Опыт работы «Приёмы технологии ТРИЗ в системе работы учителя иностранного языка Коротеевой Анны Егоровны»

"Выдержка из материала: Приёмы технологии ТРИЗ в системе работы учителя иностранного языка Коротеевой Анны Егоровны «Великая цель образования- это не знания, а действия» Гербер Спенсер Изменение общественно-политической ситуации, развитие международных контактов во всех сферах, вовлеченность в эти контакты всё большего числа россиян привели к усилению роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения. Wintercold snowyski skate play snowballslike winter holidays My favourite season П...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приёмы технологии ТРИЗ в системе работы учителя иностранного языка Коротеевой Анны Егоровны

«Великая цель образования-

это не знания, а действия»

Гербер Спенсер

Изменение общественно-политической ситуации, развитие международных контактов во всех сферах, вовлеченность в эти контакты всё большего числа россиян привели к усилению роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения.

Развиваясь, общество меняет свои требования и ставит всё новые и новые задачи перед современной школой, в корне меняя свой социальный заказ в сторону креативности . В настоящее время от выпускника школы требуется не только владение ЗУНами, но и способами их добывания. Учащиеся должны уметь свободно ориентироваться в информационном поле и принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. В целом, наши школьники должны быть интеллектуально развитыми, образованными и творческими людьми.

Опираясь только на традиционную систему обучения, эти качества личности развить сложно, поскольку в этом случае учитель выступает в роли « снабженца» предметными знаниями, нормами поведения, он руководит процессом и тянуть за собой ученика. Результатом подобного процесса обучения будет хорошо подготовленный исполнитель, плохо ориентирующийся в условиях постоянно меняющейся действительности. Чтобы избежать этого, я применяю в своей работе технологию ТРИЗ - Теорию Решения Изобретательских Задач. Данная технология предлагает приёмы нестандартного решения стандартных жизненных вопросов, требует творческого и критического подхода к обучению, а значит, вносит в него новизну.

Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык - это и предмет изучения, и орудие труда. Таким образом, необходимо не только научиться решать поставленные вопросы творчески, но и овладеть исходной языковой базой. Как совместить эти два ключевых момента? Желательно, чтобы эти процессы происходили одновременно. Учителю следует выбирать те приёмы ТРИЗа, которые будут отвечать поставленным на уроке задачам, и его личному опыту, и особенностям класса, в котором он работает.

Зачастую лексические и грамматические единицы предъявляются учащимся как разрозненные, вычлененные из живой речи обороты. В результате такого подхода обучающиеся запоминают их, могут воспроизвести по образцу в рамках изучаемой темы, но не способны в дальнейшем свободно использовать их в своих устных высказываниях или попросту вскоре забывают. Приёмы ТРИЗ позволяют видеть лексико-грамматические явления в совокупности, применять их систематически, а не только в рамках определённой темы, а также самостоятельно анализировать и синтезировать речевые структуры.

Необходимо отметить, что невозможно отдельно обучать только лексике и грамматике иностранного языка, поскольку все лексические единицы связаны между собой по законам грамматики. Поэтому речь идёт именно об обучении лексико-грамматической стороне речи. Приёмы ТРИЗ облегчают и делают разнообразными виды деятельности учителя и обучающихся, создают условия для развития познавательного интереса и обогащения лексического запаса детей.

Рассмотрим некоторые приёмы технологии ТРИЗ, которые можно использовать на уроках обучения иностранному языку.В качестве примера приведены фрагменты уроков, проведенные мной.

  1. Прием «Синквейн»

Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», не так уж и много и среди них сиквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

  1. Первая строчка называется тема (обычно это существительное).

  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (прилагательные).

  3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

  4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Данный прием ТРИЗ можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова. Прием «Синквейн» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.

Пример фрагмента урока английского языка в 4 классе

Тема: Времена года

Задание: написать синквейн о любимом времени года

Результат работы учащихся:

Winter

cold snowy
ski skate play snowballs
like winter holidays
My favourite season
Последующее высказывание: Winter is cold and snowy. We can ski, skate and play snowballs in winter. All people like winter holidays. Winter is my favourite season.
2. Прием «Оживи картину»

Прием «Оживи картину» является универсальным для систематизации видовременных форм глагола. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления учащихся. Суть приема заключается в том, что учащимся предъявляется какая-либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине.

Пример фрагмента урока английского языка в 4 классе

Тема: «Король и сыр»

Задание: Опишите картинки к сказке «Король и сыр», ответив на следующие вопросы:

1. Where did the king live ?

2. Why were the mice happy ?

3. Was the king happy ?

4. How could he get rid of these mice ?

5. Who did very good work ?

3. Прием «Контрольные вопросы»

Этот приём позволяет решить поставленную задачу творчески. Он позволяет получить информацию об изучаемом предмете или объекте через вопросы, кратко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга, искать новые (творческие) подходы к изучению темы. В процессе решения задачи применяются контрольные вопросы. Они облегчают процесс работы, что особенно важно при обучении иноязычному говорению, и направляют мышление обучающихся в область возможных ответов. Однако стоит отметить, что данный приём работы следует применять на заключительных этапах работы над темой, когда лексический запас достаточен для говорения.

