Исследовательская работа на тему: Лозоплетение народов Башкортостана

Раздел Иностранные языки
Класс 6 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 41 с. Аксаково

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан











Лозоплетение народов Башкортостана





Секции: история и культура Башкортостана



Выполнила:

Лофицкая Диана, 6Б класс,

СОШ № 41 с.Аксаково

Руководитель:

Муллабаева Дина Халиловна, учитель башкирского языка и литературы










2014







Оглавление




Введение……………………………………………………………………….3

1. Основная часть………………………………………………………..…….4

1.1. Из истории лозоплетения народов Башкортостана…………………….4

2. Подготовка к плетению…………………………………………………….5

2.1. Сырьё для плетения……………………………………………………….5

2.2. Заготовка прута и подготовка его к плетению………………………….6

2.3. Инструменты и приспособления……………………………………...…6

2.4.Техника безопасности при работе с лозой……………………………....7

3. Виды плетения……………………………………………………………...7

4. Результаты исследования и наблюдений…………………………………8

5. Практическая работа……………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………....9

Список литературы………………………………………………………….10

Приложения……………………………………………………………….…11








Введение

Тема моего исследования «Лозоплетение народов Башкортостана». На территории моего села растет пышная раскидистая ива. Учительница рассказала нам, что из ивовых прутьев башкиры плетут различные изделия. Оказалось, что у неё дома тоже есть плетеные вещи: корзина, шкатулка, куриное и гусиные гнезда, сделанные из ивового прута. А так же увидела, что при оформлении приусадебных участков, люди используют прутья. Я задумалась: каким образом изготавливаются данные изделия, насколько востребовано это ремесло, ведь в настоящее время появилось много новых материалов.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что только зная свою историю, традиции и ремесла человек может двигаться вперед.

Постановка проблемы: уменьшение популярности лозоплетения, хотя это доступно для каждого человека.

Цель моего исследования: изучить технологию лозоплетения, чтобы понять, можно ли возродить ремесло лозоплетения.

Задачи исследования:

- узнать, как давно возникло ремесло лозоплетения у народов Башкортостана, что делают из лозы и для чего;

- познакомиться с работой мастеров лозоплетения нашего села и районов нашей республики;

- вовлечь одноклассников и родителей в занятие лозоплетением для создания неповторимых изделий интерьера.

Объект исследования: плетеная из лозы корзина.

Предмет исследования: технология лозоплетения народов Башкортостана.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что углубляет представление о лозоплетении; описанные и изготовленные нами изделия могут быть использованы в повседневной жизни.

Гипотеза: если изделия из лозы пользуются спросом, то это ремесло вечно.

Методологической и теоретической основой исследования являлись труды этнографов: С.И.Руденко, С.А.Токарева, И.И. Лепехина и др..

Методы исследования:

- изучение литературы

- анкетирование

- интервьюирование

- наблюдение

- анализ и синтез

- предметное моделирование

Структура работы. Работа состоит из 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

  1. Основная часть

  1. Из истории плетения народов Башкортостана.

Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Секреты мастеров передавались от отца к сыну. Это и керамика, и резьба по дереву, и аппликации из меха, войлока или тканей различных фактур и расцветок, и инкрустация из соломки, и вышивка, и чеканка по металлу. Но раньше всего возникло плетение из бересты, щепы и лозы.

Плетение - это одно из старинных ремёсел. Тысячелетиями совершенствовались его приёмы и способы, из поколения в поколение передавались секреты мастерства.

Одним из видов народного ремесла является лозоплетение. Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Ещё в каменном веке люди умели плести верши и силки, стенки жилищ. В эпоху неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремёсел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных ёмкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды. Плетение из ивового прута является одним из древнейших занятий человека. Самые первые плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Из лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты. В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.

В России первый бум моды на плетеную мебель начался в конце XVIII века. Князь Голицын, воодушевленный впечатлениями от поездки по Европе, создал в своем поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. Проходят десятилетия, технологии совершенствуются, плетеные вещи становятся сложнее, изящнее. В конце XIX века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Вслед за французами русские мастера отбеливают, окрашивают, и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками. В начале XX века в России из лозы плели всевозможную мебель. Широта ассортимента плетеных вещей поражала воображение!

