Специфика обучения английскому языку в начальной школе

Это моя итоговая работа по курсам повышения квалификации В Педагогическом университете "Первое сентября" в объеме 72 часа по программе Преподавания дисциплин образовательной области "Филология" (специализация: английский язык). В работе затронуто много вопрос по ФГОС, о значимости иноязычного образования в начальной школе.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический университет «Первое сентября»




Итоговая работа

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

(Дистанционный курс повышения квалификации)

Выполнила: Харько Ирина Владимировна,

учитель иностранных языков

МБОУ «Гимназия п. Нижний Куранах»

МО «Алданский район» РС (Я)










2015 год

Задание 1.

Ответьте на следующие вопросы.

Вопросы

Ответы

1. В чём, на ваш взгляд, значимость иноязычного образования в начальной школе? Назовите также его основные цели, расставляя их по степени важности.

Значимость иноязычного образования в начальной школе очень актуально в наши дни. Изучение иностранного языка на данном этапе полезно всем детям, независимо от их природных способностей, поскольку оно оказывает: бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка - его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. В раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения, что является основной целью обучения ИЯ в школе. Начальная школа - первая ступень в реализации основной цели учебного предмета "Иностранный язык", здесь закладываются основы коммуникативной компетенции. Обучение английскому языку на начальном этапе должно обеспечивать достижения коммуникативной, воспитательной, образовательной и развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей является коммуникативная цель, а воспитательная, образовательная и развивающая цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной познавательной речемыслительной деятельности самих обучающихся. Коммуникативная цель-научить ребенка общению на английском языке (аудированию, говорению, чтению и письму) на межкультурном уровне. Воспитательная цель-осуществлять нравственное воспитание, формировать навыки и умения интеллектуального труда, воспитывать интерес к иноязычной культуре. Образовательная цель---расширять кругозор и повышать общую культуру обучающихся. Развивающая цель-расширять интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы личности обучающегося.

2. Какой путь (путь «снизу» и путь «сверху») овладения иноязычным говорением (диалогической и монологической речью) вы считаете наиболее эффективным для становления самостоятельной речи учащихся во 2-м классе и почему?

Мне кажется, что наиболее эффективным для развития умений устной речи на начальном этапе изучения английского языка является путь «снизу»: учащиеся легко учатся говорить на элементарные темы с первых же уроков, когда они заучивают несложные речевые образцы и клише, постепенно увеличивая количество усвоенных фраз и так учатся высказываться или вести диалог на определенную тему. Например, учащиеся 2 класса обычно в первую очередь учатся представить себя. На мой взгляд, нерационально им сразу предложить диалог-образец для имитации и заучивания (это целесообразно лишь при полном погружении в языковую среду, что мы не можем обеспечить детям в школе). Целесообразней вводить постепенно несложные речевые образцы, как в УМКа, по которому мы работаем.

При этом, конечно же, отработка данных образцов происходит в игровых упражнениях, с использованием игрушек и картинок. По окончании изучения темы «Давайте познакомимся!» (а это 5 уроков) учащиеся могут представиться и рассказать о себе 3-4 предложения, а также принять участие в диалоге-знакомстве.

3. С какими трудностями вы обычно сталкиваетесь при обучении детей рецептивным видам иноязычной речевой деятельности - аудированию и чтению? В чём причина этих трудностей?

При обучении аудированию я обычно сталкиваюсь со следующими трудностями (причины этих трудностей):

- плохая акустика в кабинете (не лингафонный, а обычный),

- невысокое качество звукозаписей (УМК Верещагиной: записи на дисках),

- отсутствие практики восприятия на слух речи людей разного возраста (практически все записи сделаны одними и теми же женщиной и мужчиной),

- особенности дикции, тембра, темпа, паузации (приходится в некоторых упражнениях проговаривать сказанное в записи вслух; останавливать записи, нажимая на магнитофоне «Паузу»),

- особенности текстов (встречаются очень длинные предложения и тексты. А ведь напряжённая деятельность психических механизмов приводят к быстрому утомлению, притуплению внимания и отказу от приёма информации. Поэтому для того чтобы не вызвать информативной перегрузки, объём текста должен соответствовать психическим возможностям обучающегося, а это встречается не всегда,

- уровень соответствия учащихся гимназической программе (некоторые дети имеют логопедические проблемы, плохую память, внимание; ослабленный контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания и т.д.),

При обучении чтению встречаются такие трудности как:

- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при чтении,

- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;

- неправильное чтение похожих по начертанию букв;

- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

- медленный темп чтения,

- не соблюдение пауз, неправильная интонация разных видов предложений.

