Нравственное воспитание младших школьников

Нравственное воспитание младших школьников.В данном виде работы предоставлена информация о проблемах нравственного воспитания в школе, а именно в начальных классах. Информация будет интересна студентам, которые обучаются по специальности "Преподавание в начальных классах", по предмету "Особенности организации внеурочной деятельности в начальных классах".В работе предоставлено определение, цель, методы и задачи организации нравственного воспитания. А также форма и оценка результатов.Для расширени...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственное воспитание

Определение

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Высший уровень сформированности нравственного сознания - убеждения.

Цель

Цель нравственного воспитания определяется господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. В настоящее время - это формирование нравственно устойчивой цельной личности. Данный тезис и определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Задачи:

  • формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

  • ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

  • превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

  • формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

  • формирование нравственных привычек.

Из Истории

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону", управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

В. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В своих работах он писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой, социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса воспитания. Так, П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение.

А.П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности.

Методы нравственного воспитания

Метод воспитания - это способ взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль.

Реализовывать программы нравственного воспитания можно при помощи следующих методов (обучения): беседа, разъяснение, требование, пример, наказание, поощрение, упражнение, методы контроля и самоконтроля, игра.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

Неотъемлемой частью учебной деятельности в начальных классах является чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, которые помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей.

Методы нравственного воспитания должны подкрепляться деятельностью, то есть дети должны постоянно использовать свои знания на практике.

Формы нравственного воспитания

Ребенок, как личность формируется и под влиянием родителей, и под влиянием учителя, и в обществе сверстников, и индивидуально. Поэтому для реализации программы нравственного воспитания выбирают индивидуальную, фронтальную, групповую формы, будь то урочная или внеурочная деятельность.

Это могут быть различные занятия, направленные на развития определенных нравственных качеств: уроки истории, мировой художественной культуры, литературы и русского языка, окружающего мира.

К формам воспитательной деятельности можно отнести и экскурсию, например, литературную, на которой, помимо академических знания, формируется и нравственность младших школьников. Также можно организовывать внеклассные походы учеников в театр и музеи.

Эффективность нравственного воспитания повышается, если соблюдать следующие формы взаимодействия:

  • участие всех представителей в проведении мероприятий в рамках реализации программы;

  • проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.

В рамках реализации программы нравственного воспитания школьников необходимо также работать с их родителями. Для этого могут быть использованы различные формы работы с родителями: собрание, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

К внешкольным формам нравственного воспитания можно отнести просмотр мультфильмов и кинолент.

Средства нравственного воспитания

К средствам нравственного воспитания относят все те предметы, с помощью которых это воспитание реализуется: книги, мультфильмы, фильмы, журналы (специальные детские издания) и др.

Оценка результатов

Оценивать результаты воспитания надо осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника. По ФГОС оценивать можно только воспитанность класса в целом, но не отдельных учеников. Принятие духовных ценностей на словах поддается проверке письменных диагностических работ (анонимных). В них предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, сказать о том, как поступили бы они. Принятие ценностей на деле можно оценить только в ходе наблюдения и самооценки.

Для диагностики уровня духовно-нравственного развития и воспитания учащихся можно использовать книгу «Как проектировать универсальные учебные действия» под редакцией А.Г.Асмолова (в соответствии с ФГОС). Автор предлагает диагностировать на основе метода независимых характеристик «Нравственно - ценностные ориентации». Используя данный метод, педагоги оценивают каждого респондента по следующим критериям:

  • патриотизм,

  • толерантность,

  • стыдливость,

  • честность,

  • справедливость,

  • ответственность,

  • доброжелательность,

  • эмпатия,

  • установка на ЗОЖ и безопасность.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.



© 2010-2022