До войны в Советском Союзе существовало 800 артелей, объединявших 15 тысяч мастеров-плетельщиков. В послевоенные 40-е-50-е годы плетение не развивалось: все силы, и устремления народа были направлены на создание мощной промышленной державы. И все же, несмотря на постепенное закрытие большинства мастерских, некоторые местные предприятия никогда не прекращали своей работы.

Наиболее крупные центры плетения были сосредоточены в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской и других губерниях. Развитию плетения способствовала организация школ, в которых обучали плетению. Такие школы были открыты в Ярославской, Тульской, Курской и Московской губерниях.

Одним из наиболее крупных центров плетения было село Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии, где развитию промысла способствовал местный помещик князь Д.В. Голицын, который ввел плетение из очищенных прутьев у себя в усадьбе, а затем и в этом селе. Впоследствии здесь было освоено плетение мебели.

В 1891 году на средства известного русского мецената С.Г. Морозова для изучения лозоплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А.И. Березовский. По возвращении он организовал земскую учебную мастерскую на станции Голицыно Московской железной дороги. В мастерской обучали местных кустарей изготовлению модных изделий по отечественным образцам и руководствам, которые поставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже, Кельне, Нью -Йорке и других городах мира. Лучшие работники этой мастерской участвовали в международных выставках, где завоевали международное признание и неоднократно получали призы. Широкое распространение лозоплетение получило и на белгородской земле в Старооскольском, Корчанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах.

В 1971 году по инициативе художника Юрия Петровича Агафонова лозу начинают применять с керамикой. В это же время расширяется ассортимент выпускаемой продукции цеха лозоплетения: появляются декоративные сухарницы, конфетницы, панно и много других художественных изделий. Продукция цеха лозоплетения по сей день пользуется особенным спросом. Уровень мастерства некоторых плетельщиков очень высок.

Предполагается, что лозоплетение возникло в районах рек и озер и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши, нереты, мережи и другие орудия лова. Постепенно плетение из лозы охватило почти всю территорию Европейской России. Башкиры переняли это ремесло от народов волжского- камского бассейна во второй половине XIX века. В лесостепной зоне, где в изобилии росли кустарниковые породы ивы и черемуха, плели различных размеров и форм корзины, куриные и гусиные гнезда, сундуки, кухонный инвентарь, рыболовные снасти (морды, мерёжи и др.). Рыболовная снасть морда, плетеная из лозы в виде вытянутой корзины с конусовидным вкладышем, была широко распространена у населения Южного Урала и Приуралья. Башкиры успешно ею пользовались, сами умели делать и порой видоизменяли форму.

В начале 80- х гг. в окрестностях д. Ибраево Зианчуринского района можно было увидеть оригинальное сооружение из плетня- ловушку для волков, нападавших на местное стадо писал Д.П.Никольский. В плане она представляла собой два круга, вписанных друг в друга. Между плетнёвыми стенками при необходимости помещалась коза- приманка, вход же вёл в центральное помещение. Когда волк, привлеченный криком козы, вбегал, дверь захлопывалась. Изготовление из лозы и черёмухи бытовых вещей особенно было распространено в бассейне реки Дёма и в Зауралье. В центральном и западном Башкортостане во второй половине XIX в появились мастера по изготовлению плетёных тарантасов. Также плели заборы, летние кухни (ситән келәт), сараи.

Хозяйственные вещи ( корзины, гнезда) продолжали плести на всем протяжении XIX века. Блюдо корот сушили на специальной решетке (тергә) на солнце или на помосте (ылаш) за очагом.

В настоящее время лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей. В конце XIX в. появились и книги с подробным описанием технологического процесса плетения, золочения и серебрения деревянных и плетеных изделий.

