическое единство во взаимодействии учителя и учеников. Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. Классно-урочная система не в полной мере дает возможность приобретать навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности.

Школа, где реализуется опыт работы, является средней общеобразовательной школой. Автор опыта работает в две смены, в отдельном кабинете, имея педагогическую нагрузку в 21 учебный час. Для реализации педагогического опыта оптимально используется мультимедийный проектор, оргтехника, дидактические и раздаточные материалы.

Методологическую основу опыта составляют идеи Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Н. Е. Щурковой, А. Б. Воронцова, которые показали эффективность групповых форм организации работы учащихся на уроке.

Проблема развития познавательного интереса учащихся на уроках волнует многих учителей. Учащиеся имеют склонности к некоторым предметам, для их развития, учителю необходимо создать условия, чтобы эти склонности проявились, то есть заинтересовать предметом всех учеников. Контингент учащихся в общеобразовательной школе разный, поэтому учителю приходится сталкиваться в своей практике с такими трудностями, как одним учащимся дается этот предмет легко, а другим - нет. Каждый учитель-предметник в школе старается решить данную проблему, применяя различные формы и методы работы. Меня как учителя волнует вопрос о том, как научить детей учиться, как их заинтересовать своим предметом, исходя из этого необходимо применять формы работы, способствующие повышению их интереса. Одним из таких подходов для меня является групповая форма работы.

Групповая форма деятельности - способ организации самостоятельной коллективной деятельности учащихся под наблюдением учителя, которая реализует на уроке дидактическое отношение: «деятельность учителя - деятельность учащихся группы - деятельность ученика» [11].

Суть этой формы заключается в том, что учебное задание выполняется малыми (3-6 человек) группами учащихся с распределением обязанностей между членами группы. В результате индивидуального вклада каждого достигается общая цель, поставленная перед каждой группой.

Х.И. Лийметс выделяет следующие особенности групповой работы (по сравнению с индивидуальной и фронтальной):

  • способствует реализации общественно-воспитательных целей, приучая к ответственности, подчинению, готовности оказать помощь другим, к партнерству;

  • способствует реализации познавательных целей, повышению производительности труда учащихся, развитию их познавательной активности и самостоятельности;

  • расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися;

  • делает объективным процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.

К целям, которые могут быть достигнуты при групповой работе, относят:

  • интенсификация учебного процесса за счет организации коллективного познавательного процесса;

  • прочное и осознанное усвоение изученного учебного материала;

  • формирование умений и навыков групповой учебной и познавательной деятельности, опыта группового и личного самоуправления и саморегулировании;

  • формирование положительного психологического климата в микрогруппах и в классе в целом.

С точки зрения Х.И. Лийметса, групповой работой называется учебная работа на уроке, которая происходит при определенном взаимодействии учителя и учащихся и в какой-то мере учащихся между собой. Взаимодействие учителя и учащихся по содержанию может быть деловым и более или менее личностным, учитывающим особенности и потребности отдельной личности. По В.Н. Дьяченко, сущность групповой формы учебных занятий всегда одна и та же: один человек одновременно учит многих, то есть больше одного. Отличительный и существенный признак: в каждый момент общения одного говорящего слушает не меньше двух человек (группа); группа - независимо от её численности - работает как единое целое [6].

Основными компонентами, определяющими специфику групповой работы, являются: распределения действия, обмен действиями, взаимопомощь, общение, планирование способов выполнения деятельности, рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственных действий.

Использование группового способа обучения на уроке позволяет реализовать обучающую и воспитывающую функции урока не только через содержание, и через форму организации учебной деятельности, формировать такие качества учащихся, как коллективизм и ответственность в учебной работе, что при традиционных способах обучения было затруднительно.

К главным особенностям организации групповой работы учащихся на уроке Х.И. Лийметс относит:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  • задание в группе выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Групповая форма обучения опирается на особые по своему содержанию учебные действия, ориентированные на планирование совместной деятельности по решению проблемы, выработку системы оценок, контроль за результатом выполненной деятельности, осмысление основных этапов решения проблем и особенностей организации групповой работы. Однако из самых важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений [1].