Эти трудности, на мой взгляд, связаны с особенностями учащихся (логопедия, плохая память, рассеянное внимание и т.д.), а также с постоянным сравнением с чтением на русском языке (похожие буквы, надписи над английскими словами русскими буквами).

4. С какими трудностями сталкиваются ваши дети при овладении аудированием и чтением на английском языке? Чем они обусловлены?

Говоря о трудностях, возникающих при обучении аудированию, имеются в виду, что, прежде всего, это те трудности, которые возникают при восприятии иностранной речи на слух. Понимание зачастую оказывается сложнее, чем говорение. Задания по аудированию требуют от учащихся усиленной умственной работы. Успешность аудирования зависит, с одной стороны, от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т. д.), с другой стороны, от условий восприятия (количества и формы предъявляемого материала, продолжительности звучания) и, наконец, от лингвистических особенностей ( сложности сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся). Таким образом, чтобы аудирование в начальных классах было наиболее успешным, предъявляемый материал должен быть посильным, непродолжительным и отвечать интересам учащихся данного возраста. Также параллельно обучению аудированию в классе выполняются задания на развитие слуховой памяти, слухового восприятия, фонематического слуха и др.При обучении чтению основной трудностью для учащихся является интерференция с русским языком. Дети часто читают английские буквы по-русски. Требуется время, прежде чем английские бувы перестанут прочитываться по-русски и дети усвоют иностранный алфавит параллельно с родным. Кроме того, к детям не сразу приходит понимание явления «буквосочетание», что две буквы могут читаться одним звуком. Также сложность вызывает то, что буквы читаются не так, как называются. Все эти трудности требуют систематической работы над техникой чтения и часто участия родителей для оказания помощи при выполнении домашнего задания по чтению.

5. Считаете ли вы важным формирования у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи? Почему?

Да, я считаю важным формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи. Письмо и речь учащихся тесно связаны, т.к. умения письменной речи у младших школьников формируются на базе умений устной речи: пишем то, что умеем сказать. По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти. Благодаря упражнениям, которые проводится систематически, мы можем достичь автоматизма. Автоматизм орфографического навыка формируется в результате многократных повторений действий, то есть использования упражнений. Считаю, что на каждом уроке в начальной школе должны быть упражнения на формирование орфографического навыка: списывание, вставка пропущенных букв, подписывание картинок, лексические кроссворды, диктанты и др.

6. Какие универсальные действия должны являться предметом формирования в начальной школе в первую очередь и почему?

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся "умения учиться", т.е. формирование у них навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно рационально работать, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Личностные действия, которые являются ведущими, позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование и развитие УУД обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения.

7. Является ли, на Ваш взгляд, необходимым формирование межкультурной компетенции младших школьников? Обоснуйте свой ответ.

Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией как общению на иностранном языке. Однако в современном мире дети знакомятся с мировым культурным фондом почти одновременно с родным (Интернет, иностранные фильмы, музыкальные произведения, печатные издания и просто отдых с родителями на зарубежном курорте), и это делает очевидным тот факт, что межкультурная компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции.

Для того чтобы эффективно участвовать в межкультурном общении, человек должен обладать межкультурной компетенцией. Для формирования у учащихся межкультурной компетенции необходимо обеспечить их особыми знаниями и умениями межкультурного общения. К таким базовым знаниям относятся:

- знание этикетных норм, присущих иноязычной культуре;

- знания о различиях между родной и изучаемой культурами, различия в системе ценностей.

Целями формирования межкультурной компетенции на уроках иностранного языка являются:

- ценностное отношение к иной культуре;

- преодоление предрассудков и стереотипов, касающихся представителей иной культуры;

- эмпатическое отношение к собеседнику.

8. Какая из методических проблем начального иноязычного образования является, по вашему мнению, самой актуальной и требующей решения?

Обучение иностранным языкам в школе значительно улучшилось не только вследствие увеличения количества часов за счет школьного компонента, но и благодаря изменению подходов к обучению иностранным языкам, внедрению новых учебников и новых технологий обучения и систематическому повышению квалификации учителей иностранного языка.

Многомерно-сложный характер языкового образования ставит перед администрациями школ и учителями много проблем.

Проблемы, являющимися наиболее актуальными в начальной школе:

  • наполняемость группы английского языка иногда превышает 20 человек, это приводит к более низким результатам обучения языку (класс делится на группы от 25 человек),

  • нехватка учителей английского языка для начальной школы + старение учительских кадров. Необходима подготовка квалифицированных кадров по обучению английского языка (учителя и методисты) в начальных классах.

