Самоанализ профессиональной деятельности учителя немецкого языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Каменно-Бродская основная общеобразовательная школа»













Самоанализ

профессиональной деятельности

учителя немецкого языка

Нагибиной Елены Николаевны

















х. Каменный Брод

2016 год

Содержание

  1. Введение. Общие сведения………….…………………………………….3

  2. Цели и задачи педагогической деятельности…………………………….3

  3. Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.. 4

  4. Уровень познавательного интереса обучающихся………………..........14

  5. Динамика успеваемости обучаемых……………………………………..16

  6. Взаимодействие с родителями, коллегами, учащимися……………..…16

  7. Повышение уровня профессионального мастерства………………...…17

  8. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.17

  9. Мои достижения…………………………………………………………..18

  10. Приложения………………………………………………………………19









Введение. Общие сведения.

Я, Нагибина Елена Николаевна, работаю учителем немецкого языка в МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» с 1996 года (19 лет).

Образование: профессиональное высшее, 1997 год, Таганрогский государственный педагогический институт, «Педагогика и методика начального образования», учитель начальных классов.

На данный момент работаю в должности директора МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» и преподаю немецкий язык в 3, 4, 5, 6, 9 классах.

Цели и задачи педагогической деятельности.

Целью моей педагогической деятельности является формирование культурологической и коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием.

В связи с поставленной целью реализую следующие задачи: обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий; обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной работы; выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся; научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием; помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы; научить применять страноведческий материал как инструмент самостоятельного познания поликультурной картины народа изучаемого языка во всем ее многообразии: географии, истории, культуры; использовать информационно-компьютерные технологии, обеспечивающие выход в глобальное информационное пространство.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь Законом РФ "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ОУ. Владение теоретическими знаниями, накопленными современной методической наукой, позволяет мне вести преподавание на различных уровнях, предусмотренных УМК «Deutsch. Die ersten Schritte» для начальной школы, «Deutsch. Schritte» для классов среднего звена, разработанные И. Л. Бим и ее соавторами, включая все его компоненты: книги для учителя, учебники, рабочие тетради и аудиокурсы.

Информация о новых педагогических технологиях, актуальных концепциях преподавания, современных методах и приемах, содержащаяся, прежде всего, в журнале «Иностранные языки в школе», помогает мне применять их на уроках, творчески переработав в соответствии с задачами каждого конкретного курса обучения и уровнем подготовленности учащихся. В своей работе я применяю различный дидактический и методический инструментарий, используя элементы современных психолого-педагогических концепций обучения.


Технологии и приемы,

применяемые в педагогической деятельности.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация национального проекта «Образование», предъявили новые требования к моей работе. На практике применяю современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, личностно-ориентированные (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение). Все указанные технологии органично связаны между собой. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей, которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.

Здоровьесберегающие технологии.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся на уроке обеспечивается активное поведение учащихся за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.

Широко используются физкультминутки в работе с детьми всех возрастных групп на протяжении всего года, начиная с первых уроков. Они не только способствуют поднятию работоспособности детей, но и одновременно дают возможность повторить изученный языковой материал. Физкультминутки проводятся в сопровождении речевок, рифмовок, песен, которые произносятся детьми, или прослушиваются в записи. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают и новые слова, словосочетания (названия движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов. Хоровое проговаривание речевок, рифмовок, небольших стихотворений должно быть неотъемлемой частью физкультминуток. Тексты следует произносить четко, но не громко.

Языковой материал для сопровождения физкультминуток подбираю с учетом знаний детей, но в течение года материал усложняется.

В начале физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками типа:

Eins, zwei, drei, vier

Alle, alle turnen wir.

Затем в рифмовку вместо глагола turnen вводятся глаголы marschieren, springen, Ball spielen, tanzen ит.д.

Дети произносят текст рифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые действия.

Ich bin groß,

Du bist klein, .

Er ist lustig,

Wir sind fein!

Ihr seid sportlich,

Sie sind fleißig.

Alle kommen

Aus Leipzig!

Затем в рифмовки включаются слова, обозначающие части тела. Например:

Mit dem Kopfe nick, nick, nick.

Mit dem Finger tick, tick, tick.

Mit den Händen klapp, klapp, klapp.

Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.

Mit dem Kopfe nick, nick, nick.

Mit dem Finger tick, tick, tick.

