Мотивация учебной деятельности учащихся

В предлагаемом докладе "Мотивация учебной деятельности учащихся" автор изучениет вопросы мотивации, которая является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. В этой области достигнуты определенные успехи, но проблема еще очень далека от  разрешения. Случайно ли мотивация учения, интерес к учебному труду,  познавательной деятельности, к предмету занимают ведущие места среди факторов, определяющих продуктивность  дидактического процесса? Ответ   таков: « Их роль всегда решающая...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Сергеева И.В., учитель школы-лицея №1 г. Костаная


Изучение мотивации является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. В этой области достигнуты определенные успехи, но проблема еще очень далека от разрешения.

Случайно ли мотивация учения, интерес к учебному труду, познавательной деятельности, к предмету занимают ведущие места среди факторов, определяющих продуктивность дидактического процесса? Ответ таков: « Их роль всегда решающая».

Ничего не возникает из ничего. Так популярно сформулированный закон сохранения знают все. Значит и сила, движущая многотрудный процесс обучения, тоже должна иметь свою причину.

Мотивы - главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование их, формирование личности в нужном направлении - сердцевина педагогического труда.

Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Образно говоря, бразды мотивации держат в своих руках совместно учителя и учащиеся. Имея в виду первых, мы говорим о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения.

В понятие мотивация учителей вкладывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их отношением к своим профессиональным обязанностям.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.

Силу, побуждающую ученика учиться, принято называть мотивом. Важно сразу же подчеркнуть, что в обучении действует не какой-нибудь один отдельный мотив, но обязательно целая система взаимосвязанных мотивов, один из которых учение осознает, а другие нет.

Знание мотивов - ключ к выходу из лабиринта детского поведения.

Ищите мотивы - и вы поймете, почему ученик не выучил сегодня физику, не получил отличную оценку по географии, вертелся на уроке химии, совершал ряд других, на первый взгляд, необъяснимых поступков.

Мотивация учения - сложнейший и во многом загадочный процесс. Вряд ли нам когда-нибудь удастся разобраться в нем окончательно, потому что мотивы учения очень подвижны и изменчивы. Действующие сегодня мотивы не обязательно должны сохраниться и завтра.

(Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу?)

Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.

Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям.

В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию:

1. социальные (социально-ценностные);

2. познавательные;

3. профессионально-значимые;

4. эстетические;

5. коммуникационные;

6. статусно-позиционные;

7. традиционные;

8. утилитарно-практичесие (меркантильные).

Установлено. что:

а) в различные периоды развития общества превалируют те или иные группы мотивов учения школьников;

б) группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возникающих условий.

Анализ анкетирования учащихся старшей ступени обучения нашей школы показывает преобладание утилитарно-практических мотивов, а в целом диаграмма «Мотивы, значимые для современных школьников» выглядит так:

  1. утилитарно- практические - 87%;

  2. коммуникационные - 85 %;

  3. профессионально-значимые - 78%;

  4. познавательные - 65%;

  5. статусно-позиционные - 62%;

  6. эстетические - 40%;

  7. традиционные 38 %.

Широкие общественные мотивы, занимавшие некогда ведущее место в педагогике, ныне действуют незначительно, и с этим нужно считаться. Без них отечественная педагогическая теория оказалась как бы бессодержательной , она с трудом отыскивает новые мотивы в пока еще старых ценностях, хотя их следует искать прежде всего в удовлетворении личных интересов.

Мотивы учения иногда подразделяются на внешние и внутренние. Первые, естественно. Исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму требований, указаний, иногда - подсказок, и даже принуждений. Поэтому их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал. Истинный источник мотивации находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.

Говоря о процессе обучения, необходимо вспомнить такие понятия как активность (учения, освоения содержания и т.д.), самостоятельность. Познавательная активность и самостоятельность школьников неразделимы: Более активные школьники , как правило, и более самостоятельны и наоборот.

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Главная цель активизации - формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

  • отстаивать свое мнение;

  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

  • ставить вопросы своим товарищам и учителям;

  • рецензировать ответы товарищей;

  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;

  • заниматься обучением отстающих;

  • объяснять более слабым непонятные места;

  • самостоятельно выбирать посильное задание;

  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

  • создавать ситуации самопроверки;

  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способам решения.

Можно утверждать, что все новые образовательные технологии обучения имеют в виду прежде всего повышение активности школьников: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных средств обучения, интерактивных учебных пособий, специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем и т.д.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов ученической деятельности является интерес. Интерес (от лат. Interesse - быть посреди, быть важным) - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Известный педагог и психолог Л.С. Выготский пишет: «…Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что оно готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же останется только руководить и направлять его деятельность».

«Вечный двигатель»

Не ощутить свежесть родниковой воды тому, кто не изнывает от жажды в жаркий полдень.

Не изведать радости познания школяру, садящемуся за урок без интереса!

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий. Неугасающий огонь пытливой души. Но почему так тревожно ноет сердце, когда мы начинаем обсуждать проблему интереса школьников к учению?

Дидакты установили, что от 20 до 50% школьников-подростков либо вообще не имеют познавательных интересов, либо их интересы случайны и расплывчаты.

Проблема воспитания интереса к учению - еще одна из ключевых дидактических проблем. На ее практическое обеспечение «работает» целый ряд закономерностей обучения. В трудах исследователей данной проблемы ( Л. Божович, А. Дусавицкого, Н. Морозовой, Г. Щукиной и др.) познавательные интересы школьников «препарированы» с достаточной тщательностью.

