Семинар по теме Проектная деятельность в образовании и воспитании

Педагогическое проектирование – деятельность педагога по разработке и реализации образовательных проектов. Оно предполагает создание и реализацию педагогических замыслов, направленных на совершенствование образования  в конкретных условиях. Ключевым понятием является педагогический проект. Проект – это всё, что задумывается и всё, что планируется. Первоначально проектирование возникло в строительстве и архитектуре, потом в искусстве.   Проект в переводе с латинского «брошенный вперед». Это совок...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар « Проектная деятельность в образовании и воспитании»


Педагогическое проектирование - деятельность педагога по разработке и реализации образовательных проектов. Оно предполагает создание и реализацию педагогических замыслов, направленных на совершенствование образования в конкретных условиях.

Ключевым понятием является педагогический проект. Проект - это всё, что задумывается и всё, что планируется. Первоначально проектирование возникло в строительстве и архитектуре, потом в искусстве.

Проект в переводе с латинского «брошенный вперед». Это совокупность конструкторских документов, содержащих принципиальное или окончательное решение, дающее необходимое представление об устройстве создаваемого сооружения (изделия) и исходные данные для последующей разработки рабочей документации. Социальное проектирование - это процесс целенаправленного совершенствования социальных систем или организация социальных процессов.

Цель социального проектирования - организация процесса, который дает начало изменениям в социальной среде. Поэтому педагогическое проектирование является одной из сторон социального проектирования, которое направлено на создание и изменение педагогического процесса.

Задачи педагогического проекта:

  1. Обоснование конкретных направлений поиска. Создание условий для развития и воспитания человека. Актуализация его внутренних сил, социального самоопределения и становления.

  2. Прогнозирование и развитие педагогических процессов и систем.

  3. Создание и организация процессов педагогической деятельности, которые позволяют определить желаемые результаты в образовании и реализовать их достижения.

  4. Педагогический анализ. На его основе коррекция педагогической деятельности.

Проектирование в педагогике обосновывает предсказания, разработку и реализацию тех изменений в конкретной педагогической среде, которые способствуют его совершенствованию. Любой педагогический проект - это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, нужных для достижения определенных целей.

Педагогический проект зависит от субъективных особенностей педагога. Существует определенная логика разработки педагогических проектов. В педагогическом проектировании происходит проектирование условий изменения, оно обосновывает ожидаемый результат, а только затем определяются средства и этапы получения результата.

Этапы проекта:

  1. Разработка идеи, начинается с анализа ситуации и определения проблем для решения. Вхождение в ситуацию проектирования.

  2. Разработка методологии проекта. Формулировка цели, идеи, которые, по мнению проектировщика позволяют решать обозначенные проблемы. Эти идеи разрабатываются и конкретизуются в рамках определенной философии.

  3. В соответствии с идеями и ценностями определяется цель проекта, в идеальном обобщенном варианте и возможные цели (в конкретных реальных оценках и в конкретных реальных достижениях).

  4. Формулировка различных гипотетических предположений по реализации целей, а также предполагаемые варианты реализации процесса.

  5. На основе прогностических методов оцениваются предлагаемые для решения варианты, выбирается наиболее эффективный из них.

  6. Этап создания целевых программ или разработка обобщенных моделей действий. Целевое стратегическое планирование. Предложения оцениваются, выбирается наиболее эффективный из них.

  7. Конкретизация задач, которые необходимо решить для реализации замысла проекта. Определяются условия решения, средства для достижения цели. Вариант управления и процесс взаимодействия участников проектирования. Разрабатывается тактика действий, создаются планы для решения задач по различным направлениям.

  8. Определяются способы оценки достижений, на различных этапах реализации проекта. Возможные варианты коррекции педагогических процессов. Конкретизация задач, тактика.

  9. Реализация проекта. Непосредственная организация педагогических процессов, педагогической деятельности с последующим анализом, коррекцией и разработкой проекта.

  10. Обобщение результатов реализации проектов, конкретных продуктов педагогического творчества.

Этапы педагогического проектирования можно представить в виде спирали, т.е. отсутствует жесткая последовательность действий.

Специфика проекта.


  • Ориентирован на результат, а не на процесс, поэтому работу нельзя завершить посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт;

  • Включает разные виды деятельности: определение результата, генерацию идей по его получению, составление плана работ, работу с информацией, работу с людьми, анализ полученных материалов; при этом все составные части проектной деятельности объединены целью;

  • Является практической деятельностью (а не просто её моделированием) - практика в данном случае является системообразующим фактором, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика; основан на активном использовании элементов игры, обеспечивающих повышение мотивации учащихся.

Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчёта, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки и т. д.

Классификация проектов.

  • По количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым;

  • По содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета);

  • По продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини - проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты. Мини - проекты выполняются за период от одного до нескольких учебных занятий (приблизительно одна неделя), среднесрочные проекты - от одной до 4 недель; долгосрочные - от 4 недель до одного года;

  • По доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты.