Einmal hin, einmal her

Rundherum ist nicht so schwer.

Затем эта же лексика закрепляется в новых более сложных рифмовках:

Die Arme, die Hände, die Füße und Bein

Wir müssen sie üben, um kräftig zu sein.

Punkt, Рunkt, Komma, Strich -

Fertig ist nun das Gesicht.

Körper, Arme, Beine dran -

Fertig ist der Hampelmann.

Hände, Füße und ein Hut.

Ist der Hampelmann nicht gut?

По теме "Sport" использую рифмовку, под которую можно маршировать:

Wasser, Sommer, Luft und Wind

Uns're besten Freunde sind.

Alle Kinder, groß und klein,

wollen gute Sportler sein.

Frühling, Sommer, Herbst und Winter -

Sport ist gut für alle Kinder.

Eins, zwei, drei, vier, fünf, sechs, sieben,

Sport und Spiel wird groß geschrieben.

Эта рифмовка вместо маршировки может сопровождаться простыми движениями: дети поднимают руки вверх, в стороны, вытягивают их вперед, делают хлопок над головой, опускают руки вниз.

Для отработки правильной осанки можно использовать рифмовку:

In der Schule und zu Haus

Sitzt gerade, Brust heraus.

При работе над темой "Der Winter" необходимо стремиться к тому, чтобы материал физкультминуток органически включался в урок и дал возможность закрепить лексику путем называния выполняемых действий. С этой целью можно заучить следующие рифмовки:

Schön ist der Winter

für Große und Kinder.

Eins, zwei, drei, vier,

Schlittschuh laufen alle wir.

Fünf, sechs, sieben, acht,

wir machen eine Schneeballschlacht.

Hurra, es ist so weit!

Heute Nacht hat es geschneit!

Schnell einen Ball gemacht,

und auf, zur Schneeballschlacht.

He - juchhe -

Im ersten, weichen Schnee!

При работе над темой "Das Zimmer" использую рифмовку:

Eins, zwei, drei, vier

unser Zimmer fegen wir.

Eins, zwei, drei, vier

Staub wischen alle wir.

Для проведения физкультминуток при прохождении темы "Der Frühling" использую стихотворение, которое дети рассказывают, разводят руки в стороны, вверх, вперед, в стороны, вниз. Welche Freude, welche Wonne!

Wieder scheint die liebe Sonne!

Wir lieben die Sonne, die Blumen, den Wind,

und wollen das alle so froh, wie wir sind.

Schöner Frühling, komm doch wieder,

Lieber Frühling, komm doch bald!

Bring uns Blumen, Laub und Lieder,

Schmücke wieder Feld und Wald!

К теме "Der Sommer" хорошо подходит рифмовка: Heute ist das Wetter warm,

heute kann's nicht schaden.

Schnell herunter an der See,

heute geh'n wir baden.

Eins, zwei, drei, vier,

alle, alle baden wir,

schwimmen wir, tauchen wir,

In der Sonne liegen wir.

Kommt, wir wollen Blumen pflücken,

unser Zimmer damit schmücken.

К теме "Der Herbst" и для закрепления множественного числа существительных хорошо подходит рифмовка:

Es regnet, es regnet und alles ist nass

Plätze, Straßen, Bäume, Dächer, Häuser, Graß.

Mäntel, Jacken, Stiefel, Mützen!

Sollen uns vor Kälte schützen!

Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Guten Tag! Guten Tag!

Hallo! Wie geht´s?

Danke, prima, gut.

Tschüs! Auf Wiedersehen!

Для разнообразия занятий, можно предложить передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать мелом, фломастером. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.

Punkt, Punkt …

Punkt, Punkt, Komma, Strich -

fertig ist nun das Gesicht.

Körper, Arme, Beine dran -

fertig ist der Hampelmann.

Hände, Füße und ein Hut.

Ist der Hampelmann nicht gut?!

Punkt, Punkt, Komma, Strich fertig ist das Mondgesicht.

Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, cнять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.

Для 5-го класса:

1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-немецки).

2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по-немецки).

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм - положительный эмоциональный фон.

Выводы.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: Норма - 4-7 видов за урок.

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся (метод свободного выбора), активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения;

10) наличие мотивации у учащихся к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обращаю внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, "скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Здоровье школьников - это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка - задача особой важности для преподавателей иностранного языка. Задача школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. На уроках иностранного языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки). Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса. Формируется здоровый образ жизни.

