• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка: обучение в сотрудничестве и метод проектов. »

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка: обучение в сотрудничестве и метод проектов. »

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ «СОШ им. В. П. Сергеева Саратовская область Балашовский район»




Доклад на тему:

«Использование

инновационных технологий

в преподавании иностранного языка: обучение в сотрудничестве и метод проектов.»


Подготовила: Русанова Ирина Сергеевна,

учитель немецкого языка

МОУ «СОШ им. В. П. Сергеева»




сентябрь 2015

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, в центре внимания - ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принцип вариативности, провозглашенный на сегодняшний день в российском образовании, дает возможность выбирать и строить педагогический процесс по любой модели. Так, разрабатываются различные варианты содержания образования, практически обосновываются новые идеи и технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса ".

Использование современных педагогических технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, позволяет применить личностно-ориентированную интерактивную образовательную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, даёт возможность избежать субъективной оценки и повышает эффективность обучения и качество образования.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, реализуемых на уроках иностранного языка можно выделить следующие:

1. Обучение в сотрудничестве (эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности всех учащихся группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования умений и навыков. Ученики разные: одни быстро усваивают материал, другим требуется значительно больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого члена группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у более подготовленных непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале; кроме того, сильный школьник будет иметь возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути.

При этом необходимо соблюдение основных принципов сотрудничества:

1. Группы учащихся формируются учителем до урока, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик. Если группа работает слаженно, нет необходимости менять ее состав.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли распределяют сами ученики, учитель может дать рекомендации).

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, важно, что оцениваются не только знания, но и усилия, вклад каждого учащегося. В ряде случаев можно доверить ребятам оценивать результаты собственного труда.

4. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (в нашем предмете это могут быть лингвистический, грамматический, лексический аспекты). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием.

На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве:

1. «Ажурная пила, машинная ножовка»: этот вариант разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

2.«Учимся вместе»: класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. Основные принципы - награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую - достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально - психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Роль учителя - контроль.

«Исследовательская работа учащихся в группах»: акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще этот вариант работы используется в проектной технологии.

Основные принципы - одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей - соблюдается во всех случаях.

Работа с новой лексикой: класс разбивается на несколько подгрупп. Сначала новая лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в малых группах. В каждой группе учащиеся получают карточки с заданием перевести словосочетания. В карточке обязательно дается ключ для проверки правильности ответов. Ученики работают парами. Сначала один из партнеров дает задания и проверяет по ключу свои карточки. Затем учащиеся меняются ролями. После этого пары объединяются в четверки и тренируются в правописании новых слов. Сильный ученик диктует слово или словосочетание, остальные пишут, затем сверяют. Если кто-то ошибся, то должен написать слово (словосочетание) несколько раз до запоминания. Затем группе дается письменное упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе. Это задание выполняется «по цепочке» (один начинает, остальные продолжают друг за другом).

Работа над грамматическим материалом: при изучении грамматики часто используется либо вариант «Учимся вместе», либо «Ажурная пила, машинная ножовка».

Например, при изучении темы Futurum l und 2 классу предлагается заполнить таблицу с графами: «Случаи употребления», «Указатели» и «Схемы». Класс делится на три группы. Каждая команда выполняет свою функцию.

Вариант «Учимся вместе»: каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой, пододранные так. чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени - описало действия; вторая нашла указатели, слова - помощники; третья составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике. В варианте «Ажурная пила машинная ножовка» все группы заполняют таблицы целиком. В каждой команде есть эксперты по «случаям употребления», «указателям», «схемам». Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме. Обычно после такой работы дается тест каждому индивидуально. Результаты суммируются и выставляется оценка группе.

Работа в группах на уроках чтения:

Для работы в группах обычно готовятся карточки задания: найти в тексте; найти ошибки и устранить их.

Можно выделить, приемы, применяемые на коллективных заданиях при изучении иностранного языка.

1. Прежде всего, это работа в паре, связанная со взаимной проверкой знаний отдельных слов и выражений на изучаемом языке. Работа может производиться в устной форме, а также с использованием карточек, на которые записаны слова и выражения. (по 10,20,30).

2. Совместная работа над новым текстом. Один ученик читает, другой работает со словарем. Новые слова записываются в словарик или карточку.

