Внеклассное мероприятие по творчеству Ахмета Байтурсынова. Тема: Ол - ары, заман тағдыры

«Он- совесть, судьба эпохи»«Ол- ары, заман тағдыры»Цели: Ознакомить с жизнью и творчеством видного казахского общественного деятеля поэта ученого, педагога Ахмета Байтурсынова. Воспитание в учащихся чувства эстетизма, патриотизма, нравственных качеств.Наглядности: видеопроектор, кассета с записью музыки, слайды, костюмы, книжная выставка.Подготовительная работа:1. Написание сценария.2. Подготовка сцены.3. Запись слайдов, фонограмм.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Он- совесть, судьба эпохи»

«Ол- ары, заман тағдыры»

Внеклассное мероприятие по творчеству Ахмета Байтурсынова. Тема: Ол - ары, заман тағдыры

Цели: Ознакомить с жизнью и творчеством видного казахского общественного деятеля поэта ученого, педагога Ахмета Байтурсынова. Воспитание в учащихся чувства эстетизма, патриотизма, нравственных качеств.

Наглядности: видеопроектор, кассета с записью музыки, слайды, костюмы, книжная выставка.

Подготовительная работа:

1. Написание сценария.

2. Подготовка сцены.

3. Запись слайдов, фонограмм.

"Ахмет Байтұрсынұлы - қазақ халқының ар - ожданы"

Н.Ә.Назарбаев

Ход урока:

...................: Қайырлы күн қадірлі ұстаздар мен оқушылар! Біздің бүгінгі кешіміз отыз жетінші жылдың қанды қырғынына ұшыраған, есіл елдің бірі -ірі ғалым, лингвист, әдебиет зерттеушісі, түркітанушы, дарынды ақын, аудармашы, қоғам қайраткері Ахмет Байтұрсынұлының 140 жылдығына арнаймыз.

.......................: Добрый день уважаемые учителя и ученики! В эти дни весь казахстанский народ широко отметили юбилей великого просветителя и общественного деятеля Ахмета Байтурсынова! Ахмет Байтурсынов- поэт , ученый тюрколог, переводчик, педагог, публицист и настоящий патриот своей Родины, отдавший свою жизнь за счастливое будушее казахского народа! В свое время он стал жертвой несправелдивости сталинских репресий, более полувеки его имя нигде не упоминалось. Лишь сейчас, в условиях времен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возврашены имена таких его выдающихся общественных деятелей, как Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов и Ахмет Байтурсынов. Слова предоставляется директору школы Моргуль Галине Павловне.

...................: А.Байтұрсынұлы 1873 жылы 18 қаңтар күні бұрынғы Торғай облысында (қазіргі Қостанай облысы) Жангелді ауданы Сарытүбек мекенінде орта дәулетті шаруа отбасында дүниеге келген. А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком известного в народе батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с произволом и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями.

..................: Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское двухклассное русско- казахское училище, затем учился в школе киргизских учителей в Оренбурге, которою окончил в 1895 году. Он долго учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных русско- казахских училищах в Актюбинском, Каркаралинском уездах и в городе Костанае. К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название «Сеятель разума».

Торғайдағы 2 класстық орыс- қазақ училищесін, Орынбордағы мұғалімдер даярлайтын мектепті 1895 жылы бітірген. 1895- 1909 жылдары Қостанай, Ақтөбе, Қарқаралы уезінде ауылдық, облыстық мектептерде екі класстық орыс- қазақ училищелерінде мұғалімдік қызмет атқарады.

.....................: Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвешение, образование принесут ощитимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия. Революция 1905- 1907 годов вызвала в нем надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахских интеллегентов, вместе с ними составляет петицию в адрес правительства в Петербург. В годы наступления реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, подержав под следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской

земли, долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу и свободу своего народа не прекращал.

Патша тізіміне қарсы пікірлер білдіргені үшін 1909 жылы Семей түрмесінде қамауда отырғанда, анасына жазған хатында отаршылдық пен әділетсіздікке, зорлық -зомбылыққа қарсы әкесі бастаған жолды өзінің де қалап алғанын таңытады.

«Анаға хат» сахна көрінісі.

Рамиль

Семей, түрме, Ахмет хат жазу үстінде...

(Ахмет пишет письмо матери и вслух читает отрывок).

Лидеры партии «Алаш»

(Звучит тревожная мелодия. На сцену выходят историки).