Игровые технологии.

Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается через игру как основного вида учебной деятельности на уроке, приводящего к саморазвитию участников учебного процесса.

Ролевая игра, включающая в себя проблемные вопросы и тем самым затрагивающая личные интересы учащихся, побуждает их к высказыванию собственного мнения. В ситуации общения проблем «Как поступить?», «Что сказать?», «Как отреагировать?» школьники активизируют свою мыслительную деятельность. Участвуя в ролевой игре, они получают возможность применить свои знания в реальной жизни. Помогая создавать на уроке непринужденную обстановку, чувство психологического комфорта, ситуацию успеха, равные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, ролевая игра является той самой деятельностью, которая создает возможности овладения языком. Робкие, неуверенные в себе школьники говорят при этом, не боясь ошибок.

Ролевая игра используется мною чаще всего на уроках при прохождении таких тем, как: «Магазин», «Путешествия», «Спорт», «Школа», «Времена года» и др.

Может быть игра или серия игр, в которых ученик исполняет роль вымышленного персонажа, обладающего всеми характеристиками конкретного лица (пол, возраст, социальное и семейное положение, личные качества и пр.). Данная разновидность ролевой игры предполагает наличие определенного количества персонажей и проблемной (конфликтной) ситуации, в которой действуют участники игры. Например, Незнайка помогает провести игру на закрепление алфавита. Незнайка всегда ошибается и все постоянно путает. У доски он неправильно расположил карточки с алфавитом - ученикам предлагается исправить Незнайку и назвать буквы в правильном порядке. При закреплении темы «Спряжение глагола» Незнайка пишет несколько предложений, «забывая» поставить окончания в глаголах 1-го и 3-го лица единственного числа - на помощь ему снова приходят дети, дописывая нужные окончания.

Игра «Знаете ли вы алфавит?» Ученики образуют две команды и выполняют следующие задания: 1. Расположите слова, написанные в алфавитном порядке: Bodo, Ina, Anton, Nina, Lili, Otto, Hans, Rudi, Utе. Задания выполняются письменно, затем зачитываются результаты: Anton, Bu-do, Hans, Ina, Lili, Nina, Otto, Rudi, Ute. 2. Скажите, какие буквы в алфавите идут за следующими буквами: H-(I), O-(P), K-(L), V-(W). 3. Какие буквы предшествуют буквам: S - (R), K - (L), V - (W). 4. Прочтите немецкий алфавит от буквы К до конца, от буквы С до конца.

Игра «Кто лучше знает алфавит?» 1. Представители каждой команды перечисляют по порядку все буквы алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз назовет все буквы. 2. К доске вызываются представители каждой команды. На доске написаны по 7-8 печатных букв алфавита. Вызванные учащиеся должны написать соответствующие прописные буквы. Выигрывает тот, кто правильно, быстро и красиво их напишет. Игра «Кто быстрее?» Ученикам раздаются 3-5 карточек с буквами, предлагается внимательно их рассмотреть. Затем учитель называет определенную букву, а те, у кого есть карточка с этой буквой, быстро ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Учитель проходит между рядами и собирает отыгранные карточки. Выиграет тот, кто быстрее всех останется без карточек.

Игра «5 карточек» Учитель показывает каждому участнику игры 5 карточек с буквами немецкого алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз называет все 5 букв.

Лексические игры.

Представленные лексические игры и всевозможные задания проводятся на среднем этапе обучения языку с целью повторения пройденного материала по теме «Животные». Первое задание. Узнайте «лишнее» слово и поднимите карточку с его порядковым номером (на доске написаны слова). I 1. Hase.2 Schaf. 3 Pferd. 4 Kuh.5 Ball. 6 Gans. II 1. Hahn. 2. Huhn. 3. Ziege. 4. Buch.5. Schwein. Второе задание. Зачеркните названия тех животных, которым не подходят следующие определения: - травоядные: das Schaf, die Maus, das Pferd, der Fisch, die Kuh, der Hund; - летающие: die Katze, die Ente, die Kuh, der Hund, der Vogel, das Pferd; - плавающие: das Schaf, die Ente, der Vogel, die Gans, die Ziege; - имеющие четыре ноги: der Hund, das Schsf, das Pferd, der Hahn, der Fisch.Третье задание. У двух из каждых трех животных есть что-нибудь общее. Пометьте крестиком «лишнее» животное. Der Fisch, der Schaf, die Ente. Das Schaf, die Kuh, die Katze. Der Hund, die Katze, der Vogel. Die Katze, der Hahn, das Huhn.

