Инновационный опыт на тему Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Красногвардейская гимназия» Красногвардейского района Оренбургской области



Тема инновационного

педагогического опыта:



Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

Автор: Крамер Кристина Яковлевна

учитель иностранных языков

МБОУ «Красногвардейская гимназия»

Красногвардейского района

Оренбургской области



2016

Обучение иностранным языкам - занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме.

Значительная роль при обучении иностранным языкам принадлежит использованию учебных игр или игровых упражнений. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра - это всегда эмоции. А где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Эльконин Д.Б. в своей книге «Психология игры» дает следующее определение игры: «Игра - объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения окружающих его людей.»

По цели использования игры могут быть:

  • занимательные (проводятся для снятия усталости);

  • учебные (проводятся с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по языку, их проверки).

Можно использовать различные наглядные пособия, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Игры можно организовать индивидуальные, парные или групповые. Сила игры в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.

Младшие школьники с удовольствием учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи, играют в такие игры, как «Внимателен ли ты?», «Игра в мяч», «Найди предмет», «Угадай название», «Рассказ по рисунку», «Кто больше?», «Картинка» и т. д.

Учащиеся 5-6 классов предпочитают игры-соревнования. На уроках повышается интерес к новому материалу, появляется стимул для выполнения домашних заданий, потому что только глубокие знания дают учащимся возможность проявить себя, победить соперника. Дух соперничества, желание самоутвердиться - прекрасные мотивы для изучения языков.

Старшеклассники с удовольствием участвуют в дискуссиях на предложенные темы, высказывают свои мнения по просмотренным кинофильмам и спектаклям, составляют и решают кроссворды. В этом возрасте у учащихся возникает потребность к общению, к тесному контакту друг с другом, и игровые моменты разрушают барьеры между ними, создают условия равенства в речевом партнерстве.

Роль игры на уроках иностранного языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Таким образом, учебная игра - это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Игры - это активный способ достичь многих образовательных целей.

  • Можно использовать игры, чтобы закрепить пройденный материал.

  • Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке (или поблагодарить их за сотрудничество).

  • После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра - это идеальная возможность расслабиться.

  • Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму.

  • Быстрая спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.

  • Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, не давая им глубоко закрепиться в памяти.

  • Игры делают процесс обучения веселым, а это усиливает мотивацию к обучению.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимании, восприятия информации.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как вежливость, внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимовыручки.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращении урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.
5) Релаксационная функция - это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся.

В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры. Они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала на этапе его активизации в речи учащихся.

Одним из примеров игры на уроке являются: Фонетические игры

Цели:

  • тренировка учащихся в произношении иностранных звуков;

  • формирование навыков фонетического слуха.

Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.

  • Какой звук я задумал? (игра-загадка)
    Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым, получает право загадать свою загадку. Например: fat, map, cat, dad- mögen, können, Ökologie, öffnen

  • Если слышишь - сядь
    Игра начинается стоя. Учитель просит играющих сесть, если они услышат слова, начинающиеся на определенный звук. Например:
    'I am going to say four words. Sit down when you hear one that begins with the sound [t] Ready? DISH, VERY, THAT, TIDY…- Ich sage einige Wörter. Setzt euch, wenn ihr hört das Word, das mit der Buchstabe [t] beginnt. Dach, Dienstag, Tisch, Tag

Еще один пример игры - это лексические игры

Цели:

  • тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

  • развивать речевую реакцию учащихся.

При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, картинках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово».

  • «Спрятанные буквы»
    Учащимся предложены слова, относящиеся к одной теме. В них пропущены буквы. Учащиеся должны их вставить.

Например: T_ger, l_on, m_nkey, c_t

Ka_ze, H_nd, M_us, K_h

  • «Змея»

Учащимся предложение «змейка» из слов, они должны разделить эти слова так, чтобы получилось предложение.

Mynameisann - Ichheißeanna

Следующий вид игры- Грамматические игры

Цели:

  • научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

  • создать естественную ситуацию для употребления данных речевых образцов;

  • развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Игры:

  • «Нонсенс»
    Учитель высказывает утверждение, которое не соответствует действительности, например: "We wear school uniform when we go to the theatre". Ученики поправляют фразы: "We do not wear uniform when we go to the theatre". - Wir müssen Schuluniform anziehen, wenn wir in Theater gehen. - Nein, wir brauchen nicht Schuluniform anziehen, wenn wir ins Theater gehen.

