• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Инновационная разработка Использование метода проектов при обучении английскому языку, как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

Инновационная разработка Использование метода проектов при обучении английскому языку, как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

Пояснительная записка Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, развитие культуры презентации. Эти умения учащихся могут успешно развиваться в процессе прое... Чем сложнее вид деятельности, тем меньше заинтересованности выказывают ученики, и задача педагога найти способы снятия трудностей при развитии разных речевых навыков. Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта нацелена на решение следующих проблем: недостаточно высокий уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационная разработка

Использование метода проектов при обучении

английскому языку, как условие повышения мотивации

и познавательной активности обучающихся.

Учитель иностранных языков

ОСШ № 5 им М.Горького

Бегжанова Ирода Бабиржановна

Пояснительная записка

Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, развитие культуры презентации. Эти умения учащихся могут успешно развиваться в процессе проектной деятельности по английскому языку. Метод проектов представляет собой «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». [Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001. - С. 82.]

Чем сложнее вид деятельности, тем меньше заинтересованности выказывают ученики, и задача педагога найти способы снятия трудностей при развитии разных речевых навыков. Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта нацелена на решение следующих проблем: недостаточно высокий уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Мотивационный



  • Интерес к изучению английского языка

  • Готовность к спонтанному иноязычному общению

  • Устойчивое стремление к совершенствованию коммуникативных и информационных навыков

Деятельностный

  • Усиление творческой работы обучающихся (проектная деятельность)

  • Реализация практических навыков переработки, анализа и передачи информации на уроках, внеурочных мероприятиях и в домашних условиях

  • Публикации работ

Познавательный

  • Изучение и применение на практике знаний метода проекта

  • Обучение участников проекта основам методологии и логики социологического исследования

  • Знание разговорного английского языка

  • Приобретение знаний об информационной сфере, современных средствах коммуникации

Эмоционально-ценностный

  • Наличие интересов, потребностей в англоязычном общении

  • Активность в использовании ресурсов интернет

  • Участие в творческих конкурсах

Формы представления результатов проекта: размещение информации на сайте школы и на других сайтах рунета; оформление выставки печатной, фото и видео продукции для обучающихся, преподавателей, родителей в кабинете ИЯ и на школьном стенде; аналитические отчёты по этапам проекта

Научная новизна проекта.

Данный проект предполагает выявление и поддержку талантливых детей; использование проектной методики в обучении иностранному языку; внедрение системы непрерывного образования в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования: проектная деятельность учащихся.

Предмет исследования: процесс преподавания английского языка с использованием метода проектов, формирование речевых умений и навыков обучающихся.

Сильные стороны:

  • наличие мультимедийного оборудования в кабинете английского языка;

  • наличие современной методической литературы по теме проекта;

  • рост числа учащихся и учителей, активно использующих Интернет-ресурсы.

Слабые стороны:

  • недостаточная оснащённость техническими средствами обучения;

  • отсутствие высокоскоростного Интернета в кабинете иностранного языка;

  • низкая коммуникативная и информационная компетенции у некоторых учащихся и учителей;

  • нехватка временного ресурса.

Цель проекта: Внедрение метода проекта в учебную деятельность. Развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности.

Задачи:

  1. Выяснить и проанализировать исходный уровень развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.

  2. Изучить теорию и методику преподавания с использованием метода проектов. Провести обучающие занятия с участниками проекта.

  3. Разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.

Методы исследования: Изучение литературы, сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование, наблюдение, тестирование.

Реализация проекта

Этапы проекта

Мероприятия

Результаты

Подготовительный этап

Проведение опроса обучающихся и учителей. Анализ исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.

Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива.

Разработка плана внеурочных мероприятий, развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.

Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.

Основной этап

Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом.

Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся.

Применение ИКТ на уроках английского языка.

Повышение готовности обучающихся к проектной деятельности.

Создание исследовательских и творческих работ.

Участие в конкурсах разного уровня.

Установление контактов с учителями иностранных языков (создание совместных проектов, переписка по E-mail, проведение совместных мероприятий).

Публикации работ.

Размещение информации о проекте на школьном сайте.

Заключительный этап

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.

Публикации по проекту в сети и прессе, на сайте методических разработок.

Презентация результатов проекта.

Разработка плана дальнейшего развития проекта.

С целью выявить и проанализировать исходный уровень развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся, а также знания учителей и обучающихся в области использования метода проектов, должен быть проведен опрос участников образовательного процесса

Анкета

Уважаемые участники опроса! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы. Обведите кружочком выбранные ответы или, где это требуется, предложите свой вариант ответа.