Игра «В мире животных» Участникам игры раздается по одной большой карте с изображением животных или птиц. Маленькие карточки, которые находятся у ведущего, перемешиваются. Он поочередно вынимает карточки из общей «колоды», показывает карточку играющим и обращается к ним с вопросом «Wer ist das?». Знающий ответ участник игры поднимает руку и на немецком языке называет изображенное животное или птицу. Если ответ правильный, ведущий отдает ему карточку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на своей большой карте.

Грамматические игры.

Игры на развитие звукового и буквенного анализа слов, двигательных функций руки, пространственной ориентировки.

Игра 1. Цель игры - развитие звукового анализа слов, внимания. Ход игры: учитель произносит (пишет) по-немецки короткое слово, затем следует краткая пауза. Ученики должны в это время сосчитать, сколько в слове букв, (звуков) и по хлопку сообщить ответ.

Игра 2. Цель игры - развитие навыков звукового анализа и синтеза слов, буквенного гнозиса, пространственной ориентировки. Ход игры: учитель показывает классу несколько букв и просит учеников разложить их в алфавитном порядке так, чтобы получилось знакомое им (или новое для них) слово. Затем можно предложить написать это слово в тетради, сосчитать в нем число букв и звуков. Например: o, t, r, d___dort (4 буквы, 4 звука).

Игра 3. Цель игры - дифференциация фонем/ графем. Ход игры: ученики должны найти в нижнем ряду звук, соответствующий букве в верхнем ряду и соединить их линией. Например: D U I A /a / / d / / u / / i/

Игра 4. Цель игры - развитие звукобуквенного анализа слова. Ход игры: учитель предъявляет ряд слов. Ученики должны выбрать те из них, где есть сочетания букв, которые произносятся как один звук. Например: die Schule, sieben

Игра 5.Цель игры - развитие пространственной ориентировки и памяти. Ход игры: учитель складывает в коробку вырезанные из плотного картона буквы немецкого алфавита, а ученики должна назвать, какую букву они вытащили из коробки.

Игры на развитие памяти и внимания

Игра 1. Цель игры - развитие произвольного внимания, повторение алфавита. Ход игры: каждому ребенку присваивается определенная буква немецкого алфавита. Затем учитель называет какую-нибудь букву и тот, кому присвоена эта буква, делает один хлопок и повторяет название буквы.

Игра 2. Цель игры - развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Ход игры: дети сидят за партами или стоят. По команде дети выполняют требования учителя. Например: Malt eine Katze, Schreibt ein Wort.

Игра 3. Цель игры - развитие памяти и внимания. Ход игры: двое учеников выходят к доске, на которой в беспорядке написаны числа. Учитель называет определенное число, ученики должны быстро показать его указкой и повторить числительное. Выигрывает тот, кто не ошибся ни разу. (Примечание: такую же игру можно провести, используя буквосочетания или отдельные буквы.)

Игра 4. Цель игры - развитие внимания, повторение лексики. Ход игры: ученику предлагается таблица, в которой в произвольном порядке расположены числа от 1 до 16. Ученик должен отыскать числа по порядку, показывая их указкой и называя их вслух. Задание нужно выполнить как можно быстрее. (Примечание: для придания игре духа соревнования по двум одинаковым таблицам могут работать два ученика. 1 8 9 4 10 2 7 5 3 6 11 15 13 12 14 16)

Игра 5. Цель игры - развитие внимания, повторение лексики. Ход игры: на столе разложены предметы, немецкие названия которых ученики знают (газета, книга, ручка, карандаш, тетрадь и другие). Ученик, вышедший к столу, рассматривает эти предметы одну-две минуты, затем отворачивается. Учитель убирает один из предметов и задает вопрос ученику: «Was fehlt?» Ученик должен назвать отсутствующий предмет по-немецки.

Игра 6. Цель игры - развитие внимания, памяти.

Ход игры: учитель на короткое время показывает детям какой-либо предмет, затем, убрав его, просит одного из учеников описать его на немецком языке по памяти, называя его цвет и размеры.

