- Преподавателю
- Иностранные языки
- Научно-исследовательская деятельность учащихся как метод повышения мотивации к изучению иностранного языка. Выступление на РМО
Научно-исследовательская деятельность учащихся как метод повышения мотивации к изучению иностранного языка. Выступление на РМО
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Олейникова Л.А. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроке и вне урока как метод повышения мотивации к изучению иностранного языка
Автор:
Л.А. Олейникова, учитель иностранного языка
МОУ «СОШ№6 с. Солдато-Александровского
Советского района»
Научно- исследовательская деятельность учащихся как метод повышения мотивации к изучению иностранного языка
В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».
Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу.
Научно-исследовательская деятельность школьников - это ключ к развитию их творческих способностей и креативного мышления, к стремлению самосовершенствоваться, к формированию потребностей учащихся в продолжении образования. Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать общественно важные качества личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, критически мыслить, анализировать, обобщать полученные данные, делать выводы - в общем. Очень важно правильно организовать руководство учебно-исследовательской работой. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником - обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования.
В нашей школе организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Привлекая детей уже в 5классе к внеклассной работе по изучению иностранного языка, я вовлекаю их в творческую и исследовательскую деятельность, помогаю детям преодолеть себя, формирую и развиваю у них умение планировать, анализировать свою деятельность. В основе функционирования системы внеклассной работы по немецкому языку лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
Мы совместно c учениками выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, учащиеся много работают самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы. В итоге создаётся научно (учебно) - исследовательская работа. Из своего опыта работы могу отметить, что все дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или занятиям проектной научно-исследовательской деятельностью. Использование проектной методики дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и во внеурочное время, развивать их творческие способности. Для исследований мы выбираем темы из реальной жизни детей : «Die Heimat», «Die Famielie», «Die Naturschutzt», «Die bekannte Menschen Deutschlands», «Die Weinachten in Deutschland und in Russland».
Исследовательскую работу выполняем в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя несколько этапов:1) формулирование темы;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на разного рода конференция
При организации исследовательской деятельности я часто использую технологию педагогических мастерских.
Мастерская - это личностно - деятельностная рефлексивная форма работы, в которой сочетается индивидуальная форма работы с групповой.
Самый важный момент учебно- исследовательской деятельности для учащегося и его руководителя - выход на научно- практическую конференцию, в нашей школе традиционно проводимую ежегодно в марте. В2014 году моя ученица 8 класса Басова Екатерин приняла участие в школьной научной конференции « В науку первые шаги». Тема её выступления была «Заимствования из немецкого языка», работа была отмечена как одна из лучших и представлена на XXVI Ставропольскую краевую открытую научную конференцию школьников, которая состоится в апреле 2015г.
Занятие научно-исследовательской деятельностью позволяет актуализировать важнейшие речевые умения, включать учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей и типов речи в процессе информационно-смысловой переработки текста. Учитель при этом из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Занятие научно-исследовательской деятельностью - это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях и связать свою будущую профессию с иностранным языком. Моя задача, как преподавателя - организатора исследовательской работы, - выявить интересы учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.
В целом научно- исследовательская деятельность призвана повысить качество знаний учащихся, развить интерес к изучению иностранного языка.