- Преподавателю
- Иностранные языки
- Роль внеклассной работы в повышении мотивации учащихся к изучению французского языка
Роль внеклассной работы в повышении мотивации учащихся к изучению французского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пахолко Л.К. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Для многих жителей России Сургут - странное и загадочное название на карте Российской Федерации. 20 лет тому назад мало кто знал о существовании нашего города. Теперь Сургут является административным, культурным и образовательным городом Ханты-Мансийского округа-Югры, его часто называют городом XXI-го века.
Наш город является большой стройкой. Люди из разных частей России и стран СНГ приезжают сюда в надежде найти работу с гарантированной заработной платой. Несмотря на суровый климат, они привозят сюда свои семьи, традиции, обычаи. Школы города - многонациональные. В нашей школе учатся дети из Молдавии, Украины, Северного Кавказа, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Беларуси и других республик бывшего СССР. Некоторые из них никогда раньше не изучали французский язык. Это дети с разными способностями, представляющие разные религии, семейные устои, экономические уровни. К тому же, наша школа - это обычная общеобразовательная школа без специализаций, без деления по способностям. Социально-экономические условия деревенского социума отражаются на мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Я, как учитель иностранного языка, нахожусь в постоянном поиске форм, методов, приёмов, позволяющих лучше решать задачи учебного процесса. Считаю, что важную роль в повышении мотивации учащихся к изучению предмета играет внеклассная работа.
«Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Это известное высказывание великого педагога-дидактика К.Д.Ушинского созвучно с моей педагогической философией. Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом - плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее - наши дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Наши дети взрослеют, но они смогут жить самостоятельно и плодотворно, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. Поиск и воспитание особо одаренных детей - очень важный для страны вопрос: талантливые люди - главное богатство общества. Каждый ребенок талантлив по-своему.
Внеклассная работа является средством самореализации и развития творческих способностей учащихся. Она имеет общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания по иностранному языку, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
В работе по организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующие задачи:
-
углублять и расширять знания и практические навыки учащихся;
-
развивать логическое мышление и смекалку;
-
выявлять более одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию;
-
вырабатывать интерес к иностранным языкам;
-
воспитать любовь и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается;
-
вовлекать детей в занимательные занятия, а этим самым укреплять дисциплину, воспитывать целеустремленность, организованность и коллективизм.
В своей деятельности руководствуюсь такими организационными принципами как добровольность и массовость, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.
Местом проведения мероприятий может быть актовый зал школы, парк, зал музея, школьный сад и т. д. Проверку результатов внеклассной работы осуществляю в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на французском языке и т. д.
Индивидуальную внеклассную работу провожу с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.
Внеклассная работа по французскому языку ведется в нашей школе с самого начала обучения: драмкружок, хоровое и сольное пение, национальные танцы - все это развивает творческие способности, интерес к языку и является дополнительным средством лучшего усвоения языкового материала: фонетики, лексики. Развитие артистических данных также способствует освоению иностранных языков. Конкурсы на лучшего чтеца регулярно проводятся с пятого класса и также являются одной из форм дополнительной работы по французскому языку, носящей индивидуальный характер.
В старшей школе внеклассная работа приобретает характер дополнительного обучения, так как на уроках недостаточно времени для полной реализации знаний, умений, способностей и возможностей учащихся. Язык перестает быть целью обучения и превращается в инструмент, в средство решения различных практических задач.
В 8 - 11-х классах работа ведется по двум направлениям:
1)Подготовка и проведение олимпиад в школе и городе.
2)Художественные формы: конкурсы чтецов, школьный театр на французском языке, различные виды самодеятельности.
Я обращаюсь к театру, как к одной из форм активной внеклассной работы, при изучении французского языка. Театральная группа 7 Б класса создана недавно (около 3-х лет). Наш первый спектакль родился спонтанно. На уроках, посвященных работе со сказками французских писателей родилось желание (у детей!) самим поставить спектакль. Успех вдохновил детей на изучение французского языка как средства самовыражения и самоутверждения среди сверстников.
Я не ставлю перед собой цели обучать детей актерскому мастерству. Наша цель - продолжить в художественной форме обучение и развитие учащихся, воспитание эстетического чувства и вкуса, повысить культурный уровень. Каждый наш спектакль имеет целью приобщить зрителей, - то есть всех учащихся школы - к тем или иным сокровищам французской культуры.