Игра 7. Цель игры - развитие памяти, внимания, снятие закомплексованности. Ход игры: учитель раскладывает на столе предметы, названия которых ученики знают по-немецки. Вызвавшийся участвовать ученик внимательно следит за раскладыванием предметов, Затем ему завязывают глаза и он начинает собирать предметы в порядке, предлагаемом ему учителем (например, "Ich nehme das Buch"). Ученик берет этот предмет, называя его на немецком языке.

Игра 8. Цель игры - развитие внимания, памяти, быстроты реакции, формирование временных представлений. Ход игры: ученики получают карточки с названиями дней недели (времен года, месяцев на немецком языке). По хлопку учителя ученики выстраиваются в линию по порядку следования дней недели друг за другом.

Игры на развитие мышления.

Игра 1. Цель игры - развитие мышления. Ход игры: учитель задумывает какой-либо предмет и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов (например, «Ist das eine Katze?»). Игра 2. «Вернуть число на место». Цель игры - развитие мышления и логики. Ход игры: демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число, например, 1 … 3 4 5 6 7 8 . Учитель спрашивает: «Was fehlt?» Ученики называют отсутствующее число.

Игра 3. Цель игры - развитие мышления. Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30-3? Получив ответ (27), учитель просит продолжать «дорожку» (27-3; 24-3; 21-3; и так далее до нуля), проговаривая примеры вслух.

Игра 4. Цель игры - развитие умения классифицировать. Ход игры: на доске пишутся несколько слов (предложений), нужно назвать лишнее. Например: die Stadt, das Buch, laufen, das Kino. Лишним будет слово laufen, поскольку это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разным.

Хочется подчеркнуть, что все эти игры и упражнения создают благоприятные условия для имитации иноязычной среды. При этом учитель необходимо обеспечивает детям максимальную самостоятельность в творчестве, не даёт прямых инструкций, а помогает действовать независимо.

Я считаю, что самое главное - не нужно сдерживать инициативу детей и делать за них то, что они могут сделать сами.

В то же время, важно заметить, что урок не может состоять из одних игр. При всей привлекательности игры как формы обучения место и время её проведения на уроке зависит от многих факторов: подготовки учащихся, сложности изучаемого материала, конкретных целей условий урока и даже настроения каждой конкретной группы на каждом конкретном занятии.

Для достижения высокой эффективности урока, во-первых, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности школьников, а, во-вторых, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока систематически включаю зарядки-релаксации. Видами релаксации могут быть различного рода движения, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

Общеизвестно, что детям очень нравятся подвижные игры. Вот как проводится игра на закрепление лексики по теме «Еда». Учительница произносит фразу «Я люблю …» и с этими словами бросает ученику мяч. Тот, поймав мяч, должен быстро назвать какое-нибудь слово по этой теме и возвратить мяч учителю. Например: «шоколад», «конфеты», «колбасу», «сыр», «рыбу» и т.п.

Как справедливо отмечает Рогова Г. В., «авторитет предмета, престиж иностранного языка находится в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе». Мы живём вдали от культурно - исторических центров, в условиях отсутствия социальной нагрузки на иностранный язык. Поэтому в своей педагогической практике уделяю достаточное внимание внеучебной деятельности, так как использование культурологического материала создаёт условия, мотивирующие учебный процесс; способствуют углублению и расширению сферы познавательной активности учащихся; восполняет информационно - образовательный пробел школьников; способствует формированию общечеловеческих ценностей и одновременно более глубокому пониманию традиций, обычаев и культуры страны изучаемого языка, а также и культуры своего народа.

Опыт проведения недели иностранных языков в школе показывает, что общая непринуждённая психологически подготовленная языковая атмосфера способствует проявлению индивидуальных возможностей ребят с различным уровнем обученности.

Неделя охватывает три формы работы: массовую, групповую и индивидуальную. Это утренники, вечера поэзии и т. д. Учащиеся рисуют газеты, плакаты, оформляют стенды, готовят костюмы, разучивают стихи, песни, пословицы и поговорки, игры.

Мероприятия недели способствуют расширению и обогащению приобретённого учебного, языкового и речевого опыта в курсе овладения иностранным языком.

Создаётся положительная мотивация условий и возможностей применения знаний, умений и навыков, что обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Вырабатываются такие качества, как активность, коллективизм, чувство ответственности. При отборе языкового материала укрепляются межпредметные связи, углубляются страноведческие знания, которые отражаются в материале олимпиад и викторин, в песнях, стихах, играх.

Во время «Недели иностранного языка» проводятся:

• викторины «Знаешь ли ты Германию?»

