Реферат на тему Использование интерактивных форм и методов на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Гимназия №1» г. Белгород



Реферат на тему: Использование интерактивных форм и методов на уроках английского языка



Подготовила учитель английского языка высшей

квалификационной категории Спельникова Т.В.

Содержание

1.Введение

2.Основная часть. Интерактивное обучение.

Технологии интерактивного обучения.

2.1. Этапы технологии интерактивного обучения

2.2. Вовлечение учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка

3.Информационно-коммуникативные технологии в обучении английскому языку в условиях интерактивного урока

3.1. Использование Интернет-ресурсов

3.2. Проектная работа с использованием ИКТ

4.Заключение

5.Список используемой литературы








1.Введение

Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интерактивный» взаимодействующий) - современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процесса: учителя и учеников. Сегодня такой способ обучения широко применяется повсеместно: в школах, в вузах, на курсах и тренингах, потому что эта методика необычайно эффективна не только с точки зрения получения знаний, но также и со стороны формирования личностных навыков, развития характера учащихся.
Важно, что интерактивные методы обучения можно применять практически для всех видов обучения: при личных встречах в группах, в интернете, по телефонной связи.

Неимоверные результаты можно получить, если интерактивно изучать иностранные языки. В частности, интерактивные методы обучения английскому языку значительно эффективнее, чем стандартные классические уроки. Во время проведения интерактивного занятия преподаватель и ученики находятся в равных условиях, на одном уровне. На подобных уроках учитель не преподает материал, а становится активных участником дискуссии, направляет ее в нужное русло. Любые интерактивные уроки полезны для человека, потому как учат высказывать свои мнение и отстаивать свою точку зрения. Также на интерактивном уроке есть вероятность получения новых знаний, которыми обладают ученики, но в силу того, что материал зачастую преподает учитель, не могут донести информацию до аудитории.

Интерактивные методы обучения английскому языку помогают учениками не только обмениваться информацией, но и также получать практические навыки общения на изучаемом языке, учат формулировать свои мысли, быстро реагировать и отвечать на реплики собеседника. На подобных уроках преподаватель является уже не просто ведущим, а помощником, который может быстро подсказать нужное слово, исправить ошибку. Интерактивные методы обучения английскому значительно ускоряют процесс изучения иностранного языка.

2.Основная часть

Интерактивное обучение. Технологии интерактивного обучения.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному,

демократическому подходу к модели.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Технологии интерактивного обучения

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используется на уроках работа в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Очень нравится детям такой вид работы, как карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».

Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики "интерактива"? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др. Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др. Мотивационной - концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр. Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, "погружения" в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение.

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника.

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

2.1. Этапы технологии интерактивного обучения

В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить следующие этапы:

1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

3. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.

Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

2.2. Вовлечение учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка

В основе современных инновационных технологий лежит личностно- ориентированное обучение. В практике преподавания иностранного языка я применяю ряд личностно - ориентированных технологий. Технология интерактивного обучения одна из них. Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Конечно, для меня не новы такие формы обучения во взаимодействии, как - диалогическая, парная; - полилогическая; - групповая; - игровая. Это так называемые традиционные формы обучения. Главная же идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе! Это делает процесс изучения предмета интересным, формирует и развивает у учащихся мотивированный интерес к предмету. Используемые методы интерактивного обучения направлены на усиление роли активности учащихся. В настоящее время существует противоречие между потребностью общества в социально активной, творческой, самостоятельной личности и реальным состоянием учебного процесса в отечественной школе. Поэтому применение интерактивного метода обучения в школе является сегодня очень актуальным. Хотя мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Но я пришла к выводу, что применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем. Целью применения интерактивного метода обучения является формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условия для развития речевой компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов. Задача состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.

Итак, существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве.

I. «Учимся вместе». Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987г. Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы. Каждая группа получает одно задание, являющееся заданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую - достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения заданий определенной культуры общения. Роль учителя - контроль. Этот вариант я использую при изучении грамматики, при работе с текстом.

II. Исследовательская работа учащихся в группах - следующий вариант вовлечения учащихся в интерактивную деятельность. Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально или в группах. Они выбирают подтему общей темы. Совместно составляется доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще я использую этот вариант в проектной технологии.

