Статья Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подхода

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подходаСтатья Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подходаСтатья Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подходаСтатья Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подходаСтатья Анализ урока с точки зрения системно-деятельностного подходаАнализ структуры урока английского языка в 4 классе по теме «Степени сравнения прилагательных» (УМК Биболетовой М.З.) с точки зрения системно - деятельностного подхода.

Сегодня учитель - это специалист, для которого очень важно уметь выстраивать свою работу в соответствии с быстро меняющимися запросами общества. Мы постоянно находимся в поиске наиболее эффективных методов, приемов и технологий обучения. Стандарты нового поколения требуют от нас обеспечения развития личности ребенка на основе усвоения универсальных способов деятельности. На мой взгляд, для педагога это более сложная задача, чем репродуктивное обеспечение усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков, следовательно, перед каждым учителем стоит задача: отбор и оптимальное использование педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта. Мне, как педагогу, приходится тоже решать эту задачу. И сегодня хочу поделиться опытом работы в этом направлении.
Новые образовательные стандарты предъявляют четкие требования к деятельности ученика на уроке. Это, прежде всего:

  • способность к самоорганизации в решении учебных задач

  • прогресс в личностном развитии

  • умение решать учебные задачи на основе сформированности предметных и универсальных способов деятельности

Всё это хорошо реализуется с помощью применения системно-деятельностного подхода.

Сегодня я предлагаю Вам вспомнить структуру урока и особенности некоторых его этапов в технологии системно - деятельностного подхода на примере одного из своих уроков.

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение в деятельность;

• выделение содержательной области.

Как это делаю я:

УМК Биболетовой М.З.

7 класс

Unit 1. Section 1 (тема: Всемирное соревнование подростков)

-Do you like to compete?

-Why?

-Do you like to win a competition?

-What competitions do you prefer to take part in?

Unit 1. Section 2(Описываем людей, описываем себя)

-How do you describe yourself?

-Are you shy?

-Are you brave?

-What else can you tell us about yourself?

-How would you describe your close friend?

Unit 1. Section 3(Что бы ты хотел поменять в себе?)

-Do you like yourself?

-Would you like to change anything in yourself?

-Do you want to be cleverer?

-Do you want to have a good figure?

4 класс

Unit 1.Section 1(Мой любимый сезон)

-What is your favourite season?

-Why?

-What do you like to do in summer (winter…)?

Unit 3.Section 3(Животные в городе и в деревне)

-Do you like animals?

-Why?

-What animals do you like?

Unit 2.Section 1(Описываем свой дом)

-Do you live in a flat or in a house?

-Do you like your flat (house)?

-Have you got a room of your own?

-Do you like it?

7 класс.Unit 3.Section 3(Идеальная школа)

-Do you like our school?

-Why?

-Do you like the teachers?

7-8-9 класс, на разных уроках:

-Do you want to be famous? Why?(тема: Успешная личность)

-Do you like to read books?

-Do you like to travel?

Таким образом, все вопросы адресованы к личности учащегося, его интересам и к его окружению.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; обозначение темы и цели урока.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

Во 2 четверти в 4 классе (УМК Биболетовой М.З.) есть лексическая тема «Город и деревня» (Unit 3,section 1). Во 2 секции вводится тема «Степени сравнения прилагательных». Вот как я подвожу детей к этой теме. После введения соответствующей лексики я задаю детям на дом выучить по желанию стихотворение «The country and the city». Следующий урок начинаем с проверки домашнего задания - дети рассказывают стихотворение. После этого я задаю им вопросы:

-What is the poem about? (ответ: the country and the city)

-What is there in the city? (ответ: tall houses, small gardens)

-What is there in the country? (ответ: small houses, big gardens)

После этого задаю вопрос: «Что мы сейчас с вами делали?» (предполагаемый ответ -«сравнивали»). Если сразу никто не догадался так ответить, то пишу на доске:

small houses - big houses

small gardens - big gardens

Прошу подумать. После этого хоть кто-то обязательно произнесёт заветное слово «сравнивали»… Далее прошу детей составить предложения типа «Дома в городе выше чем в деревне», и вот тут обозначается «проблема» - мы не умеем пока этого делать на английском языке… Таким образом подвожу детей к обозначению темы урока: «Степени сравнения прилагательных» и соответственно к переходу на следующий этап урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

Этот этап урока я объясню на примере того же урока в 4 классе про степени сравнения прилагательных. Предлагаю детям презентацию, в которой даны готовые предложения на английском языке с односложными прилагательными в сравнительной и превосходной степени с соответствующими картинками. Предлагаю им самим прочитать и попытаться перевести предложения типа:

The dog is bigger than the cat.