Семинар по теме Проектная деятельность в образовании и воспитании

1 - определение исходного

2 - идея проекта

3 - осознание

4 - планирование

Идея проекта

Семинар по теме Проектная деятельность в образовании и воспитанииСеминар по теме Проектная деятельность в образовании и воспитании

Субъект Объект

Семинар по теме Проектная деятельность в образовании и воспитанииСеминар по теме Проектная деятельность в образовании и воспитанииСеминар по теме Проектная деятельность в образовании и воспитанииСеминар по теме Проектная деятельность в образовании и воспитании

Профессиональная Творчество Ресурсы Материально-

компетентность техническая

база


План проекта.


Проблема

Цель и задачи

Результат

Сроки реализации

Нормативно - правовая база

Деловые партнеры

Оппоненты

Участ-ники




1. Обоснование социальной проблемы и значимость проекта (0,5 - 2 листа)

2. Цель и задачи проекта.Проблема и цель - антиподы.

3. Ожидаемый результат, где возможно применение проекта.

4. Сроки реализации.

5. Нормативно - правовая база.

6. Список деловых партнеров, кто еще участвует в реализации проекта.

7. Оппоненты.

8. Участники (активные, пассивные).

9. Система управления проектом.

10. План реализации проекта.

11. Система оценки проекта.

12. Приложения (не много).



Технология работы над проектом.


Стадия 1. Диагностика и целеполагание.


Описание операции:

  1. Осознание необходимости проекта.

  2. Обоснование целесообразности операций.

  3. Осмысление сути проекта.

  4. Определение проблемы.

  5. Цель и задачи проекта.

  6. Определение факторов, влияющих на реализацию проекта (внешнюю и внутреннюю).

Управленческо - кадровая проблема реализации:

поиск группы поддержки (с кем работать, кто поможет, кто даст управленческое «добро»).

Приемы и методы реализации проблемы:

  1. Мыслительный процесс (накопление идей о проекте и вокруг проекта).

  2. Обсуждение идеи проекта с теми кто знает, делал или сумел бы сделать проект.

  3. Сбор информации.

Возможный результат деятельности:

мысленное осознание этого проекта.

Вопросы:

  1. Кратко описать проблему, пояснить новые термины и понятия.

  2. История проблемы, серьезность проблемы, как срочно должна быть решена.

  3. Уровень (местный, национальный, региональный) проблемы.

  4. Социальные аспекты проблемы (почему поступают так, а не иначе).

  5. Какое существует правовое регулирование, кто его осуществляет, кем оно регулируется.

  6. Разобраться в экономических интересах, кто заинтересован в решении проблемы.

  7. Какие существуют альтернативные решения проблемы.

  8. Проанализировать какие группы населения, общественные институты вовлечены в эту проблему.

  9. Сделать обзор причин и следствий этой проблемы.




Стадия 2. Планирование.


Описание операции:

1. Систематизация операций.

  1. Определение формы проекта.

Управленческо - кадровая проблема реализации:

поиск группы поддержки (с кем работать, кто поможет, кто даст управленческое «добро»), определение функций группы поддержки, Кто управляет реализацией проекта, кто реализует, для кого и с кем реализуется.

Приемы и методы реализации проблемы:

  1. Изложение накопленных идей в нормативном документе и плане - программе.

  2. Организация работы временного коллектива по реализации проекта.

Возможный результат деятельности:

план - программа.

Вопросы:


  1. Кого проект заинтересует.

  2. Что они получат в случае реализации.

  3. Чем они рискуют.

  4. Какой властью они располагают для поддержки.

  5. Кто оппоненты, какие аргументы будут выдвигать против проекта.

  6. Какие формы используете для отстаивания точки зрения.

  7. От кого зависит решение вопроса.

  8. Кто располагает властью дать то, чего добиваетесь.

  9. Какое ваше влияние на этих людей, что нужно сделать, чтобы повлиять на них.

Сноска:

  1. Составить список всех мероприятий, необходимых для решения задачи.

  2. Сгруппировать их по блокам, функциональным признакам.

  3. Распределить обязанности и назначить ответственных.

  4. Сроки реализации мероприятий.

  5. Необходимые ресурсы.

  6. Определить критерии, по которым можно оценить качество.





Стадия 3. Действие.

Организация руководства проекта, корректировка относительно изменяющихся условий, поэтапное выполнение этапов, планомерные приемы: заседания оргкомитета, контроль и анализ.

Осуществление проекта.

Стадия 4. Аналитическая.

Руководитель организует обсуждение итогов проекта, написание аналитического документа, работа по созданию имиджа, отчет перед людьми, которые помогали в создании проекта.

Работа по образцу.

Наградить и поощрить.

Мыслительный процесс, его изложение в методическом материале, аналитических справках.

Осознание новой идеи проекта, определение жизнеспособности проекта.

Карта проекта (план).


Мероприятие

Срок выполнения

Ответственные

Необходимые ресурсы

Примерная стоимость

Критерий оценки (результат)










Другая форма плана



Срочно

Не срочно

Важно



Не важно






При защите проекта обращается внимание на оригинальность предлагаемых идей, форм и приемов, личную ориентированность в данной проблеме, системность защиты проекта, практическую значимость проекта, логичность и аргументированность выступления.




© 2010-2022