  • лингвистические изменения в английском языке. В учебниках по иностранным языкам не успевают следить за этими изменениями, и часто учащиеся учат лексику и грамматические явления, которые уже давно не употребляются в английском языке,

  • преемственность при переходе с одного УМК в начальной школе на другой в среднем звене, чтобы избежать пробелов в знаниях учеников.

Задание 2.

Проанализируйте УМК для 2-го класса, по которому вы работаете.

Схема анализа

Ответы

1.Название УМК авторы) и аргументация выбора именно этого комплекта.

УМК «Английский язык 2 класс» (авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А.) - учебник для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. Данный УМК рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Москва «Просвещение», 2012 год).

Дополнительный материал для закрепления грамматических навыков к учебнику И.Н. Верещагиной под редакцией Барашковой Е.:

Грамматика английского языка. Сборник упражнений. Часть I
Грамматика английского языка. Сборник упражнений. Часть II
Грамматика английского языка. Книга для родителей
Грамматика английского языка. Проверочные работы.

Данные пособия полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. (Москва, Экзамен 2010 г.)

Образовательная организация, в которой я работаю - гимназия, а данный УМК и предназначен для гимназий. В начальных классах гимназии - два обязательных часа и один час из КОУ. С 5 по 11 класс этот же УМК.

УМК «Английский язык. 2 класс» состоит из учебника в 2-х частях, рабочей тетради, книги для чтения, книги для чтения летом, книги для учителя и аудиокурса.

2.С какого класса дети изучают предмет «Иностранный язык» в школе.

Учащиеся нашей гимназии изучают английский язык со 2-го класса. В 1-м классе учащиеся занимаются английским языком 30 минут в неделю (внеурочная деятельность). В основу занятий учителя берут учебник «Английский язык. 1 класс» (авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А.) - учебник для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации (Москва «Просвещение», 2012 год) для соблюдения к преемственности.

3.Духовно-нравственное воспитание младшего школьника и степень его

Степень реализации духовно-нравственного воспитания гимназиста, а именно второклассника в учебнике достаточная: при теме «Знакомство» учащиеся учатся говорить, что они из России, знакомятся с именами зарубежных друзей, названием некоторых стран, а это привитие толерантности. Изучая тему «Семья» учащиеся могут рассказать о своих членах семьи и о том, как они их любят. Тема «Спорт» - здоровьесбережение, а это один из разделов программы духовно-нравственного воспитания школьников. «Мир вокруг нас», «Кем ты хочешь быть?», «Распорядок дня» дают учащимся понять «Что такое хорошо и что такое плохо». Достаточное количество текстов, песен, стихотворений, иллюстраций

4.Самостоятельная учебная деятельность детей по овладению иностранным языком и возможность её формирования с помощью данного УМК.

Я думаю, что самостоятельная учебная деятельность детей по овладению английским языком и возможность её формирования с помощью УМК «Английский язык 2 класс» имеет недостаточно возможностей. Это касается в большей степени грамматики. Грамматический материал представлен в таблицах без пояснений (исключение: множественное число существительных). Как в учебнике, так и в рабочей тетради много упражнений повышенной сложности, которые рассчитаны на сильного ученика. Зачастую учащиеся, пропустившие уроки не могут самостоятельно справиться с домашним заданием, поэтому им помогают их родители или консультирует учитель.

5.Технология формирования техники чтения

УМК «Английский язык 2 класс» использует подход «от звука к букве», который обеспечивает осознанное чтение. В 1-м классе и в 1-й четверти 2-го класса у учащихся формируются навыки устной речи. При выполнении различных упражнений, представленных в вводном устном курсе УМК «Английский язык 2 класс» у учащихся развивается механизм речевого слуха, так и фонетический анализ слов, что является хорошей подготовкой к чтению на английском языке. Трудности при обучении чтению на английском языке возникают у тех учащихся, которые плохо усвоили вводный устный курс.

6.Обеспечивает ли учебник осознанное овладение грамматической стороной устной речи?

Грамматический материал представлен в таблицах без пояснений (исключение: множественное число существительных). Мне приходится самой набирать на компьютере грамматические правила с таблицами и примерами, затем распечатывать и вклеивать в словари. Для закрепления грамматических правил, знаний, навыков в учебнике не достаточно, поэтому использую дополнительный материал. В связи с чем, думаю, что происходит затруднение осознанного овладения грамматической стороной речи.

