Приемы педагогической техники, формирующие учебно – познавательные компетенции

  Стандарт для учителей иностранного языка работает уже второй год , причем не только в начальной школе, но так же и в основной школе. Поэтому имеет смысл поговорить о практических аспектах современного урока. Уроку. Как форме организации учебного процесса более 400лет. Это педагогическое изобретение очень жизнеспособно. Поэтому понятие « современный урок» на мой взгляд немного надумано. Современным должен быть учитель, его виденее проблемы. Позиция учителя- в класс иду не с готовым ответом, а с... Очень удачным на мой взгляд является приём составления кластеров (mind mapping). Который позволяет слабым ученикам иметь лексический минимум, а сильным- готовую схему опору для формирования навыков говорения. При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также на этом этапе необходимо продумать формы организац...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стандарт для учителей иностранного языка работает уже второй год , причем не только в начальной школе, но так же и в основной школе.

Поэтому имеет смысл поговорить о практических аспектах современного урока.

Уроку. Как форме организации учебного процесса более 400лет.

Это педагогическое изобретение очень жизнеспособно. Поэтому понятие « современный урок» на мой взгляд немного надумано. Современным должен быть учитель, его виденее проблемы.
Позиция учителя- в класс иду не с готовым ответом, а с вопросом- на который вместе с детьми будем искать ответ.
И я хотела бы остановиться на педагогических приёмах, которые позволяют учителю реализовывать современные запросы общества
На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД.

Здесь уместно нестандартное начало урока например: в гости пришел сказочный герой, В руках у учителя « Волшебный сундучок», где лежит предмет или картинка по теме урока, в зависимости от того каким по очерёдности проходит урок, начать можно с тематической песенки или стихотворения.

Очень удачным является приём « Пазлы» ( тема урока или тематическая картинка может быть разбита на фрагменты, задача обучающихся восстановить оригинал.

При обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания - незнания и ставят цель на урок.

На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке.

Интерактивная доска может применяться на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности:

Учитель может использовать разнообразные приемы. Например, при работе над навыками чтения применяются такие приемы как « Установление соответствий», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками», «Выделение необходимой информации».
При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: «Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов». Для разработки данных заданий используется функция клонирования.

При обучении говорению коммуникативную ценность имеют задания «Незаконченное предложение», «Установление соответствий», «Соотнесение реплик в диалоге».

При обучении письменной речи эффективными являются задания: «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками». Очень удобными являются функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и функция «Прозрачность», с помощью которой можно высвечивать правильные варианты.


Использование интерактивной доски в школе обеспечивает учителю процесс импровизации на уроке: учитель может быстро вносить комментарии поверх подготовленных материалов, видеосюжетов, компьютерных приложений и обучающих программ.

Очень удачным на мой взгляд является приём составления кластеров (mind mapping). Который позволяет слабым ученикам иметь лексический минимум, а сильным- готовую схему опору для формирования навыков говорения.

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также на этом этапе необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповая работа помогает учителю ИЯ создать на уроке "языковую среду", т. е. условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на ИЯ в естественной обстановке.

Успех коллективной работы зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения учеников работать совместно и согласованно. Сами учителя и обучаемые должны быть психологически готовы к работе в группе и к организации работы групп. Иными словами, сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать

Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

Занятие проектной деятельностью развивают все универсальные учебные действия

личностные- выбрать тему проекта ( например: любимое домашнее животное, сказочный персонаж)

познавательные- умение писать письма, умение говорить

регулятивные- целеполагание, планирование, контроль
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, предлагаю ребятам использовать кружки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ определенного кружка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. В классе у нас работает служба 11, в начале учебного года мы с ребятами придумываем карточку-знак , который они могут поднять на любом этапе урока, и ребенок получить дополнительное разъяснение или со стороны одноклассников или со стороны учителя.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально - предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Хочу напомнить некоторые приемы педагогической техники, формирующие учебно - познавательные компетенции.

«Гонка за лидером»

С последней парты каждого ряда пускается лист с заданием, в котором обучающиеся заполняют по одному фрагменту: пропущенное слово, фразу, часть в таблице, схеме, формулах и т. д. Выполненное задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно.

Прием применяется на этапе проверки домашнего задания.

«Ассоциация»

При знакомстве с новым понятием обучающимся предлагается высказать свои ассоциации, связанные с ним, впечатления, образы, которые позволят легче усвоить тему.

Может быть использован при изучении нового материала.

«Задай вопрос»

Обучающимся предлагается самостоятельно задать вопросы к изученной теме: устно или письменно, с предоставлением времени на подготовку или экспромтом.

Используется при систематизации знаний обучающихся. Наиболее эффективен во время проведения повторительно - обобщающего урока.

«Лечение слабого места» в слове

Обучающиеся выполняют задания самостоятельно, учатся решать ряд орфографических задач, затем обсуждают полученные результаты в парах или мини - группах и озвучивают согласованный вариант. Используется на уроках английского языка во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Ученики «лечат» слабые места в словах, находят «рецепты лечения» (правильное написание слова).

«Только мои плюсы»

Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего.

Прием используется на этапе рефлексии.