Величина группы может сказываться на мотивации деятельности. Увеличение группы ведет к снижению мотивации деятельности (уменьшение интереса к групповой задаче, желания работать над реализацией). По мере увеличения групп происходит не только перераспределение и дифференциация ролей, но наиболее активные из её членов начинают играть более существенную роль в руководстве группой, а активность большинства снижается. Сеть внутригрупповых коммуникаций при росте группы все более центрируется вокруг наиболее активных её участников. Личный вклад активных членов группы в её работу возрастает, а индивидуальные вклады других уменьшаются. В результате общая деловая активность и эффективность группы в целом снижается.

В сравнительно небольших группах практически каждому из участников предоставляется возможность активизироваться и внести свой вклад в работу группы. В больших же группах уменьшаются объективные возможности для всех участников группы одновременно быть включенными в одну и ту же совместную деятельность.

Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно и результативность [1].

Также при комплектовании групп нужно учитывать характер межличностных отношений учащихся, рекомендуется стремиться к тому, чтобы в них были представлены разнообразные учебные интересы, умения и навыки. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх» [1].

Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?». Доказательно, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет крайне минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения воспитательных задач.

При изучении нового материала для групповой работы подходят темы, нуждающиеся в детальной проработке и осмыслении учащимися, но не слишком сложные. Лучше всего - темы, хорошо структурируемые, с четким делением информации на отдельные вопросы или блоки, с конкретным теоретическим содержанием.

Психологические исследования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова показали эффективность групповых форм организации работы детей на уроке. Задача учителя иностранного языка - обеспечение активности деятельности каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет групповая форма работы. Она способствует также формированию навыков и усилий самостоятельной работы учащихся в овладении иностранным языком. Групповая форма работы используется при обучении школьников устной речи и чтению.

Новизна опыта заключается в организации традиционного процесса, развитии социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Таким образом, своя задача как учителя видится мне в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся.

Свою деятельность стремлюсь сделать максимально познавательной и увлекательной, стараюсь находить такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у учащихся активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний.

В ходе работы определяю в учебнике материалы для совместного обучения, для самостоятельной работы учащихся и для индивидуальной работы ученика. Проанализировав возможности учебного пособия и учитывая индивидуальные особенности обучаемой программы, выявляю время, которое могу использовать на групповую работу.

Мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Именно на принципе сотрудничества и строится мною групповое обучение. Мои ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание подбираю таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы.

На начальном этапе применения данного опыта опасалась, что учащиеся будут обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб содержанию, другими словами, тратить больше времени на выполнение того или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако результаты работы доказывают обратное. Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков говорения (speaking skills), мною предоставляется возможность каждому ученику говорить в течение 10-15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 урока на то, чтобы опросить каждого из 15-20 учеников. Используя групповую работу, могу обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым "слабым", почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.

В своей работе придерживаюсь четырех основных принципов:

  • социальное взаимодействие;

  • позитивная взаимозависимость;

  • личная отчетность;

  • равная доля участия каждого.

Групповая работа применяется мною на следующих этапах урока:

  • актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

  • первичная проверка понимания;

  • организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;

  • творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

  • обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

Групповая работа применяется мною на уроках изучения нового учебного материала, закрепления учебного материала, обобщения и систематизации.

В процессе обучения использую приемы, которые обеспечивают реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий, дискуссии, составление рассказов.

Планируя коммуникативные мероприятия, стараюсь придать ему соревновательный характер, что помогает мне довольно легко стимулировать учащихся к неподготовленному речевому общению.

Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности, возможности, способности, творческую личность.

Единственное, что, на мой взгляд, не стоит забывать, основным звеном этой деятельности является ребенок с его личностными особенностями.

