Статья. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка

Статья учителя иностранного языка

МБОУ«Титовская ООШ» Брянского района

Исаковой Г.Е.

В последние годы повышается интерес к изучению немецкого языка. Он является языком международного общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению немецкого языка. Игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

Использование игр, описанных мной в данной статье, помогает на уроках немецкого языка активизировать, закреплять, контролировать и корректировать знания, навыки и умения, создавать условия для активной мыслительной деятельности её участников, стимулировать интеллектуальную деятельность учащихся. Игровые моменты являются мощным стимулом к овладению немецким языком.

С методической точки зрения в игре отрабатывается обычно определенный объем материала, обеспечивается многократное его повторение. Это повторение может осуществляться либо в неизмененном виде (точно повторяется игровое упражнение с участием каждого ребенка), либо материал отрабатывается в новом варианте игры при сохранении общей направленности, что предпочтительнее, так как поддерживает длительный интерес детей к игре. Таким образом, для учителя игра - это аналог упражнения, в котором обеспечивается многократное повторение материала, необходимое для его усвоения. В то время как для детей игра - это интересное, увлекательное взаимодействие с учителем и сверстниками, в процессе которого создание высказывания диктуется внутренними потребностями и сопровождается положительными эмоциями, что способствует успешному усвоению материала.
Продуктивность урока иностранного языка во многом зависит от правильно поставленной задачи урока, от продуманного отбора методических приемов, направленных на реализацию задачи, от оснащенности урока дидактическим материалом и техническими средствами обучения, которые повышают эффективность учебного процесса.

Немаловажную роль играет организационное начало урока. Можно с уверенностью сказать , что продуманное содержание так называемого организационного момента обеспечивает оптимальные условия для успешного проведения всей последующей работы. Особого внимания требуют возрастные особенности учащихся. Ведущей деятельностью дошкольного возраста признается игровая деятельность , младшего школьного возраста- учебная деятельность, подросткового возраста- деятельность общения. Взаимосвязь ведущих видов деятельности названных возрастных этапов наиболее ярко проявляется в 5 классе. Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Игры на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической организации урока.

Лексические игры на уроках немецкого языка

В современной методике обучения иностранным языкам описано огромное количество лексических игр. В данной статье я привожу описание тех из них, которые я неоднократно использовала на уроках немецкого языка, и которые эффективны и интересны детям.

Лексические игры предназначаются для закрепления и усвоения лексических единиц, их активного употребления по определённой теме. Они способствуют расширению у учащихся запаса слов. Из лексических игр активно применяю игры на карточках, игры-соревнования, загадки, кроссворды, тесты, викторины и др.

1. Игра «Какое это слово?» «Welches Wort ist das?» (5 класс, тема: «У наших друзей дома»)

Даётся список немецких существительных. Ученикам нужно подобрать к ним слово (общее) для всех, чтобы получилось сложное существительное.

das Baden

das Kind ? Zimmer

das Spiel

die Arbeit

2. Игра «Укрась слово» «Schmücke das Wort» (5 класс, тема «Старый немецкий город») предназначена для закрепления и усвоения прилагательных. Класс делится на 2 команды. Каждой команде даётся существительное, к которому нужно подобрать как можно больше подходящих определений. Выигрывает та команда, которая подобрала большее количество прилагательных. Например:

1. die Stadt alt, modern, groß, klein, grün, sauber, schmutzig, schön

2. die Straße eng, breit, sauber, grün, schmutzig, groß, klein, alt, schön

3. Игра «Поле чудес» «Das Wunderfeld» ( 5 класс. Тема «Названия профессий») служит для контроля усвоения лексики по теме. Учитель вывешивает на доске картинки с названиями профессий и загадывает одну из них. Ученики должны угадать и вписать по буквам название профессии, которую загадал учитель и которая присутствует на одной из картинок.

