Сюжетно -ролевые игры на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сюжетно -ролевые игры на уроках английского языка

В онлайн-игре Универ можно делать ВСЕ! ЖМИ и играй!


Сюжетно-ролевые игры на уроке иностранного языка

Назаришина А.А.


Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь. Изучение языка другого народа - явление сейчас нередкое. Но поддерживать у школьников желание работать изо дня в день - дело нелегкое. Необходимо создавать условия, при которых обучение английскому языку протекало бы наиболее успешно. Наиболее эффективным средством при изучении иностранного языка на начальном этапе обучения является использование на уроках сюжетно-ролевых игр.

Прием ролевой игры сравнительно недавно вошел в методический арсенал средней школы, поэтому целесообразно остановиться на нем более подробно.

Ролевая игра не имеет в своей основе цельного текста. Для ее осуществления предлагается лишь общий сюжетный ход, распределяются и намечаются их коммуникативные намерения. А дальше следует саморазвивающийся процесс, открывающий широкие просторы для импровизации. Ролевая игра способствует развитию коллективистических качеств учащихся, воспитанию чувства «зависимой ответственности» (А.С.Макаренко), так как для ее успешного протекания важно точное взаимодействие, взаимопомощь и поддержка друг друга.

В современной методике используют следующие разновидности ролевой игры: сюжетного характера, бытового содержания и мировоззренческого содержания.

Ролевое общение реализуется в ролевой игре- виде учебного общения, который организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.

Ролевая игра, как метод обучения иностранному языку, в методическом плане представляет собой учебное задание, содержащее задачу, которое разделяется на три более мелкие: лингвистические, коммуникативные и деятельностные. Также важно соблюдать и принцип постепенного усложнения заданий и нацеливать учащихся сначала на действия по образцу, затем на действие по аналогии с образцом и потом, на самостоятельные действия творческого характера. Игра рассматривается как упражнение, способствующее и формирующее развитие собственного мнения и суждения.

Успешное проведение ролевой игры предполагает четкую подготовку и организацию как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Учитель должен помнить, что его место в ролевой игре «первого среди равных». Его главная задача в том , чтобы открывать возможности для активной речевой деятельности учащихся. В этой связи важным организационным моментом является распределение ролей. Учитель может взять на себя определенную роль, чтобы изнутри и незаметно для учащихся руководить их речевым и неречевым поведением. Следует привлекать к ролевой игре как можно больше учащихся, не игнорируя слабых по языку, давая им на первых порах роли «немногословные».

Подготовка к проведению ролевой игры предполагает так же создание карточек и снабжение ими учащихся. В карточках раскрывается позиция, свойственная данной роли, в ней содержится необходимая информация, касающаяся предыстории события и жизни героя, в карточку включаются также опоры на языке.

Игра дает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, т.к. она обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное), доставляет радость (радость творчества, радость победы) и налагает ответственность на её участников. Игра - универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с ним возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми». Игра универсальна еще и в том смысле, что ее можно применять на любом этапе обучения и с любыми категориями учащихся. Формы игр очень разнообразны. Это лингвистические: грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. С помощью игр можно также развивать наблюдательность, активизировать внимание, память, мышление, развивать творческие способности. В зависимости от целей и задач урока игры могут использоваться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи и т.д.

Игра, в отличие от тренировочных упражнений, позволяет сосредоточиться на языковых формах, концентрирует внимание учащихся на содержание языкового материала, тренирует все навыки и умения, обеспечивает частую повторяемость языковых форм. Все игры обладают высокой степенью наглядности, они дают возможность участнику игры почувствовать язык как средство общения. Желание учащихся общаться достигается путем создания преподавателем конкретных ситуаций и задач, в которых язык необходим.

Разумное применение игровых приемов на уроках иностранного языка и сочетаемость их с другими методическими приемами способствует эффективному и качественному усвоению учебного материала и делает радостным и интересным сам процесс познания, который становится потребностью.

Очень важным моментом в деятельности учителя является создание каждому из учеников ситуации успеха, возможности пережить радость от достигнутого результата, дать детям почувствовать веру в себя и тем самым способствовать дальнейшему продвижению учащихся в их учебной деятельности.

Хотелось бы привести примеры часто используемых игр.


^ Игра для отдыха (Relaxation Game)

Imagine you see a tree with apples on it. Try to get them. They are so high. Stand up! Take them. You can't do it. Raise your hands up! It's so difficult to get the apples. Jump! Is there anything in your hands? Nothing? Jump once more! Now have a rest.


^ Лексико-грамматическая игра «Угадай животное» («Guess the animal»)


Игра используется для развития воображения, творческого мышления, навыков устной речи теме «Аnimals» или навыка употребления общего вопроса с глаголом to be (любая тема).

Учитель начинает рисовать какое-либо животное (или предмет). Ученик должен догадаться какое животное (или предмет) будет нарисовано. Он задаёт вопрос: Is it a cat? (Is it a book?) Затем учитель начинает постепенно дорисовывать , ученик продолжает задавать вопросы пока не отгадает.


^ Лексико-грамматическая игра «Квартира» («Flat»)\

Эта игра на повторение лексики и развитие навыков устной речи по теме «Квартира». Учащиеся работают в группах. Каждой группе дается описание одной из комнат квартиры (спальня, столовая, детская, гостиная) и большой лист бумаги. Учащиеся делят лист на 4 части. Каждая группа рисует комнату по описанию, которое ей выдано, и подписывает названия предметов в комнате. Затем группы меняются карточками с описанием комнат. В конце работы каждая группа должна нарисовать всю квартиру. Карточки с описанием комнат забираются, и каждая группа получает задание устно описать одну из нарисованных комнат.


^ Игра «Укрась елочку» («Decorate the tree»)


Игра используется для отработки умения называть цвета по-английски.

Из картона вырезается елка (или рисуется на доске). Отдельно готовятся шары разного цвета. Учитель (или водящий) обращается к детям с предложением повесить на елку шар любого цвета:"Kate. Decorate the tree!" Ученик прикрепляет шар на елку и говорит:"I decorate the new Year tree with the green ball." Далее учитель просит повесить шар какого-то определенного цвета:'' Тоm , decorate the tree with blue ball!" и т.д.


Список использованной литературы



  1. Зимняя И.А. Технология обучения иностранным языкам в школе./М. :Просвещение,1991


  2. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку/ Мн.: Тетрасистемс, 2003.


  3. Перкас С.В. Ролевые игры на уроке английского языка. ИЯШ №4/9,стр.23


© 2010-2022