«А. С. Пушкин «Метель». Герои повести, мотивы их поступков»

Северо-Казахстанская область район имени Габита Мусрепова КГУ «Целинная средняя школа»                 Открытый урок по русской литературе в 6 классе   «А.С. Пушкин «Метель». Герои повести, мотивы их поступков»     УМК любой   Используемая литература:   1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – 4-е изд.,     перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с.   2. Рыгалова Л.С. и др. Русская словесность: миф и литература. Методическое     руководство: Для учит. 6 кл. общеобразоват. шк. / ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северо-Казахстанская область

район имени Габита Мусрепова

КГУ «Целинная средняя школа»



Открытый урок по русской литературе в 6 классе

«А.С. Пушкин «Метель». Герои повести, мотивы их поступков»


УМК любой

Используемая литература:

1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. - 4-е изд.,

перераб. - М.: ВАКО, 2014. - 416 с.

2. Рыгалова Л.С. и др. Русская словесность: миф и литература. Методическое

руководство: Для учит. 6 кл. общеобразоват. шк. / Рыгалова Л.С.,

Берденова Д.А., Туниянц Л.Ф. - 3-е изд., перераб. - Алматы: Атамура,

2011. - 168 с.

Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Максина Галина Николаевна



2014-2015 учебный год

Тема урока. А.С. Пушкин «Метель». Герои повести, мотивы их поступков

Цель урока: знакомство с идейно-художественным содержанием повести,

героями, выявление основный черт характера героев и мотивов

их поступков

Цель учащихся: знать сюжет и героев повести «Метель», уметь определять

мотивы их поступков

Задачи: формировать знания о содержании повести, о её героях и мотивах их

поступков; раскрыть особенности композиции, языка, образа

рассказчика в «Повестях Белкина»;

развивать навык чтения, аналитического пересказа повести;

развивать читательскую культуру учащихся, словарный запас

учащихся, умение грамотно владеть устной и письменной речью с

учётом соблюдения авторской манеры повествования;

способствовать развитию интереса к пушкинской прозе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный, проблемный

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации учащихся к повести,

презентация, шесть шляп, музыкальные иллюстрации

Г.Свиридова к повести «Метель», фрагмент фильма

«Повести И.П.Белкина»(1964г.)

Ход урока

I. Вводно-мотивационный.

1. Знакомство с автором. Вступительное слово учителя.

- Кто написал поэму «Руслан и Людмила»?

стихотворение «Зимнее утро»?

«Сказку о царе Салтане…»?

2. Сообщение темы, цели урока. Целеполагание.

Сегодня мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина. Познакомимся с его повестью «Метель».

- Что такое повесть?

Повесть - это жанр прозаического произведения, занимает промежуточное место между романом и рассказом.


- Что вы знаете по данной теме?

- Какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке?

1) изучить историю создания повести: цикл произведений «Повести Белкина»;
2) раскрыть смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Метель»;
3) выявить основные черты характера главных героев и мотивы их поступков;
4) увидеть отношение автора к героям;
5) показать влияние метели на судьбы главных героев.

3. Слово учителя.

Повесть А.С. Пушкина «Метель» входит в цикл произведений, объединённых названием «Повести Белкина».

Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.С. Пушкина, созданное в знаменитую Болдинскую осень 1830 года, в очень короткий срок: с 9 сентября по 20 октября. Александр Сергеевич приехал в Болдино, родовое имение своего отца, осенью 1830 года. Он предполагал пробыть там не более месяца, но из-за холерного карантина поэт был вынужден в течение трех месяцев оставаться в имении своего отца.

«Повести Белкина» включают в себя 5 произведений: «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик». Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину.

4. Демонстрация иллюстраций «Болдинская осень».

- Как вы думаете, почему Пушкин вымышляет какого-то несуществующего Белкина? (придать произведению достоверность)

- Какую роль выполняет Иван Петрович Белкин? (Дискуссия)

5. Работа с эпиграфом к повести «Метель».

1. - Давайте вспомним, что такое эпиграф?

Эпиграф - это небольшой текст, предваряющий произведение, в нём может быть сформулирована тема, сжато выражена основная идея или сформулирована проблема.
- Строки из какого произведения были взяты Пушкиным к повести «Метель»?

В качестве эпиграфа к повести Пушкин взял строки из баллады Василия Андреевича Жуковского «Светлана».

2. Чтение эпиграфа наизусть.

5. Анализ эпиграфа:

1. Сколько фрагментов включает в себя эпиграф?

2 фрагмента, которые относятся к разным героям повести.

2. Какое слово является главным, ключевым?

Божий храм.

3. Выделите ключевые слова - предвестники печальных событий в повести.

II. Операционно-познавательный.

1. Беседа с учащимися:
- Рассмотрим повесть с точки зрения композиции.

- Что называется композицией произведения?

Композиция - построение художественного произведения.

1. Назовите главных героев повести «Метель».

Марья Гавриловна - богатая невеста, стройная бледная семнадцатилетняя девица, Владимир Николаевич - бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне.

2. Как родители Марьи Гавриловны относились к молодому человеку?

«Запретили дочери о нём и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя».
3. Почему родители Марьи Гавриловны были против её встреч с Владимиром Николаевичем? К чему привели эти запреты?

Мать Марьи Гавриловны не одобрила выбор дочери.

4. Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич?

Молодые люди ведут себя так же, как герои далёких от жизни выдуманных французских романов. Их любовь названа «романтической».

5. Как автор относится к Марье Гавриловне? Найдите в тексте ироническое рассуждение героев.