3. Работа по новому тексту, если перевод одному уже знаком, а другой берется за этот текст впервые. Последний читает под контролем более знающего товарища.

4. Участники занятий имеют разные тексты, и каждый из них готовит соседа по новому тексту читать, правильно переводить, дает значение новых слов. Ученики в данном случае работают как учителя и переводчики.

5. Работа над текстом может идти и по методике, разработанной в свое время А.Г. Ривиным для изучения научной и философской литературы. Предшествующим этапом может быть работа не по абзацам, а только над отдельными предложениями (фразами) из абзаца.

Например, берется одним учеником тема или рассказ, который состоит из 4-х предложений. Примерно такие же по объему темы (рассказы) у других учеников. Как строится работа? Ученик прорабатывает со своим первым партнером первое предложение (слова, перевод, вопросы к предложению: кто? где? когда? и т. д.).

Когда фраза усвоена и соответствующая работа проведена над одним предложением по теме (рассказу) моего партнера, я перехожу к новому товарищу, которому зачитываю или по памяти воспроизвожу только что изученную фразу. Берем следующее предложение и проводим над ним такую же работу. Следующему товарищу - третьему - называются два предыдущих предложения и начинается работа над третьим предложением. Последнему товарищу дается первым учеником и чтение текста, и перевод, и вопросы, и пересказ.

6. Работа в парах сменного состава может быть успешно применена при разучивании стихотворений. Сначала стихотворение разбирается в классе, делается перевод, выписываются новые слова, выразительно читается учителем. Потом идет его проработка; ученики учат его наизусть по частям, работая друг с другом по очереди.

Можно разучивать стихотворения без предварительной классной работы. Сначала учитель может проработать новое стихотворение с одним учеником, а затем это стихотворение ученик разучивает по частям, работая с разными партнерами по очереди.

7. Поабзацная проработка текстов по методике А. Г. Ривина. Этот прием может быть использован только на более высоком уровне знания изучаемого языка.

8. Выполнение упражнений по учебнику. Преуспевающий ученик может быть использован для консультаций и контроля.

9. Взаимные диктанты. Для взаимных диктантов может служить любой изучаемый текст. Для взаимных диктантов можно брать отдельные слова и выражения. Обильный материал для взаимных диктантов - упражнения по учебнику.

В работе также используются различные памятки (см. Приложения 1,2).

Приложение 1

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ И ПОЛЕЗНЕЕ

Очень часто на уроках немецкого языка вы будете выполнять задания с кем-то из одноклассников. Это, конечно, веселее, но главное - полезнее, хотя работать вдвоем так, чтобы получилось в два раза лучше, чем в одиночку, - непросто!

Почему? Да потому, что вы - разные. И подготовка у вас может быть разная. Что же делать?

1) Если вы видите, что ваш одноклассник (напарник) справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, тактично и доброжелательно исправляй их.

2) Если ваш напарник справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляйте этим. Не обижайся на одноклассника, если он исправит ту или иную ошибку.

3) Если вы выполняете задание с напарником, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну, помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Запомнить: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему однокласснику (напарнику). Вы в ответе за него, он за тебя.

Приложение 2

Памятка

Ваша группа работает над проектом на заключительном этапе обучения иноязычному общению на тему: «…».

Помните, что проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение включено в контекст другой деятельности (соревнования, игры, путешествия,…). Поэтому успешность этой деятельности зависит от того, насколько легко и свободно вы можете общаться при ее обсуждении и выполнении, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также усердие и желание сделать проект интересным.

Не забывайте, что вы все должны работать с полной отдачей при создании проекта, помогать друг другу по мере необходимости, оказывать моральную поддержку, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.

Когда вы получите рекомендации, организуйте;

а) их прочтение всеми членами группы для выявления целей проема, порядка выполнения действий и ожидаемого результата;

б) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;

в) распределение обязанностей;

г) выполнение заданий, предлагаемых и рекомендациях, на уроке или дома;

д) обсуждение подготовленных материалов, внесение уточнений, исправлений, дополнений по мере необходимости;

е) презентацию проекта.

4. При подведении итогов работы над проектом будьте сдержанны, объективны, принимайте во внимание все точки зрения, взвешивайте все «за» и «против», четко излагайте свои мысли.

Приложение 3

Примеры карточек для работы в группах над лексическим материалом по теме «Das Wetter»

1. Изучение новой лексики (лексика вводится фронтально).