На уроках метод групповой работы складываю из следующих компонентов:

  • подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи (проблемной ситуации), инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала по группам);

  • собственно групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий в группе, индивидуальное выполнение задание, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов групповой работы в классе);

  • заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи).

В ходе групповой работы даю учащимся некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава - не тороплю их. Работу в группах стараюсь не затягивать. Определяю время для подготовки задания и стараюсь четко его соблюдать (лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты).

Не вмешиваюсь в работу после ее начала, не прерываю учащихся в процессе общения и обращаю внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечаю для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.

Оценивая работу учащихся, акцентирую внимание на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.

Работа в группах завершается работой над ошибками. Настраиваю учащихся на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения.

Выделяю следующие правила работы в группах:

  • взаимодействовать с любым партнером или партнерами;

  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

  • помнить об ответственности не только перед собой, но и перед своими партнерами;

  • помнить, что, помогая другим, мы учимся сами.

Во 2-х классах только начинаю вводить групповую работу (один раз в конце каждой четверти), т.к. 2 класс - это только начало изучения английского языка. И уже в конце каждой четверти я могу ввести групповую работу творческого характера. /Приложение 2/. Во 2 классе начинаю учить взаимодействовать ребят в группе.

В 3-4 классах данная работа проходит на более высоком уровне. Работу в группах провожу на этапе закреплении полученных знаний. Исходя из своего опыта, считаю оптимальным составом группу из 3-х человек /Приложение 3/. Очень нравится ребятам работа в группах с разделенными и переставленными отрывками текста. Каждой группе достается какой-то отрывок. Учащиеся знакомятся с ним, пересказывают вслух, а затем - конкурс на сообразительность: кто быстрее расположит услышанное в нужном порядке. Трудность для учителя в одном: правильно подобрать и разделить текст. В 3 и 4 классах развиваю навыки работы в группе.

В 5-8 классах, в зависимости от цели урока, обучающиеся делятся мною на группы по принципам:

- слабые, средние, сильные группы,

- смешанные группы (в одной группе обучающиеся с разным уровнем знания) / Приложение 4/ . Класс я делю на несколько групп. Ученики разные - одни быстро схватывают мои объяснения, другие нет. Если объединить ребят в группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого, то в этой ситуации один отвечает за результат всей группы. Слабые стараются всё выяснить у сильных, сильные тоже заинтересованы в оказании помощи. Совместными усилиями ликвидируются проблемы. Группам давались задания на все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо, говорение. Все задания бурно обсуждались учениками. Чтобы вовлечь каждого ученика в процесс, периодически подходила к группам и задавала наводящие вопросы именно тем учащимся, у которых возникали трудности в решении поставленной задачи и обсуждении ее с одноклассниками. Более сильные ученики также помогали остальным, подсказывали, так как были заинтересованы, чтобы их группа была лучшей. При работе в этих классах свою цель вижу в том, чтобы научить учащихся отстаивать свою точку зрения.

В выпускных классах я провожу групповую работу один, два раза в четверть. /Приложение 5/. От учащихся я жду умения вести дискуссию, использовать речевые клише. Целенаправленно стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были не просто уроками языка, а становились уроками иноязычной культуры, и часть урока выделяю общению как процессу общения, что является основной проекцией иноязычной культуры на уроке иностранного языка.

Важным условием успешной работы в группах считаю организацию рабочего места каждой группы. Одним из путей создания позитивной взаимозависимости является посадка учеников таким образом, чтобы каждая группа занимала отдельный стол. Это легко организую, составив вместе несколько парт, и посадив учеников лицом друг к другу. Для выполнения заданий в группах часто использую определенный набор принадлежностей, например: значки с индивидуальными номерами для каждого участника группы, маркеры и бумагу для подготовки презентаций и т.д. Готовлю все это заранее и каждый раз назначаю себе в помощники разные группы учащихся для организации работы в группах. Так учащимся дается возможность почувствовать себя вовлеченными в совместную работу уже на подготовительном этапе.