Разбор пьесы не занимает много времени, но оказывается очень полезным: дети входят в мир своих героев, им становятся понятны характеры всех персонажей. Участие в театре учащимся помогает совершенствовать навыки письма и говорения. Отмечается такой феномен, что школьники во время репетиций выучивают не только свою роль (иногда очень большую), но и роль своих товарищей. Видимо, этому способствуют условия коллективного творчества. У детей возникает естественное желание понять и запомнить слова своих партнеров, глубже осмыслить свои реплики на сцене и суметь подсказать в нужный момент. Интересны поиски способов преодоления языкового барьера: сыграть на французском надо так, чтобы все было понятно тем, кто не изучал этот язык.
Особой популярностью среди моих учеников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН). Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранных языков в школе. Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. В рамках недели иностранных языков в 5 классе был проведен праздник "Рождественская сказка" (сценарий прилагается).
В школах города Сургут уделяется большое внимание использованию национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе.
Формирование гармонично развитой, соционравственно устойчивой личности учащегося в многонациональной среде возможно только посредством создания сложной и многоуровневой системы поликультурного воспитания и образования. Перед учителями стоит следующая цель: воспитание у учащихся многонациональной школы способностей к активной и эффективной жизнедеятельности в условиях полиэтничной и поликультурной среды, приобретение школьниками страноведческих знаний о различных народах, формирование развитого чувства понимания и уважения других культур, умения жить с ними в мире и согласии.
В 2008 году в рамках Года семьи при школьном музее проводилось заседание клуба интересных встреч «Кулинарные секреты моей мамы». Были приглашены учащиеся 9 б класса, так как этот класс является самым многонациональным.
На разных языках были представлены: немецкий «Медовый торт», французский «Луковый пирог», аварский «Хинкал», таджикский «Плов», казахский «Беспармак», татарский «Чак-чак», русские «Блины», чувашская «Хашлама», молдавская «Мамалыга».
Данное заседание, на которое были приглашены родители, учителя разных национальностей, представитель башкирской диаспоры прошло в атмосфере дружбы и взаимопонимания.
Одной из педагогических технологий, помогающей реализовать принципы гуманитарного образования является музейная педагогика.
Основная идея (модель) данной технологии - создание особой образовательной среды, в которой создаются условия для формирования у обучающихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.
В последнее время тесно сотрудничаю со школьным музеем «Транспортных строителей», который является визитной карточкой нашей школы. Мероприятия, проводимые в школьном музее, проходят в особой, эстетически значимой, информационно насыщенной среде, где обучающиеся ощущают свою сопричастность к культуре и возможность диалога с ней.
Совместно с руководителем музея Шагиевой А.А. в 2005 году разработан проект «История Сургутского моста через Обь». Экскурсии проводятся на иностранных языках (английском, французском, немецком).
Обучающиеся 11 класса Трофимова Анастасия и Курилова Татьяна принимали участие в заседании Клуба Интересных Встреч «Мостостроитель-профессия универсальная», а также в городском конкурсе юных экскурсоводов, представив свою работу на французском языке. Они были награждены дипломами Департамента образования и науки, а председатель территориального комитета профсоюзных работников транспортных строителей Западной Сибири Шипичкин Валентин Александрович и журналист Московской газеты «Сигнал» поощрили юных экскурсоводов премиями за пропаганду трудового подвига транспортных строителей. В знак благодарности мне, как учителю, от Мостостроя-11 был вручен памятный подарок за подготовку юных экскурсоводов, проводивших экскурсии на французском языке.
При музее действует уникальный театр музейного предмета «Мосток», где роль актеров играют различные предметы. С помощью специального освещения и озвучивания раскрывается история и назначение предметов разных образовательных областей.
Обучающиеся 6Б класса с удовольствием занимаются в театре, представляя предметы мостостроителей на французском языке.
Подводя итог, хочется отметить, что ученики с удовольствием принимают участие в концертах, радуя своих школьных товарищей песнями на французском языке, инсценировками сказок французских писателей. Многие проявляют инициативу в выполнении различных видов работ: организовать и провести внеклассное мероприятие, изготовить наглядность, оформить кабинет и т.д. Я считаю, в этом есть и моя заслуга.