• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Педагогические возможности информационно-коммуникативных технологий в обеспечении деятельностного характера обучения учащихся на примере использования интерактивной доски на уроках ИЯ

Педагогические возможности информационно-коммуникативных технологий в обеспечении деятельностного характера обучения учащихся на примере использования интерактивной доски на уроках ИЯ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Морохина Елена Александровна,

учитель английского языка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» г. Сыктывкара






«Педагогические возможности информационно-коммуникативных технологий в обеспечении деятельностного характера обучения учащихся на примере использования интерактивной доски на уроках»




«Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества» [6]

Информатизация образовательного процесса - это одно из приоритетных направлений в модернизация российского образования. Суть ее во внедрении новых информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательную деятельность общеобразовательной организации.

Последовательное, но разумное и взвешенное включение ИКТ в практику образовательных учреждений позволяет преобразовать весь дух образовательного процесса.

В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».[4]

Современные технические средства обучения находятся в арсенале любого современного педагога. Их использование - насущная необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Создание условий для всестороннего развития каждого ученика, раскрытие его возможностей, талантов, способности действовать различных жизненных ситуациях, сформированная гражданская позиция - это приоритетная цель современного обучения.

Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Современные дидактики активно изучают процесс организации обучения с использованием ИКТ, выделен раздел «Мультимедийная дидактика» как «теория обучения на основе использования широко комплекса средств и способов информационного обмена» [5].

С использованием ИКТ процесс обучения становится индивидуализированным за счёт наличия разноуровневых заданий, погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы. Естественным путем возникает возможность самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность.

«Технология мультимедиа - это переход с помощью компьютера от учебного текста к наглядности. Порядок продвижения в мультимедиа-пространстве определяется преподавателем или обучающимся» [2].

Из приведенных терминов прослеживается их составляющие - «мультимедийность» и наличие многообразия способов управлять формами процесса обучения с помощью.

Мультимедийная наглядность характеризуется динамичностью, многослойностью композиции, а главное - интерактивностью, которая проявляется в способах взаимодействия различных участников учебного процесса. Таким образом, возникают «интерактивные упражнения» [1], которые позволяют учителю достичь планируемых результатов в предметном и метапредметном аспекте, так как при их выполнении необходимо выполнять разнообразные регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Заслуживает внимания специальные инструменты программы SMART Notebook, обладающие широким спектром шаблонов, конструкторов заданий, ориентированных на активное взаимодействие с учебным материалом, предполагающие наличие обратной связи и достижение вышеназванных целей. Ее использование реализуется на, так называемой, интерактивной доске. Электронная энциклопедия дает четкое и понятное определение этому информационно-коммуникативному инструменту, в котором прослеживается деятельностный потенциал в рамках реализации образовательного процесса: «Интерактивная доска (англ. interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. [3] В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители.
Различные опции программы SMART Notebook позволяют акцентировать внимание в нужной области, «спрятать» часть материала или задания, включить видео-и-аудио сопровождение, выполнить различные графические манипуляции, построить график, исправить допущенные ошибки, проверить себя и многие другие технологические приемы. Дидактический потенциал данной программы был неоднократно применен и на собственном опыте. Учащиеся активно отзываются на работу с данным видом упражнений и успешно справляются с ними, достигая планируемых результатов, как с помощью учителя, так и в дальнейшем самостоятельно.

Несмотря на наличие препятствий к скорейшему овладению данными технологиями, таких как, отсутствие материально-технической базы, необходимость приобретения новых знаний для повышения профессиональной компетентности самого педагога, процесс совершенствования педагогических возможностей по обеспечению деятельностного подхода в обучении не будет остановлен и оправдано требует активного участия в нем и реализации.

Cписок использованной литературы


  1. Беляева Л.А. Технология создания и использования интерактивных упражнений на уроке немецкого языка: учебное пособие / Л.А. Беляева. - Сыктывкар : Коми пединститут, 2013 - 160 с.

  2. Бент Б., Андерсен. Мультимедиа в образовании [Текст]: специализированный учебный курс; авторизированный перевод с англ. - 2-е издание, испр. и доп./ Бент Б. Андерсен, Катя ван де Бринк. - М.: Дрофа, 2007. - 224 с.

  3. Википедия, Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивная_доска

  4. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. - М. - 2000. - 168 с.

  5. Оспенникова, Е.В. Е-дидактика мультимедиа: Проблеиы и направления исследования [Текст] / Е.В. Оспенникова // Вестник ПГТУ. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». - 2005. - Выпуск 1. - С. 30

  6. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». - М.: МИА, 1999. - 14 с.


© 2010-2022