Результативность опыта подкрепляется абсолютной успеваемостью за последние 3 года и качеством знаний, которые показывают учащиеся по разным видам речевой деятельности:

Ступень

Виды речевой деятельности

Учебный год

2011/2012

2012/2013

I полугодие 2013/2014



I

Письмо

70

73

75

Говорение

75

79

81

Аудирование

74

76

78

Чтение

65

67

69

Грамматика

54

55

55



II

Письмо

68

70

73

Говорение

78

75

79

Аудирование

69

69

72

Чтение

74

76

78

Грамматика

53

56

59



III

Письмо

75

76

78

Говорение

75

81

81

Аудирование

69

71

73

Чтение

74

74

76

Грамматика

57

59

60

Сравнительный анализ качества знаний по видам речевой деятельности, позволяют считать уровень применения методов группового обучения эффективным.

Итоги сдачи ЕГЭ демонстрируют положительную динамику результатов (от 60 б. в 2010 г. до 76 б. в 2013 г.). Выпускники 9 классов на экзамене по английскому языку получили итоговые отметки «отлично» и «хорошо».

Групповая работа помогает повысить мотивацию детей к обучению, заинтересовать их особенностями англоязычной культуры, нравами и обычаями народов, говорящих на английском языке, мастерски развивают у учащихся коммуникативные и когнитивные навыки. Учащиеся школы активно участвуют в конкурсах и олимпиадах, неизменно показывая высокие результаты.

Результативность учащихся в конкурсах

Год

Название конкурса

Результат


2012 год

Районный фонетический конкурс по английскому языку

призер

2012 год

Районный фонетический конкурс по английскому языку

Победитель

2013 год

Районный фонетический конкурс по английскому языку

Призер

2014 год

Районный фонетический конкурс по английскому языку

Призер

Последователям данного опыта рекомендуется планировать групповую работу уже в начальной школе, чтобы научить младших школьников работать в группах, можно представить им памятку, раскрывающую "секреты" плодотворной совместной работы. Помнить, что групповая работа может быть эффективна для одних типов учебных заданий и крайне неэффективна для других, поэтому от учителя каждый раз требуется осмысление вопроса: зачем я сейчас объединил(а) учащихся в мини-группы, к какому результату они должны подойти, решая совместно ту или иную речемыслительную задачу. Использование групповой технологии обучения позволяет реализовать обучающую и воспитывающую функции урока не только через содержание, но и через форму организации учебной деятельности, формировать такие качества, как коллективизм и ответственность в учебной работе, что при традиционных способах обучения сделать затруднительно. Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия. Авторитарный стиль учителя вызовет негативную реакцию учащихся. Групповая форма работы применятся не часто, требует особых организационных усилий, но зато дает заметный эффект не только в обучении, но и в воспитании учеников.

Представленный педагогический опыт оптимален в достижении поставленной цели использования метода групповой работы как средства повышения результативности обучения английскому языку, так как имеет возможность быть воспроизведенным в сходных условиях. Используемая групповая технология могут найти широкое применение в преподавании английского языка в образовательных учреждениях разного типа. Представленный опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.

Изучение данной проблемы в психолого-педагогической и методической литературе позволяет заключить, что групповая деятельность учащегося способствует повышению уровня усвоения учебного материала учащимися, повышает их ответственность друг за друга, способствует укреплению веры в свои силы и творческие возможности. Использование групповой технологии обучения позволяет реализовать обучающую и воспитывающую функции урока не только через содержание, но и через форму организации учебной деятельности, формировать такие качества, как коллективизм и ответственность в учебной работе, что при традиционных способах обучения сделать затруднительно.

Групповая работа способствует повышению коммуникативной компетентности и делает возможным самореализацию в конкретном виде работы. Кроме того, в процессе групповой работы легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности учащихся. Групповая работа нагружает и слабых учащихся, тех, которые при фронтальной работе остаются не у дел.

Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности, возможности, способности, творческую личность.