Пушкин по-доброму иронизирует над героями. Например, фраза «Марья Гавриловна была вос­питана на французских романах и, следовательно, была влюблена» говорит о том, что героиня жила в выдуманном, романтическом мире.

Пушкин приводит ироническое рассуждение юных героев: «если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует на­шему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?» «

Разумеется, что эта счастливая мысль сперва пришла в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны».

2. Просмотр фрагмента фильма «…наши любовники были в переписке…. придите в наши объятия».

- Как развивается сюжет повести? Определите её завязку.

Завязка - решение тайно обвенчаться. Влюблённые готовятся к побегу.

3. Групповая работа.

Сравнительная характеристика образов Марьи Гавриловны и Владимира Николаевича во время побега (метели). Выделить из повести.

I группа:

1. Как чувства испытывает Маша накануне побега? Как это её характеризует?

2. Как Маша готовилась к побегу?

3. Как изменилась жизнь Маши после побега? Проследите звучание темы судьбы в повести (метель - нетерпеливые кони - стремительный бег в неведомое - божий храм)?

II группа:

1. Как готовился Владимир к побегу?

2. Как он ведёт себя в неожиданных обстоятельствах?

3. Как изменилась жизнь Владимира? Почему он ехал в армию?

Таблица «Сравнительная характеристика образов Марьи Гавриловны и Владимира Николаевича во время побега (метели)»

Марья Гавриловна

Владимир Николаевич


  1. «…Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь…».

2. Маша сошла в сад. «Метель не

утихала; ветер дул навстречу».


  1. Лошади «не стояли на месте», едва

же барышня уселась, «лошади

понесли».

4. «…в ночь Маша занемогла».


  1. «…для себя велел заложить

маленькие сани в одну лошадь и

отправился в Жадрино, куда через

два часа должна была приехать

Марья Гавриловна».

  1. «…езды было всего 20 минут», но

«поднялся ветер и сделалась такая

метель, что он ничего не взвидел».

  1. Лошадь « ступала наудачу и

поминутно проваливалась в яму»,

потом «начала уставать», потом

«чуть ступала».

4. «Какое известие ожидало его!»

4. Работа в парах.

- Найдите описание метели в тексте. Как она сопровождает героев?

- Какое эмоциональное состояние испытывали герои, нам подскажет музыка композитора Г.Свиридова «Тройка» (прослушивание музыки - группы готовятся к ответу).

I пара - в жизни Маши;
II пара - в жизни Владимира;
III пара - в жизни Бурмина.

В жизни Маши: На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу.

В жизни Владимира: В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу…

В жизни Бурмина: Непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонёк и велел туда ехать.

ВЫВОД:

  1. Одна и та же сила в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом - мешает, преграждает путь.

  2. Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.

5. Проблемный вопрос: Почему Пушкин назвал Марью Гавриловну

«молодой преступницей»?

Марья Гавриловна преступила нравственный закон, обязывающий чтить волю родителей.

- Какое композиционное место занимает метель и опоздание жениха?

Кульминация.
Метель-судьба наказывает Владимира за то, что он плохо осуществил свой план: слишком много времени провёл за обедом у соседа; не сам поехал за невестой, а поручил её кучеру Тришке; выбрал таких свидетелей венчания, которые позвали в церковь другого.

- Какие исторические события описаны в повести?

Окончание войны 1812 года. Русские солдаты с победой возвращаются из-за границы.

- Как судьба наказывает Владимира? Какие перемены произошли в душе Марьи Гавриловны?

Владимир погибает на войне. «… В ее замке появился раненый гусарский полковник Бурмин». Герои тянутся друг к другу. И более всего - их связывает тайна.

12. Закончилась ли метель в произведении и в душе героев? (слайд 30, 31).

6. Проблемный вопрос: Возможно ли счастье Бурмина и Марьи

Гавриловны?

III. Контрольно-оценочный.

1. Приём «шести шляп мышления».

Работа в группах. Изготовление постеров по данной теме.

Учащиеся делятся на 6 мини-групп. Прослушивание музыки композитора Г. Свиридова ««Романс» (прослушивание музыки - группы готовятся к ответу).

1. Белая - расскажите, как сложились судьбы героев: Владимира Николаевича, Марьи Гавриловны, Бурмина.

2. Чёрная - выявите негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести.

  1. Жёлтая - выявите положительные стороны влияния метели на судьбы

героев повести.

4. Красная - какие чувства вызывает образ метели?

5. Зелёная - что бы вы хотели изменить в повести? Почему?

6. Синяя - какая тайна была сохранена после венчания? Почему после описания блужданий Владимира описание прерывается, что-то остаётся недосказанным?

2. Ответы групп. Защита постеров.

IV. Итог урока.

1. Вопрос - ответ.

Каждая группа готовит вопросы для другой группы.

Учащиеся каждой группы отвечают на вопросы остальных групп.

2. Слово учителя.

В повести «Метель» стихия - метель сыграла главную роль в судьбе трех героев. Метель развела Марью Гавриловну с Владими­ром, но соединила с Бурминым. На первый взгляд, она развела героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к реальной жизни.

V. Рефлексия.

1. Лист оценивания на протяжении всего урока: в начале урока, в середине урока, в конце урока.

- Что запомнилось на уроке?

- Какое задание было трудным?

- Что понравилось на уроке?

- Что не понравилось на уроке?

VI. Задание на дом: написать сочинение-миниатюру на тему: «Метель - жестокое испытание или счастливая судьба?»

© 2010-2022