• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Методическая разработка теоретического занятия. По теме: «Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение» по дисциплине: ОП. 01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Методическая разработка теоретического занятия. По теме: «Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение» по дисциплине: ОП. 01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка теоретического занятия. По теме: «Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение» по дисциплине: ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»Методическая разработка теоретического занятия. По теме: «Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение» по дисциплине: ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»Методическая разработка теоретического занятия. По теме: «Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение» по дисциплине: ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»Методическая разработка теоретического занятия. По теме: «Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение» по дисциплине: ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»Методическая разработка теоретического занятия. По теме: «Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение» по дисциплине: ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»Методическая разработка теоретического занятия. По теме: «Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение» по дисциплине: ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»



«СОГЛАСОВАНО»

протокол методической цикловой комиссии

от ______________20__г №___

Председатель ЦМК

__________________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«_____» _______________ 2015 г.




Методическая разработка

теоретического занятия

По теме: «Краткая история латинского языка, его роль в медицине и

общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской

терминологии. Подсистемы медицинской терминологии»

по дисциплине: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской

терминологией

для специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»

курс: I




Ф.И.О. автора: Фомина Ирина Львовна



Уч. год 2015 - 2016


  1. Пояснительная записка.

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской

терминологии. Подсистемы медицинской терминологии».

Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и рабочей программой дисциплины ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» способствуя формированию следующих компетенций:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

  • ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

  • ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

  • ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

  • ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.

Методическая разработка содержит информацию об основных этапах, методах и формах обучения необходимых для изучения данной темы.



  1. Содержание:


  1. Методический блок


  1. Информационный блок


  1. Блок контроля



  1. Методический блок

Технологическая карта


  1. Тема: Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии.


  1. Наименование учебной дисциплины: ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»


  1. Цель: На первом занятии заложить основу для понимания и грамотного письменного и устного воспроизведения анатомических, фармацевтических и клинических терминов.

В результате освоения темы обучающийся должен

Знать:

  • Историю латинского языка и латинской письменности и их роль в русской и европейской истории и культуре.

  • Иметь представление о генеалогической, типологической характеристике латинского языка; периодах развития латинского языка.

Уметь:

  • Определить значение латинского языка для студента - медика.


  1. Формируемые профессиональные компетенции

  • ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

  • ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

  • ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

  • ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.


  1. Схема интеграционных связей УД и ПМ:

  1. Междисциплинарные связи: ПМ

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий

Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии.Дисциплина

ОП.02. Анатомия и физиология человека

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ОП.07. Фармакология

ПМ.03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях


  1. Внутридисциплинарные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией  морфология латинского языка; элементы грамматики латинского языка; анатомическая, фармацевтическая терминология; конструирование клинических терминов; химическая номенклатура.

  1. Оснащение занятия:

  1. Методическое: Методическая разработка теоретического занятия.


  1. Методы и приемы

Метод

Основное назначение

Уровень усвоения

Приёмы

Мотивация

Объяснительно-иллюстративный

Организация усвоения информации обучающимися, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

α-I

Словесные:

беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение.

Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

Репродуктивный

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

α - II

α - III

Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.

Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

α - II

α - III

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

Частично-поисковый

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.

α - III

Эвристическая беседа, работа с книгой, доказательства, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.


  1. Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы:

п/п

Дисциплина

/профессиональный модуль

(при необходимости по разделам/МДК)

с указанием специальности

Вид

занятий

Наименование учебно-методической литературы (автор(ы), место издания, издательство, год издания,

кол-во страниц)

Кол-во

студ./

кол-во

экземпляров

Обеспеченность,

%

Наличие электронной версии

Примечание*

Обязательная литература

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Теоретическое

Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник/ Ю. И. Городкова - 25-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 256с. - (Среднее профессиональное образование)

25 / 25

100

+


Дополнительная литература

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Теоретическое

Латинский язык: для медицинских колледжей и училищ/ В. И. Кравченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015 - 396с. - (Среднее медицинское образование)

25 / 5

20

+


    Основы латинского языка с медицинской терминологией: учебник/ Ю. Ф. Панасенко. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2015. - 352с.

    25 / 10

    45

    +


      Латинский язык и основы медицинской терминологии/ Л.Ю. Смольская. - К.: ВСИ «Медицина», 2011. - 456с.

      25 / 1


      +


      Хронокарта теоретического занятия:

      п/п

      Структурные элементы занятия

      Время

      (мин.)

