Интерактивные методы обучения как одна из возможностей создания развивающей среды на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Н.А. Омбоева

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 г. Волгограда


Интерактивные методы обучения как одна из возможностей создания развивающей среды на уроках английского языка

Согласно Федеральному Закону от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.66) среднее общее образование направлено на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации…, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору…, т.е. самореализации (1). В свою очередь в основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся (2). Стандарт предъявляет, в частности, требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые должны быть обеспечены современной информационно-образовательной средой. Эта среда характеризуется изменением роли учащегося: из объекта воздействия учителя он должен стать активным субъектом учебного процесса. Субъектом, который не только потребляет готовую информацию, не только ищет, анализирует и применяет ее, но и продуцирует новую информацию в виде нового учебного контента. Саморазвитию и самореализации способствуют внутренняя потребность самоутверждения, осознание учащимися своих возможностей, умение ставить цели, планировать деятельность. Учащийся должен быть готов не только к диалогу с окружающими людьми, но, и мотивирован, подготовлен к самореализации в учебной деятельности. В этой связи учебная деятельность с использованием интерактивных методов обучения, как особая среда, должна позволить обучаемым проявить свои способности, реализовать себя. Учитель должен уметь применять интерактивные методы обучения, способствующие развитию внутренней мотивации, предоставляющие возможность самореализации в учебной деятельности. При этих условиях самореализация личности в учебной деятельности возможна через активную, успешную, осознанную деятельность, результатом которой будет эмоциональное удовлетворение от продукта данной деятельности и ученика и учителя.

Интерактивные методы обучения - это способы организации активного взаимодействия обучающихся между собой, с учителем, различными источниками информации, при котором происходит осмысление нового опыта и приобретение знаний. Основой данного понятия является взаимодействие всех участников образовательного процесса, реализуемое в общении, что понимается как процесс взаимовлияния и воздействия субъектов образовательного процесса друг на друга (Кавтарадзе, 2009, с. 58).

Еще в 20-30-е годы XX века А.С. Макаренко, выделив коммуникативный феномен воспитательной среды, фокусировал педагогическое внимание на том, что она является условием конструирования субъектности образования учащегося. Посредническая функция учителя ограничивалась при этом управлением процессом создания и формирования педагогической среды. Принципиальной особенностью формирования воспитательной среды в практике педагога являлось то, что она была образом жизни коллектива детей и взрослых, основанном на совместном активном сопереживании неудач и успехов. А. С. Макаренко считал, что личный опыт индивида, обогащенный опытом другого индивида, влечет развитие внутренней деятельности, переживание новых жизненных смыслов, осознание их, что создает возможности для изменения и самого субъекта.

С целью выяснения возможности взаимодействия участников образовательного процесса (ученик - ученик - учитель) в учебной деятельности разработано и проведено анкетирование, в котором приняли участие 104 учащихся 10-11-х классов МОУ лицей №3 г. Волгограда. Изучение английского языка в лицее осуществляется по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight), который отвечает требованиям ФГОС. По результатам опроса выделены условия использования интерактивных методов: создание личностно-деятельностной ситуации; создание ситуации успеха; ориентация на групповую работу учащихся; выполнение обучающимися личностных проектов; усиление самостоятельности в учебной деятельности; рефлексивное подведение итогов; отбор интерактивных методов обучения в трех образовательных средах взаимодействия: «ученик-ученик-учитель»; «ученик-компьютер-учитель»; «ученик-текст-учитель».

На основе вышесказанного составлена методическая разработка активного вовлечения обучающихся во взаимодействие на уроках на примере УМК «Английский в фокусе» для 10 класса (3).

Ориентация на использование интерактивных методов обучения способствует формированию интерактивных умений, содействующих самореализации старшеклассников, а интерактивная учебная деятельность как активное, продуктивное, рефлексивное взаимодействие субъекта образовательного процесса с образовательной средой является одним из решающих факторов личностной реализации учащихся.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

«Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 года;

3. Английский язык. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /

[О. В. Афанасьева, Дж. Дули, И. В. Михеева и др.]. - 4-е изд.- М.: Express Publishing : Просвещение, 2011. - 248 с.: ил. - (Английский в фокусе);

4. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные ме­тоды обучения / Д. Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение , 2009 - 173 с.


© 2010-2022