Статья на тему Обучение грамматике английского языка

Коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны. Грамматический навык -  синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи. Функциональный подход в преподавании иностранных я...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема обучения грамматике английского языка на среднем этапе

В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является наиболее актуальной.

Коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Грамматический навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.

Грамматический навык - синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи [5].

Если нас просят о чём-то, и мы хотим ответить отказом, то это может быть выражено различным образом: «Мне не хотелось бы этого делать», или «Я не буду это делать», или «Попроси кого-нибудь другого» и т.п.

В настоящее время в преподавании иностранным языкам, предпочтение отдаётся использованию личностно-ориентированных технологий, стимулирующих творческую активность учащихся и комбинированных методик, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к предмету "иностранный язык", а именно:

  • формирование способности самостоятельного решения;

  • развития коммуникативных задач на иностранном языке;

  • совершенствование всех компонентов коммуникативной компетенции.

Определив современные требования к обучению иностранным языкам, необходимо заметить, что функциональный подход в преподавании иностранных языков, и в частности грамматической стороны речи, позволяет наиболее оптимально достичь основных целей, которые ставятся перед предметом иностранный язык в настоящее время.

Грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации (говорение, чтение, аудирование, письмо).

Под грамматическим навыком говорения подразумевается правильное коммуникативно-мотивированное автоматизированное употребление грамматических явлений в устной речи [2]. Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки.

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного вида речи. Здесь становится возможным возвращаться к уже написанному для исправления и изменения уже созданного текста.

Рецептивные грамматические навыки - это автоматизированные действия по указанию и расшифровке грамматической информации в письменном или звучащем тексте[4] .

Может показаться, что соотнесённость с ситуацией присуща только операции выбора. Но это не так: она присуща и операции оформления, правда, опосредованно, через то, что лингвисты называют грамматическим значением. Скажем, фразой «В городе много строят» можно выразить и подтверждение, и отрицание мысли собеседника (т.е. совершенно противоположные речевые функции), но в обоих случаях использование в ней неопределённо-личного местоимения означает выдвижение на передний план самого действия, а не его производителя. Выбор модели зависит и от того, насколько усвоено говорящим его грамматическое значение (в данном случае - неопределённость действующего лица). А оно как раз теснейшим образом связано с оформлением данной модели, ибо форма и её значение едины и неразрывны. Говоря иначе, грамматическое значение, с одной стороны, связано с оформлением модели, с другой - с ситуацией, от чего зависит выбор.

Понимание и признание этого влекут за собой отказ от последовательного формирования сначала операции оформления (в языковых и им подобных упражнениях), а затем операции выбора (в речевых упражнениях), ибо в этом случае оформление вынуждено отрывать от ситуативности и поэтому не вырабатывается механизм ситуативного слежения за оформлением высказывания. Названный механизм вырабатывается только в том случае, если форма и функция усваиваются параллельно, при ведущей роли функции, как это имеет место в условно-речевых упражнениях.

Обе операции - выбор и оформление - синтезированы в грамматическом навыке в единое действие, обладающее качествами речевого навыка как такового [2].

Следовательно, для успешного формирования коммуникативной компетенции нужен набор определённых грамматических навыков.

Применительно к речевой деятельности выделяются:

  1. речевые навыки (автоматизированное выполнение речевых действий и операций)

  2. речевые умения (использование речевых навыков в коммуникативной деятельности) [1].

Языковые навыки могут функционировать отдельно от речевых. Это имеет место при пассивном владении языковым материалом - иностранного языка. Человек, пользующийся рецептивными видами речевой деятельности, например чтением при пассивном знании языкового материала, опирается в первую очередь на рецептивные языковые грамматические и лексические навыки.

Таким образом, языковые навыки имеют большое значение при овладении иностранным языком в школьных условиях. Лексические и грамматические навыки являются обязательными компонентами всех видов речевой деятельности, потому что во всех видах речевой деятельности есть лексический и грамматический материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лаптева О.А. Идеи коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике. М.,1990

  2. Мельникова Г.Т. Исследование сравнительной эффективности различных подходов к обучению иноязычной грамматике. : Автореф. дис. канд. пед. наук; М., 1980

  3. Мильруд Р.П. Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике.// ИЯШ.- 2001.- №6

  4. Нижнева Н.Н. Проблема навыков и умений в обучении иноязычной речевой деятельности. // Обучение устной речи и чтению в средней школе : Межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос.пед. ин-т им. А.И. Герцена. - Л.,.1984

  5. Штульман Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. Воронеж., 1971


© 2010-2022