Статья на тему Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей (иностранный язык)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей (иностранный язык)Направление - психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Название - «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей». Долгова Елена Владимировна, учитель английского языка. СП МБОУ СОШ №19.

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения - не удалять высокомотивированного ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одно из главных направлений работы школы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога - лишь составная часть этой программы.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

1)​ совместно с другими специалистами учреждения образования, с педагогами определение критериев одаренных детей, выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения;

2)​ содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

3)​ развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

4)​ содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.


Выявление одаренных детей

Выявление одаренных детей связано с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.

К методам выявления одаренных детей относятся:

​ наблюдение;

​ общение с родителями;

​ работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

​ олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Психолог начинает свою работу с заказа со стороны педагога, руководителя, родителя, ученика, и заканчивает свою работу рекомендацией. Педагог начинает свою работу от рекомендаций психолога и строит «архитектуру здания творческой личности».

Кроме того, необходимо принять во внимание факт существования скрытой, потенциальной одаренности у немалого числа учащихся. Оказывается, потенциально одаренные учащиеся нередко обучаются в классах, специально предназначенных для обучения детей с задержками психического развития! Вовремя проведенные психодиагностические исследования и их результаты, представленные психологом школы директору, могут служить своего рода профилактикой такого рода ошибок.

Развитие личности, способной к творческой самореализации

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Мы солидарны с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.

Качества, необходимые для личностной самореализации необходимо развивать в комплексе:

​ творческое мышление;

​ инициативность;

​ способность к обоснованному риску;

​ уверенность в себе;

​ адекватную самооценку;

​ умение сотрудничать с партнерами;

​ мотивацию достижения;

​ высокую работоспособность.

Творческое, дивергентное мышление. Дж. Гилфорд разработал модель структуры интеллекта, в которой можно выделить два типа мышления для сравнения: дивергентное и конвергентное. Конвергентное мышление - процесс нахождения единственно правильного решения задачи или проблемы посредством интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Причем это такое понимание решения, которое является «правильным» в общепринятом смысле этого слова, т.е. достаточно традиционным и шаблонным для нашей культуры. Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов. Данный тип мышления служит средством для рождения оригинальных идей и самовыражения. Он опирается на воображение и является собственно творческим.

Способность к обоснованному риску. В жизни прогресс и успех практически всегда сочетаются с риском. Можно выделить два типа риска - обоснованный и авантюрный. Способность реализовать свой потенциал связана со способностью и умением обоснованно рисковать.

Воля и работоспособность. Под волей и работоспособностью понимается умение долго и плодотворно работать над выполнением той цели, которую учащийся поставил перед собой и которой хочет добиться, невзирая на внешние препятствия. Поэтому если ребенок начал какую-либо работу по собственному желанию, то он должен: а) постараться обязательно ее завершить; б) сделать ее как можно лучше. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.

Умение сотрудничать. Учащиеся приходят к пониманию того, что во многих случаях объединенные действия приносят больший результат, чем сумма индивидуальных.

Мотивация достижения. Мотивация деятельности предполагает два вида мотивации: достижения (надежда на успех) и избегания неудачи (неуспеха).

Мотивация достижения (надежда на успех) связана с положительным эмоциональным состоянием, со стремлением достичь успеха в деятельности: «он делает это, так как хочет хорошо выступить на городской олимпиаде», «надеюсь получить высший балл», «они стараются как можно лучше выполнить работу».

Мотивация избегания неудачи присутствует тогда, когда деятельность человека определяется желанием избежать неуспеха в деятельности: «он делает это, так как не хочет оставаться на второй год», «надеюсь не получить двойку», «они стараются не делать ошибок в работе» и т.п.

Существенным направлением деятельности педагога-психолога является психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим - обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т.е. выработка такого качества, как адаптивность. С учащимися проводятся социально-психологические тренинги, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.

Этапы психологического сопровождения одаренных детей

Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе включает в себя несколько этапов:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников.

Диагностические методы:

​ наблюдение;

​ беседы;

​ измерения выраженности и структуры креативности;

​ измерение выраженности и структуры интересов познавательной деятельности;

​ измерение выраженности и структуры общих способностей (невербального интеллекта)

​ измерение выраженности и структуры обучаемости;

​ измерение выраженности и структуры обученности;

​ Анкета способностей ребенка (для родителей);

​ Социометрические исследования;

​ характерологические опросники (соответственно возрасту);

​ оценка коммуникативных навыков;

​ изучение профессионального развития личности педагога;

Итог диагностического этапа:

-создание индивидуальных карт школьника;

-создание информационной базы данных одаренных детей;

-аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.