Знакомство с народными умельцами мы начали с нашей библиотеки, где нам рассказали о народных умельцах Белебеевского района. Из материалов музея и библиотеки мы узнали, что как народный промысел лозоплетение у нас в районе не получило широкое развитие, но этим ремеслом занимались очень долго во всех деревнях и в самом селе Аксаково. В каждой деревне были умельцы, которые занимались плетением корзин. До сих пор ещё есть любители лозоплетения. Нам захотелось познакомиться с ними поближе. С помощью работников библиотеки нам удалось познакомится с Котовым Павлом Владимировичем, который плёл и плетёт разнообразные корзины уже много лет. Встретил нас приветливо и показал свои работы. Из рассказа народного умельца мы узнали, что его научил плести корзины тесть из Пензенской области Башмаковского района с. Троицкое Башкиров Кузьма Семенович. Корзинки использовались как тара для переноски грузов, картофеля и других овощей. Многие мужчины занимались тогда лозоплетением. Как сказал Котов Павел Владимирович «только ленивые не плели». Для садовников и грибников корзина была незаменимой тарой. Настоящий грибник никогда не отправится на "охоту" с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча мало-помалу превратится в труху. Картофельные корзины, прочные, вместительные, легкие, радовали селян при уборке картофеля. Сам Павел Владимирович всю жизнь проработал водителем. Корзинки плёл и плетёт в свободное время. Корзинка, лукошко - это самый востребованный товар был на протяжении многих лет в деревне. Павел Владимирович показал фотографии, которые от времени уже пожелтели, на которых он представляет свои изделия на сельскохозяйственной ярмарке в Белебее.

Он нам рассказал о хитростях лозоплетения и показал приёмы плетения. Я принялась учиться у дедушки этому сложному рукоделию. Мне так хотелось увидеть результат своей работы, а руки не всегда меня слушались. Дедушка помогал мне, постоянно хвалил меня. Вот работа закончена и я довольна своим результатом. Научиться плести из ивы и лозы может любой желающий. С помощью определённых приемов и правил плетения можно создать практически любую вещь. Самым распространенным материалом, применяемым для изготовления плетеных изделий, является прут ивы (или лоза).

Познакомится с другим умельцем, мы поехали в Миякинский район в башкирскую деревню Миякибашево. В деревне Миякибашего тоже были хорошие умельцы по плетению корзин из лозы. Это бабушка Асия, которой исполнится 80 лет 20 января. Плести корзины её научила мама, которой это ремесло передал дедушка, получивший навыки плетения от прадеда. Еще в послевоенное время на уроках технологии она плела различные корзины, гнезда для кур и т. д. Это ремесло приживалось в четырёх поколениях Ямиловых. Бабушка плела корзинки на заказ, продавала и просто дарила родственникам и соседям. Дома ещё сохранились разные по размеру корзинки, которые уже состарились и отслужили долгую службу. Бабушка использует одну из корзинок для рукоделия, там хранятся клубки пряжи. Бабушка Асия научила своего сына Фаниса плести морду (мурҙа) для ловли рыбы. Многие жители Миякинского района теперь заказывают у неё морду.

Также мы беседовали с учителем чувашского языка Алексеевой Ольгой Николаевной. У неё отец Павлов Николай Сергеевич 1936 г.р. из Альшеевского района деревни Ярабайкуль плел из лозы корзины для гусей, кур, морду для ловли рыбы, а также из веток черемухи плел стулья со спинкой. С окрестных деревень: Ханжарово, Бикчигулово, Андриановка, Кайраклы, Аксеново приезжали люди и покупают у него изделия из лозы. Он вовлекал в это дело всех детей. В памяти Ольги Николаевны сохранилось то, как она с братьями собирала лозу и как она помогала отцу плести морду при завершении, т.к. она была маленькой, залезала в морду и подавала ему изнутри лозу. Способы рыболовства, употреблявшиеся у чувашей в XVIII веке, описаны академиком И.И. Лепехиным.



  1. Подготовка к плетению.

2.1. Сырьё для плетения

На самом деле, список применения лозы очень велик, а для начала стоит рассказать о том, что такое лоза и где ее берут.