Педагогам не стоит забывать, что основным звеном этой деятельности является ребенок с его личностными особенностями. Очень верно об этом сказал К. Роджерс: «Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой внутренний мир. Я буду поддерживать и подбадривать тебя, чтобы ты пробовал что-то новое, чтобы ты рисковал на пути к познанию, но я никогда не буду толкать тебя силой».





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета может состоять из разного количества вопросов в зависимости от той информации, которую хотел бы получить учитель, и может выглядеть следующим образом:

  1. Имя, фамилия.

  2. Кого из учеников класса ты бы пригласил на вечеринку близких друзей? (Ответ на этот вопрос обычно выявляет близких друзей, которые склонны к активному общению даже во время урока; соответственно, желательно поместить этих учеников в разные группы.)

  3. Представь себе, что ты оказался на необитаемом острове; кто бы стал тебе незаменимым спутником в этой ситуации?

  4. Тебе необходимо вовремя доставить по определенному адресу важные документы, но ты не имеешь возможности сделать это сейчас; кого бы ты попросил это сделать, в полной уверенности, что этот человек сделает все так, как ты его попросил?

  5. Кого бы ты взял в команду по ориентированию на местности с надеждой, что этот человек поможет твоей команде выиграть? (Ответы на вопросы 2-5 обычно выявляют тех учеников, с которыми опрашиваемый готов сотрудничать и доверяет.)

  6. Кого бы ты не хотел видеть участником своей группы ни при каких обстоятельствах?

Прежде чем задавать последний вопрос, учитель должен заверить учеников в неразглашении тайны; ответ на данный вопрос позволяет выявить проблемные ситуации, и учитель должен по возможности избегать помещения в одну группу таких учеников.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

В конце I четверти я готовлю картинки для составления коллажей по темам:

- « Моя семья»;

- «Цвета»;

- «Мой дом».

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

В конце II четверти:

- «Мой день рождения»;

- «Моя любимая еда».

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

В конце III четверти:

- « Мои животные»;

- « Я умею»;

- «В цирке»;

- «Мои игрушки»;

- «Описание внешности».

Педагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опыт

В конце IV четверти:

- «Мо каникулы»;

- «Описание погоды».

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опытПедагогический опытПедагогический опытПедагогический опыт


Педагогический опытПедагогический опыт

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Задание: вырезать и объединить картинки по темам, подписав названия предметов.

В такой доступной для учащихся форме мною осуществляется проверка знаний и обучение работе в группах.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карточки с картинками.

Задание: замените картинки словами

Педагогический опыт

Педагогический опыт

Карточки со словами.

Задание: составить предложение из предложенных слов.

Example: on, brothers, The, help, mother, their,

Saturdays.- The brothers help their mother on Saturdays.

There, a lot of, were, in, children, park, the.-

didn't, Tiny, his, visit, friends, yesterday.-

skate, do, you, Where? -

will, you, your, repair, When, bike? -

Example: Alex, his, bike, repaired, Saturday, last.- Alex repaired his bike last Saturday.

went, bed, Yesterday, to, she, early.-

the, lays, the, table, morning, Ann, in.-

you, go, yesterday, shopping, Did? -

you, help, grandma, your, Will? -

Mag, not, play, did, games, computer.-

Карточки с предложениями.

Задание: выбрать правильный вариант ответа.

My/Our name is Kelly.

Is her/their name Jill or Pam?

Look at the boy. Her/His name is Frank.

Are your/my names Lin and is Don.

Its/Their names are Sue and Vicky?

Our/Its name isn't Bubbles.

The pencil case is behind/next to the girl.

The rubber is on/behind the glass.

The bed is behind/in front of the window.

The bus is in front of/under the table.

The girl is on/under the bed.

The pens are in/behind the glass.

The school bag is under/on the chair.



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Карточка с глаголами в прошедшем времени для смешанных групп.

Задание: сформулировать правило чтения окончания прошедшего времени.