7.Уделяется ли достаточное внимание формированию орфографических навыков и формированию творческой письменной речи?

Формированию орфографических навыков и формированию творческой письменной речи уделяется достаточное внимание: в каждом уроке есть слова для запоминания и написания словарных диктантов, разнообразные задания в рабочей тетради.

8.Насколько представленные в УМК темы и ситуации для общения соответствуют возрастным особенностям младших школьников

Темы и ситуации для общения в УМК (Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. «Английский язык 2 класс»):

- «Давайте познакомимся»

- «Семья»

- «Мир вокруг меня» («Игрушки», «Игры»)

- «Кем ты хочешь быть?»

- «Спорт»

- «Люди в семье»

- «Мы читаем волшебные сказки»

- «Распорядок дня»

Учащиеся с интересом работают почти над всеми темами. Однако к учебнику есть книга для чтения и есть книга для чтения летом, поэтому тему «Мы читаем волшебные сказки» можно было бы убрать. И так большой объём.

9.Реализуется принцип доступности

Принцип доступности в УМК «Английский язык 2 класс» не совсем соблюдается: очень много разнообразного лексического и особенно грамматического материала, в связи, с чем не все учащиеся справляются с предлагаемыми заданиями и упражнениями. Дети только начинают изучать английский язык, поэтому изучать сразу два времени (Настоящее Неопределенное и Настоящее Продолженное) тяжело. Некоторые задания вызывают трудности, как у слабых учеников, так и у сильных. Это задания в рабочей тетради. При работе над аудированием так же трудности: быстрая речь для 2 класса.

10.Сам ищет возможность дополнительно выполнять какие-либо задания сверх программы?

УМК «Английский язык 2 класс» развивает интерес к овладению английским языком. Однако в связи с большим объёмом материала в учебнике на уроке у нас не всегда хватает времени выполнять занимательные задания, тем более сверх программы.

Задание 3.

Проверьте у ваших второклассников (в одной подгруппе) уровень сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности - фонологического осознания речи.

1. Выделение звука в начале слова.

jump kitten ship Ann

want chair doctor orange

help ride school pig

play house tennis son

2. «Похлопывание» ритмичного рисунка фразы.

I have a cat.

My cat is white.

We play the ball together.

I like my cat very much.

3. Соединение звуков в одно слово.

[b - e - d] [w - ı - n - d - ǝu] [b - r - au - n]

[Ɵ- r - i:] [t - ju: - l - I - p] [p - l - eı - g - r - au - n - d]

4. Распознавание рифмы.

song hen sun pen

nose uncle doll rose

bike family football like

hare fox duck bear

Результат исследования во 2а классе МБОУ «Гимназия п. Нижний Куранах» МО «Алданский район» Республики Саха (Якутия). В группе 15 учащихся.

Ученики

Количество баллов за каждое задание

Общее

количество баллов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Анастасия

14

4

5

4

27

Анна

12

3

4

3

22

Артём

16

4

6

4

30

Валерия

11

3

3

2

19

Влад

10

3

3

2

18

Ибрагим

13

4

5

4

26

Карина

9

2

2

2

15

Никита

12

4

5

3

24

Полина Г.

15

4

6

4

29

Полина П.

12

4

4

3

23

Рустам

12

4

5

3

24

Степан

16

4

6

4

30

Ульяна

12

3

4

3

22

Христина

12

3

5

3

23

Юлия

9

2

2

2

15

Проведѐнное исследование показало, что способности второклассников к фонологическому осознанию речи:

1. хорошо развиты (ярко выражены) (30-28 баллов) у трёх учащихся;

2. развиты нормально (27-16 баллов) у десяти учащихся;

3. частично развиты (15-8 баллов) у двух учащихся;

4. слабо развиты - не развиты (7-0 баллов) - таких учащихся в подгруппе нет.

Исследование показало хорошие результаты у учащихся. В 1-м классе и 1-й четверти 2-го класса проводился устный вводный курс, устное опережение, чтобы накопить необходимый и достаточный иноязычный речевой материал, сформировать слухо-речемоторные образы иноязычной устной речи и тем самым снять часть трудностей в процессе соотнесения букв и звуков иностранного языка. Родители большей части группы учащихся регулярно занимаются с детьми дома (помогают выполнять или проверяют домашние задания). Важную роль в формировании фонологического осознания речи играет ежедневная тренировка по прослушиванию стихотворений, песен, текстов на дисках к каждому уроку.

© 2010-2022