Из опыта работы Валеологический компонент на уроках иностранного языка

Основным показателем адекватности учебной нагрузки психолого-педагогическим возможностям учащихся является их хорошая работоспособность и активность во время занятий. И, наоборот, очень чуткий индикатор их несоответствия - быстрая утомляемость детей. Как помочь ребенку в этой ситуации? Необходимо вводить в учебный процесс валеологический компонент. В первую очередь это ряд простых и приятных двигательных упражнений, предназначаемых для детей разного возраста. Цель этих упражнений: развитие моти...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Валеологический компонент на уроках иностранного языка

(из опыта работы учителя ИЯ Беловой Марины Рафаиловны)

Основным показателем адекватности учебной нагрузки психолого-педагогическим возможностям учащихся является их хорошая работоспособность и активность во время занятий. И, наоборот, очень чуткий индикатор их несоответствия - быстрая утомляемость детей.

К сожалению, с каждым годом уменьшается число учащихся с сильным типом нервной системы, для которых характерны высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуации, быстрый темп речи и действий. Все больше приходит в школу детей, которые легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание.

Подобное развитие мыслительных процессов можно объяснить многими факторами. На первом месте стоят хронические заболевания и морфофункциональные отклонения со стороны ряда органов и систем (нервной и сердечно-сосудистой), которые снижают работоспособность и активность учащихся.

Как помочь ребенку в этой ситуации? Необходимо вводить в учебный процесс валеологический компонент. В первую очередь это ряд простых и приятных двигательных упражнений, предназначаемых для детей разного возраста. Цель этих упражнений: развитие мотивации, облегчение запоминания, активизация мозговой деятельности, снятие напряжения центральной нервной системы, улучшение внимания и реакции для создания хорошего настроения, а также положительных эмоций. Видами релаксации могут быть различного рода движения, физзарядки, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

В течение нескольких последних лет мною подбирались упражнения, которые соответствовали бы перечисленным выше требованиям. Предлагаемые ниже упражнения не требуют дополнительного места и времени. Они выполняются на разных этапах урока, не отвлекают от основного учебного материала, а наоборот, способствуют расширенно словарного запаса и развитию понимания лексики на слух, так как комментарии к упражнениям даны на английском языке.

Упражнения включают в себя:

самомассаж ушных раковин

точечный массаж

дыхательные упражнения

снятие напряжения с мышц глаз.

В течение урока для предупреждения утомляемости нужно проводить не менее двух физкультминуток, первую - через 15 минут после начала урока, а вторую - на 25 минуте.

Упражнения на расслабление нервной системы и активизации мозговой деятельности

Одним из важных направлений по предупреждению школьных болезней является работа по профилактике нарушений осанки и близорукости. Во избежание ухудшения зрения учащихся им следует сменить позу «сидя» в положение «стоя». Детей можно без ущерба учебному процессу переводить в положение стоя до трех раз во время урока (от трех до пяти минут).

Упражнения для выработки правильной осанки и профилактики близорукости

Считаю, что в век стрессовых перегрузок и малоподвижного образа жизни, использование подобных упражнений на уроке помогает учащимся снимать нервноэмоциональное напряжение и предупреждать нарушения в их здоровье. Благодаря этому дети учатся грамотно и бережно относиться к своему здоровью. На уроках я применяю следующие упражнения:

1. Физзарядка.

2. Самовнушение.

3. Зарядка для глаз.

4. Зарядка для плеч.

5. Дыхательные упражнения.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, предоставляет возможность детям не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, весёлые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя.

Примеры:

А) Формы глагола to be разучиваем на мотив песни «В лесу родилась ёлочка»:

I am - We are - You are - You are - He is - They are - She is

Б) Легко и естественно запоминается структура с глаголом to have на мотив детской песенки «В траве сидел кузнечик»:

I have, I have a tiger,

I have, I have a tiger,

I have, I have a tiger,

A tiger and a frog

В) На мотив другой детской песенки «Я на солнышке лежу» школьники повторяют структуры:

I can run and I can jump.

I can run. I can jump.

I can run and I can jump

Современный урок ИЯ характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, я использую элементы аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка (буквально «самородная») - это система приёмов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. Главной задачей АТ является регуляция собственных эмоций. Ребятам необходимо психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Сидя на стуле, дети слегка наклоняют туловище вперед, голову чуть-чуть опускают, глаза закрывают, ноги при этом ставят на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук кладут на переднюю поверхность бедер, кисти свободно висят. То есть принимают позу «кучера».

Расслабление: Тихим голосом прошу учеников расслабить мышцы лица и рук; затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. При этом все тело погружается в покой. Дыхание спокойно. Дети не должны отвлекаться на посторонние мысли:

I am ready to rest. I want to be quiet. All my muscles are relaxed. My breast muscles are relaxed

My body is resting. Nothing can trouble me.

Чувство тяжести: Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках - в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости: My left arm is heavy. My right leg is heavy. All my muscles are relaxed and resting. I am quiet.

Чувство тепла: Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему: My right arm is warm. My body is warm. Nothing diverts my attention.

Заключительная часть: Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным. I open my eyes. I have a lot of energy. I am active and strong. I can do any work easily. My body is light.


Пример комплексной релаксации

(Quiet music). Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out.

Let's pretend: it's summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause)

Your troubles float away. You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits.

Open your eyes. How do you feel?

Использование всех этих упражнений поможет школьникам легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволит достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.












© 2010-2022