- Преподавателю
- Иностранные языки
- Педагогические возможности информационно-коммуникативных технологий в обеспечении деятельностного характера обучения учащихся на примере использования интерактивной доски на уроках ИЯ
Педагогические возможности информационно-коммуникативных технологий в обеспечении деятельностного характера обучения учащихся на примере использования интерактивной доски на уроках ИЯ
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Морохина Е.А. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Морохина Елена Александровна,
учитель английского языка
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» г. Сыктывкара
«Педагогические возможности информационно-коммуникативных технологий в обеспечении деятельностного характера обучения учащихся на примере использования интерактивной доски на уроках»
«Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества» [6]
Информатизация образовательного процесса - это одно из приоритетных направлений в модернизация российского образования. Суть ее во внедрении новых информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательную деятельность общеобразовательной организации.
Последовательное, но разумное и взвешенное включение ИКТ в практику образовательных учреждений позволяет преобразовать весь дух образовательного процесса.
В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».[4]
Современные технические средства обучения находятся в арсенале любого современного педагога. Их использование - насущная необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Создание условий для всестороннего развития каждого ученика, раскрытие его возможностей, талантов, способности действовать различных жизненных ситуациях, сформированная гражданская позиция - это приоритетная цель современного обучения.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Современные дидактики активно изучают процесс организации обучения с использованием ИКТ, выделен раздел «Мультимедийная дидактика» как «теория обучения на основе использования широко комплекса средств и способов информационного обмена» [5].
С использованием ИКТ процесс обучения становится индивидуализированным за счёт наличия разноуровневых заданий, погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы. Естественным путем возникает возможность самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.
«Технология мультимедиа - это переход с помощью компьютера от учебного текста к наглядности. Порядок продвижения в мультимедиа-пространстве определяется преподавателем или обучающимся» [2].
Из приведенных терминов прослеживается их составляющие - «мультимедийность» и наличие многообразия способов управлять формами процесса обучения с помощью.
Мультимедийная наглядность характеризуется динамичностью, многослойностью композиции, а главное - интерактивностью, которая проявляется в способах взаимодействия различных участников учебного процесса. Таким образом, возникают «интерактивные упражнения» [1], которые позволяют учителю достичь планируемых результатов в предметном и метапредметном аспекте, так как при их выполнении необходимо выполнять разнообразные регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Заслуживает внимания специальные инструменты программы SMART Notebook, обладающие широким спектром шаблонов, конструкторов заданий, ориентированных на активное взаимодействие с учебным материалом, предполагающие наличие обратной связи и достижение вышеназванных целей. Ее использование реализуется на, так называемой, интерактивной доске. Электронная энциклопедия дает четкое и понятное определение этому информационно-коммуникативному инструменту, в котором прослеживается деятельностный потенциал в рамках реализации образовательного процесса: «Интерактивная доска (англ. interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. [3] В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители.
Различные опции программы SMART Notebook позволяют акцентировать внимание в нужной области, «спрятать» часть материала или задания, включить видео-и-аудио сопровождение, выполнить различные графические манипуляции, построить график, исправить допущенные ошибки, проверить себя и многие другие технологические приемы. Дидактический потенциал данной программы был неоднократно применен и на собственном опыте. Учащиеся активно отзываются на работу с данным видом упражнений и успешно справляются с ними, достигая планируемых результатов, как с помощью учителя, так и в дальнейшем самостоятельно.
Несмотря на наличие препятствий к скорейшему овладению данными технологиями, таких как, отсутствие материально-технической базы, необходимость приобретения новых знаний для повышения профессиональной компетентности самого педагога, процесс совершенствования педагогических возможностей по обеспечению деятельностного подхода в обучении не будет остановлен и оправдано требует активного участия в нем и реализации.
Cписок использованной литературы
-
Беляева Л.А. Технология создания и использования интерактивных упражнений на уроке немецкого языка: учебное пособие / Л.А. Беляева. - Сыктывкар : Коми пединститут, 2013 - 160 с.
-
Бент Б., Андерсен. Мультимедиа в образовании [Текст]: специализированный учебный курс; авторизированный перевод с англ. - 2-е издание, испр. и доп./ Бент Б. Андерсен, Катя ван де Бринк. - М.: Дрофа, 2007. - 224 с.
-
Википедия, Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивная_доска
-
Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. - М. - 2000. - 168 с.
-
Оспенникова, Е.В. Е-дидактика мультимедиа: Проблеиы и направления исследования [Текст] / Е.В. Оспенникова // Вестник ПГТУ. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». - 2005. - Выпуск 1. - С. 30
-
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». - М.: МИА, 1999. - 14 с.