• конкурсы, куда включены лексические, грамматические или устные с рисованной опорой игры, тематические загадки, ребусы, кроссворды, которые даются в виде плакатов-картин большого формата;

• выразительное чтение стихов, сказок немецких авторов;

• конкурс на лучший перевод;

• тематические вечера (Сценарии прилагаются.)

Массовый охват учащихся разными мероприятиями повышает интерес к изучению иностранных языков, появляется мотивация к практическому владению разными видами речевой деятельности, увеличивается активный языковой запас учащихся, совершенствуется произношение, стимулируется интеллектуальная и языковая активность, что приводит к общему повышению культурного уровня учащихся.

Компьютерные технологии.

Одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс, и является использование компьютерных информационных технологий в педагогической деятельности учителя иностранного языка. Эта технология позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к учащимся, корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников.

Большие возможности для получения дополнительных знаний по методике преподавания, инновациям в сфере образования дает Интернет. С его помощью можно не только ознакомиться с опытом работы других учителей немецкого языка, пополнить копилку методических материалов, более обширно работать с темой по самообразованию, но и сотрудничать со многими образовательными сайтами, публикуя на страницах сайта свои разработки, презентации, рабочие программы по предметам или воспитательной деятельности, или, просто общаться с педагогами из других городов, регионов..

Уровень познавательного интереса обучающихся.

В силу того, что предмет «иностранный язык» является одним из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Привлекаю учащихся к участию в исследовательской работе, проектной деятельности по предмету, созданию презентаций.

Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Актуальность связи страноведения с обучением иностранному языку вызвана не только лингвострановедческими, но и социальными причинами.

Лингвострановедческий материал является сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению иностранных языков, и служит опорой для поддержания мотивации, т.к. включает в себя два аспекта:

  • идет обучение языку

  • дает сведения о стране

Благодаря страноведческому материалу учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, истории, культуры, образования и т.д. Наряду с углублением лингвострановедческих знаний у обучающихся формируются интеллектуальные и речевые способности, культура речи.

Во всех классах провожу творческие работы по страноведению, учитывая общий уровень развития ученического коллектива, возрастные особенности формирования креативной среды, личностные особенности учащихся.

Творческие работы по страноведению могут быть двух типов: обязательные и по желанию.

Виды творческих заданий очень разнообразны: иллюстрированные сочинения, рассказы о городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций, мини-исследования английских и немецких стихов, художественные переводы стихотворений с иллюстрациями, иллюстрированные рефераты, поздравительные открытки, создание рекламных проспектов и буклетов, выпуск газет, посвященных странам изучаемого языка и др.

При изучении иностранного языка мы с учениками часто пользуемся Интернет ресурсами для создания мультимедийных презентаций по страноведческой тематике. Например, при изучении тем «Достопримечательности Германии», «Известные люди», «Города», «Нравы и обычаи», «Праздники» и т.д. Учащиеся с большим удовольствием выполняли такие презентации.

Качество обучения во многом зависит и от умения учителя подобрать страноведческий материал. Познание чужой культуры состоит в поиске различий между образцами своей и чужой культуры и осознание этой культуры. Тексты страноведческого характера занимают большое место в процессе обучения иностранному языку. В понятие культуры при отборе текстов включаю следующие аспекты:

1. География, города-памятники.

2. Обычаи, традиции, самосознание народов.

3. Выдающиеся люди.

4. Система образования.

5. Живопись, архитектура, скульптура.

6. Классическая (народная) музыка.

7. Проза, поэзия, фольклор.

8. Памятники искусства, литературы

9. Кино, театр, СМИ, ТВ.

10.Общественные и религиозные организации, фонды.

Для учащихся очень интересна работа с географическими картами и календарями. Географические карты и календари являются не только прекрасным дополнительным наглядным материалом при изучении иностранного языка в средних классах, но и способствуют развитию зрительной памяти, логического и аналитического мышления учащихся и позволяют закреплять уже имеющиеся знания по географии.

Уроки с элементами страноведения вызывают у учащихся потребность в дальнейшем, самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом, при этом страноведение является не чистым и единственным предметом о чужой культуре, а вплетается в канву каждого урока иностранного языка в виде языкового, литературного, исторического и других компонентов. У учащихся развивается способность к перспективному пониманию чужих явлений, к принятию чужой культуры и ее представителей, а также, способность понять чужую культуру и распределение в ней ролей, для сравнения «чужого» и «своего».

