Курсовая работа Мотивация учения как личностный результат обучения иностранному языку в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курсовая работа Мотивация учения как личностный результат обучения иностранному языку в начальной школеСодержание

стр.

Введение.______________________________________________________ 3

1.Компетентностный подход. Система компетентностей в образовании._ 4

2.Мотивация учения как аспект компетентностного подхода.__________ 6

3.Анкетирование учащихся 2-4 классов с целью выявления внутренних мотивов при изучении английского языка.__________________________ 8

Выводы._______________________________________________________ 9

Список использованной литературы.______________________________ 10









Введение

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация младших школьников - это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой - с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы и является решение проблемы мотивации учения школьника.

Формирование мотивации - это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Мотивы учения определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи.

Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую оценку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди сверстников, получить специальность, желание быть полезным.

Задача состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.

В жизни школьников достаточно много мотивов, которые тормозят учение, отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношение к школе. Среди них: отсутствие желания учиться, неумение учиться, неумение организовать свой учебный труд, отставание в учебе, недостаточные знания, умения и навыки, недисциплинированность, отрицательное влияние друзей и семейной обстановки. Поддержать ученика, помочь ему обрести уверенность в своих силах - главное в работе учителя. Ведь нет школьника, ни младшего, ни подростка, ни старшеклассника, который хотел бы плохо учиться, быть неуспевающим.

1.Компетентностный подход. Система компетентностей в образовании.

Компетентностный подход- один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования в России развитых странах мира. Известные международные организации, которые работают в сфере образования, последние десятилетия изучают проблемы, связанные с появлением компетентностно-ориентированного образования.

Использование в современной педагогической литературе указанных в названии материала терминов тесно связано с процессом переориентации российского образования со «знаниевого» на компетентностный подход , что является необходимым условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.

Часто синонимически используемые понятия «компетенция» (не следует путать с правовым значением слова: «компетенция органов местного самоуправления» и пр.) и «компетентность» необходимо различать:

  • Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

  • Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Об этом подробно рассказывается, например, на страницах учебного пособия для вузов «Основы педагогического мастерства» Л.В. Заниной и Н.П. Меньшикова, а также в статьях Д.А.Иванова и др.

Если обратиться к словарям, то наиболее часто употребляемое словосочетание со словом «компетентность» профессиональная компетентность учителятрактуется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

Подобное определение дает и канд. пед. наук, ст. н. сотрудник лаб. дидактики Института Теории образования и Педагогики РАО, Генике Е.А. в своей книге «Профессиональная компетентность педагога», указывая на то, что соотношение этих составляющих должно быть равномерным. Это и будет интегративной компетентностью педагога.

Что касается наиболее употребительного словосочетания «ключевые компетенции», то в европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» они определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества».

Система компетентностей в образовании представлена:

1.ключевыми-надпредметными (межпредметными) компетентностями, которые определяются как способность человека совершать сложные полифункциональные, полипредметные виды деятельности, эффективно решая соответствующие проблемы;

2.общепредметными-их ученик приобретает в процессе изучения содержания различных областей образования;

3.предметными-их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета.

Среди большого количества компетентностей Л.Чернигова выделила такие блоки ключевых компетентностей:

1.социальные (связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности);

2.мотивационные (связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности);

3.функциональные (связаны со сферой знаний, умением оперировать знаниями).

Формирование мотивационной компетентности учеников- это процесс создания последовательности специальных ситуаций, которые ориентированы на интеграцию опыта педагога и учащегося по развитию компетентности в области мотивации учения, а также рефлексивных ситуаций.

2.Мотивация учения как аспект компетентностного подхода.

Сегодня педагоги России, несмотря на теоретические трудности, активно занимаются изучением, осмыслением, внедрением компетентностного подхода в школьную жизнь. В педагогический язык вошли словосочетания «цивилизационная компетентность», «гражданская компетентность», «коммуникативная компетентность», «информационная компетентность» и др.

Отдельные компетентности называют ключевыми, например, коммуникативная компетентность. Ее выделение в качестве ключевой ученые объясняют как потребностями самой сферы образования, так и общественными запросами. Последние находят выражение в том, что все возрастающая неопределенность в быстро меняющемся мире требует от человека при принятии решения способности быстро оценивать ситуацию, свои возможности и меру своей ответственности. Коммуникативная компетентность позволяет человеку в современных условиях достигать общественных и профессиональных успехов. Это есть характеристика личности человека, его способность, которая проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практические ситуации.

В своем исследовании В.П.Гурова обращается к такому аспекту компетентностного подхода, как компетентность учащихся в области мотивации учения. В материалах, отражающих взгляды отечественных ученых на включение в содержание образования различных групп компетенций, наше внимание привлекли такие характеристики ключевых образовательных компетенций, которые выступают показателями развития личности ребенка. В связи с этим, В.П.Гурова выделяет в качестве одной из составляющих общей компетентности школьника так называемую мотивационную компетентность как интегральную характеристику способностей человека познавать собственную мотивацию и управлять ее развитием.

В то же время важность исследований, результатом которых могли бы стать способы развития мотивационной компетентности школьников, очевидна.

В.П. Гурова выделяет три этапа, которые соответствуют уровням развития мотивационной компетентности:

1этап- развитие мотивации учения;

2этап-развитие способностей к самопознанию мотивации учения;

3этап-развитие способностей к самоусовершенствованию мотивации учения и способностей управлять самоусовершенствованием.

Первоочередным заданием в начальной школе является формирование 1 уровня (этапа) развития мотивационной компетентности, а именно-развитие мотивации учения для дальнейшего становления и развития мотивационной компетентности.