Das Wetter Der Himmel Die Sonne Der Wind Scheint

2. Работа в парах.

а). Ведущий сначала называет фразу / словосочетание по-немецки; партнер повторяет ее и переводит на русский язык.

б). Ведущий называет русское предложение / словосочетание; партнер переводит его на немецкий язык письменно, затем произносит вслух.

Карточка №1. Russisch: Солнце светит ярко. Погода плохая. Небо - серое. Зимой идет снег. Весна - теплое время года.

Deutsch: Die Sonne scheint helle. Das Wetter ist schlecht. Der Himmel ist grau. Im Winter schneit es. Der Fruhling ist warme Jahreszeit.

Карточка №2.

Russisch: Погода - хорошая. Лето - жаркое время года. Дуст сильный ветер. Идет сильный дождь. Небо - синее.

Deutsch: Das Wetter ist gut. De Sommer ist warme Jahreszeit. Er weht starke Wind. Er regnet stark. Der Himmel ist blau.

3. Диктует капитан команды.

Карточка №3. Перевести на немецкий.

Погода das Wetter Облако Wolke Время года die Jahreszeit Ярко hell

Солнце die Sonne Дождь der Regen Светит Schient Снег der Schnee

Ветер Wind Сильно stark Небо der Himmel

4. Контрольное задание группе, выполняемое по цепочке.

Карточка №4.

Перевести предложения на немецкий.

Летом солнце светит ярко. - Im Sommer scheint die Sonne hell.

Погода сегодня теплая. - Das Wetter ist heute warm.

Зима - холодное время года. - Der Winter ist kalte Jahreszeit.

Осенью часто дует ветер. - Im Herbst weht Wind oft.

Сейчас идет сильный снег. - Jetzt schneit es stark

Не вызывает сомнения тот факт, что обучение в сотрудничестве способно подготовить к более сложным видам деятельности (например, методу проектов );

2. Метод проектов ( Проект можно рассматривать как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты, хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества);

С целью повышения эффективности обучения устной речи учащихся на уроках немецкого языка был проведен проект «Мое родное село» Работа по проекту проводилась на уроках немецкого языка и во внеурочное время с учащимися восьмого класса.

Актуальность проекта заключается в следующем:

-продуктивный способ сбора, изучения и анализа дополнительной, интересующей информации.

-эффективный путь развития и совершенствования устной речи (монологической и диалогической).

-самостоятельное изучение достопримечательностей родного села и его истории.

-обучение происходит в сотрудничестве, что способствует развитию навыков взаимопомощи, взаимовыручки.

Работа по созданию проекта «Мое родное село» заняла более месяца и была разделена на несколько этапов.

Цель, которая была поставлена перед началом работы над проектом, достигнута. "Гиды" значительно расширили свой кругозор, обогатили словарный запас, без боязни вступали как в импровизированные диалоги с встречавшимися иностранными "туристами", так и в дискуссии со своими сверстниками во время защиты проекта в классе, сумев использовать в своей речи весь изученный материал о родном селе.

Учащиеся получили достаточно высокие оценки по проектной деятельности, так как были заинтересованы в разработке и презентации проекта в форме экскурсии. В ходе работы над проектом были использованы видео и аудио материалы, ресурсы сети Интернет, работа со словарями. Газеты , журналы были изготовлены с помощью компьютерных технологий. При подготовке к презентации проекта учащиеся использовали анимацию,изменения и выделения наиболее значимой информации при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого в презентацию добавили фотографии, схемы, таблицы.

Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.

В ролевой игре участие принимали две группы: гиды и иностранные туристы.По результатам проверки устной речи в ходе следующих уроков выяснилось, что произошли изменения в следующем:

-пополнился лексический запас учащихся;

-высказывания стали более логичными;

-реализуются коммуникативные задачи;

-допускаются некоторые лексические и грамматические ошибки, не препятствующие пониманию;

-увеличилось время говорения.

Используемая литература:

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам - М.: АРКТИ 2000.

  2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.- ИЯШ №5, 2003.

  3. Колкова М.К. «Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам» - Санкт-Петербург: изд. «Каро» 2007 год стр.153; стр. 272-281

  4. Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.» - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. стр. 24-36; стр.78-96

  5. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997. - 176с


© 2010-2022