  • «Прятки в картинке»
    Учитель вывешивает картинку, на которой нарисованы предметы мебели. Учащиеся мысленно должны спрятаться на картинке. Выбирается водящий. Учащиеся начинают его искать: Are you behind the wardrobe? - No, I am not. Тот, кто угадал, получает право прятаться. -Bist du hinter dem Schrank? - Nein, ich bin nicht hinter dem Schrank

Еще один вид игры - это орфографические игры

Цель: тренировать написание иностранных слов.

«Филворд»

Учащиеся должны найти слова в кроссворде.Инновационный опыт на тему Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

«Стройся!»

Учитель раздает карточки с буквами алфавита. Затем называет слово, а учащиеся, имеющие карточки с соответствующими буквами, должны выйти к доске и встать таким образом, чтобы получилось данное слово. Например: Book -Buch

Также я часто использую игры для обучения чтению

Цели:

  • быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия;

  • правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т. е. понимать читаемое;

  • читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы.

Игры:

  • «Составляшки»
    На доске написано длинное слово. Учащиеся составляют из букв данного слова новые слова и записывают их на доске.

  • Например: "Representative". present, tea, test, art … "Sehenswürdingkeiten". Sehen, gehen, Dinge, denken….



  • «Отличный секретарь»
    Класс делится на две команды. По одному ученику из каждой команды выходят к доске и записывают предложения учителя под диктовку.

Игры для обучения аудированию

Цели:

  • научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

  • научить учащихся выделять главное в потоке информации;

  • развить слуховую память и слуховую реакцию учащихся.

Игры:

  • «Последняя буква»
    Формируются две команды. Представитель первой команды называет слово, ученики из второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово. Например: arm, map, pen, nose, eye, ear, и т.д.- Hand, Dach, Haus, Suppe, Eis

Игры для обучения говорению

Цели:

  • научить умению выражать мысли в логической последовательности;

  • научить практически и творчески применять полученные речевые навыки;

  • обучить речевой реакции в процессе коммуникации.

Самый эффективный вид игры для обучения говорению - это сюжетно-ролевая игра. С ее помощью дети учатся переносить действия из одних условий в другие, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.

У учащихся формируются когнитивные навыки и умения:

  • аргументировать свою точку зрения и учитывать мнения других людей;

  • оценить информацию;

  • уметь задавать вопросы;

  • выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно.

«Кто больше?»

Учитель, обращаясь поочередно к игрокам обеих команд, задает вопрос, например: "What is spring?". Ученик должен ответить на вопрос в нескольких предложениях. Например: "Spring is a season. It comes after winter. It has three months. They are: March, April and May. It is not cold in spring. The sky is often blue. The trees are green. The grass is green, too."

Команда получает балл за каждое правильно составленное предложение.

Готовясь к уроку я использую уже готовые игры, который представлены на различных сайтах в сети Интернет. Существует множество сайтов, где можно не только использовать чью-то работу и создать, необходимую на конкретный урок игру.

Один из сайтов «помощников» - это сайт learningapps.org/ .

На слайде я представила скриншот этого сайта, здесь большая коллекция готовых заданий для любого предмета.

Также на данном сайте очень просто составить свое задание. Конечно, очень удобны эти задания на интерактивной доске, детям они очень интересны.

Вот пример одного из упражнений для урока немецкого языка.

Еще один «помощник» это сайт: puzzlecup.com/crossword-ru/

На этом сайте можно с легкостью составить кроссворд на любом языке на любую тему.

Еще один сайт, на который стоит обратить внимание - rebus1.com/

Сайт помогает за пару секунд составить ребус с любым словом.

Игровые физкультминутки на уроках английского языка

Сохранение и укрепление здоровья детей на уроке невозможно без применения современных здоровьесберегающих технологий. Этому способствуют физкультминутки в игровой форме. Они предупреждают утомляемость детей и являются необходимым моментом на уроках иностранного языка.

Можно предложить провести такую физкультминутку:

«Кто самый внимательный»

Учитель (или кто-либо из детей) произносит: "Let's fly, fly, fly. Nose". Ребята изображают летящих птиц. Услышав слово "nose", они дотрагиваются до носа. Тот, кто допустил ошибку, не понял слово на слух, выбывает из игры.

Таким образом, игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • созданию психологической готовности детей к речевому общению;

  • обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

  • тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

В заключение хочется отметить, что учебные игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого ученика и неограниченной перспективы творческой деятельности.



© 2010-2022