Есть хорошие теории, хорошие рекомендации. Но в практике, к сожалению, остаются нерешенными все те же «проклятые вопросы», что волновали учителей и сотни лет тому назад.

Первой общей закономерностью является зависимость интересов учащихся от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности.

Другой не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сперва педагог, потом его предмет - незыблемая зависимость, определившая судьбу подавляющего числа людей. Специальные исследования подтверждают эту зависимость:

любимый учитель - 87 % ребят любят предмет;

нелюбимый учитель - 14 % ребят любят предмет. ( и почти наоборот)

Чтобы формировать устойчивые познавательные интересы учащихся к предмету, в педагогической науке и практике выработаны многообразные пути и средства:

  • увлеченное преподавание;

  • новизна учебного материала;

  • связь знаний с судьбами людей, их открывшими;

  • показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;

  • использование новых и нетрадиционных форм обучения;

  • чередование форм и методов обучения;

  • проблемное обучение;

  • эвристическое обучение;

  • обучение с компьютерной поддержкой;

  • применение мультимедиа-систем;

  • применение интерактивных компьютерных средств;

  • взаимообучение ( в парах, микрогруппах);

  • показ достижений обучаемых;

  • создание ситуации успеха;

  • создание положительного микроклимата в классе;

  • доверие к обучаемому;

  • педагогический такт и мастерство педагога;

  • отношение педагога к своему предмету и обучаемым;

  • гуманизация школьных отношений и т.д

В органической связи с мотивами существуют потребности. Самое простое их определение - нужда в чем-то, источник активности и ее движущая сила. Вначале потребность возникает как чисто энергетический импульс, нагнетающий напряжение и побуждающий к поисковой деятельности.

Связь между потребностями и мотивами особенно многозначна: одна и та же потребность может быть активизирована через многие мотивы. За одними и теми же мотивами могут стоять различные потребности.

При изучении ценностных ориентаций и жизненных планов обучаемых современная западная педагогика опирается на концепцию мотивации и самоактуализации личности, разработанную американским профессором психологии А.Маслоу. Фундаментальным тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего целого, организованного и уникального. В иерархической структуре потребностей человека мотивация влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты поведения. А.Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни. (Характеристика ступеней пирамиды).

Изучение и формирование мотивов

Изучение мотивов относится к наиболее трудным практическим задачам, решать которые тем не менее необходимо, если ставить цели повышения качества обучения. Практическая деятельность учителя в этом направлении осуществляется с опорой на следующий алгоритм.

  1. Определение и уточнение целей обучения.

  2. Выявление возрастных возможностей мотивации.

  3. Изучение исходного уровня мотивации.

  4. Изучение превалирующих мотивов.

  5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации.

  6. Анализ причин изменения мотивации.

  7. формирование должных мотивов.

  8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.

Для изучения мотивации ученика применяются известные нам общие методы исследования - наблюдение. Анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка.

Упрощенным практическим способом экспертизы мотивации являются опросы учителей, работающих в данном классе.

Ведение педагогического дневника - также является одним из способов изучения школьника.

Среди специальных приемов изучения мотивации выделим:

а) создание ситуаций;

б) прием выбора партнера;

в) прием неоконченных предложений;

г) прием неоконченного рассказа;

д) рассказ по картинке, по воображаемой ситуации.

Мотивация учителя.

Анализ анкетирования учащихся 10-х классов по теме : «Мое отношение к учебе по отдельным предметам».

1. Проявляю интерес к предметам: биология - 60% учащихся, математика 40 %;

2. Выполняю все задания: биология - 40%, математика - 40 %;

3. Нравиться объяснение учителя: биология - 90%, математика - 70 %, химия - 50%;

4. Не понимаю предмет: математика - 40 %, физика - 35%, химия - 30%, каз.язык - 20%;

5. Не интересно на уроке: русск.язык - 50%, иностр.язык - 30%, информатика - 30%.

6. Отношусь равнодушно: информатика, ин.язык, русск.язык.

Анализ собеседования с учащимися, анализ писем учащихся в школьную газету, в рубрику «Вопрос директору».

Выводы: учителю необходимо учитывать а работе педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности:

  • содержание учебного материала;

  • организация учебной деятельности;

  • стиль педагогической деятельности учителя;

  • коллективные, групповые формы учебной деятельности;

  • оценка учебной деятельности школьника в сравнительной динамике.

Вопросы для самооценки и осознания учителем своей «Я-концепции»:

1. Знаю ли я, как меня воспринимают мои ученики, каким я им кажусь?

2. Стараюсь ли я установить причину затруднений, которые возникают перед ребенком в учебе, или я всегда готов отнести их на счет его неспособности к освоению предмета?

3. Пытаюсь ли я изменить характер учебных заданий для отстающих учеников, чтобы дать им почувствовать успех, понимание, искренность в себе?

4. Построены ли мои уроки таким образом, чтобы каждый учащийся мог продемонстрировать свои возможности?

5. Пробуждает ли мой стиль преподавания у школьников интерес к предмету, к учебе в целом?

Заключение.

«Как я могу мотивировать обучаемого?» - спросит молодой педагог.

Вот несколько ответов, среди них есть неправильные. Давайте поможем ему найти их.

  1. Опирайтесь на любопытство.

  2. Используйте эффект загадки.

  3. Создавайте ситуации поиска.

  4. Потребуйте от учащихся внимания и сосредоточенности.

  5. Подталкивайте к поиску объяснений.

  6. Развивайте концепцию способностей.

  7. Делайте замечания невнимательным.

  8. Обеспечивайте обратную связь.

  9. Хвалите.

  10. Используйте «эффект вызова».







© 2010-2022