Виды деятельности:

​ индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований;

​ обновление информационной базы данных одаренных детей;

​ психолого-педагогические семинары;

​ родительские собрания.

Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся.

Подготовительный. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (факультативные занятия, консультации). Составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.

Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

В школе проводятся следующие мероприятия:

​ организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся;

​ занятия с элементами тренинга по развитию познавательной и творческой мотивации учащихся первой ступени обучения;

​ занятия по развитию коммуникативных навыков педагогов;

​ совместные занятия детей и родителей по развитию навыков эффективного общения и творческого мышления и др.;

​ создание портфолио с целью формирования мотивации достижения;

​ проектная деятельность учащихся.

Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

Заключение

Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:

​ детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

​ создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

​ выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;

​ структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Из опыта работы

В своей практике, как один способов повышения мотивации обучающихся на уроках английского языка, а также выявление высокомотивированных обучающихся, я предлагаю - участие в конкурсах и олимпиадах (очных, заочных, дистанционных). Дело в том, что участие в конкурсах или олимпиадах является способом самореализации обучающихся в том плане, что они могут в данном случае показать все свои возможности, если у них не получается проявить себя на уроке. Есть такие дети, которые на уроке, кажется, что не работают: молчат, не поднимают руку или стесняются ответить, а наедине с заданиями или перед компьютером чувствуют себя гораздо увереннее и выполняют самостоятельные упражнения достаточно хорошо. А есть дети, которым совершенно не интересно, что вообще происходит на уроке, и чем там занимаются. Именно поэтому здесь и является важным вовлечение детей в сферу познавательной деятельности не именно прямым разговором с ребенком, а более "хитрым" способом, например, посредством участия в конкурсе, и, конечно, же обязательным условием для некоторых ребят является возможное наличие приза, а также грамоты, диплома, сертификата для того, чтобы пополнить копилку своего портфолио.

Моя цель реализуется благодаря следующим задачам:

- расширение сферы применения приобретенных иноязычных знаний;

- ознакомление с интересными и малоизвестными реалиями страны изучаемого языка;

- увеличение у обучающихся лексического словаря, развитие языковой догадки, творческих способностей, необходимых в будущей профессиональной деятельности;

- повышение рейтинга обучающегося в классе и школе через демонстрацию своих достижений в овладении иностранного языка и через копилку достижений собственного портфолио.

Участие в конкурсах позволяет решить не только задачи по контролю в усвоении материала обучающимся, но и определить уровень владения языком в определенной степени, найти слабые и сильные стороны обучающегося, что дает мне более объективную картину о знаниях и умениях ребенка.

С большим интересом учащиеся принимают участие в дистанционных конкурсах, связанных со знанием лингвострановедческого материала, например, в олимпиаде "Harry Potter". Данная олимпиада проводилась сайтом научного журнала "Сообщество учителей английского языка" и включала материал по знанию английского романа "Гарри Поттер" Дж. К. Роулинг. Участие в данной олимпиаде было встречено обучающимися на "ура!". Конечно же, многие ребята, просмотрев фильм, а кто-то, прочитав роман, были очень рады проверить свои знания по нему.

Кроме того, ребята принимают участие в таком конкурсе, как "Олимпус", по иностранному языку.

Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся иностранным языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка.

Ежегодно обучающиеся нашей школы принимают участие в международном игровом конкурсе "Британский Бульдог" («British Bulldog»). Конкурс является частью программы «Продуктивные игровые конкурсы», входящей в план координационной деятельности Инновационного института продуктивного обучения Северо-Западного отделения Российской академии образования.. Обучающиеся, обычно, с интересом принимают участие в данном конкурсе.

Стоит отметить, что количество обучающихся, желающих принять участие в том или ином конкурсе с каждым годом растет. А не это ли «бальзам» для сердца учителя?!

В дальнейшем, я планирую продолжить работу по данным направлениям.


ЛИТЕРАТУРА

1.​ Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г.

2.​ Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997.

3.​ Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

4.​ Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр.31.

5.​ Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

6.​ Одаренное поколение: наука и практика - от эксперимента к системе: материалы открытой городской научно-практической конференции (29-30 ноября 2007г., г. Минск), В 3 ч. Минск) МГГИПК и ПКО,2007.

7.​​ Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. Пособие / авт.-сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко; ГУО АПО - Минск, 2006.

8.​ Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991.

© 2010-2022