.....................: Большим событием в жизни казахского народа стало национально- освободительное восстание 1916 года. Эти обстоятельства оказали влияние на содержание и направленность казахской литературы, общественную жизнь рост культуры населения. Повышалось прогрессивно- демократическое, просветительское значение литературы. Образование способствовало увелечению числа читателей, повышению их художественного вкуса, появлению в печати читательских отзывов на выпускаемые произведения. Обшественное мнение приобретало важное значение. На новый уровень была поднята работа по эстетическому воспитанию населения. Отдельными книгами издавались произведения Алтынсарина, Абая, Шакарима, Байтурсынова, Кубеева, Жумабаева и др. Издательства наладили периодический выпуск коллективных сборников рассказов и стихов. Литература начала XX века продолжила передовые идеи и традиции литературы предыдущего периода, обеспечивая ее развитие в связи с требованием нового времени.

........................: Национально- освободительное движение вооружило казахскую литературу идеей свободы. В литературе она воплотилась как идея всенародного избавления от оков невежества и безграмотности и как борьба за свободу человеческой личности. В промежутке между февралем и октябрем 1917 года в казахском обществе имело место стремление различных социальных слоев и активной политической жизни. Результатом этого стало появление различных политических партий и течений.

...............: В июле 1917 года в г. Оренбурге на всеказахском съезде срстоялось организационное оформление партии «Алаш», лидерами которой стали А. Бокейханов, А.Байтурсынов, М. Дулатов и другие. Партия «Алаш», будучи либеральной, в качестве главной программной цели выдвинула идею создания автономии казахов в составе Российской Федерации. Однако с выстрелом «Авроры» в одночасье жизнь казахского народа не изменилась. «Триумфальное шествие Советской власти» привело к братоубийственной гражданской войне 1918-1920 г.г. Казахская земля превратилась во фронт за линией фронта, народ же его был поставлен перед безальтернативным выбором. Казахи без массового участия в военных действиях гражданской войны оказывались ее жертвами.

Переводы А.Байтурсынова

..................: А.Байтұрсынұлының өзінің ұстазы ұлы Абай салған жолмен орыс әдебиетінің мысалшыл- классигі И.А.Крыловтың туындыларын аударып, «Қырық мысал» деген атпен 1909 жылы Петербургта бастырып шығарып, оқулық ретінде ұсынды. Ол қазақ халқының әлеуметтік өміріне, тұрмыс- тіршілігіне сай келетін, надандығын, жалқаулығын, атыбақан алуыздығын әшкерелейтін мысалдарды таңдап, талғап аударды. Мысалы, «Аққу, һәм шортан, шаян» мысалын оқи отырып, қазақтың береке- бірлігі жоқ алтыбақан алуыздығын байқасақ, «Қартайған арыстан», «Қасқыр мен қозы», «Қарға мен түлкі», Қайыршы мен Қыдыр» т.б. мысалдарында әлеуметтік- қоғамдық теңсіздік, күштілердің әлсіздерге істеп отырған зорлық зомбылығын бейнеледі. Ал, «Өгіз бен бақада» мақтаншақтықты, «Ат пен есекте» жалқаулық әдеттер сыналады.

(ученики читают отрывки стихотворении из переводов А.Байтурсынова)

Произведения А.Байтурсынова

.................: 1913- 1917 гг. примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты «Қазах», единственный тогда газеты на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству. После образования Казахской Советтской Республики, будучи членом правительства,

А. Байтурсынов работает наркомом просвещения республики, затем в газете «Ақ жол», в академическом центре Казахстана при Народном Комиссариате просвешения, пишет ряд трудов по языкознанию и литературоведению.

........................: А. Байтұрсынұлының 1926 жылы Баку қаласында өткен түркітанушылардың бүкілодақтық І съезіне қатысып, араб, түркі тілдері мен сол тілдерде қолданылатын әліпбилер туралы баяндама жасалуы, бірнеше комиссияның жұмысын басқару, Қазақстан Оқу ағарту халық космиссариатындағы, баспа ісін басқарудағы жұмыстары оның қоғамдық, мәдени- ағартушылық, ғалымдық қызметінің алуан арналы қомақтылығын таңытады.

.....................: В тяжелые дни перегибы в числе трех десятков государственных и культурных деятелей, без всяких оснований в 1927 году А.Байтурсынов был арестован, сидел в тюрьме, затем был сослан в Архангельск. В 1934 году, благодаря вмешательству М.Горького и его жены Е.П.Пешковой, с помошью Медународного Красного Креста, его освободили, но свобода длилась недолго. В 1937 году А.Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такого была тяжелая судьба одного из ярких представителей просвещения и культуры казахского народа.