Для выполнения этих проектов учащиеся должны были не просто овладеть языковым материалом по данной теме, но и применить его на практике. Ведь основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Совместная работа над подготовкой проекта дает также каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде, активно сотрудничая друг с другом. Совокупность различных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно - ориентированный подход в различных педагогических ситуациях. Можно выделить следующие типы интерактивных уроков, приемлемых для уроков иностранного языка:

Урок - ролевая игра

Урок - консультация

Уроки творчества

Урок - аукцион

Урок - зачет

Уроки сомнения

Урок - конкурс (викторина) (см. Приложение)

Уроки фантазии

Урок-игра

Урок - экскурсия

Урок - коллаж

3.Информационно-коммуникативные технологии в обучении английскому языку в условиях интерактивного урока

Тенденции глобализации, всемирной интеграции в различных областях экономической, технической, культурной, общественной и индивидуальной жизни предъявляют высокие требования к практическому владению английским языком, а вхождение России в информационное образовательное пространство предполагает высокий уровень информационной компетентности.

В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знаниецентрического подхода к компетентностому, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.

Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования прочных языковых навыков и совершенствования владения английским языком. Компьютер позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся, даёт возможность создавать ситуации личнозначимые для каждого ученика, позволяет использовать Интернет как средство погружения в виртуальное пространство.

В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.

Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Подобные уроки включают интерактивный мультимедийный компонент, который позволяет шире задействовать в процессе обучения самих школьников, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, лучшему усвоению материала.

Прослушивание трансляционных программ развивает навыки аудирования учащихся, углубляя при этом их знания по предмету. Возможность работать автономно обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, создаёт комфортную среду обучения.

В настоящее время школы нашей области оснащаются современными мультимедийными лингафонными кабинетами, которые представляют собой последнее слово техники и технологии.

Мультимедийный кабинет позволяет проводить занятия на качественно новом уровне. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п.

Возможны виды работ в программах: Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point, запись слайдов, презентаций, использование мультимедийного проектора и электронной интерактивной доски, поиск в сети Internet.

3.1. Использование Интернет-ресурсов

Неоценимую помощь оказывает учителю компьютер и Интернет в подготовке и проведении уроков по страноведению. Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития английского языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования.

Полученная в Интернете информация может быть использована учителем как для подготовки урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках. Интернет создает виртуальную социокультурную и языковую среду, предоставляя коммуникативные программы (чаты, почта и т.д.), дает возможность виртуально побывать в той или иной стране, предоставляет возможность участия в различных проектах, в том числе и в зарубежных.

Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактического материала использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учащихся.

Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Деятельностный подход в обучении иностранному языку с использованием информационных технологии способствует выработке самооценки учащихся, создает комфортную интерактивную среду обучения, повышает мотивацию и активность учащихся, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, создает условие для самостоятельной работы.

При обучении английскому языку учащиеся соприкасаются с историей, географией, культурой, политикой, литературой страны изучаемого языка. В этом направлении идет активный поиск и разработка методов и технических средств обучения, позволяющих в кратчайшие сроки решить поставленные перед учащимися задачи.

3.2. Проектная работа с использованием ИКТ

Компьютер можно использовать и при групповой работе над проектом, где учащиеся с разным уровнем компьютерной грамотности объединяются, и работа организуется так, чтобы каждый мог усовершенствовать уже имеющиеся навыки, освоить новые операции. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков участников проекта.

Основные этапы работы над проектом:

  1. Развитие необходимых навыков для работы по теме проекта:

    • ознакомление с новой лексикой

    • отработка лексических единиц в речевых упражнениях, диалогах

    • ознакомление с грамматическим материалом и отработка грамматических навыков в упражнениях на воспроизводство, подстановку, трансформацию

    • работа с текстом (аудирование, чтение, пересказ, написание изложений и т.д.)

  2. Сбор информации по проекту (работа с дополнительной литературой, с Интернет- ресурсами, проведение опросов, подготовка необходимых иллюстраций)

  3. Составление текстов, рекламных заголовков, коррекция материала, обсуждение в какой форме будет представлен проект

  4. Работа над дизайном проекта

  5. Презентация проекта

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.

Для того, что бы сделать урок максимально информационным и наглядным, учителю крайне необходимо знание хотя бы основных прикладных программ. Компьютер при этом может выполнять следующие функции:

Компьютер как тренажер в процессе формирования умений и навыков, как наглядное пособие для организации активной учебно-познавательной деятельности, как источник учебной информации, как средство, помогающее организовать контроль и самоконтроль.