Лоза - это гибкие прутья (ветки), которые срезали с деревьев и кустарников. Чаще всего использовали лозу ивы: ветки у нее длинные и гибкие. Ива - это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста ее видов, но для плетения подходят далеко не все. Сырьём для плетения из лозы являются побеги кустарниковых ив. В России насчитывается более 100 видов ив, а в плетении используют всего 10 - 15 сортов. Самые ценные именуются так: белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому - ракитник. [3]

Для плетения нужны их однолетние или двухлетние побеги. В природе заросли ивы обнаружить нетрудно: она растет по берегам озер и рек. Однако найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели, - задача не из легких. Теперь же ее выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время требования к лозе ужесточились: необходимо получить определенную гибкость, толщину и окраску прута. И, кроме того, на побеге не должно быть ответвлений и листьев. В этом культурные сорта - вне конкуренции. К тому же они гораздо урожайнее диких.

Но летняя заготовка прутьев вредна для ивы, так как ива в это время растёт.

2.2. Заготовка прута и подготовка его к плетению.

Заготовка лозы проводится весной, осенью и зимой. Режут прут остро отточенным ножом движением от себя, соблюдая осторожность. Заготовленный прут необходимо очистить от коры с помощью щемилки. Весенний прут очищается легко, а осенне-зимний - только после варки. Прутья укладывают в бак, заливают водой, ставят на огонь, доводят до кипения и варят в течение 1- 2 часов. Окорённый прут просушивают и связывают в пучки. Хранят лозу в сухом месте, а перед плетением её замачивают. После окончания работы оставшийся прут должен быть высушен, чтобы не заплесневел.

2.3. Инструменты и приспособления.

Вот набор инструментов, который понадобится каждому начинающему плетельщику из лозы:

  • ножницы и секатор для обрезки прутьев;

  • емкость для кипячения прутьев;

  • плоскогубцы, прищепки, пинцет, шило, нож, лезвия, ветошь - понадобятся при плетении;

  • карандаш и линейка;

  • лобзик, дрель, сверла, фанера - некоторые изделия могут содержать в себе деревянные детали, которые нужно будет приготовить с помощью этих инструментов;

  • морилка, лак и кисти для окраски готовых изделий.

Но самый главный инструмент - руки плетельщика и его усидчивость.

2.4. Техника безопасности при работе с лозой.

На рабочем месте надо быть внимательным, чтобы при работе с ножом не нанести рану себе или товарищу. Малейшее неправильное движение или поспешность могут привести к серьёзной травме. При работе с ножом лезвие должно быть направлено от себя. Нож и шило должны находиться в чехле. Недостаток освещения рабочего места нередко становится причиной несчастных случаев. Очень важно соблюдать правила безопасности.









  1. Виды плетения

При изготовлении плетёных изделий применяют различные виды плетения. [1] Плетение бывает густое (сплошное) и ажурное. По видам его подразделяют на простое, послойное, рядами, квадратное, ажурное, верёвочкой, загибкой и другие. При изготовлении одного изделия зачастую используют несколько видов плетения.

Простое плетение - это самый лёгкий из всех видов плетения. Простое плетение выполняют как одним, так и двумя прутьями.

Плетение верёвочкой состоит в том, что прутья не только оплетают стойки, но и перевиваются между собой, плотно охватывая стойки. Плетение верёвочкой бывает в два, три, четыре и пять прутьев.

Ажурное плетение - это плетение с открытыми ячейками. Сложный ажур может быть похож на кружево.

Плетением загибки заканчивают плетение корзин, сумок и других изделий.

Косичками обычно заканчивают плетение стенок изделий. Косички бывают накладные и кромочные.

Плетение лентами во многом похоже на плетение из прутьев. Плетёнка - простейший вид плетения, применяемый при изготовлении корзин. Клеточка - это разновидность плетёнки. Она очень похожа на переплетение нитей в ткани. Ёлочка - более сложный вид плетения.







  1. Результаты исследования и наблюдений

Побывав на экскурсии у народного мастера, мы узнали, что в с. Аксаково Белебеевского района живет мастер плетения Котов Павел Владимирович. Его изделия из тонкой лозы с удовольствием покупают люди.

В Альшеевском районе д. Ярабайкуль жил Павлов Николай Сергеевич, мастер плетения стульев из черемухи. Свои корзинки он начал плести с семи лет, присматриваясь к работе матери. Работа эта требует терпения, мастерства и фантазии.