Ахмет Байтұрсынұлы туралы видеоролик


...............: А.Байтұрсынұлы 1912 жылы тұңғыш қазақша сауаттандыратын «Оқу құралын» жазды. Бұл оқулықтың фонетикаға арналған 1- бөлімі «Тіл құралы» деген атпен алғаш рет 1915 жылы жарық көрді. 2- бөлімі 1914 жылы, ал синтаксиске арналған 3- бөлімі 1916 жылы басылып шығып, 1928 жылға дейін әлденеше рет қайта басылып, пайдаланып келді. «Тіл құралы » қазақ мәдениетінде бұрын болмаған соны құбылыс еді.

.................................: Тщательно изучив природу казахского языка А. Байтурсынов он создал новый казахский алфавит, приняв за основу арабский, написал труд «Порядок провописания», напечатанный в 4 и 5 номерах журнала «Айкап» и учебник «Әліппе » в 1912 году. Большая заслуга А. Байтурсынова была в исследовании истории и теории литературы, Известность приобрели его статьи об Абая Кунанбаеве и других, книги по теории литературы, сбор и издание фольклорных произведений, в частности «Казахские приметы и пословицы», опубликованные в 1895году в «Тургайской газете», «2 причитания эпос Ер Саин» изданные в Москве в 1923 году.

.................: А.Байтұрсынұлы методикалық бірнеше әдістемелік мақалалар жазып, соның негізінде 1920 жылы қазанда «Баяншы» деген атпен тілді оқытудың методикасына арналған әдістемелік құрал шығарды. Онда автор мұғалімдерге «Әліппені» оқытудың, сауат ашудың әдістерін ғылыми тұрғыда көрсетіп берді. Оның жазған «Әдебиет таңытқыш» атты оқулығы көркемсөз өнерінің қисыны әдебиет теориясының негізін тыңнан тұңғыш салған, жүздеген әдеби білімдік терминдерді негіздеді. «Адамды ғылым тілімен де, көркем сөзбен де әрі білімді, әрі тәрбиелі етіп, жан- жақты жетілдіруге болады».

............................: А.Байтұрсынұлы ұрпақ бірінің қадірін бірін біліп, бір- бірін сыйлап бағалай білген. Бұл- ірі тектіліктің үлгісі екені сөзсіз. Осымен А. Байтұрсынұлының 140 жылдығына орай өткізіліп отырған кешімізді аяқтаймыз. Сау болыңыздар! Благодарим вас за внимание! До свидания, до новых встреч!

(исполнение песни «Земля Казахстана»)




Самоанализ внеклассного мероприятия№ 2

Классы - 8-11

Тема внекласного мероприятия: «Ол - ары, заман тағдыры. Он - совесть, судьба эпохи»

1.Целью данного мероприятия было ознакомить с жизнью и творчеством видного казахского общественного деятеля поэта, ученого, педагога Ахмета Байтурсынова. Воспитание в учащихся чувства эстетизма, патриотизма, нравственных качеств.

Цели мероприятие достигло.

2.При планировании проведения мероприятия учитывался возраст, восприятие, знания учащихся, поэтому материал был подготовлен с творческой группой учащихся, которые ознакомили всех присутствующих с земляком, юбиляром Ахметом Байтурсыновым.

3. Формой проведения выбрали урок-лекцию, учащиеся 6,7,8, 9, 10 классов расссказывали о каждом этапе жизни А.Байтурсынова тесно переплетая с общественной деятельностью и творчеством. Ребята отнеслись с большим старанием и ответственностью к проведению мероприятия.

4.В соответствии целью урока были отобраны ТСО, наглядные пособия, с участием творческңой группы была показана инсценировка, где главную роль Ахмета Байтурсынова сыграл ученик 9 класса Рамиль Мурадуллаев

5.Психологическая атмосфера очень доброжелательная, выступление сопровождалось аплодисментами.

6.Продолжить работу по изучению творчества писателей, поэтов-земляков.

Внеклассное мероприятие по творчеству Ахмета Байтурсынова. Тема: Ол - ары, заман тағдыры

Внеклассное мероприятие по творчеству Ахмета Байтурсынова. Тема: Ол - ары, заман тағдыры













Внеклассное мероприятие по творчеству Ахмета Байтурсынова. Тема: Ол - ары, заман тағдыры












© 2010-2022