4. Игра «Пишущая машинка» «Schreibende Maschine» (6 класс, тема «Расписание уроков») нацелена на развитие внимания и контроля знаний лексики по теме. Пишущая машинка сломалась. Она не пропечатала заглавные буквы. Ученики должны вписать пропущенные буквы в карточке. Побеждает тот, кто первым справился с заданием.

…rdkunde …erken …athematik …unst …eutsch …andarbeit …hysik

5. Игру «Антонимы» «Antonyme» (тема «Улицы города») применяю для расширения словарного запаса у учащихся. Учащиеся должны знать как можно больше прилагательных и наречий, которые необходимы им для описания улиц города. Класс делится на 2 команды. Каждая команда получает карточку со словами, к которым нужно подобрать антонимы. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно справился с заданием.

schmutzig - sauber hier - dort schmal - breit

laut - still hell - dunkel leicht - schwer

eng - breit neu - alt lang - kurz

groß - klein spät - früh hoch - niedrig

schnell - langsam viel - wenig jung - alt

6. Игра «Домино» «Domino» (4 класс. Тема: «Предметы одежды») используется для прочного усвоения лексики по теме. Класс делится на группы. Каждая группа получает карточки с названием предметов одежды. Первый ученик начинает игру словами: «Ich habe hier einen Rock und eine Bluse». Ученик, у которого на карточке есть один из названных предметов одежды, говорит: «Ich habe auch eine Bluse und einen Mantel» и т.д. Выигрывает тот, кто первым освобождается от карточек.

7. Игра «Из слов предложение» «Satz aus Wörtern» может применяться, если нужно проверить знание лексики по теме «В городе зима», 5 класс. Ученикам предлагаются слова, из которых они должны составить предложения. Если ученик хорошо усвоил данную лексику, то он без труда составляет предложение. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

a) Winter, da, ist, der.

b) kalt, es, ist.

c) Schlittschuh, lauft, Junge, ein.

d) im, Winter, es, immer, schneit.

e) die, rodeln, Kinder, gern.

8. Игра «Много слов из одного слова» «Viele Wörtern aus einem Wort». Учитель называет какое- нибудь животное по-немецки. Ученики должны предложить других животных, названия которых начинаются на буквы, составляющие это слово.

Der Hase: der Hund, der Affe, das Schwein, der Elefant

9. Игра «Цветик - семицветик» (2 класс) служит для закрепления прилагательных, обозначающие цвета предметов. Класс делится на 2 команды. Дети друг за другом «срывают лепестки» с ромашки со съёмными лепестками, называют цвет (rot, grün, Schwarz…). Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

10.Игра «Аукцион» «Auktion» (тема: «Школьные принадлежности», 5 класс) показывает насколько прочно дети усвоили лексику по теме. Она вызывает дух соперничества, вырабатывает у детей хорошую реакцию. Учащиеся должны назвать предмет, который учитель показывает по очереди. Удары молоточка заставляют детей работать в быстром темпе, называя эти предметы. Если ученик не называет предмет, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался в игре и последним назвал предмет.

Der Spitzer, das Heft, das Tagebuch, das Buch? Das Lineal, der Bleistift, das Lehrbuch . Образуй из двух групп слов сложные существительные!

Mond Plan

Spiel Licht

Affe Tur

Sonne Kafig

Werk Schein

Flug Zeug

Vogel Ball

Haus Leute

11. Найди названия городов, которые здесь описаны.

In welcher Stadt lebt man schwer? \Schwerin\

In welcher Stadt wird man alt? \Altstadt\

In welcher Stadt gibt es noch Wildtiere? \lowenberg\

Welche Stadt liegt im Norden? \Nordhausen\

Welche Stadt ist reich? \Reichenbach\

In welcher Stadt ist es finster? \Finsterwalde\

In welchen Städten leben Moritz \Moritzburg\

Rudolf \Rudolfstadt\ und Marie \Marienberg\ gern ?

12.Найдите антонимы!

