- Преподавателю
- Иностранные языки
- Правовое воспитание на уроках английского языка
Правовое воспитание на уроках английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Чертыгашева Ф.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Чертыгашева Фаина Анатольевна,
учитель английского языка, МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева
Правовое воспитание на уроках английского языка
«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. [4]
Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны [1].
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения - это часть гражданского воспитания. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности [1].
Актуальность темы состоит в том, что сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Деятельность правового государства осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан [2]. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо формировать правовую культуру человека в результате правового воспитания.
Правовое воспитание это - система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры,
цель которой - дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы [3]. Цель, в свою очередь, предполагает задачи правового воспитания, в которые входит формирование:
-
знаний о праве;
-
внутреннего уважения к праву;
-
умения применять правовые знания на практике;
-
привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями [2].
К формам правового воспитания относятся:
-
правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
-
правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
-
правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
-
юридическая практика [2].
Формы правового воспитания могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.) [2].
В современном обществе каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости. Не секрет, что в нашей стране права детей регулярно нарушаются. И это несмотря на существовании Декларации прав ребенка! Поэтому одна из целей правового воспитания молодежи - научиться отстаивать свои права перед обществом [1].
На уроках английского языка реализуются задачи, способствующие правовому воспитанию ребенка (УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English"):
-
в 8 классе ребята знакомятся с отрывком романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр», в котором героиня романа сталкивается с множеством трудностей, включая ущемления ее прав, как в учебном заведении, так и в семье. Учащиеся проводят исследование и сравнивают права человека в XIX и XXI веках, благодаря чему стремятся узнавать о своих правах в современном обществе, а также учатся уважать, ценить и соблюдать права других людей;
-
учащиеся 9 классов обсуждают Всеобщую декларацию прав человека, что способствует формированию общего представления о правах людей по всему миру, поскольку некоторые дети не имеют представления о своих правах или относятся к ним, как к формальности. Ребята также проводят сопоставительный анализ прав человека в России и англоязычных странах, таких как Англия и США, в результате чего расширяется кругозор в области правоведения в России и за границей. Стоит отметить, что ребята готовили презентацию прав, которые они хотели бы иметь в нашей стране, в результате чего выяснилось, что большинство учеников желают получить водительское удостоверение в 15 лет, как это делают в США;
-
в 10 классе школьники рассуждают о несогласии в семье, конфликтах с родителями. В ходе прохождения темы учащиеся знакомятся с Декларацией прав ребенка, о правах ребенка в семье, тем самым углубляя свои знания о правах детей в мире.
-
ученики 11 класса затрагивают тему не только о своих правах, но и об обязанностях, благодаря чему стремятся уважать и соблюдать права других людей, узнают о своих обязанностях, учатся уважать и соблюдать законы, культуру.
В заключение стоит отметить, что меры, направленные на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры применяются в образовательном процессе, а именно на уроках английского языка, что в свою очередь также способствует формированию правового государства.
Литература
-
womanadvice.ru/pravovoe-vospitanie-shkolnikov#ixzz2wWIb8eT1
-
grandars.ru/college/pravovedenie/pravovoe-vospitanie.html
-
studylaw.narod.ru/tgp1/r3/tgp1_3_12_4.htm
-
wordshow.ru/search