А в Миякинском районе есть подворье, украшенные плетеными изделиями. В одном из них мы побывали и узнали, что занимается украшением своих клумб Ямилова Асия. Она рассказала нам, что изделия требуют от изготовителя особого мастерства, терпения и творчества. А местный мастер Ямилов Фанис Биктимирович показал нам, как изготовить морду. Но при этом работа так увлекает, что хочется создавать новые изделия.

Мы провели опрос среди учащихся школы.

1.Знаете ли вы, что можно сделать из лозы?

2.Хотели бы вы научиться плетению из лозы?

Результаты опроса.

В опросе принимали участие учащиеся 2-11 классов. 78% опрошенных ответили, что они не знают, что можно сделать из лозы, 22%-знают.

По второму вопросу 68% опрошенных хотели бы научиться плести из лозы.






  1. Практическая работа

Мы со своей учительницей и Павлом Владимировичем сплели корзину. Приступая к работе, учительница провела инструктаж по технике безопасности, так как основными инструментами при плетении изделий из лозы являются нож, кусачки, секатор. Для плетения мы собрали прутья ивы. Чтобы срезать прутья, я использовала секатор и нож. Прутья дома решили не варить и не очищать. Для каркаса корзинки и плетня понадобились прутья потолще, а для плетения стен взяли тонкие прутики. Закрепили каркас - 6 колышков (обязательное условие при плетении корзины их четное количество). Всего на изготовление нам понадобилось около шестидесяти лозинок длиной 60 см каждая. Тонкими прутиками - лозинками оплели стенки. Прикрепили ручку. Корзина готова.

Но на этом я не стала останавливаться, а решила привлечь одноклассников к изготовлению корзины.

В начальном этапе работы потребуется подготовить газетные трубочки. Исходным материалом будут старые газеты, каждую страницу которых следует разрезать пополам. На угол таких газетных полустраниц нужно положить обычную спицу и на нее накрутить бумагу под углом 450 градусов. Для фиксации газеты капните клей ПВА. Таких газетных трубочек нужно накрутить очень много.

Чтобы удлинить трубочку нужно капнуть клей в одну трубочку и вставить в нее другую примерно на 2-3 см. Склеенные бумажные соломинки лучше прокатать скалкой или бутылкой, чтобы потом было легче плести.

Теперь возьмите 24 заготовки, соедините их по две и сложите.

Теперь одну из трубочек удлините, и начитайте плетение корзинки газетными трубочками по кругу. Сначала заведите ее вниз и проведите под тремя трубочками основания, затем поднимите над тремя следующими трубочками, снова вниз и так чередуйте до тех пор, пока трубочка не дойдет до начала круга.

Доклеивайте рабочую трубочку по мере необходимости!
Следующий ряд плетите с чередованием через одну трубочку: рабочую трубочку проводите вверх, вниз и так далее по кругу.

Таким способом оплетаете по кругу столько рядов, сколько потребуется для нужного диаметра корзинки. В результате такого плетения получается круг с расходящимися центральными лучами-трубочками.Теперь нужно поднять трубочки вертикально и продолжить плетение корзины по форме. Для этого одну из трубочек-основ загибаем на рабочую сторону. При этом рабочую трубочку поднимаем вверх на место трубочки-основы, а последнюю проводим как рабочую на соседнюю трубочку-основу.

Получается, они поменялись местами. Снова «новую» рабочую трубочку поднимаем вверх на место трубочки-основы, а соседнюю трубочку-основу загибаем и проводим как рабочую на соседнюю трубочку-основу. И так продолжаем до тех пор, пока все трубочки будут располагаться вертикально. Теперь короткие трубочки нужно нарастить.

Теперь нужно вставить форму в заготовку и резинкой закрепите трубочки вертикально.

Рабочую трубочку поворачиваем назад и проводим за соседнюю основу. Вместе загиба этой трубочки к основанию приклеиваем еще одну рабочую трубочку. Потому что работать будем двумя, такое плетение получается более плотное и прочное. Вторую трубочку проводим перед соседним основанием и опускаем за первую рабочую трубочку.