Программа Microsoft Word может применяться для упражнений на правильность написания изученных слов, построения предложений, трансформации предложений, выдачи теории и выполнения тренировочных упражнений.

  • Программа Microsoft Power Point - используя средства этой программы можно создать хорошие тренажеры для введения новой лексики и грамматики. Например: презентация (лексики и \ или грамматики) + серия упражнений (с контролем правильно - неправильно) + озвучивание + контрольный тест или упражнение.

  • Программа Microsoft Excel - средствами этой программы также можно создать аналогичные упражнения с подведением итогов тестирования, количества сделанных ошибок, возвращением к неправильно выполненным предложениям.

При помощи прикладных программ Microsoft Excel, Microsoft Word можно проводить рефлексию учащихся.

Использование ИКТ позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места в лаборантских помещениях. Кроме того, занятие можно проводить не только в специально оборудованном классе, но и в любом другом помещении, в котором можно развернуть экран и видеопроекционное оборудование с компьютером (ноутбуком).

При использовании мультимедийных материалов на CD-дисках мы опираемся на основные научно-методические принципы: коммуникативность, наглядность, индивидуализация. Кроме того, входящие в состав электронных учебных пособий интерактивные контрольные тесты и тренажеры с системой реакций на неправильный ответ (подсказки, наводящие вопросы, гиперссылки на справочную часть пособий, индивидуальные рекомендации) позволяют анализировать уровень освоения различных тем и школьных курсов в целом.

Использование ИКТ в педагогической деятельности дает возможность учителю:

  • излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;

  • находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;

  • экономить время для речевой практики;

  • организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников;

  • заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.

Электронные учебные пособия помогают ученикам:

  • развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;

  • осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;

  • самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;

  • приобрести навыки работы с компьютером;

  • основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Использование ИКТ в учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Формы работы с ИКТ:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • парная;

  • индивидуальная.

Задания можно использовать на уроке в обычном классе при наличии компьютера и проектора для проведения фронтального опроса, когда ученики поочередно выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране. Было отмечено, что при использовании такой формы тренинга все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремились попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры. Также было отмечено необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращался в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета.

При изучении иностранных языков ИКТ успешнее всего применяется для:

  • формирования новых знаний;

  • применения знаний на практике.

Этапы при работе с дисками на уроках английского языка:

  1. Вступительное слово преподавателя по теме диска.

  2. Предварительная работа с лексикой.

  3. Самостоятельная работа с диском.

  4. Обсуждение пройденного материала (разговорная практика).

На первом этапе преподаватель знакомит с темой диска, его структурой и содержанием, объясняет последовательность работы. На втором этапе выполняются задания, направленные на отработку основных слов и выражений, например, объясняются ключевые слова, подбираются синонимы и антонимы; дается перевод на английский язык; проводится работа с адаптированными мини-текстами (их чтение, перевод на родной язык, ответы на вопросы, вставка пропущенных слов и т.д.); выполняются задания по

словообразованию (образование различных частей речи, сложных слов, нахождение в ряду слов родственных слов и др.) На третьем этапе учащиеся самостоятельно работают с диском. На четвертом этапе обсуждается материал диска, его содержание, основные вопросы, которые в нем затронуты, устраиваются мини-диспуты по пройденным темам. Таким образом, работа с мультимедийными материалами способствует более глубокому усвоению учащимися английского языка, так как компакт-диски аутентичны, актуальны, используют все виды наглядности, обеспечивают возможность самостоятельной работы в компьютерном классе, помогают развитию монологической и диалогической речи.

В заключении хотелось бы отметить, что полноценное внедрение ИКТ с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, применять индивидуальный подход, развивать лингвистические способности учащихся и объективно оценивать качество знаний каждого ребенка.

4.Заключение

Интерактивный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Легко заметить, что в разряд интерактивных уроков вошли некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы, а их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Необходимо сделать вывод, что учащиеся на интерактивных уроках прилежны и усердны. Им не приходится скучать. И, наконец, отметки, которые ребята получают за урок, намного выше тех, что они получают на традиционных уроках. Интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только закрепляется уже изученный материал, но и изучается новый. Интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы.

1. Творческий подход.

