Формирование у дошкольников интереса к культурно-историческому наследию

На базе Центра Детского творчества действует Школа раннего творческого развития - это новое интегративное учебно-воспитательное объединение организовано с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание человека культуры начинается с раннего детства. Особое значение для вхождения детской личности в сложный мир культуры имеет старший дошкольный возраст, когда у детей активно формируется начальное познавательное, эстетическое и творческое отноше...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование у дошкольников интереса к культурно-историческому наследию


На базе нашего учреждения действует Школа раннего творческого развития детей - это новое интегративное учеб­но-воспитательное объединение организовано с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошколь­ного возраста. В объединении ШТР обучаются дети от 3х до 6 лет. Воспитание человека культуры начинается с раннего детства. Особое значение для вхождения детской личности в сложный мир культуры имеет старший дошкольный возраст, когда у детей активно формируется начальное познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности, происходит становление интересов к широкому кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта ребенка. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны. В работе мы используем разнообразные методы и приемы нравственного и культурного воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.

Мы живем в Татарстане, поэтому формирование интереса к культурно-историческому наследию мы начинаем со знакомства с культурой родного края.

Приобщение дошкольников с малых лет к культуре родного края - это привитие интереса и любви к народному творчеству, национальному прикладному искусству, народным промыслам и ремёслам, обычаям и традициям. Это также глубокое уважение к культуре народов совместного проживания и к общечеловеческим ценностям как важнейшее условие жизни в открытом гражданском обществе. Именно в этот период важно создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и. художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет архитектура города, в котором живет ребенок. Мы путешествуем по городу Зеленодольск. Детям предлагается рассмотреть фотографии с видами города. Кто видит знакомые места, рассказывает нам об этом учреждении, улице, достопримечательности. Воспитанникам предлагается рассказ об истории данного памятника, объекта или учреждении.

Дети рисуют свой дом, свое окно, свою комнату. Знакомят с двором, игровой площадкой. Описывают дорогу до детского сада, «Малышкиной школы». Мы стараемся подвести их к мысли, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: везде трудится народ; учителя учат; врачи лечат больных, рабочие работают на заводе. Малыши рассказывают, где работают их родители, что производят. Нам интересно «Кем они хотят стать, когда вырастут?» Это очень важно, чтобы дети задумывались о своем будущем, брали в пример своих родителей. С детьми 5-6 лет мы начинаем знакомство с символикой нашего государства. Детям предлагаются разнообразные задания. Я хочу показать вам фрагмент нашей беседы с детьми на эту тему. Все проходит в форме игры. Дети должны разложить в две колонки герб, флаг, Кремль и портрет президентов России и Татарстана. Через игру дети получают знания о стране, людях, которые помогают строить будущее.

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор. Мы читаем сказки разных народов. Рассматриваем рисунки к произведению, находим отличия и делаем вывод; что каждый народ отличается друг от друга, но это не мешает дружить и помогать друг другу. Сказка «Репка» учит дружбе и взаимопомощи, «Красная Шапочка» - быть смелой и внимательной, «Приключения Буратино» - верить в дружбу и в чудеса, «Три поросенка» - быть трудолюбивыми, «Шурале» - быть находчивым и смелым. В каждой сказке мы находим добрые и нужные советы.

Реализация интереса к культурно-историческому наследию происходит не только в учебном процессе, но и в ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. На праздниках в сценарий включаются танцы с элементами движений разных народов. Это создает атмосферу теплоты, способствует развитию интереса, дружеских отношений. Для того чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа. Так как мы знакомим воспитанников с республикой Татарстан, то изучаем родной язык татар - татарский. Они знают вежливые и добрые татарские слова: исэнме(сез) (здравствуй(те), сау булыгыз (до свидания), рэхмэт (спасибо), зинhар (пожалуйста).

Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории у нас начинается с уголка национальной культуры музея в ЦДТ. У татар своя культура, ремесла, золотошвейное искусство, художественная керамика, цветная вышивка, кожаная мозаика, резьба по дереву, художественная обработка металла. В экспонатах музея дети могут увидеть предметы старины: ткацкий станок, предметы домашней утвари, вышитые занавески, покрывала, тюбетейки, рушники. Есть и дедушка и бабушкой в национальной одежде татар: камзоле, кафтане, нагруднике, ичигах. Тяжелые сундуки старинной ковки, самовар. Дети навещают родственников в деревне, где могут встретить уже знакомые предметы. Все это будет узнаваемо. Предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Воспитанники объединения принимали участие в конкурсе росписи тарелок татарским орнаментом. У детей остался интерес и желание к дальнейшему познанию. Теперь они могут узнать знакомый узор.

Дети знакомятся с традициями и обычаями татарского народа: национальной татарской кухней (лапша, белиш, чак-чак); с правилами поведения за столом; праздниками (Навруз, Сабантуй, Джием, Боз карау, Карга туе и др.). Каждое татарское имя имеет свое значение. Дети интересуются, что означает его имя. Например, Батыр - «сильный», Айсылу - «луна-красавица», Алмаз - «Очень сильный, непреклонный»,Айрат -«лесной житель» и т.д..

Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры. Народные игры (подвижные, хороводные, настольные, забавы). Настольно-печатные: «Укрась калфак» (тюбетейку, жилетку), «Узоры на покрывале», домино «Татарские узоры», «Татарское лото», «Придумай наряд для куклы», «Составь узор». Хочу рассказать о настольной игре «Придумай наряд для куклы». Воспитанникам предлагаются две куклы: мальчик и девочка. Надо правильно подобрать одежду какого-либо народа страны. Например, русского, татарского, украинского. Иногда дети выражают желание создать свой наряд. В этом случае они могут реализовать свою фантазию, украсив одежду своим узором.

Обязательно знакомим с героями, которые проживали в г.Зеленодольске. В нашем музее собрано много материала, посвященного жителям города, которые были участниками Великой Отечественной и Афганской войн.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания педагога не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности педагога



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Зеленодольского муниципального района республики Татарстан»




Доклад на тему:

«Формирование у дошкольников интереса к культурно-историческому наследию».




Автор: Тухватуллина Рания Ахметовна,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «Центр детского творчества

Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан













г.Зеленодольск


2012 год












© 2010-2022