The cat is smaller than the dog.

The mouse is the smallest.

The dog is the biggest.

Мои дети отлично справились с данным заданием, и им не составило уже труда вывести правило образования степеней сравнения у односложных и некоторых двусложных прилагательных в английском языке.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• Выполнение заданий с проговариванием. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием.

Продолжу Вам рассказывать на примере того же самого урока. Предлагаю детям заполнить схемку в парах:

Положит-я Сравнит-я Превосходная

Затем предлагаю сравнить с образцом, данным в презентации. Практически все дети справились. Эти схемки остаются у детей. Аналогичную схемку дети заполняют и на следующем уроке, когда будут знакомиться уже с образованием степеней сравнения у многосложных прилагательных.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

На этом этапе урока я предложила детям выполнить письменно упражнения на закрепление данной темы по учебнику на выбор (упр.22 или упр. 23, стр. 40), предварительно не обратив их внимание на орфографические особенности прибавления суффиксов степеней сравнения к некоторым прилагательным в упр. 21(см.Презентацию), который находился у учащихся перед глазами и об использовании которог они должны были догадаться сами 9что и случилось). И лишь после выполнения предложенных а выбор заданий я обратилась к учащимся с вопросом почему в упр.21 имеются выделенные жирным шрифтом отдельные буквы. Далее следовало выявление учащимися орфографических правил прибавления суффиксов к некоторым прилагательным. самопроверка по образцу в презентации.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования (Мальвина, Буратино, Пьеро…). Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам (см. Презентацию).

На данном этапе урока я предложила детям сравнить себя с одноклассниками и составить предложения со степенями сравнения, используя следующие прилагательные: tall, strong, short, funny. Тут учащиеся смогли вспомнить правило по использованию глагола to be в Present и с удовольствием составляли предложения типа: I am taller than Masha.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

В начальных классах я использую наиболее лёгкий и понятный детям способ рефлексии «светофор»- с помощью магнитной доски и магнитов красного, жёлтого и зелёного цвета: красный цвет учащиеся выбирают, если испытывают значительные затруднения в понимании материала, жёлтый магнит - если испытывают небольшие затруднения, и зелёный магнит - если уверены, что отлично всё поняли и могут применять в упр. Таким образом на доске становится видно какой цвет сегодня «горит» у светофора ярче..(см.Презентацию)

Таким образом, я определила для себя педагогические технологии, с помощью которых можно реализовать новые требования в соответствии с системно - деятельностным подходом:

-технология проблемного обучения,

- технология проектного обучения,

-информационно - коммуникационные технологии

В своей работе я использую системно-деятельностный подход на всех этапах урока. В начале урока предлагаю ребятам самостоятельно определить тему урока по картинке с сюжетом, схеме-опоре, отрывку из видео. Разминка также проходит динамично - мы составляем скороговорки из отдельных частей, объясняем значения пословиц примерами из собственного опыта.

В основной части урока использую работу с лексикой с помощью различных лексических игр (лексическая змейка, снежный ком, сканворды и др.), задания по тексту нестандартного характера (метод пирамиды, различные опорные схемы, перенос текстовых ситуаций в реалии современности), изучение грамматики в ситуациях общения, проведение разминки (релаксационной паузы), использование ИКТ почти на каждом уроке, самоанализ и самопроверка; стараюсь осуществлять подбор заданий, при выполнении которых учащиеся максимально смогут раскрыть свои творческие способности.

На завершающем этапе постоянно прошу детей самостоятельно сделать выводы, интересуюсь, какие задания были для них наиболее интересными или трудными. Стараюсь, чтобы домашнее задание было творческим, посильным и носило индивидуальный характер.



© 2010-2022