/t/

/d/

/id/

washed

watched

worked

jumped

missed

danced

played

smiled

lived

watered

opened

tried

needed

visited

trusted

prevented

folded

nodded

Задания для разноуровневых групп:

Карточка с картинкой и словосочетаниями (слабая группа)

Задание: посмотрите на картинку и исправьте предложения

•listen to music • read a book

•talk on the phone • ride her scooter

•work on the computer

Педагогический опыт

Sam is watching TV.

► Sam isn't watching TV. He's listening to music.

Andy is typing a letter.

Matt is listening to the radio.

Clara is driving a car.

Sue is sending an email.

Карточка с текстом.

Здание: выпишите глагольные формы и определите время.

Hi, Linda!

Thanks for your email. How are you? I'm doing my homework. How boring!

All the family are here and are busy too. Mum's in the living room. She's making some phone calls. Dad's working in the garden. It's hard work. My little brother, Tom, is helping him. He's planting some flowers. My sister, Zoe, is having a good time though. She's playing games with her friend. What are you doing? Any plans for Sunday? Write back soon.

Love, Rosie

Карточка с вопросами в которых изменен порядок слов (средняя группа).

Задание: составить вопросы и ответить на них.

where/you/go/now

► Where are you going now? To the park.

what/you/wear/right/now

what/be/the/weather/like/today

what/your/parents/do/at/the moment

what/time/you/get/up/every/day

which/season/you/like/most

Карточка с предложениями (сильная группа).

Задание: исправить ошибки.

Look! The little girl is makes a snowman!

We are look for a T-shirt.

Is Mary and Steve going home on foot today?

Listen! It is rains.

What size does you take?

Does he studies in Switzerland?

Карточки с географическими названиями без артиклей. Использую физическую карту мира, раздаю учащимся в группах.

Задание: вписать артикли там, где нужно и прикрепить (используя магнит, скотч двухсторонний) к карте. Каждому учащемуся в группе раздаю роли: капитан дальнего плавания (sea captain) - готовит рассказ о том, к какой стране относится то или иное географическое название; лоцман (pilot) - ищет на карте расположение городов, стран, морей, океанов, рек, озер, прикрепляет карточки с географическими названиями на английском языке, озвучивает то, что изображено на карточке; боцман (boatswain) - контролирует, помогает участникам своей группы заполнить пропуски артиклями; матрос (sailor) - ищет значение слов (географических названий) в словаре. Здесь прослеживается межпредметная связь: английский язык - география.

1.

Pacific Ocean

Toronto

Missouri

Mississippi

Canada

United States of America

Columbia Mountains

Great Bear

Niagara Falls

2.

Sidney

Canberra

Indian Ocean

Townsville

Murray

Woods

Coral Sea

Pacific Ocean

Great Sandy Desert

3.

Brazil

Andes

Peru

Amazon

North Atlantic Ocean

Orinoco

Georgetown

North Pacific Ocean

Titicaca

4.

Russian Federation

Volga

Baltic Sea

Alps

Asia

Sweden

Berlin

United Kingdom

London



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Подготовительная работа: учащимся дается задание - подобрать необходимый материал по теме: «Экология: виды альтернативной энергии».

Задание: слушая ответ оппонентов, заполнить таблицу и высказать свое мнение по данной проблеме.


KNOW

WANT

LEARNT







Список литературы

  1. Абасов З. Форма обучения - групповая работа// Директор школы. - 1998 г. - № 6.

  2. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. - М.: Просвещение, 2009.

  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 томах. - М.: Педагогика, 1983. - Т.3.

  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., Педагогика, 1986.

  5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.,1996

  6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Наука, 2003.

  8. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых.- М.: Просвещение, 1985.

  9. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроках. - М., 1975.

  10. Пассов, Е.И. Обучение говорению/ Е.И. Пассов// Основы коммуникативной методики обучения иностранному языку. - 1989. - №4.

  11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1995.

  12. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008.

  13. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе: метод. Пособие к серии уч. Метод. Комплексов 5-9 кл. - М.: Просвещение, 1978.

  14. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. - Педагогика, 1976.


© 2010-2022