Динамика успеваемости обучаемых.

Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимодействие с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся. (Приложение 2).

Взаимодействие с родителями, коллегами, учащимися.

Безусловно, одним из важнейших факторов успешности ребенка в школе является неравнодушное отношение его родителей ко всему тому, что происходит с ним в школе и за ее пределами. Для решения данной проблемы на родительских собраниях рассказываю и показываю структуру УМК подробно объясняю, как готовить домашнее задание, приглашаю посетить уроки.

В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, стараюсь найти подход к каждому. Об успехах учащихся в изучении немецкого языка сообщаю родителям на родительских собраниях, в индивидуальных беседах.

Во всех классах, в которых я работаю сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют себя на моих уроках достаточно комфортно.

Залогом успешной, творческой работы, по моему мнению, является поддержка и советы моих коллег. Всегда откликаюсь на их просьбы о помощи в методической работе, искренне радуюсь успехам других, сопереживаю. Конфликтных ситуаций за время моей работы в школе не было.

Повышение уровня профессионального мастерства.

Одним из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. В межаттестационный период прошла следующие курсы повышения квалификации:

  1. 2015 г. «ФГОС: профессиональная деятельность учителя иностранного языка в обеспечении качества иноязычного образования школьников».

Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: school.edu.ru, eidos.ru , edu.ru , fipi.ru и др.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Еще одной немаловажной формой профессионального мастерства является обобщение и распространение педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах:

  1. традиционные ежегодные недели немецкого языка;

  2. открытые уроки;

  3. выступления в рамках школьного открытого семинара учителей гуманитарного цикла:

- «Развитие самоанализа и самоконтроля учащихся»;

-«Развитие коммуникативных компетенций у учащихся на раннем этапе обучения иностранному языку» и др.

  1. выступления на педагогических советах;

- «Мотивация педагогических: проблемы, способы их решения»;

- «Применение новых информационных технологий на уроке»;

- «Создание условий для самоопределения и самореализации личности» и др.

  1. выступления на общешкольных родительских собраниях:

- «Организация ГИА»;

- «Как происходит обучение разным видам речевой деятельности на уроках немецкого языка» (для родителей начальных классов) и др.

  1. выступления на РМО учителей иностранного языка:

- «Языковой портфель ученика как вариант индивидуализированной оценки социальной и лингвистической компетенции учащихся», 2013 г.

-«Формирование социокультурной компетенции и лингвострановедческих знаний», 2015 г.

  1. Размещение методических материалов, статей на сайтах InfoUrok.RU, Dnevnik.ru, на официальном сайте МБОУ «Каменно-Бродская ООШ» kamenno-brodskay-oosh.jimdo.com/;

  2. создан свой персональный сайт nagibinaelena.jimdo.com/;

  3. участие в муниципальных конкурсах различной тематики.


Мои достижения.





Приложение 1.


Результаты сдачи выпускных экзаменов

«2»

«3»

«4»

«5»

% успеваемости

% качества

2007

0

0

1

1

100

100

2009

0

0

0

1

100

100

2009 ЕГЭ

Выпускница набрала 38 баллов (порог- 20 баллов)

Поступила в ТГПИ на факультет иностранных языков


Участие детей в конкурсах по предметам

Учебный год

Класс

Мероприятие

Уровень

Результат

2008-2009

7 кл.

(2 участника)

Английский бульдог

международный

сертификат

2011-2012

9 кл.

(2участницы)

Школьный этап олимпиады

школьный

1 место

2 место

2011-2012

9 кл. (2 участницы)

Муниципальный этап олимпиады

районный

Участник


2011-2012

9кл.

(1 участница)

Олимпиада

(Центр поддержки талантливой молодежи)

всероссийский

Диплом

(41 место из 5341)

2012-2013

3 класс

(4 участника)

Конкурс по лингвострановедению «European Union.Origin»

международный

1 место

2место

Два 3 места

2012-2013

7 класс

(2 участника)

Проект для одаренных детей «Алые паруса» nsportal.ru

всероссийский

свидетельство

Приложение 2.

Учет годовых оценок (успеваемость и качество)

Успеваемость

Качество

2009-2010

100%

69%

2010-2011

100%

51,3%

2011-2012

100%

50%

2012-2013,

1 полугодие

100%

65%







© 2010-2022