Мотивационному аспекту огромное внимание отводится в психологической и педагогической литературе (А.Н. Леонтьев, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн и др.).

Мотивация является безоговорочным и хорошо изученным фактором успешности как личностного результата учащегося.

Для этого следует выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы те, кто изучает иностранный язык, осознавали свое продвижение к намеченной цели. Кроме широко известной внутренней и внешней мотивации, зарубежные психологи различают глобальную, ситуативную и инструментальную мотивацию. Исследования свидетельствуют о том, что все виды мотивации необходимы для изучения иностранного языка.

Дж.Равен: «Мотивация гораздо больше, чем способности, определяет действия человека». А Т.Д. Дубовицкая утверждает, что «высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей».

К внешним мотивам относят оценки, обязательства, обучение ради лидерства, престижа, материальной выгоды, а также с целью избежать наказание. К внутренним - удовольствие от деятельности, прямой результат деятельности, стремление к успеху, понимание необходимости для жизни.

Только внутренняя мотивация может стать фундаментом для формирования мотивационной компетентности учащихся. Необходимо помнить, что мотивация учащегося невозможна без мотивации учителя.

Пройдя путь становления мотивации как учителя, я выбрала цель, ознакомилась с передовым опытом учителей, лично знакома с людьми в коллективе, которые уже достигли своих целей, на сегодняшний день имею много вариантов достижения цели.

3. Анкетирование учащихся 2-4 классов с целью выявления внутренних мотивов при изучении английского языка.

Учащиеся общеобразовательных школ России изучают английский язык со 2 класса. Обычно на первом уроке я задаю ребятам вопрос: «Для чего нужно изучать английский язык?» Слышу разные ответы: «мама записала в английскую группу», «хочу путешествовать», «интересуюсь компьютером».

Это натолкнуло меня на мысль о составлении перечня вопросов и проведении анкетирования во 2-4 классах с целью выявления заинтересованности, как фундамента мотивации, в изучении иностранного языка.

Обработка основных вопросов показала, что практически 100% учеников 3-х, 4-х классов нравятся уроки английского языка, а во 2-х классах этот показатель составил 91%, что является хорошим потенциалом, но все же говорит о еще несформированной заинтересованности. 51% родителей 2-х классов, 41,7% в 3-их и 4-х всегда помогают готовиться к урокам английского языка. Чем старше становится ученик, тем больше навыков самоподготовки в его деятельности, в том числе учебной. Можно наблюдать закономерное снижение процента учащихся, которые посещают дополнительные занятия(индивидуальные, групповые, курсы): 2кл-23,25%, 3кл.-19,4%, 4 кл-17,1%. Такой пункт в анкете, как «английский язык вам пригодится…», заставил задуматься моих юных подопечных. Более 60% опрошенных считают, что английский понадобится им во время путешествий и в будущей профессии. Более 40% будут использовать иностранный язык для чтения текстов на языке оригинала, а около 60% хотят изучать английский для овладения компьютерной грамотой. Более 63% изучают английский язык для того, чтобы быть образованным человеком.

Уверена, что ученики 8-10 лет еще не совсем понимают важность изучения английского языка в современном мире. Но формировать высокий уровень мотивации учения необходимо уже в начальном звене общеобразовательной школы.



Выводы

Компетентностный подход- один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования в России развитых странах мира.

Известные международные организации, которые работают в сфере образования, последние десятилетия изучают проблемы, связанные с появлением компетентностно-ориентированного образования.

Использование в современной педагогической литературе указанных в названии материала терминов тесно связано с процессом переориентации российского образования со «знаниевого» на компетентностный подход , что является необходимым условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.

В.П. Гурова выделяет три этапа, которые соответствуют уровням развития мотивационной компетентности.

Первоочередным заданием в начальной школе является формирование 1 уровня (этапа) развития мотивационной компетентности, а именно -развитие мотивации учения для дальнейшего становления и развития мотивационной компетентности.

Необходимо помнить, что мотивация учащегося невозможна без мотивации учителя.

Проблема мотивации учения как личностного результата натолкнула меня на мысль о составлении перечня вопросов и проведении анкетирования во 2-4 классах с целью выявления заинтересованности, как фундамента мотивации, в изучении иностранного языка.

Проанализировав результаты анкетирования, пришла к выводу, что внутренние мотивы гораздо выше внешних, что само по себе является хорошим стартом в изучении английского языка. Только внутренняя мотивация может стать фундаментом для формирования мотивационной компетентности учащихся. Ведь нет учеников, которые бы не хотели преуспевать в учебе.

Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Список использованной литературы

  1. Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании.-2007.-№1.-С.10-15.

  2. Володина, Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование.-2008.-№2.-С.80-86.

  3. Генике, Е.А. Профессиональная компетентность педагога/ Е.А. Генике. - М.:Сентябрь,2008.-176с. - (Биб-ка ж. «Директор школы».-2008.-№5).

  4. Гурова В.П. Автореферат на тему "Формирование мотивационной компетентности у старшеклассников в учебно-воспитательном процессе". К,.2004.-167с.

  5. Дьячкова, Л.Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста/ Л.Г. Дьячкова //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№5.-С.46-50.

  6. Занина, Л.В. Компетентностный подход к рассмотрению деятельности преподавателя педколледжа / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова //Основы педагогического мастерства/Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс,2008.-С.110-115.

  7. Иванов, Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика.-2007.-№6(12).-32с.

  8. Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.

  9. Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога/ О.А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование.-2008.-№4.-С.24-25.

  10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. 302с.в\.Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избранные психологические произведения. М., 1983. - 379 с.

  11. Стратегия модернизации российского школьного образования. - http:llntf.rulwinlnewslstrateglll3lright.htm.



© 2010-2022