Пример фрагмента урока английского языка в 4 классе

Тема: Что ты делаешь, чтобы помочь своей семье прибраться по дому?

Задание: 1. Рассмотрите проблему и предложите возможные варианты её решения: Many pupils don't like to help their families at home.

2.Для формулирования решений ответьте на следующие вопросы:

  • How can you help your mother at home?

  • What do you do at home every day ?

  • What do you dislike to do at home and why ?

  • What do you like to do at home best of all ?

  • What is the home of your dream ?

4. Прием «Бином фантазии»

Прием основан на создании чего - либо нового, абсолютно неизвестного никому, чего никогда не существовало в природе. Данный прием целесообразно использовать при работе над словообразованием.

Пример фрагмента урока английского языка в 4 классе

Тема: Животные

Задание: придумать и нарисовать универсальное животное, которого не существует пока в природе. Объяснить, зачем ему необходимы именно эти части тела.

5. Прием «Ассоциация»

Этот приём так же можно назвать как приём гирлянд случайностей. Его задачей является создание новой, оригинальной, полезной модификации чего - либо. Он успешно применяется для тренировки учащихся в употреблении предлогов.

Пример фрагмента урока английского языка в 4 классе

Тема: Мой дом

Задание: Создайте мебель будущего

Даны слова: 1.a sofa, a vase, a boot, snow

2. a table, a computer, a book, a TV set

Результаты работы учащихся:

A vase in a form of a boot with snowy walls on the sofa.

A computer in a form of a table which informs about new books and TV news.

  1. Прием «Кластеры»

Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого - либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Пример фрагмента урока английского языка в 4 классе

Тема: Времена года

Задание: Составить кластеры к понятию Seasons. К каждому понятию подобрать характеризующее его прилагательное.

Результат работы учащихся в группе помещён в Приложении 1.

  1. Прием «Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой - либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

Пример фрагмента урока английского языка в 4 классе

Тема: Времена года

Задание: Давайте помечтаем, чем мы будем заниматься в этом учебном году

Результат работы учащихся в группе помещён в Приложении 2.

8. Прием «Инсерт»

Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. При работе с текстом учащиеся заполняют таблицу.Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Таблица сделает зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления


" V " - уже знал
" + " - новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Как читать текст, сохраняя интерес к теме?

  • Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" .

  • Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

  • Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

  • Следующим шагом может стать заполнение таблицы

  • (Инсерт), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Пример фрагмента урока английского языка в 4 классе

Тема: Россия

Задание: Прочитайте текст о нашей родине, помечая всё новое и непонятное. Затем заполните таблицу по образцу.

Текст с пометами помещён в Приложении 3.

Пример работы учащегося приведен в таблице :

V

Russia is the biggest country in the world.

Russia is a very rich country.

The Volga is the longest river in Europe.

+

Russia is situated on two continents: Europe and Asia.

The Urals form a natural border between two continents.

The Volga flows into the Caspian Sea.

-

The stripes are white, blue and red.

?

There are many beautiful old towns - both big and small -on its banks. (What towns…?)

Russia is also rich in gold, silver and other minerals. ( What minerals…?)

9. Прием «Загадка»

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.

Пример фрагмента урока английского языка во 2 классе

Тема: Животные

Задание: Отгадайте животное, которое описано в загадке. Составьте свои загадки для одноклассников.

Результат работы одного из учащихся:

It is grey. It can run , but it can not jump. It likes to swim. (elephant)

10. Прием «Круги по воде»

Этот прием является универсальным средством активизации знаний учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Пример фрагмента урока английского языка в 4 классе

Тема: Времена года

Задание: Подберите как можно больше слов к каждой букве данного слова

Результат работы учащихся:

S - summer

E -Earth

A -autumn

S -snowy

O -October

N -Nasty

На своих уроках я использую приёмы технологии ТРИЗ, которые позволяют совершенно по-новому взглянуть на учебные задачи и способы их решения. ТРИЗ предлагает приёмы нестандартного решения учебных задач, требует творческого и критического подхода к обучению, а значит, вносит в него новизну.

Цели урока должны быть нацелены на результат. Великая цель образования - это не знания, а результат. В результате мы получим нового ученика - творческую личность, готовую создавать новые проекты, исследовать всё новое и интересное и не бояться смело идти по жизни даже после окончания школы. При работе по технологии ТРИЗ я использую работы следующих авторов:

  1. Гин А.А.Приемы педагогической техники : пособие для учителя. Изд.5 / Под общ. ред. А.В. Хмелева.- М.: Вита - пресс, 2004.

  2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности . - Минск: Беларусь, 1994.

  3. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики . - М.: Педагогика, 1980.

  4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения . -М.: Педагогика, 1990.

  5. Шамова Т.И. Активизация учения школьников . -М.: Педагогика, 1982.



© 2010-2022