«Буквенное проговаривание»

Опрашиваемый ребенок должен воспроизвести произносимые учителем слова не так, как слышит, а так, как должен написать, т. е. по буквам. Количество слов, предлагаемых во время проговаривания, соответствует возрастным нормам.

Используется в качестве устной разминки, а также в числе закрепительно - тренировочных упражнений. Прием позволяет развивать память, стимулирует запоминание слов, способствует повышению грамотности, дает возможность достаточно быстро опросить большое количество детей на уроке.

«Театрализация»

Обучающиеся делятся на группы, разыгрывают миниатюры, выступая в разных ролях, и моделируют изучаемые процессы, ситуации и события.

Применяется после изучения нового материала для закрепления.

«Я - мастер»

На начальной стадии изучения темы определяются обучающиеся, которые проявили себя наиболее активно и верно отвечали по новой теме. Им дается звание «Мастер» (можно придумать нагрудный значок - бейдж или вымпел). На следующих уроках «Мастера» получают лист с заданиями и помогают группам менее успешных одноклассников разбирать сложности темы. Далее подопечные «Мастеров» выполняют самостоятельную работу, которую могут проверить сами «Мастера», учитель, либо проводится само - или взаимопроверка. Звание «Мастера» переходящее и дает возможность каждому ученику побывать в этой роли.

Применяется на уроках - практикумах.

«Получи бонус»

В ходе урока любого типа ученик принимает участие в работах разного вида: фронтальный опрос, ответ у доски, работа консультантом, ответ по домашнему заданию и т. д. За каждый вид деятельности он получает бонус - цветной жетончик (цвету соответствует определенный балл). В конце урока можно посчитать бонусы и сравнить свои результаты с работой товарищей.

Прием развивает дух здорового соперничества, повышает учебную мотивацию и стремление активно трудиться на уроке, самосовершенствоваться.

«Верю - не верю»

Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5-ти и более). Если ученик считает, что сказанное верно, он ставит знак «+», если нет - «-». По окончании работы открывается «ключ», проверку можно проводить коллективную, индивидуальную или осуществлять взаимопроверку.

Задание применяется на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала.

«Горячо - холодно»

Учитель комментирует ход рассуждений учеников с помощью слов: «тепло», «еще теплее», «холодно» и т. д.

Применяется при обсуждении поставленного проблемного вопроса. Активизирует мыслительную деятельность и направляет ход рассуждений в нужное русло.

«Удивляй»

Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенд, необычных фактов. Сообщения может готовить как учитель, так и обучающиеся.

Прием используется на этапе изучения нового материала (для усиления мотивации) и в ходе выполнения практической работы (для предупреждения утомляемости).

«Лишние слова»

Дан перечень характеристик какого - либо предмета, явления, действия. Обучающиеся находят и вычеркивают лишние слова.

Применяется на этапе контроля уровня знаний.

«Интервью»

Класс делится на «Корреспондентов» и «Респондентов». «Корреспонденты» задают вопросы «Респондентам» по изученному материалу. Оцениваются содержательность, логичность и творческий характер беседы, которую проводит «Корреспондент», и оригинальность, точность высказываний «Респондента».

Прием эффективен на этапе закрепления и обобщения изученного материала. Предметная область применения безгранична, прием универсален для любого возраста.

«Перекинем мостик»

Учитель, неожиданно для обучающихся, предлагает «перекинуть мостик» из урока в урок, из предмета в предмет. Например, на уроке английского языка предлагает записать географические названия той или иной страны, вспомнить исторические события, известных деятелей литературы и искусства и т. д. Можно «перекинуть мостик» в профессию, в которой знания, полученные на уроке, будут востребованы.

Используется на любых этапах урока.

«Запретный плод»

Учитель демонстрирует изображение, спрятанное за карточками с номерами заданий. Количество карточек с цифрами равно количеству заданий, которое учитель планирует выполнить с обучающимися в течение урока. Лучше, если цифры на карточках расположены не по порядку. По мере выполнения заданий картинка открывается.

Прием используется при актуализации темы следующего или текущего урока.

«Маркировочная таблица»

В ходе урока ученик вносит полученную информацию в разные колонки таблицы: «знаю», «узнал новое», «хочу узнать подробнее». Данный прием позволяет учителю контролировать работу каждого ученика на уроке, степень его понимания и интереса к изучаемой теме.

Используется на этапе изучения нового материала (первая колонка), на этапе закрепления изученного (вторая колонка), на этапе рефлексии (третья колонка).

И еще некоторые приемы педагогической техники, формирующие информационные компетенции

«Рекорды».

Обучающимся при изучении темы о группе сходных объектов предлагается поработать с дополнительными информационными источниками и составить вопросы, начинающиеся словами «самый длинный», «самая большая» (короткая, глубокая, теплая, холодная и др.).

Используется при проведении нестандартных типов уроков.

«Опорные слова».

При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний по теме перед его просмотром необходимо написать на доске или вывесить плакат с новыми терминами, названиями, датами и др. опорными словами, которые встретятся обучающимся в фильме. На следующем этапе урока следует организовать работу с данными опорными словами, которая бы предусматривала осмысление обучающимися наиболее важных фактов, выявление причинно - следственных связей между ними.


© 2010-2022