      Деятельность

      преподавателя

      Деятельность

      обучающихся

      Организационная часть занятия

      3

      Приветствие.

      Проверяет готовность обучающихся к занятию, их внешний вид, наличие тетради для конспекта лекции. Фиксирует отсутствующих, выясняет причины.

      Приветствие.

      Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на успешную работу.


      Сообщение темы лекции и развернутого плана

      3

      Сообщает тему и развернутый план занятия.

      Записывают тему и развернутый план занятия.

      Начальная мотивация учебной деятельности (вызвать у студента интерес к восприятию новой темы)

      7

      Обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы,

      цели и задачи, стоящие перед обучающимися, важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом.

      Слушают, записывают, задают вопросы.


      Сообщение и усвоение новой темы (восприятие, осмысление, закрепление)

      70

      Раскрывает содержание темы.

      Излагает теоретический материал на основе взаимопонимания, задает вопросы обучающимся, отвечает на вопросы.

      Слушают изложение материала, записывают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателя.

      Рефлексия (самооценка и самоконтроль обучающихся)

      5

      Задает вопросы обучающимся. Выслушивает и корректирует ответы. Контролирует конспекты лекции обучающихся.

      Систематизируют полученную информацию.

      Отвечают на вопросы преподавателя, используют конспекты

      Заключительная часть

      1



      1. Информационный блок


      1. Теоретическое занятие:

      Актуализация:

      Латинский язык является основой профессионального терминологического и понятийного языка врачей. Знание латинского языка и основ медицинской терминологии необходимо для формирования необходимой базы знаний и умений, для овладения огромной и многопрофильной медицинской терминологией, что будет востребовано на последующих курсах в ходе изучения специальных дисциплин. Кроме того, знание медицинских терминов греко-латинского происхождения и основ латинской грамматики существенным образом облегчает студентам чтение и понимание специальной литературы на многих иностранных языках, а также изучение самих этих языков. Таким образом, дисциплина важна и для научной работы, и для профессиональной деятельности медицинского работника.

      Мотивация:

      Овладение компетенциями в рамках изучения латинского языка и основ медицинской терминологии необходимо при освоении теоретических и практических курсов общепрофессиональных и клинических дисциплин.

      Текст лекции

      Латинский язык (Lingua Latina) - мертвый язык, то есть такой, на котором в настоящее время не говорит ни один народ. Кроме латинского, есть и другие мертвые языки: например, древнегреческий и санскрит. Несмотря на это, латинский язык занимает важное место в современной системе образования, изучается как в высших учебных заведениях, так, в ряде стран, и в гимназиях и школах. Такая востребованность латыни обусловлена исторически.

      Латинский язык принадлежит к италийской ветви индоевропейской семьи языков.

      Название «латинский» восходит к племени латинов (одно из племен Апеннинского полуострова), населявшему небольшую область Лаций (Latium), расположенную в нижнем течении реки Тибр. Центром этой области в VIII в. до н. э. стал город Рим, поэтому жители Лация называли себя также «римляне». К северо-западу от римлян жили обладавшие высокоразвитой цивилизацией этруски, которые оказали значительное влияние на культуру зарождающегося римского государства. В латинский язык вошло много этрусских слов. К какой языковой семье относится этрусский язык, до сих пор неизвестно науке (этрусские надписи не расшифрованы). Другие же языки Италии, важнейшими из которых являются осский и умбрский, родственны латинскому и постепенно были им вытеснены.

      В своем историческом развитии латинский язык прошел несколько этапов (периодов):

      1. Период архаической латыни: от первых сохранившихся письменных памятников до начала I в. до н. э. Древнейшие памятники датируются примерно VI в. до н. э., и их очень немного. Это отрывок сакральной надписи на обломках черного камня (найден в 1899 г. при раскопках Римского форума); надпись на так называемой пренестинской фибуле (золотой застежке, найденной в 1871 г. в городе Пренесте, недалеко от Рима); надпись на глиняном сосуде, известная как надпись Дуэноса. Значительно возрастает число памятников, начиная с III в. до н. э. Это связано с ростом могущества Рима, покорившего в это время большую часть Италии. Завоевание греческих городов на юге Италии привело к проникновению в римское общество элементов греческой культуры и образованности, что стимулировало появление литературных произведений и на латинском языке. Начало этому процессу было положено пленным греком, впоследствии вольноотпущенником, Ливием Андроником, который перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера. Из латинских авторов этого периода нам известны имена драматурга и писателя Гнея Невия (сохранились отрывки комедий), эпического поэта и драматурга Квинта Энния (сохранились отрывки из разных произведений); крупнейшими же представителями архаического периода в области литературного языка являются комедиографы; Тит Макций Плавт (ок. 254-ок. 184 до н. э.), от которого сохранилось 20 комедий целиком и

      одна в отрывках; Публий Теренций Афр (190-159 до н. э.), от которого до нас дошли все шесть написанных им комедий. Кроме того, от середины III-начала II в. до н. э. дошли многочисленные надгробные надписи и официальные документы. Все это дает богатейший материал для изучения характерных черт архаической латыни.

