- Преподавателю
- Иностранные языки
- Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе
Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соловьева М.В. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе
учитель английского языка МБОУ «ООШ №15»
Соловьева Марина Владимировна
Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас
В соответствии с ФГОС на уроках английского языка я использую системно- деятельностный подход. Ребенок не только получает знания от учителя, а учится сам их добывать: планирует, оценивает работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода каждое упражнение можно изменять так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия (УУД), причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс УУД: познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных.
Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Формирование личностных УУД - это рассказ о себе, своей семье, диалог со сверстниками и учителем, знакомство с традициями и обычаями страны изучаемого языка.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и формируются при помощи:
-Игры в процессе обучения.
-Инсценировок сказок.
-Разыгрывания диалогов.
-Составления рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.
-Тестовых заданий для самоконтроля.
Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные; логические; действия постановки и решения проблем.
Работа с текстами, обучение чтению:
-
Умение выделять главное.
-
Умение строить высказывания с опорой на картинки.
-
Понимание содержания текста.
-
Составление оригинального текста на основе плана.
-
Работа с грамматическим и лексическим материалом.
-
Учить анализировать.
-
Заполни таблицу.
-
Использование ребусов и кроссвордов в качестве домашнего задания.
Коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
На уроках я часто использую игру «Узнай слово» при чтении художественной литературы на английском языке. Упражнение хорошо использовать в третьих - пятых классах.
Детям дается одинаковый кусочек текста, в котором содержится 7-10 незнакомых слов. Каждый ученик просматривает текст и догадывается из контекста о значении незнакомых слов. Если слово незнакомое, его надо выписать в тетрадь. У каждого ребенка получается столбик незнакомых слов в словаре, дети дома эти слова потом заучивают. Потом я всех детей делю на команды по 4-5человек. На стол обратной стороной кладу билетики с цифрами 1,2,3, или картинками разных видов, и так далее. Каждая команда выбирает себе капитана. После этого команда обсуждает списки своих незнакомых слов. Если в команде кто-то догадался о значении слова, то, вся команда записывает перевод этого слова себе в тетрадь. Затем капитан каждой команды у доски записывает в столбик список неизвестных слов. Очень важно перед началом каждого этапа игры четко оговаривать, сколько времени дается на каждый этап. Та команда, которая догадалась о значения слова получает плюс 1 балл. Если же ни одна команда не может назвать перевод слова, то получают минус 1 балл.
На первый взгляд, упражнение направлено на узнавание и запоминание лексики, на формирование предметных результатов. Однако в процессе игры дети должны распределить социальные роли и выделить ориентацию в межличностных отношениях. Во время игры дети терпимее друг к другу, забывают о личных неприязнях. Это развивает и формирует личностные УУД. Кроме личностных УУД данная игра формирует и развивает регулятивные УУД, так как в процессе его выполнения ребенок планирует, контролирует, а так же оценивает свои действия. Игра развивает и познавательные УУД, так как речевая догадка предполагает анализ текста, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД развиваются, поскольку в процессе работы формируется социальная компетентность. Ученики для успешной работы учитывают позиции других членов команды, умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Данное упражнение помогает развивать эти навыки. Во время игры детям легче усваивать новый материал. Любой этап игры ведет к формированию и развитию УУД. Большую роль в достижении данного результата играет использование деятельностного подхода, так как почти всю игру дети проводят сами. Учитель только помогает.
По многим тема при введении лексики я использую игру в «лото». Дети с удовольствием играют в эту игру не только в начальной, но и в средней школе. Лото я делаю сама. Одна из карточек «лото» по теме «Распорядок дня» приведен на рис.1. Пример карточки для УМК «Enjoy English-4» по теме «Что ты делаешь, чтобы помочь своей семье?» приведен на рис.2.
Карточки обязательно отличаются картинками. Всего их 16 для каждого
комплекта. Ни одна карточка не повторяется. Имеется комплект карточек с лексическими единицами для каждой картинки. Игра начинается сначала с показом напечатанного слова. С появлением электронной доски на этапе запоминания письменного образа слова эта игра стала более интересней. Сейчас ведущий (ребенок) использует генератор слов, а не вытаскивает карточку. Письменный образ слова виден на доске, ведущий (ребенок) должен его прочитать. На следующем этапе ученик просто вытаскивает карточку, и читает слово или фразу, затем переводит.
Из приведенных примеров упражнений видно, что при реализации системно-
деятельностного подхода на уроках английского языка в начальной школе происходит формирование и развитие универсальных учебных действий при выполнении практически любого упражнения.
« Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный».
Монтень
Рис.3
Одна из карточек «лото» по теме «Распорядок дня»
Рис.2
Пример карточки «лото» для УМК «Enjoy English-4» по теме
«Что ты делаешь, чтобы помочь своей семье?»
Литература
Алексеева Л. Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009.Асмолов А. Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя.- М: Просвещение, 2010.
Борзова Е.В. Новый федеральный государственный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам. //ИЯШ. №7-2013. - С.17.
Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки самооценки учащегося в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. - 2000.- №5.
Загребина И. В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе// Начальная школа. - 2007. - №10.
Федеральный государственный образовательный стандарт - ориентир современного школьного образования //ИЯШ №11 - 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2013.
Фундаментальное ядро содержания начального общего образования/ М-во образования и науки РФ. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010.