• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья по теме: Формирование социокультурной составляющей коммуникативной компетенции с использованием личностно-ориентированных технологий

Статья по теме: Формирование социокультурной составляющей коммуникативной компетенции с использованием личностно-ориентированных технологий

Раздел Иностранные языки
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Формирование социокультурной составляющей коммуникативной компетенции с использованием личностно-ориентированных технологий

    1. Принципы построения и реализации дополнительного курса

Главным отличием данного курса является то, что знания учащиеся приобретают через собственную деятельность, то есть вместо чтения текста, например, о Гёте и перечисления написанных им произведений, учащимся предлагается познакомиться с оригинальным текстом Гёте и попытаться понять его художественные особенности и идейное содержание. Вместо сообщения о том, что немцы гордятся своей работоспособностью, организованностью, дисциплиной, опрятностью и пунктуальностью, учащиеся читают оригинальные газетные статьи и слушают интервью, по которым они могут составить представление об этой национальной особенности.

Аутентичность материалов также позволяет избежать повторения устаревших стереотипов, составить представление о современном состоянии общества и культуры.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что способы приобретения знаний социокультурного плана и умение оперировать ими есть основное содержание курса в плане развития социокультурной компетенции.

  1. Содержание и организация обучения

Процесс модернизации образования в содержании обучения иностранным языкам изменил саму структуру курса обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе. Основной акцент делается на социокультурную составляющую иноязычной коммуникативной компетенции, на включение школьников в диалог культур.

Технология предъявления темы включает три этапа:

На каком этапе использую ту или иную технологию.

Какие методы и приемы предусматривает реализация данной технологии.

Какие типы заданий предлагаю обучающимся, используя в работе тот или иной прием.

Первый этап направлен на совершенствование умений в области ознакомительного, изучающего и просмотрового чтения. В процессе работы, учащиеся все дальше отходят от конкретного содержания текстов включающих в себя новый факто логический материал, и переходят к его обсуждению с использованием известных им лингвистических средств и средств, которые они почерпнули из предъявленных текстов.

  1. Методы и приёмы реализации технологии

Поэтому на первом этапе уместно использование технологии разно уровневого обучения, отражающей идеи личностно-ориентированного подхода. Данную технологию реализую через прием преднамеренного создания различий в объеме информации у партнеров по иноязычному общению.

Этот прием основан на неравномерном распределении между партнерами по общению определенной информации, которой им надлежит обменяться на иностранных языках, что и является стимулом для общения.

Обучающимся, работающим в парах предлагается задание заполнить таблицы недостающей в них информацией, общаясь друг с другом на иностранном языке. На основе этих же таблиц обучающимся можно предложить задание составить небольшие монологические высказывания, например, о системе образования в каждой из стран и обменяться параллельно аналогичными сведениями касающимися их собственной страны. Включаю в раздаточный материал дополнительную информацию, которая имеет познавательный характер, познавательную ценность.

Работа на втором этапе предусматривает вычленение эквивалентной и без эквивалентной лексики, сравнение культурных стереотипов, особенностей ментальности, анализ всех точек несовпадения и осознание того, что на мир можно смотреть по-разному. Материал обобщается и систематизируется.

На втором этапе использую технологию обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них.

Практически речь идет об обучении при общении обучающихся друг с другом и обучающихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение социально, поскольку в процессе его обучающиеся поочередно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта и т.д.

«Работа в группах, кроме всего прочего, - говорит одна из учениц - позволяет мне научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни».

Технологию обучения в сотрудничестве реализую через приём ранжирования и приём совместного решения партнёрами по общению предлагаемых задач.

Общей особенностью таких заданий, которые строятся на основе этих методических приёмов, является поиск школьниками решения в тех или иных обстоятельствах.

Ребятам предлагается планировать свои действия в неожиданных ситуациях, например:

1. Du verspätest dich zur ersten Stunde, bist aber unterwegs deiner besten Freundin begegnet, die du schon lange nicht gesehen hattest. Was wirst du tun?

2. Eure deutsche Freundin, die selbständig die Sehenswurdigkeiten unseres Bezirks besichtigen wollte, kam nicht am Nachmittag nach Hause. Vielleicht hat sie sich verirrt. Eure weiteren Hadlungen.

Обучающимся нравится получать такие задания. Каждый из них старается предложить своё решение, свой выход из неожиданной ситуации. Хорошим помощником

для достижения коммуникации в данном случае является трёхступенчатая схема высказывания, опорные слова или схема свободных высказываний.

Трёхступенчатая схема высказывания состоит из вступления, главной части и заключения:

Was war? - изложение истории развития темы;

Was ist? - изложение и развитие проблемы, как она проявляется сегодня;

Was sollte sein? - выводы, задачи на будущее, предложения по решению проблемы.