      2. Период классической латыни: от первых выступлений Цицерона (81-80 до н. э.), так как в его прозе латинский язык впервые приобрел ту грамматическую и лексическую норму, которая и сделала его «классическим», до смерти Августа в 14 г. н. э. Этот период представлен блестящей плеядой авторов. В ораторской прозе это прежде всего, как уже было сказано, Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.); в исторической прозе-Гай Юлий Цезарь (100- 44 до н. э.). Гай Саллюстий Крисп (86-35 до н. э.), Тит Ливий (59 до н.э.- 17 н. э.); самыми знаменитыми поэтами этого периода были: Тит Лукреций Кар (ок. 98-ок. 35 до н. э.). Гай Валерий Катулл (ок. 87-ок. 54 до н. э.), Публий Вергилий Марон (70-19 до н. э.), Квинт Гораций Флакк (65 - 8 до н.э.), Публий Овидий Назон (43 до н.э.- 18 н. э.). Благодаря последним трем поэтам, расцвет творчества которых совпал с периодом правления Августа, а также другим талантливым поэтам этого времени (Тибулл, Пропорций), эпоха Августа получила название золотого века римской поэзии.

      В большинстве высших учебных заведений нашей страны изучается латинский язык именно этого периода -классическая латынь.

      3. Период послеклассической латыни: I -II вв. н. э. Наиболее известные авторы этого периода: Луций Анней Сенека (ок. 4 до н. Э.-5 н. э.) - философ и поэт-драматург; Марк Валерий Марциал (ок. 42-ок. 102) и Децим Юний Ювенал (ок. 60-после •127)-поэты-сатирики: Гай Корнелий Тацит (ок. 55-ок. 120) - самый знаменитый из римских историков; Апулей (ок. 124-?)- философ и писатель. Язык этих писателей отличается значительным своеобразием в выборе стилистических средств, однако грамматические нормы классической латыни при этом почти не нарушаются. Поэтому деление на классический и послеклассический период имеет скорее литературоведческое, чем лингвистическое значение.

      4. Период поздней латыни: III-VI вв. - эпоха поздней империи и возникновения после ее падения (476) варварских государств. Античные традиции в литературном творчестве этой поры, за редкими исключениями, угасают. Как исторический источник сохраняют значение сочинение Аммиана Марцеллина (ок. 330-400) и не во всем достоверные биографии римских императоров (Scriptores historiae Augustae). Существенным фактором в духовной жизни периода поздней империи становится распространение христианства и появление христианской литературы на латинском языке - Иероним (ок. 348-420), Августин (354-430) и др. В произведениях поздних латинских авторов находят место уже многие морфологические и синтаксические явления, подготовляющие переход к новым романским языкам.

      Период формирования и расцвета классического латинского языка был связан с превращением Рима в крупнейшее рабовладельческое государство Средиземноморья, подчинившее своей власти обширные территории на западе и юго-востоке Европы, в северной Африке и Малой Азии. В восточных провинциях римского государства (в Греции, Малой Азии и на северном побережье Африки), где к моменту завоевания их римлянами были широко распространены греческий язык и высокоразвитая греческая культура, латинский язык не получил большого распространения. Иначе обстояло дело в

      западном Средиземноморье.

      К концу II в. до и. э. латинский язык господствует не только на всей территории Италии, но в качестве официального государственного языка проникает в покоренные римлянами области Пиренейского полуострова и нынешней южной Франции, где тогда была римская провинция - Gallia Narbonensis - Нарбонская Галлия. Покорение остальной Галлии (в целом это территория современных Франции, Бельгии, отчасти Нидерландов и Швейцарии) завершилось в конце 50-х гг. I в. до н. э. в результате длительных военных действий под командованием Юлия Цезаря. На всех этих территориях распространяется латинский язык, притом не только через официальные учреждения, но и в результате общения местного населения с римскими солдатами, торговцами, переселенцами. Так происходит романизация провинций, т. е. усвоение местным населением латинского языка и римской культуры. Романизация идет двумя путями: сверху, в частности, через открытие римских школ для детей местной знати, где обучали литературному латинскому

      языку; и снизу, через живое общение с носителями разговорного латинского языка.