Последнюю поднимаем и заводим перед соседним основанием, над второй рабочей трубочкой, за следующим основанием опускаем вниз. Плетите по кругу на необходимую высоту. Когда определенная высота корзины достигнута - вытащите форму и сплетите 2-3 круга без формы более свободно. Теперь приступаем к формированию ручки. Для этого по пять трубочек с противоположных сторон склеиваете попарно между собой.

Теперь рабочую трубочку плотно оплетайте вокруг основных трубочек, формируя прочную и плотную ручку. Лишние трубочки срежьте, а концы зафиксируйте клеем с обратной стороны. Можно сказать, что плетеная корзина из трубочек готова.

Но, теперь ее нужно покрасить. А чтобы наша корзинка стала немного прочнее, необходимо ее всю смазать клеем ПВА, предварительно разбавив его водой 1:1. После высыхания покрасьте корзинку акриловым лаком, он не имеет запаха. Количество слоев 2-3, в зависимости от желаемого цвета.

Трудились все, плетение корзин вызвало интерес как учащихся, так и родителей.




Заключение

Работая над темой «Плетение из лозы», мы узнали, что лозоплетение - это старинное ремесло. Материал для плетения легко заготовить. При правильной заготовке прута не наносится ущерб природе. Из лозы можно сплести множество полезных и красивых вещей и предметов. Плетение приносит пользу людям.

Мы выяснили, что изделия из лозы не только практичны, но красивы и изящны, потому что мастер их делает с любовью. Каждое изделие индивидуально и пользуется широким спросом у населения.

Следовательно, ремесло будет жить и развиваться, так как интерес народа к его изделиям не угасает.

Мы поняли, что научиться плетению может каждый, у кого хватит терпения, времени и желания; опыт накапливается постепенно, от работы к работе; начинать надо всегда по принципу «от простого к сложному», есть много литературы по плетению из лозы, используя которую можно научиться плести. Также у настоящего мастера есть желание поделиться мастерством с другими.

В изделие нужно вкладывать свою душу и настроение, и что нет предела совершенству: за каждой вершиной есть другая - более высокая, к которой нужно стремиться.

Данное ремесло можно возродить в нашей республике, так как оно отражает быт и культуру народов Башкортостана. С этой целью привлекла одноклассников к использованию технологии лозоплетения. Мы рекомендуем общеобразовательным учреждениям использовать лозоплетение для оформления клумб и дизайна пришкольного участка.





Литература

1. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. У фа: Научное

издательство/ «Башкирская энциклопедия», 2002.

2. Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани. - Краснодар: Традиция, 2009. 3. Домашние ремесла: Сб./Сост. Семашко Е.Н. -М.: Физкультура и спорт, 1993. 4. Жилкина А. Д., Жилкин В. Ф. / Рукоделие. М., 1959.

5. Кузьмина М. / Азбука плетения. - М., 1993.

6. Некрасова М.А. / Народные мастера. Традиции, школы. - М., 1985.

7. Несерова Д.В. !Плетение лозой, ивой, берестой. - М., 2005.

8. Нестандартные уроки. География 8-9 классы. Народные промыслы России/

сост. А.Ф.Романова. - Волгоград: Учитель, 2007 г.

9. Никулин Ф. М., Бочаров В. С., Железнов В. П. / ПЛетеные изделия. - М.:

Лесная промышленность, 1982.

10.Романова А.Ф. /Нестандартные уроки географии 8-9 классы. Народные

промыслы России.- Волгоград- 2004

11. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. - У фа: Китап,

2006.

12.Ситдикова Н. В. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города

Краснодарского края. - Ростов н/Д: Баро-~ресс, 2005.

13.Троекурова Т. А./ ПЛетеная мебель из лозы своими руками.- Ростов

и/Д:Феникс,2005.

14.Хисамитдинова Ф. Г./ Народы Башкортостана: энциклопедия. Уфа: Башк.

энцикл., 2014.

15 .articles.agronationale.ru/crafts/17 67 -lozopletenie 16.lozavolga.narod.ru/

17.remeslo.tppchr.ru/

18.1osa.intbel.ru

1


© 2010-2022