Творческая работа даёт возможность учащимся не только глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, даёт возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

2. Работа в малых группах

Когда ученик работает в группе, он вносит свой вклад в решение коммуникативной задачи, он вовлечен в деятельность.

Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - может быть, я запомню; вовлеки меня - и я пойму», я делаю вывод, что интерактивный урок - это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика. Особо надо отметить положительно эмоциональное настроение учащихся не только друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширять свой кругозор, овладевать новыми знаниями по изучаемой теме. Это подтверждает эффективность интерактивного метода обучения.

Таким образом, использование интерактивных форм преподавания английского языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность старшеклассников при обучении иностранному языку. И на вопрос «стоит ли прибегать к интерактивным формам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями (понимании речи на слух, разговору, чтению и письму), реализующими коммуникативную сущность языка. Я считаю, что позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка. Форму презентации (репортаж, сообщения, ролевая игра, дискуссия) дети выбирают сами. Используя в своей работе технологию интерактивного обучения, я пришла к выводу, что это формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Обладая счастливой возможностью работать в педагогическом коллективе МОУ «Гимназия №1» в одном из мультимедийных обучающих сетевых компьютерных классов я могу с полной уверенностью подтвердить, что применение кабинета позволяет повысить эффективность обучающего процесса, определять степень усвоения материала учащимися, уменьшить затраты времени на изучение и закрепление учебного материала.

Отличительными чертами данного комплекса является наглядность, простота управления, функциональность, а также увлекательное изучение предметов.

Наиболее ценным в учебном процессе изучения иностранных языков является то, что такой мультимедийный класс выполняет свою основную функцию - функцию лингафонного кабинета, где учащиеся могут более комфортно воспринимать аутентичные тесты на слух в наушниках.

Следующим немаловажным аспектом является передача файлов с загруженным текстом самостоятельных, контрольных, проверочных работ в интересной интерпретации(с красочными картинками, фотографиями героев, о которых идет речь в задании) и безусловно с наличием критереев оценивания и демонстрацией результатов.

Еще одним видом работы, который имеет место на уроках иностранного языка в нашем учебном заведении является метод проектов, позволяющий наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика, создавать условия для проявления творческих способностей. Применяются различные типы проектов, выбираемые в соответствии с целями проведения: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико- ориентированные.

При активизации, закреплении того или иного лексического, грамматического материала очень интересной формой работы являются уроки в режиме on-line, где учащиеся могут узнать свой уровень знаний путем выполнения вступительного теста. В рамках недели иностранного языка мы проводим викторину с использованием компьютерных технологий под названием «Узнай свой уровень владения английским языком!», где ребята работали в таком режиме в группах, набирая максимальное количество очков для своей команды. Используемые нами сайты:

english.language.ru

study.ru

netlanguages.com

Таким образом данные формы работы в мультимедийных классах ускоряют процесс изучения языка и дают возможность доработать, закрепить материал, осуществлять регулярный контроль за успеваемостью и результатами выполняемых заданий, самостоятельно отслеживать свои успехи в интерактивном процессе. Работа с аудио и видео-материалами помогает совершенствовать английский язык, выявлять ошибки и своевременно устранять их.

Самым актуальным для преподавателя, на мой взгляд, является

- интерактивная проверка знаний (возможность проведения экзамена, викторины, тестирования) с немедленным анализом результатов

- урок может быть записан и сохранен для последующего воспроизведения









5.Список используемой литературы

1. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1

2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. - 2000. - № 2. - С .7 3. 3.Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.- 2005. № 6. - С. 49-54

4.Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока - один из способов повышения интереса к предмету // ИЯШ 1991 № 3.- С 46 - 48

5. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем \\ хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 1995г.,

6. festival.1september.ru/2004_2005/index.php

7. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М., 1998

6 Коротаева Е. В. Хочу могу умею! Обучение погружённое в общение - Мн., 1997

7 phil.pu.ru/depts/02/anglistikaXXI_01/0.ht

8. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Ред. Леонтьев А.А. М., 1991.

9. Венцель К. Н. Свободное воспитание: сб. научных трудов. - М., 1999

10. Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. Иновационные методы в гражданском образовании. - Мн., 1999.

11.Мещерякова, Е. Летний лингвистический лагерь/Е. Мещерякова,Е. Исакович //Воспитательная работа в школе.-2005.-№ 2. - С. 27



19


© 2010-2022