1. Знаете ли Вы, что такое метод проектов?

1 - да, 2 - нет.

2. Используете ли Вы метод проектов в своей учебной (преподавательской) деятельности?

1 - часто, 2 - редко, 3 - нет

3. Умеете ли Вы создавать мультимедийную презентацию?

1 - да, 2 - нет

4. Что Вы считаете самым главным в изучении иностранного языка? (Можно выбрать только 1 вариант ответа)

1 - грамотность речи,

2 - умение вести диалог,

3 - навыки чтения и перевода,

4 - письмо

5 - Ваш вариант

5. Что Вы считаете самым трудным в изучении иностранного языка? (Можно выбрать только 1 вариант ответа)

1 - грамотность речи,

2 - умение вести диалог,

3 - навыки чтения и перевода,

4 - письмо

5 - Ваш вариант

6. В развитии каких навыков и умений, по Вашему мнению, метод проектов может быть наиболее эффективен? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

1 - грамотность речи,

2 - умение вести диалог,

3 - навыки чтения и перевода,

4 - письмо

5 - Ваш вариант

7. На развитие каких личных качеств, по Вашему мнению, может повлиять участие во внеклассной работе по иностранному языку?

1 - коммуникабельность,

2 - ответственность,

3 - компетентность,

4 - Ваш вариант

Сообщите, пожалуйста, сведения о себе:

8. Пол:

1 - мужской,

2 - женский

9. Класс (для учащихся): __________

10. Возраст: _______________

Благодарим Вас за участие в опросе.

Работа по созданию проектов.

При создании проектов мы активно используем социальную проблематику, что, на мой взгляд, повышает интерес учащихся к предмету. «Роль СМИ в жизни общества», «Проблемы молодежи», «Образование в Британии, США и Казахстана. Сравнительная характеристика», «Терроризм в современном мире», «Туристические маршруты Казахстана», «Кумиры молодежи» - темы, над которыми мы работали в последние годы. Работа над исследовательским проектом - это сложный процесс, включающий ряд последовательных этапов: 1 - подготовительный; 2 - сбор информации, данных, подлежащих дальнейшей обработке; 3 - анализ и обобщение полученных данных.

Методические рекомендации по внедрению метода проектов

в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку

  1. Очень важно на первом этапе проекта провести диагностику исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся с тем, чтобы составить план дальнейшей работы с учетом особенностей и уровня обученности учащихся, а также подготовленности педагогов к данному виду деятельности.

  2. Обязательно проведение занятий по обучению участников проекта методу проектов, с подробным объяснением и описанием основных стадий, этапов, способов реализации, типов проектов, их структуры, критериев оценивания и т.д.

  3. Проведение уроков-факультативов "Что такое учебный проект?", "Как сделать хорошую презентацию?" и др.

  4. В кабинете английского языка необходимо создать банк методических разработок и работ учащихся и педагогов по теме проекта, которым всегда при необходимости можно воспользоваться.

  5. Эффективно использование проектных работ (или их фрагментов) в урочной деятельности. Это разнообразит урок, делает его более наглядным, насыщенным и информативным.

  6. Важна индивидуальная работа с каждым учеником, когда есть возможность исправить, посоветовать, придти к совместному решению сложного вопроса.

  7. При работе над проектами очень важен психологический контакт с обучающимися. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001.

  • Полат Е.С. Курс дистанционного обучения для учителей. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/

  • Полат Е. С. Портфель ученика // Иностранные языки в школе. № 1. 2002.

  • Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002.

  • Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. № 5. 2000.

  • Девяшина Е.В. Как сделать презентацию к уроку и не только...: пособие для учителей и обучающихся. Екатеринбург. МОУ-гимназия № 99, 2010.

  • Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: АРКТИ, 2002.

  • М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? - М.: Изд-во "Первое сентября", 2011.

  • Островский С.Л. Как сделать презентацию к уроку? - М.: Изд-во "Первое сентября", 2011.

  • Ваторопина Е.В. Использование метода проектов во внеклассной работе по английскому языку в общеобразовательной школе. // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в г. Екатеринбурге. - Екатеринбург : МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010.- 100 с.

  • Ваторопина Е.В. Метод проектов в работе над школьным журналом на английском языке. // Современные тенденции лингводидактики и методики преподавания иностранных языков : сборник научных трудов. Выпуск № 1, Екатеринбург, / ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 181 с.



© 2010-2022