Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе

Развитие УУД на уроках английского языка в начальной школеУчитель иностранного языка МБОУ «ООШ №15» г. Старый ОсколСоловьева Марина Владимировна Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосо... Задачи программы: установить ценностные ориентиры начального образования; определить состав и характеристику универсальных учебных действий и выявить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пи...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе


учитель английского языка МБОУ «ООШ №15»

Соловьева Марина Владимировна

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас

В соответствии с ФГОС на уроках английского языка я использую системно- деятельностный подход. Ребенок не только получает знания от учителя, а учится сам их добывать: планирует, оценивает работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода каждое упражнение можно изменять так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия (УУД), причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс УУД: познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Формирование личностных УУД - это рассказ о себе, своей семье, диалог со сверстниками и учителем, знакомство с традициями и обычаями страны изучаемого языка.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и формируются при помощи:

-Игры в процессе обучения.

-Инсценировок сказок.

-Разыгрывания диалогов.

-Составления рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.

-Тестовых заданий для самоконтроля.

Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные; логические; действия постановки и решения проблем.

Работа с текстами, обучение чтению:

  1. Умение выделять главное.

  2. Умение строить высказывания с опорой на картинки.

  3. Понимание содержания текста.

  4. Составление оригинального текста на основе плана.

  5. Работа с грамматическим и лексическим материалом.

  6. Учить анализировать.

  7. Заполни таблицу.

  8. Использование ребусов и кроссвордов в качестве домашнего задания.

Коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

На уроках я часто использую игру «Узнай слово» при чтении художественной литературы на английском языке. Упражнение хорошо использовать в третьих - пятых классах.

Детям дается одинаковый кусочек текста, в котором содержится 7-10 незнакомых слов. Каждый ученик просматривает текст и догадывается из контекста о значении незнакомых слов. Если слово незнакомое, его надо выписать в тетрадь. У каждого ребенка получается столбик незнакомых слов в словаре, дети дома эти слова потом заучивают. Потом я всех детей делю на команды по 4-5человек. На стол обратной стороной кладу билетики с цифрами 1,2,3, или картинками разных видов, и так далее. Каждая команда выбирает себе капитана. После этого команда обсуждает списки своих незнакомых слов. Если в команде кто-то догадался о значении слова, то, вся команда записывает перевод этого слова себе в тетрадь. Затем капитан каждой команды у доски записывает в столбик список неизвестных слов. Очень важно перед началом каждого этапа игры четко оговаривать, сколько времени дается на каждый этап. Та команда, которая догадалась о значения слова получает плюс 1 балл. Если же ни одна команда не может назвать перевод слова, то получают минус 1 балл.

На первый взгляд, упражнение направлено на узнавание и запоминание лексики, на формирование предметных результатов. Однако в процессе игры дети должны распределить социальные роли и выделить ориентацию в межличностных отношениях. Во время игры дети терпимее друг к другу, забывают о личных неприязнях. Это развивает и формирует личностные УУД. Кроме личностных УУД данная игра формирует и развивает регулятивные УУД, так как в процессе его выполнения ребенок планирует, контролирует, а так же оценивает свои действия. Игра развивает и познавательные УУД, так как речевая догадка предполагает анализ текста, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД развиваются, поскольку в процессе работы формируется социальная компетентность. Ученики для успешной работы учитывают позиции других членов команды, умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Данное упражнение помогает развивать эти навыки. Во время игры детям легче усваивать новый материал. Любой этап игры ведет к формированию и развитию УУД. Большую роль в достижении данного результата играет использование деятельностного подхода, так как почти всю игру дети проводят сами. Учитель только помогает.

По многим тема при введении лексики я использую игру в «лото». Дети с удовольствием играют в эту игру не только в начальной, но и в средней школе. Лото я делаю сама. Одна из карточек «лото» по теме «Распорядок дня» приведен на рис.1. Пример карточки для УМК «Enjoy English-4» по теме «Что ты делаешь, чтобы помочь своей семье?» приведен на рис.2.

Карточки обязательно отличаются картинками. Всего их 16 для каждого

комплекта. Ни одна карточка не повторяется. Имеется комплект карточек с лексическими единицами для каждой картинки. Игра начинается сначала с показом напечатанного слова. С появлением электронной доски на этапе запоминания письменного образа слова эта игра стала более интересней. Сейчас ведущий (ребенок) использует генератор слов, а не вытаскивает карточку. Письменный образ слова виден на доске, ведущий (ребенок) должен его прочитать. На следующем этапе ученик просто вытаскивает карточку, и читает слово или фразу, затем переводит.

Из приведенных примеров упражнений видно, что при реализации системно-

деятельностного подхода на уроках английского языка в начальной школе происходит формирование и развитие универсальных учебных действий при выполнении практически любого упражнения.

« Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный».

Монтень















Рис.3


Одна из карточек «лото» по теме «Распорядок дня»


Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.


Рис.2


Пример карточки «лото» для УМК «Enjoy English-4» по теме

«Что ты делаешь, чтобы помочь своей семье?»

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.


Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.

Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе.



Литература


Алексеева Л. Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009.Асмолов А. Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя.- М: Просвещение, 2010.

Борзова Е.В. Новый федеральный государственный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам. //ИЯШ. №7-2013. - С.17.

Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки самооценки учащегося в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. - 2000.- №5.

Загребина И. В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе// Начальная школа. - 2007. - №10.

Федеральный государственный образовательный стандарт - ориентир современного школьного образования //ИЯШ №11 - 2012.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2013.

Фундаментальное ядро содержания начального общего образования/ М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010.


© 2010-2022