      Латинский язык в его народной (разговорной) разновидности - так называемая вульгарная (в значении - народная) латынь - явился языком-основой для новых национальных языков, объединяемых под общим названием романских (от лат. Romanus «римский»). К ним принадлежат итальянский язык, создавшийся на территории Апеннинского полуострова в результате исторического изменения языка латинского, французский и провансальский языки, развившиеся в бывшей Галлии, испанский и португальский - на Пиренейском полуострове, ретророманский - на территории римской колонии Реции (в части нынешней Швейцарии и северо-восточной Италии), румынский - на территории римской провинции Дакии (нынешняя Румыния), молдавский и некоторые другие.

      Значение латинского языка для постепенного и длительного формирования новых западноевропейских языков сохраняется и после падения Западной Римской Империи.

      На протяжении всех средних веков и позже латинский язык являлся языком католической церкви.

      Исключительна роль классического латинского языка в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), когда гуманисты, бывшие представителями прогрессивного течения в ранней западноевропейской культуре, проявляли огромный интерес к античности и когда писатели, пользуясь латинским языком, стремились подражать античным образцам, особенно языку Цицерона. Для примера достаточно назвать имена писавших на латинском языке Томаса Мора (1478 - 1535) в Англии, Эразма Роттердамского (1466 - 1536) - в Голландии, Томмазо Кампанеллы (1568 - 1639) - в Италии.

      Латинский язык становится в этот период важнейшим средством международного культурного и научного общения. Многовековое распространение латинского языка вызывало необходимость основательного изучения его в школах, составлялись словари, издавались переводы; это также содействовало проникновению соответствующей латинской лексики в новые западноевропейские языки.

      Вплоть до XVIII в. латынь оставалась языком дипломатии и международным языком науки. В частности, на латинском языке составлен первый документ в истории русско-китайских отношений - известный Нерчинский договор 1689 г. На латыни писали свои сочинения голландский философ Б. Спиноза (1632 - 1677), английский ученый И. Ньютон (1643 - 1727), М.В.Ломоносов (1711 - 1765) и многие другие.

      Был период в культурной жизни Европы, когда без знания латинского языка невозможно было получить образование.

      В настоящее время значение латинского языка, естественно, не столь велико, тем не менее он играет весьма важную роль в системе образования.

      Латинский язык, безусловно, необходим историку, притом не только специалисту по античной истории, что само собой разумеется, но и изучающему эпоху средневековья, все документы которой написаны на латинском языке.

      Не может обойтись без изучения латинского языка и юрист, так как римское право легло в основу современного западноевропейского права и, через посредство византийского, оказало влияние на древнейшие источники русского права (договоры русских с греками, Русская правда).

      Не подлежит сомнению необходимость изучения латинского языка в медицинских и ветеринарных институтах, на биологических и естественных факультетах университетов.

      В заключение необходимо заметить, что латинский язык, наряду с древнегреческим, и в настоящее время служит источником для образования международной общественно - политической и научной терминологии.

      Изучаемые вопросы:

      Уровни освоения:

      1. О Риме и латинском языке.

      α - II

      1. История латинского языка и латинской письменности, их роль в европейской и русской истории и культуре.

      α - II

      1. Генеалогическая, типологическая характеристика латинского языка.

      α - I

      1. Периоды развития латинского языка.

      α - I

      1. Значение латинского языка для студента - медика.

      α - II


      1. Контролирующий блок

      • Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала:

      • В каком веке появилось государство Древний Рим?

      • На какие страны распространялось римское владычество в период Римской империи?

      • Какие два языка называют «классическими»?


      • Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:

      • Какую страну называют «колыбель медицинской науки»?

      • На каком языке велось преподавание медицины в средневековой Европе?

      • Сколько периодов существования латинского языка выделено учеными?

      • Чем обусловлено сходство латинского, немецкого, английского, французского языков?

      • К какой языковой семье относится латинский язык?

      • Какой период называют периодом «золотой латыни»?

      • Когда появляются романские языки и каково их отношение к латыни?

      • Что такое «вульгарная латынь»?

      • На каком языке читал лекции Парацельс?

      • На каком языке написан классический труд Н.И. Пирогова?


      • Рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы



      © 2010-2022