При обучении технике свободных высказываний предлагаются обучающимся опорные вопросы, такие как:

1 - Was will ich eigentlich zum Thema sagen?

2 - Womit will ich beginnen?

3 - Welches Problem steht im Mittelpunkt?

4 - Was will ich beweisen, was widerlegen?

Некоторые структурные схемы неподготовленных выступлений в дискуссиях представляют собой краткое практическое руководство по оформлению свободных высказываний и вывешиваются как зрительная опора перед группой в ходе всей дискуссии:

1 - Gedanken ordnen,

2 - Mitteilungszweck überdenken,

3 - darzustellendes Problem eingrenzen,

4 - Ansatzpunkt für den Beitrag suchen,

5 - Argumente, Beispiele, Argumentationsmethoden auswählen (dabei den Hörerkreis beachten),

6 - wirksamen Abschluss bedenken,

7 - wichtige sprachliche Mittel zurechtlegen.

Говоря о языковых средствах в качестве логико-смысловых опор при вербальном оформлении выступлений, следует отметить широкое употребление различных «формул речевого этикета» или «устойчивых фраз общения». Характерной чертой подобных клишеобразных формул является их обращенность к слушателю, что позволяет сигнализировать об отдельных шагах или важных моментах высказывания, например, о начале выступления, переходе к другой мысли или проблеме, они помогают правильно обобщить излагаемый материал и завершить высказывание.

Некоторые «устойчивые фразы общения» удалось классифицировать в зависимости от разной реакции обучающихся на высказывание.

Сюда же можно отнести специальные словесные заполнители пауз, размышления, позволяющие продолжить выступление и одновременно выиграть время для его языкового оформления - Pausenfüller, средства выражения отношения говорящего к предмету изложения, отстаивания своей точки зрения и т.п., которые учащиеся с удовольствием используют на уроках разговорного практикума.

В основе приёма ранжирования лежат различия в точках зрения при ранжировании информации, предлагаемой ученикам для ознакомления и обсуждения в процессе иноязычного общения.

Ранжирование - приём, в котором обучающиеся получают задание познакомиться с предлагаемым материалом, осмыслить, оценить содержащуюся в нём информацию и распределить её согласно определённым критериям: степень важности, предпочтение, эмоциональная окрашенность и т. д. Информация преподносится в виде списка слов, словосочетаний, набора отдельных высказываний или в связном тексте. Упражнение выполняется как индивидуально, так и в парах или небольших группах. При парной и групповой работе ранжирование информации осуществляется в ходе её обсуждения и согласованного определения приоритетов оценок. В заключение следует представление ранжированной информации, сопровождающееся комментарием, с последующим обменом мнениями и возможной дискуссией.

В упражнениях на ранжирование реализуется принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности. Восприятие и переработка информации (при её чтении или аудировании) сочетаются с письменной фиксацией материала и устно - речевым общением. При ранжировании информации реализуется принцип личностной направленности обучения. Ранжирование исключает единственно правильный ответ и является эффективным в группах обучающихся с разным уровнем владения иноязычной речью. Покажу это на примерах по теме «Эти странные немцы». Обучающимся предлагается получить информацию о чертах характера немцев и русских. Ребята узнают, что немцы относятся к жизни с невероятной серьёзностью и с неодобрением воспринимают любые проявления легкомыслия, всякие случайности и неожиданности. Немцы предпочитают не нарушать даже те правила, которые сильно осложняют им жизнь, и руководствуются принципом: всё, что не разрешено - запрещено. Немцы помешаны на порядке. «Порядок превыше всего» - любимая их присказка. Для того, чтобы всё было в лучшем виде, немцы готовы одобрить заведомо жёсткую политику и крайне суровые законы.

Обучающимся предлагается написать какие черты характера из перечисленных на доске (экране) свойственны немцам. После того, как каждый напишет свои варианты, предлагаю ребятам объединиться в пары или тройки и составить новый список черт характера, согласовав их друг с другом. Затем обсуждение списка проводиться всеми обучающимися группы с обоснованием своих вариантов выбора.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что при обучении общению большую роль играет коммуникативная компетенция, предполагающая выражение мыслей адекватно конкретной ситуации общения на основе знания и выбора языковых средств, формирующих умение логически правильно, аргументировано и эмоционально выражать свои мысли, оказывать требуемое речевое воздействие на партнёра по коммуникации.

Работа на третьем этапе предусматривает выполнение проектных заданий, которые непосредственно связывают процесс овладения определённым предметным знанием с реальным использованием этого знания.


© 2010-2022