Игроки садятся в круг. Один бросает другому мяч с высказыванием типа Es ist kalt. Игрок реагирует : Es ist heiss. -Mein Ball ist neu. - Mein ist alt.

13. Сложи фразу.Играющие объединяются в группы по два-три человека, получают конверты с карточками , на которых записаны отдельные слова, составляющие фразу. Условие игры- быстрее собрать фразу и по памяти записать её на доске без ошибок.

14.Цветик-семицветик.

Оборудование: ромашка со съёмными разноцветными лепестками.

Речевая задача: развитие умения называть цвета предметов.

Класс делится на две группы. Школьники друг за другом называют цвет лепестка. Если ученик ошибся , все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала..

Перечень игр можно продолжать бесконечно. Каждый учитель использует их избирательно на своих уроках, отдавая предпочтение

некоторым из них в конкретном классе.

Ролевые игры

Ролевые игры завоевывают все большую популярность среди учителей иностранного языка. Ролевые задания- это первый шаг от репродуктивной речи к инициативной. Поскольку такие задания стимулируют школьников самостоятельно решать ту или иную ролевую задачу, их можно отнести к группе игр упражнений с элементами драматизации. Ролевые игры целесообразно использовать в начале урока. При этом учащиеся могут работать в режиме

Класс-ученик

Ученик- ученик

Эффективное значение имеет на уроке игра в учителя. Например, чтобы научить учащихся понимать команды с употреблением лексики школьного обихода. Команды вводятся постепенно, а затем им уделяется время на каком-либо уроке. При этом учитель ставит цель: внимательно слушайте и запоминайте мои команды, чтобы потом исполнить роль учителя. Используется лексика, предоставленная учителем для повторения.

Например: ситуация №1: к нам приехала девочка из ФРГ. Давайте познакомимся с ней. Для большей заинтересованности учащихся задания приносят сказочные герои. Они могут периодически повторяться.

Многократность повторения материала очень трудно провести эффективно, не осуществляя элементы игры, поэтому используя персонажи из учебника для осуществления ролевой игры. Для этого изготовлены пальчиковые куклы с изображением героев:

Immerklug, Frau Stimmt, Herr Fergesslich. Frau Nein, Fraulein Wissbegierig, Herr Bitte.

По считалке : A,E,I,U- aus bist du!

Или : Eins, zwei, drei, vier,

Die Maus sitzt am Klavier.

Am Klavier sitzt eine Maus,

Und du bist draus.

Выбираем ученика, который получает пальчиковую куклу и после того, как ученики произносят речевые образцы с использованием введённой лексики, он либо утверждает , либо отрицает , либо переспрашивает и т. д. в зависимости от того , какую роль выбрал.

«Магазин»

Перед продавцами разложен «товар» : школьные принадлежности, игрушки, овощи и фрукты, в зависимости от того , в какой магазин решили играть.

Класс делится на две команды. Выбирают от каждой команды продавца. Члены команд по очереди ходят в «магазин» соперника с вопросом У: Haben Sie einen Kugelschreiber?

П: Ja, ich habe einen. Nehmen Sie bite!

Выигрывает та команда, которая быстрее раскупит весь товар.

Учитель всегда точно и четко представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра. Большинство приведенных лексических игр рассчитаны на учащихся начального и среднего звена. Педагог всегда может модифицировать игру, ориентируясь на возраст и уровень знаний детей. Использование этих и многих других игровых упражнений помогает педагогу сделать урок эффективным и интересным.



Литература:

1. Галай О.М. Занимательный немецкий для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории.В.Г. Кулиш - Д.: «Сталкер», 2001. - 320с.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Карабанова О. А., Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

4. Кирись В.Н. Игры на уроках немецкого языка: Метод. пособие. /Кирись В.Н.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 78 с.

5. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2004. - 96 с.

6. Перминова Л.М., Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений

Л. М. Перминова. Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216

7. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку,

ИЯШ. - 2004.


© 2010-2022